Представляю вашему вниманию авторский план отдыха в Которской бухте на 10 дней.
Рекомендуемое время для поездки: апрель, первая половина мая, вторая половина сентября, октябрь.
В эти периоды комфортная для прогулок погода, красивая природа и практически все (кафе, рестораны, музеи, сувенирки) уже/еще работает, но туристов гораааздо меньше, чем летом.
Однако стоит учесть, что осенью значительно короче световой день, так что если есть возможность - предпочтение лучше отдать весне.
Цель: увидеть все самое интересное в Боке Которской (церкви, исторические кварталы, крепости).
При этом главное - качество впечатлений, а не скорость, поэтому, собственно, маршрут и занимает 10 дней (ну, на самом деле - 8.5, так как сюда включены дни прилета и отлета).
Кому подойдет: данный план самостоятельных экскурсий составлен для противников принципа "галопом по Европам". Само собой, можно объехать всю бухту за пару часов. Или побывать за один день в Которе, Перасте и Херцег Новом, сделать фото у нескольких самых известных достопримечательностей и считать, что везде был и все видел.
Но у нас стоит иная задача - более близко познакомиться с историей, культурой и архитектурой этой уникальной черногорской области. По полной насладиться великолепными видами, сочетанием моря и гор.

При этом график получился довольно плотный, с долгими прогулками на целый день.
Сколько вы успеете посмотреть - зависит не только от вашего темпа (как быстро ходите и насколько часто делаете паузы для отдыха, какое количество времени тратите на осмотр экспонатов или пейзажей, снимаете при этом фото и видео или нет и т.д.), но и от того, насколько рано получится выезжать, какова продолжительность светового дня и прочее.
Идеальный план - всегда индивидуальный, ниже все рассчитано примерно по средним значениям. Кто-то может не успеть посмотреть некоторые пункты, у кого-то, напротив, останется свободное время. Это нормально.
Но я постаралась накидать бонусных вариантов в конце почти каждого дня - для форс-мажорных ситуаций и тех, кто быстро справится с планом.
Передвижение: как уже говорилось выше, очень много прогулок пешком, но в маршруте практически нет хайкинговых троп и пеших подъемов в гору.
Большая часть перемещений между пунктами предполагает поездки на авто. Поэтому обязательно иметь водительские права (любые, национальные для аренды машины в Черногории тоже подходят) и стаж вождения от 2 лет.
Все поездки будут непродолжительные по времени и количеству километров. Автомобиль нужен, чтобы сделать ваш отдых значительно комфортнее, помочь посмотреть больше мест и добраться до тех локаций, куда не доехать на автобусе и слишком долго и трудно идти пешком.
В то же время, в начале путешествия имеются передвижения на общественном транспорте. Там это финансово выгоднее и при том не влечет особых неудобств.
Ночевки предусмотрены с следующих городах: 1 в Тивте, 6 в Которе/Доброте, 2 в Херцег Новом.
Но, само собой, при поиске жилья можно смотреть и соседние поселения, решайте, исходя из имеющихся локаций, бюджета и ваших личных предпочтений.
Теперь про бюджет. Кроме маршрута на каждый день с основными точками и интересностями, в плане имеются актуальные цены на посещение достопримечательностей (указана стоимость взрослых билетов, для детей лет до 12 обычно предусмотрен бесплатный вход или скидка). Эта информация поможет вам рассчитать экскурсионный бюджет.
Тем не менее, учтите, что стоимость посещения той или иной достопримечательности теоретически в любой момент может измениться, так что не стоит пытаться вычислить сумму с точностью до копейки, всегда лучше округлять в большую сторону.
Еда и жилье в перечень трат намеренно не включены, потому что тут все очень индивидуально: одним нормально снять койку в хостеле за 10 €, а другим нужны апартаменты с отдельной ванной и красивым видом, и заплатить за них 50 € - не проблема. Кто-то готов решать вопрос с едой самодельными бутербродами и местными продуктами с рынка, а кому-то нужно горячее питание трижды день и он готов потратить время и деньги на посещение кафе или ресторана.

1 ДЕНЬ.
4 ДЕНЬ.
Далее двигаемся в сторону деревни Росе. При желании можно заскочить в еще одну небольшую фортификацию перед въездом в поселение. Она находится очень близко к дороге и хорошо сохранилась снаружи, но, к сожалению, сильно повреждена внутри и не может впечатлить ни монументальностью, ни уникальной архитектурой, ни интерьером.
Следующая точка маршрута - деревня Жанице.
Для тех, у кого после Жанице еще останется время и желание гулять - на выезде с Луштицы можно пройтись по Тиватскому солончаку. Или заехать в монастырь на острове Цветов. Тут уж зависит от ваших интересов, времени года, погоды и прочих факторов.
На заметку: позаботьтесь о освещении в темных зонах крепостей и внутри дока. Впрочем, большинству хватает фонарика на смартфоне, но, в любом случае, этот вопрос стоит продумать заранее.
После проезжаем еще чуть-чуть вперед - до дворца Трех сестер в Прчне и оттуда уже идем пешком по набережной. Впереди вас ждет более 4,5 километров с симпатичной исторической застройкой, захватывающими пейзажами и несколькими церквями. Среди церквей, конечно, особенно выделяется храм Рождества Блаженной Девы Марии. Если он будет открыт - обязательно зайдите, внутри есть на что посмотреть.
На заметку: даже если вы стараетесь экономить и питаться не в кафе, гуляя по набережной стоит зайти в одну из кафешек Столива или Прчня. Обедать/ужинать необязательно, можно просто заказать кофе или какой-нибудь иной напиток. Главное - сесть на уличной террасе и использовать это время для отдыха, получения удовольствия от панорамы и впитывания окружающей красоты.
Утром или накануне найдите время, чтобы запастить перекусом, ибо на маршруте не будет ни магазинов, ни заведений общепита (не считая того самого кафе на серпантине к Негушам, до коего вы, по плану, должны добраться только в конце поездки - то есть, спустя много часов после выезда из Котора).

На один из них непременно стоит сплавать на кораблике (второй официально закрыт). Организованных туров или общественного транспорта к острову Богородицы на Рифе нет, зато в Перасте полно морских такси. Просто обратитесь к одному из лодочников или их промоутеров на набережной, заказывать заранее ничего не нужно.

Затраты на топливо тоже не приведены, так как его потребление зависит от авто и вообще того, чем вы будете заправлять машину. Здесь можно найти цены на топливо в Черногории. Забронировав конкретную машину, примерную сумму можно рассчитать самостоятельно.
В маршруте каждого дня указано примерное количество километров, которые вы будете проезжать, общее же число за поездку - от 234 км. Это при условии, что вы четко сможете следовать минимальной программе, ни разу нигде не потеряетесь, будете легко находить парковки у достопримечательностей и снимать жилье всегда в центре. Как вы понимаете, это трудновыполнимо, так что, опять же, при подсчетах округляйте.
И еще по маршруту.
Населенные пункты ниже распределены именно таким образом, чтобы не было дней, когда вы все время только ходите, а арендованное авто стоит на стоянке. Или вам приходится на день сдавать, а затем снова оформлять его.
При составлении программы я стремилась также скомпоновать все так, чтобы каждый день был не слишком похож на предыдущий и достопримечательности чередовались.
Те объекты и локации, про которые на сайте уже есть статьи, выделены, так что вы сможете переходить по ссылкам и практически обо всем читать подробнее, а также смотреть фото мест, о которых идет речь.
1 ДЕНЬ.
ПРИБЫТИЕ В ЧЕРНОГОРИЮ. ТИВАТ.
В Черногории всего два аэродрома, для нашего маршрута больше подходит тот, что в находится в Тивте. Что достаточно удачно, ведь, как ни странно, в приморский аэропорт жителям СНГ проще и дешевле добраться, нежели в столичный.
В Черногории всего два аэродрома, для нашего маршрута больше подходит тот, что в находится в Тивте. Что достаточно удачно, ведь, как ни странно, в приморский аэропорт жителям СНГ проще и дешевле добраться, нежели в столичный.

На первый день не стоит планировать ничего грандиозного, как минимум потому, что времени будет не так уж много (в настоящее время в Тиватском аэропорту самолеты не садятся в 6 утра, так что, очевидно, часть дня окажется потеряна). А если вы еще и летели долго, с пересадками и сменой часовых поясов - будет меньше не только времени, но и энергии.
После прохождения всех процедур и выхода из аэропорта на такси едем до города Тиват. Телефоны, тарифы, полезная информация для поездки на такси от аэродрома - тут.
С другим транспортом дело, пока что, обстоит не очень - и локальные, и междугородние автобусы уходят с автостанции, а она, собственно, находится уже в городе. На его окраине, но все же. Разве что вам повезет сесть в автобус "Blue line", ездящий по маршруту, "Tivat - Ostrvo Cvijeća". Его остановка расположена возле аэропорта, но рейсов очень мало (время отправления ищите здесь, остановка нужна та, что напротив автозаправки, ее фото есть в этой публикации).
Ну или если есть желание и нет багажа - можно прогуляться пешком. Путь от здания аэровокзала до набережной займет полчаса, до центра города минут на 10 больше.
Тиват город маленький и молодой, достопримечательностей в нем мало. Среди обязательного к посещению - комплекс Порто Монтенегро.
Идя туда, не стоит настраиваться на впечатляющие архитектурные сооружения или ждать от него старины, это просто приятное для прогулок место с хорошим благоустройством. 

Еще в Порто Монтенегро есть музей и югославская подводная лодка.
Скорей всего, остатка дня как раз хватит на то, чтобы пройти по нескольким улицам, осмотреть подлодку, поразглядывать яхты, сделать хорошие фото, попить кофе или покушать в каком-нибудь приятном месте.
Но если после вдруг еще останутся силы и время - есть вариант выйти из Порто Монтенегро возле музея Морского наследия и пройтись по набережной до церкви Святого Роха в Нижней Ластве. Прогулка займет порядка 20 минут в одну сторону (обратно, если что, можете вернуться на автобусе "Blue line", едущем из поселка Лепетане до автобусной станции Тивта. Это маршрут "(Kamp) Kotor-Tivat", расписание есть в уже упоминавшемся выше, этом посте. Выйти можно не на автостанции, а раньше, в центре города).
В самом Тивте также можно зайти в комплекс Буча, где расположен маленький, но бесплатный городской музей и картинная галерея.

На заметку: закаты в Тивте особенно хороши с длинных пристаней в южной части Порто Монтенегро и с городской набережной Пине, за пределами комплекса.
Возможно, вам пригодится подборка туристических карт Тивта.
Цены:
- такси из аэропорта в центр города - 12 € если брать такси у аэропорта, около 4-5 € при заказе машины по телефону;
- музей Морского наследия в Порто Монтенегро - 2 €;
- посещение подводной лодки + музей - 5 €.
2 ДЕНЬ.
КОТОР.
Прощаемся с Тивтом, на такси или междугороднем автобусе едем до Котора.
Чтобы сесть в междугородний автобус, нужно обязательно идти на тиватскую автобусную станцию. Просто из Тивта теоретически можно уехать на локальном транспорте компании "Blue line", но это самый неудобный расклад, так как данный автобус едет по ооочень длинному маршруту.
После прибытия в Котор отправляемся прямиком к Старому городу.
Если вы выбрали вариант с междугородним автобусом - обратите внимание, по пути от которской автостанции к историческому кварталу у вас будут руины францисканского монастыря и остатки средневекового кладбища.
На то, чтобы пройти по городским стенам и бастионам, найти все ворота, площади и дома знатных семейств, насладиться лабиринтом узких улочек, зайти в пару музеев и все открытые церкви уйдет часов 7.
Сюда еще необходимо добавить перекусы, паузы для отдыха, общение с местными котиками, посещение сувенирных магазинов - и выйдет, что на хорошее знакомство с городом как раз ушел весь второй день.
На заметку: чтобы сделать посещение интереснее, почитайте 10 интересных фактов о Которе.
Спланировать прогулку по историческому кварталу вам может помочь список из 10 вещей, которые стоит сделать в Которе.
Лучшие туристические карты Котора представлены по этой ссылке.
Также смотрите список 10 лучших отелей Котора до 100 €.
Важный момент - бронируя жилье, сразу думайте о авто. Первые две ночи вам беспокоиться о парковке не надо, но после у вас будет машина, которую потребуется где-то оставлять на ночь, а в Которе с этим проблемно.
Жить в Старом городе, конечно, романтично, но вот ни у одного отеля/хостела/апартамента там нет своей парковки, поскольку въезд на территорию исторического квартала невозможен. Значит вам, во-первых, придется дополнительно платить за стоянку автомобиля, во-вторых - постоянно ходить туда-сюда пешком.
Поэтому лучше сразу искать жилье где-то в окрестностях Старого Котора, например, на южном конце Доброты или в прибрежной части Шкаляри.
Хотя, само собой, если очень хочется - пару ночей можно переночевать в Старом городе, а на оставшееся время переехать в место, где есть свой паркинг.
Цены:
- такси из центра Тивта в Котор - около 12 €;
- билет на междугородний автобус из Тивта в Котор - 2-3,5 €;
- билет на автобус "Blue line" - 2 €;
- билет в Морской музей - 5 €;
- билет в лапидарий - 3 €;
- билет на временную выставку в церковь Св. Павла - 3 €;
- комбинированный билет в церковь Св. Павла и лапидарий - 4,5 €;
- билет в музей Кошек - 1 €;
- билет в собор Св. Трифона - 3 €.
3 ДЕНЬ.
КОТОРСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДОБРОТА.
Утро начинаем с которской фортификационной системы, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Учтите, что тут не столько важна цель, сколько путь. Крепость на вершине скромная. Изюминка которской фортификации в пути на гору: в длиннющей лестнице, распложенных вдоль нее дополнительных укреплениях, церкви Богородицы Здравие, постепенно меняющейся картинке и все более широком обзоре.
Если бюджет поездки ограничен и есть желание сэкономить - можете попробовать пройти бесплатно через одну из лазеек, про которые я рассказывала здесь. При условии, что вы не особо боитесь змей и возможных зарослей, предпочтение однозначно стоит отдать третьему варианту - подъему от Южных ворот.

Далее отправляемся в Доброту и остаток дня проводим, гуляя по набережной. Спуститься на нее можно практически напротив которского торгового центра "Kamelija". Это всего 5-7 минут пешком от Морских ворот Старого города.
На набережной вас ждут великолепные виды на залив и пара интересных церквей: Святого Матфея с необычной и очень хорошей обзорной площадкой и Святого Евстафия с изящной колокольней. Если повезет и последняя будет открыта - обязательно зайдите внутрь и внимательно осмотрите интерьер. Особое внимание стоит обратить на венецианские боковые алтари и необычную мозаику за центральным алтарем. Да, и про живопись на потолке не забудьте.
Виды с набережной не дадут скучать, но еще интереснее по ней гулять, если параллельно высматривать старые дома местной знати - так называемые капитанские дворцы. Можно искать гербы на фасадах, а лучше взять в помощь этот пост.
Чтобы к вечеру ноги не отвалились, не забывайте устраивать хотя бы короткие паузы в симпатичных местечках, благо, на набережной Доброты их полно.

Обратно будет удобнее всего вернуться на локальном автобусе "Blue line" (расписание - по этой ссылке). Первая автобусная остановка в поселении расположена на Адриатической магистрали над церковью Св. Евстафия, возле магазина "Aroma".
Цены:
- билет на Которскую крепость - 8 €;
- проезд на автобусе "Blue line" из Доброты в Котор - 1 €.
4 ДЕНЬ.
ЛУШТИЦА.
Первым делом забираем арендованную машину (я советую бронировать ее здесь), а затем едем на полуостров Луштица. Там направляемся к одной из самых масштабных крепостей черногорского побережья времен Австро-Венгерии - Кабале.
Полюбовавшись видом, стоит заглянуть в батарею Клинцы. Она небольшая, но будет по пути, так что почему бы не осмотреть и ее. Тут же, кстати, совсем рядом с укреплением и обзорной площадкой, находится церковь Святого Трифона. Она тоже маленькая, но зато со старыми фресками.
После уж точно можно ехать к Кабале.
В крепости обязательно не только подняться на верхний, боевой уровень, а облазить ее всю - иначе впечатления будут не те. Осмотрите казармы, внутренний двор, найдите туалет, пройдите в отдельно стоящий капонир по темному коридору нижнего этажа. Ну и да, само собой, на верхнем уровне надо оценить виды на бухту. Они там вполне неплохие.

Рядом с Кабалой стоит еще одна австро-венгерская крепость - Луштица, но ее посещение можно пропустить - форты очень сильно похожи, только вот Луштица сильно разрушена.
Далее двигаемся в сторону деревни Росе. При желании можно заскочить в еще одну небольшую фортификацию перед въездом в поселение. Она находится очень близко к дороге и хорошо сохранилась снаружи, но, к сожалению, сильно повреждена внутри и не может впечатлить ни монументальностью, ни уникальной архитектурой, ни интерьером.
А вот в док для подводных лодок, построенный под ней, зайти стоит. И заценить вид на Херцег Нови, открывающийся с площадки возле входа в него.
После имеет смысл проехать еще чуть-чуть и полчасика погулять по Росе. В поселке есть своя набережная, совсем крошечная, но уютная и симпатичная.

Следующая точка маршрута - деревня Жанице.
При условии, что уже тепло и хорошая погода, на пристани садитесь в лодку (на рейсовый кораблик или морское такси) и езжайте на осмотр монастыря Жанице и Голубой пещеры.
Если возможности сплавать на кораблике нет, то можно просто доехать до мыса Арза, посмотреть на остров с монастырем со стороны (потому что даже так он выглядит великолепно), дойти до небольшой крепости Арза.
Укрепление для посещений закрыто, но сам мыс, на котором оно построено - место с фантастическим видом. Здесь вам и обзор на остров с фортом Мамула, и суровый скалистый берег, и живописный вход в Которскую бухту.

Обратно в Котор вы будете возвращаться по другой дороге, таким образом сделав круг по полуострову.
Для тех, у кого после Жанице еще останется время и желание гулять - на выезде с Луштицы можно пройтись по Тиватскому солончаку. Или заехать в монастырь на острове Цветов. Тут уж зависит от ваших интересов, времени года, погоды и прочих факторов.
На заметку: позаботьтесь о освещении в темных зонах крепостей и внутри дока. Впрочем, большинству хватает фонарика на смартфоне, но, в любом случае, этот вопрос стоит продумать заранее.
Если вы планируете питаться в ресторанах, в мае-сентрябре поесть можно будет в поселениях Росе и Жанице. В другие месяцы немногочисленные заведения общепита на полуострове, вполне вероятно, окажутся закрыты.
Поэтому, если хотите подстраховаться, либо бюджет не слишком большой и есть желание сэкономить - устройте пикник. Для вдохновения вот вам список продуктов, которые стоит попробовать в Черногории.
Кстати, утром у вас практически по пути будет супермаркет HDL, где по черногорским меркам большой выбор и низкие цены. Он находится буквально в минуте езды от сворота на Луштицу (на кольце, которое будет после туннеля Врмац, надо будет ехать не прямо, в повернуть налево).
Другой вариант - в Которе, перед выездом, забежать в пекарню и купить свежую выпечку или пиццу с собой. Или пойти в месару - мясной магазин. Там кроме сырого мяса обычно продают и уже готовое по достаточно демократичным ценам.
А вот на самой Луштице с магазинами плохо. Так что едой, в любом случае, запасайтесь заранее.
Хорошее место для пикника - в поселке Росе, а идеальное - на галечном пляже возле крепости Арза или на скалах под ней.
Цены:
- посещение всех крепостей, дока для подлодок, солончака, монастырей - бесплатно;
- кораблик до монастыря Жанице и Голубой пещеры - 5-10 €.
Примерное количество километров за день: 60.
5 ДЕНЬ.
ПРЧАНЬ, СТОЛИВ.
Пятый день будет посвящен осмотру пары старых бокельских поселений и красивым панорамам залива.
Пятый день будет посвящен осмотру пары старых бокельских поселений и красивым панорамам залива.
По дороге в Прчань можно сделать короткую остановку в деревне Муо у приходской церкви Марии Помощницы Христиан, довольно необычной для этих мест.
После проезжаем еще чуть-чуть вперед - до дворца Трех сестер в Прчне и оттуда уже идем пешком по набережной. Впереди вас ждет более 4,5 километров с симпатичной исторической застройкой, захватывающими пейзажами и несколькими церквями. Среди церквей, конечно, особенно выделяется храм Рождества Блаженной Девы Марии. Если он будет открыт - обязательно зайдите, внутри есть на что посмотреть.

Прчань плавно перетекает в Столив, где несколько меньше старой и интересной архитектуры, но тоже есть набережная с крутыми видами. Когда дойдете до центра поселения, где находится Дом культуры, почта и маяк, очень рекомендую подняться в старую часть деревни - Верхний Столив. Это примерно полчаса по лестной дороге, выложенной камнем.
Наверху вас ждет почти заброшенная, но не сильно руинированная деревня с атмосферой застывшего времени; двумя церквями - одной совсем скромной и маленькой и второй побольше и побогаче, имеющей изящную кампанилу; и обзорная площадка, откуда бухта вновь предстанет с нового ракурса.

Дальше есть три опции.
Первая, если уже поздно или вы очень устали - спуститься вниз, сесть в автобус "Blue line" и доехать до конца Прчня, где вы запарковали машину. Автобус останавливается возле почты Столива, но ему нужно будет махнуть рукой, иначе проедет мимо.
Если обратно возвращаться еще не хочется - спускайтесь вниз и идите дальше по набережной, впереди вас ждет еще одна церковь с высокой колокольней (главный католический храм Столива), пара домов с гербами, уютные террасы кафе, а после выхода из поселения и необычная церковь-укрепление в проливе Вериге, Госпа од Анджела. Обратно к авто также стоит поехать на локальном автобусе "Blue line".

И третий вариант. Он наиболее трудозатратен и вряд ли после долгих часов ходьбы многие на него не решатся, тем не менее, на всякий случай напишу и про такую возможность. Вернуться к машине можно пешком, по горной тропе. Из Верхнего Столива промаркирован путь к бывшей приходской церкви Прчня. От храма вы сможете спуститься вниз к южной оконечности Прчня и выйти недалеко от дворца Трех сестер.
Данная дорога отмечена на туристической карте полуострова Врмац, опубликованной здесь. Путь займет около 2,5 часов.
На заметку: даже если вы стараетесь экономить и питаться не в кафе, гуляя по набережной стоит зайти в одну из кафешек Столива или Прчня. Обедать/ужинать необязательно, можно просто заказать кофе или какой-нибудь иной напиток. Главное - сесть на уличной террасе и использовать это время для отдыха, получения удовольствия от панорамы и впитывания окружающей красоты.
На обратном пути еще неплохо было бы остановиться неподалеку от границы поселений Муо и Шкаляри и полюбоваться видом на Старый Котор и его фортификационную систему. Возможно даже, выбрать приятное местечко на набережной и дождаться там темноты, чтобы заценить подсветку Которской крепости. Ведь южный конец Муо - та самая точка, с которой на нее открывается лучший ночной вид.
Примерно количество километров за день (на авто): 10.
6 ДЕНЬ.
ГОРАЖДА И ВРМАЦ.
Следующие в плане - крепости в окрестностях Котора, до которых проблематично добраться пешком, зато относительно просто - на машине. Всего их будет три.
Первая - фортификация в поселении Троица. Укрепление некоторое время назад было отреставрировано, но осмотреть его получится только снаружи, так что тут делаем лишь короткую остановку.

Затем едем к форту Врмац. На его посещение уйдет пара часов - крепость большая, обойдите ее и внутри, и снаружи, поднимитесь на крышу, не забудьте про пейзажи перед ней.
После Врмца самое время ехать к Горажде. Ее фасад обязательно стоит увидеть со всех возможных ракурсов и, конечно, тоже облазить все внутри - фортификация относительно неплохо сохранилась, так что в ней куча помещений и интересных уголков для осмотра.

После Горажды можно не сразу возвращаться в Котор, а еще минут 20-30 проехать вверх, в сторону деревни Негуши. Там вас ждет горный серпантин с несколькими удачными точками для остановки и восхитительными видами на бухту.
По пути к Негушам имеется кафе с хорошей видовой террасой.
На подъезде к перевалу Крстац, в получасе езды от Горажды, наличествует зиплайн. Однако учтите, что работает он обычно только во время туристического сезона, а в остальные месяцы может быть закрыт.
Далее я бы предложила вам чуть-чуть отклониться от нашего исключительно бокельского плана и немного погулять по деревне Негуши; заглянуть к одному из локальных производителей на дегустацию широко известных сыра и пршута и посмотреть, как их готовят. Но вполне вероятно, что на посещение Негушей уже не останется времени.
На заметку: на машине получится доехать прямо до ворот каждой из трех крепостей. Перед ними же выйдет и бесплатно запарковать машину.
В фортах Горажда и Врмац, также, как в укреплении Кабала на Луштице, необходим фонарик, без него вы очень много потеряете.
Будьте осторожны на дорогах. К Врмцу путь приличный, асфальтированный, но дорога горная, с одной полосой в обе стороны. Возможно, придется с кем-то разъезжаться, так что быстро ехать не стоит.
Тоже самое касается и дороги к Горажде и Негушам, только там движение оживленнее и периодически встречаются грузовики. Путь не сказать чтобы прям совсем тяжелый, но потребует от вас повышенного внимания и несколько больше времени, чем обычные дороги. Не особо опытным водителям также не рекомендуется ездить здесь в темное время суток.
Утром или накануне найдите время, чтобы запастить перекусом, ибо на маршруте не будет ни магазинов, ни заведений общепита (не считая того самого кафе на серпантине к Негушам, до коего вы, по плану, должны добраться только в конце поездки - то есть, спустя много часов после выезда из Котора).
Но, на самом деле, это очередной отличный шанс попробовать местную выпечку, продегустировать черногорские сыры, покушать оливки, купленные накануне на которском рынке, ну и так далее.
Хорошие места для пикника - перед крепостями Врмац и Горажда.
Цены:
- вход в укрепления - бесплатно;
- зиплайн - 10 €.
Примерное количество километров за день: 55 (62,5 c посещением Негушей).
7 ДЕНЬ.
ПЕРАСТ.
На седьмой день направляемся смотреть еще один очаровательный городок Боки Которской с исторической застройкой того периода, когда данная часть бухты принадлежала Венецианской республике. Как вы уже поняли из заголовка, речь идет о Перасте.
В нем вас, кроме старых домов, палат знатных семей и церквей, ждут визитные карточки залива - острова.

Часа на острове, скорее всего, будет достаточно - за это время вы успеете и рассмотреть интерьер церкви (изучите его как следует: не пропустите красивые двери на входе, обетные пластинки, картины Трипо Коколя), и посетить музейчик с нагромождением экспонатов, рассказывающих о прошлом Пераста, и сделать фото.
На городок уйдет в районе 4-5 часов - это время понадобится, чтобы забраться на знаменитую колокольню и зайти в церковь Святого Николая; пройти по набережной из одного конца в другой и вернуться по улице, идущей параллельно ей; подняться и спуститься по паре улиц-лестниц; сходить к капелле Богоматери Розария; посетить Городской музей. Плюс, конечно, надо будет добавить некоторое время на отдых и обед/перекус.
Внутрь Пераста въезд на машине туристам в теплое время года запрещен, но даже если проезд будет открыт - в нем нет никакого смысла, по Перасту надо исключительно гулять ногами.

Парковки расположены на обоих концах поселения, мне кажется более удобной та, что дальше от Котора - то есть на въезде со стороны Херцег Нови.
Да, если вы любитель фортификаций - по дороге в Пераст или обратно сделайте остановку у крепости Святого Креста. Она находится прямо на магистрали и возле нее есть место для бесплатной стоянки автомобиля, что очень удобно. Укрепление заброшено, посмотреть его можно бесплатно.
Ежели после Пераста остается время и энергия - в качестве бонуса можно добавить соседнее поселение, Рисан. Там имеются археологические раскопки, Римские мозаики, арочный мост, церковь, маленькая площадь и симпатичная мощенная камнем улочка, уходящая от нее наверх.
На одном конце Рисана расположены монастырь Баня и заброшенная больница. На другом - водопад Сопот, но он сезонный - появляется в период дождей и таяния снегов, пропадает в засушливые месяцы. В конце весны и начале осени шансов застать его, к сожалению, не слишком много. Но если он есть, скататься к нему обязательно стоит.
Дорога проходит прямо над водопадом, возле него наличествует удобная площадка с неплохой панорамой и бесплатной парковкой.

На заметку: если вы планировали попробовать свежайшие мидии из Которской бухты, данный день подходит для осуществления задуманного идеально.
Ферма мидий есть между Перастом и Рисаном, а также по дороге из Пераста в Котор. Опознать эти места получится по рекламным табличкам на магистрали и бочонкам в воде. Мидии и устрицы можно заказать и съесть прямо на ферме или взять с собой и приготовить в апартаментах, при условии, что у вас имеется кухня. Килограмм свежих сырых мидий на вынос в настоящий момент стоит 2 евро.
Цены:
- лодка до острова Госпа од Шкрпела и обратно - 5 €;
- билет в музей на острове - 3 €;
- билет в ризницу церкви Святого Николая - 1 €;
- билет на подъем в колокольню - 1 €;
- билет в Городской музей Пераста - 8 €;
- билет в Римские мозаики - 6 €;
- комбинированный билет в музей Пераста и Римские мозаики - 9 €.
Примерное количество километров за день: 37 с посещением Рисана (до водопада Сопот), 29 - только дорога в Пераст и обратно.
8 ДЕНЬ.
ВЕРХНЯЯ ЛАСТВА, ХЕРЦЕГ НОВИ.
Первую половину дня тратим на Верхнюю Ластву - по большей части оставленную и брошенную, атмосферную деревню, построенную на горе Врмац.
К ней из Нижней Ластвы, мимо оливковых рощ, сделана асфальтированная автомобильная дорога (из Котора вы едете через туннель Врмац и Тиват).
В Верхней Ластве стоит подойти к церкви, погулять по улочкам, представить, как здесь раньше жили люди. Особое удовольствие - просто бесцельно бродить, заглядывая во все места, куда только получится. На прогулку по Верхней Ластве нужно заложить около часа. Но если очень втянетесь, можно зависнуть тут и часа на полтора.

После опять садимся в авто и немного проезжаем по макадаму, чтобы подняться к церкви Святого Вита. Финальный отрезок пути надо будет пройти пешком. Это горка, но не слишком резкая и долгая. По пути обратите внимание на ступени из розового камня.
Храм маленький, в архитектурном плане скромный, да к тому же еще и запертый на замок, но от него как на ладони видно Тиват, пролив Вериге, херцегновский залив. Картинка определенно достойная того, чтобы задержаться на некоторое время в этой точке.

Затем спускаемся на авто вниз, в Нижнюю Ластву, и доезжаем до соседнего поселения - Лепетане. При помощи парома переправляемся на другой берег, в Каменари, а оттуда едем в Херцег Нови, к монастырю Савина. У монастырского комплекса имеется большая парковка, бесплатная для посетителей (но установлен лимит по времени - 3 часа).
Начать осмотр советую с главной, Большой церкви Успения Пресвятой Богородицы (здесь особое внимание - на колокольню с шикарным ажурным окном-розой), после заходим в соседний Малый Успенский храм, где перед вами предстанут старые фрески и ценный иконостас.
Затем можно заглянуть в монастырский музейчик, а уж потом, по длинной лестнице через небольшую рощицу, подняться к церкви Святого Саввы. Верхний храм почти всегда закрыт, получится посмотреть лишь росписи в открытом притворе.
Но прямо под церковью сделана обзорная площадка. С нее - да, опять вид на Боку Которскую, уже не такой впечатляющий, но новый. А еще прекрасный обзор нижней, основной части монастыря.
Завершаем день экскурсией в верхнюю херцегновскую крепость - Шпаньолу.
В настоящий момент она заброшена, и при том весьма интересна. Это бывший военный городок со всем полагающимся: мощными башнями, высокими крепостными стенами и постройками внутри них.
С парковкой у данной достопримечательности проблем не возникнет - машину выйдет бесплатно поставить прямо возле укрепления.
Для начала можно обойти вокруг фортификации, изучить строения на ее нижнем уровне, а после подняться на крепостные стены и сделать круг по верху.
На крепостных башнях вам откроется панорама с Херцег Нови и его пригородом - Игало, Адриатическим морем и входом в бухту. При удачном стечении обстоятельств сможете еще и насладиться красивым закатом с бастиона.

Цены:
- паромная переправа - 4,5 € с автомобиля (пассажиры бесплатно).
Примерное количество километров за день: 42,5.
9 ДЕНЬ.
СТАРЫЙ ГОРОД ХЕРЦЕГ НОВИ, ИЛЬИНО БРДО.
С утра отправляемся на изучение Старого города.
Я бы советовала начать сверху, с крепости Канли Кула.
Внутри нее, правда, смотреть особо нечего, однако цена билета в укрепление составляет всего 2 евро, а открывающийся с крепости вид на Старый город вполне стоит этой суммы.
От Канли Кулы спускаемся в исторический квартал. Он совсем небольшой, но со своими симпатичными уголками. 

Главные объекты в нем - Часовая башня и церковь Святого Архангела Михаила. Благодаря гармоничному сочетанию разных стилей и обилию декора у храма очень красивый и необычный фасад, да и внутрь него тоже стоит зайти, чтобы посмотреть мраморный иконостас.
Завершаем прогулку по Старому городу визитом в крепость Форте Маре.
А после обязательно спускаемся от нее вниз, к городскому пляжу Жало, так как именно оттуда по-настоящему получится оценить мощь и монументальность Морской крепости.
Далее от пляжа нужно будет пройти по набережной до арочного моста. Справа от него есть лесенка, когда подниметесь по ней - окажетесь в бывшей крепости Мезалуна. Здесь осталась только пара фрагментов боковых стен, остальное обрушилось в море и на берег. Огромные куски укрепления до сих пор лежат внизу, вы как раз сможете увидеть их с данной площадки над мостом.

Во второй половине дня едем на Ильино брдо.
Верхняя часть пути, та, что после деревни Жвине, откровенно говоря, не самая приятная - там гравийная дорога, которая, к тому же, непрерывно идет наверх.
Зато в финале вас ждет не только маленькая церквушка, расписанная фресками, но и обзорная площадка, с которой получится посмотреть сразу на две страны: Хорватию и Черногорию.
Хорватский пейзаж, надо признать, скромный, а вот черногорская Бока Которская смотрится весьма эффектно. Здесь вы вновь увидите ее под новым углом. Панорама прекрасная: есть обзор и вглубь бухты, и вид на выход из нее.

Если вдруг машина не сможет ехать от деревни Жвине (такое возможно, если вы арендовали авто с маленьким дорожным просветом) - пройдите последний отрезок пути пешком или хотя бы полюбуйтесь пейзажем от церкви Святого Георгия в Жвине.
В промежутке между двумя основными пунктами - Старым городом и Ильиным холмом, можно посетить Краеведческий музей (по набережной от разрушенной Мезалуны до входа в него около 15 минут пешком).
Или просто пройтись по набережной.
А вечером, после Ильиного холма, если вдруг вам повезет и в этот день она будет открыта - сходить на экскурсию в Титову виллу.
Варианты времяпрепровождения при наличии нескольких свободных часов и желания максимально заполнить день: съездить в деревню Жлиеби с обзорной площадкой у церкви Святого Николая (на визит стоит закладывать 2-2,5 часа: минимум час на дорогу туда и обратно, час-полтора - в самой деревне) или погулять по комплексу Портонови в поселении Кумбор (на это уйдет около 2 часов: 40 минут путь туда и обратно из центра Херцег Нови, часа полтора - в Портонови).
На заметку: возле пляжа Жало находится городская гавань Шквер, а у нее, прямо напротив бассейна - кафе Do-Do. Там хороший выбор мороженого с интересными вкусами. Быть рядом и не попробовать пару видов будет большим упущением. Это, кстати, один из пунктов в списке 10 вещей, которые стоит сделать в Херцег Нови.
На сайте есть пост про парковки в Херцег Нови, посмотрите, может пригодиться.
Также, возможно, окажется полезна подборка туристических карт Херцег Нови.
Цены:
- билет в крепость Канли Кула - 2 €;
- билет в крепость Форте Маре - 2 €;
- билет в Краеведческий музей - 3 €.
Если вы точно уверены, что пойдете в городской музей, имеет смысл купить оранжевую карточку гостя за 5 € в отделении городской Туристической организации (проще всего тогда будет утром зайти в тот офис, что находится под Часовой башней, и уже после отправляться на осмотр крепостей и Старого города);
- билет в Титову виллу - 3 €.
Примерное количество километров за день: 13,5 - только посещение Старого города и Ильиного холма;
45 км - Старый город + Жлиеби + Ильино брдо;
35,5 км - Старый город + Ильино брдо + Портонови.
10 ДЕНЬ.
ОТЪЕЗД.
Ваш самолет, скорее всего, будет в обеденное время, в аэропорту надо быть за 2 часа до регистрации, так что на заключительный сегмент путешествия составлять маршруты осмотра достопримечательностей уже не имеет смысла.
Я бы оставила этот последний кусочек отпуска на то, чтобы сбегать на херцегновский рынок и в супермаркет за скоропортящимися вкусностями, которые хочется привезти домой, докупить сувениры, выпить последнюю черногорскую чашечку кофе в каком-нибудь красивом месте.

Но если окажется, что у вас сделаны все дела и нечем заняться, а вы еще не были в комплексе Портонови - можете перед вылетом заехать на прогулку туда, это будет как раз по пути.
Цены:
- паромная переправа - 4,5 €.
Примерное количество километров за день: 24 (при условии, что вы сдаете машину прямо в Тиватском аэропорту).
Ну и напоследок - если ваш отпуск больше 10 дней - всегда можно расширить границы. Например, съездить в историческую столицу, Цетине. Кроме прогулки по самому городу, в программу стоит включить посещение Липской пещеры. Также можно подняться к мавзолею Негоша в национальном парке Ловчен.
Другие хорошие идеи для дополнительных дней - скататься из Херцег Нови в Боснию и Герцеговину, в город Требине, и/или в хорватский Дубровник (в отличие от БиХ туда нужна виза - шенгенская ну, или если у вдруг есть, национальная).
Полезные статьи для планирования поездки:
- Как и где искать жилье для отдыха в Черногории (краткосрочная аренда);
- 12 советов по краткосрочной аренде жилья;
- 12 советов по краткосрочной аренде жилья;
- 9 советов по аренде машины в Черногории;
- Как не потерять залоговый депозит;
- Какую выбрать страховку при аренде авто?.
- Как не потерять залоговый депозит;
- Какую выбрать страховку при аренде авто?.
Также будет полезно почитать:
- Дорожное движение в Черногории: основная информация и особенности;
- 10 советов по вождению машины в Черногории;
- 10 советов по вождению машины в Черногории;
Еще посты с планами отдыха в Черногории:
- Крепости Черногории (14 дней, авто + общественный транспорт).
Это, действительно, масштабный пост! Столько подробностей, нюансов, подсказок! Всё готовенько - бери и пользуйся. Большая работа! Спасибо!
ОтветитьУдалитьКакая огромная работа! Замечательно!
ОтветитьУдалить