Собор Св.Трифона в Которе. Экстерьер и интерьер.


Одна из главных достопримечательностей Старого города Котора - собор Святого Трифона. Несмотря на то, что храм неоднократно разрушался, сегодня он является выдающимся образцом романской архитектуры и важным историческим
 памятником средневекового Котора. Это религиозное сердце города, центр духовной жизни хорватов, проживающих в Боке Которской.
Фасад собора Св. Трифона

История церкви берет начало в 809 году. Именно тогда на этом месте было построено маленькое здание в романском стиле, освященное в честь святого Трифона (Трипуна) Фригийского - мученика, которого в средневековье очень почитали как на востоке, так и на западе. Именно Трифон Фригийский стал считаться святым покровителем Котора. Это произошло после того, как его мощи выкупил у венецианских купцов видный которский гражданин Андреа Сараценис. Сараценис же и профинансировал постройку храма. Первая церковь была невелика, а культ Трифона все возрастал, и спустя некоторое здание уже с трудом вмещало всех верующих. Поэтому решено было создать новый храм - более просторный и величественный. Его возведение началось в 1124 году и продлилось несколько десятилетий. Достроен и освящен он был только в 1166 году.
Архитектура церкви

Здание было оформлено в романском стиле с элементами византийской архитектуры. За прошедшие века внешний вид собора немного изменился. Чаще всего причиной перестроек становились разрушительные землетрясения, а в ходе последующей реконструкции в облик церкви добавлялись элементы, характерные для данного времени. Храм страдал от землетрясений несколько раз, самый сильный ущерб был причинен в 1537, 1563, 1667, и 1979 годах. Так как данное религиозное сооружение во все времена имело большое значение для горожан, несмотря на тяжесть повреждений его каждый раз отстраивали вновь.
Храмовая апсида

Свой нынешний вид здание приобрело к концу 17 века. Собор построен как трехнефная базилика, каждый из нефов имеет свою апсиду. Главная, средняя апсида украшена красивой трифорой. 
Трифора

Боковые апсиды оформлены гораздо скромнее. Одна из апсид

Обходя строение стоит обратить внимание на двери в южной стене. Они меньше центральных, однако тоже весьма изящно декорированы.
Боковые двери

По обеим сторонам от главного входа в церковь расположены две колокольни, построенные после землетрясения 1667 года. Они сложены из корчульского камня в барочном стиле.
Южная колокольня

Высота колоколен разнится - северная поднимается на 33 м, южная - 35 м. Интересно, что первоначально планировалось сделать башни одинаковой высоты, но когда одна колокольня была уже готова и строители принялись за возведение второй - закончились деньги. Из-за возникших трудностей башню пришлось сделать на две метра ниже соседки. Между собой колокольни связаны аркой.
Всего в которском соборе 5 колоколов, самый старый их коих датируется 1670 годом.
Северная колокольня

Между башнями имеется довольно большое окно-розетка, появившаяся во время масштабной реконструкции после все того же землетрясения 1667 года.
Окно-розетка

Перед тем как перейти к внутреннему убранству, посмотрим еще немного архитектурных деталей фасада.
Фрагмент крыльца

Декор над входом

Месса проводится каждое воскресенье в 10 часов.
С 1.04 по 1.06 двери храма открыты для туристов с 9:00 до 17:00, в остальное время - с 9:00 до 18:00. Билеты продаются на входе в собор. В цену включен осмотр интерьера церкви, часовни с реликвиями и небольшого музея сакрального искусства. Везде разрешена видео и фотосъемка.
Вид в сторону центральных дверей

Центральный неф собора в два раза шире боковых. Между нефами расположены красивые колоны, некоторые из них древнего происхождения и в церкви Св. Трифона используются вторично.
Вид в сторону алтаря

Возле входа висит элегантно декорированная каменная чаша с освященной водой.
Чаша с освященной водой возле входа

В северной стене храма - красивые окна.
Окно в северной стене

Длина собора составляет 35,2 метра, ширина - 17,5 метров.
Внутри храма

Одна из лампад.
Одна из лампад

Хоругвь школы Шкаляри.
Хоругвь

Церковь Св. Трифона - один из двух католических соборов Черногории (второй находится в городе Бар). Это главный католический храм Которского епископата и всего Бока-Которского залива.  В церкви Св. Трифона

Внутри собора, в основном между колонами, можно увидеть фрагменты старых фресковых росписей. Их выполнили мастера их Греции в 1331 году.
Фрагмент старых фресок

В 1514 году в церкви было 17 алтарей. Сегодня их 5.
В центральном алтаре особенный интерес вызывает оформление дарохранительницы. Предполагается, что балдахин над ней был сделан учеником Фра Вита Которянина. На четырех колонах, изготовленных из розового мрамора, добытого в Каменари, покоится трехъярусная конструкция, которая называется киворий. Каждый из уровней сооружения украшен искусной резьбой. Внизу, под нижним ярусом, изображены сцены из жизни Святого Трифона. На вершине кивория, выполненного в 14 веке в романско-готическом стиле, находится фигура ангела. 
Балдахин дарохранительницы

Еще четыре мраморных алтаря расположены в боковых нефах. Все они были изготовлены из каррарского мрамора в Венеции в 1781 году. Алтарные статуи и картины также являются работой венецианцев.
В северном нефе установлен алтарь с иконой Богоматери, декорированной серебром (первые годы 17 века) и алтарь с картиной, изображающей Св. Николая (18 век). 
Северный алтарь с изображением Св. Николая

С южной стороны стоят алтари со статуями Св. Рока (на фото) и Св. Крижа. Обе скульптуры датируются 18 веком.
Южный алтарь с скульптурой Св. Рока

В южной апсиде можно увидеть серебряные украшения, ранее находившиеся на главном алтаре собора. Антепендиум (плита, размещенная на передней стене алтаря) является заветным даром. Ее пожертвовали власти Котора после последней вспышки чумы, свирепствовавшей в городе в 1772 году. Дарохранительница этого алтаря выполнена венецианским ювелиром Вентурини в 1618 году. В южной апсиде

Церковный орган.
Орган

Справа от центрального входа хранится саркофаг с останками Андреа Сарацениса - того самого человека, который выкупил мощи Св. Трифона и проспонсировал возведение первого храма.
Саркофаг  Андреа Сарацениса

Рядом с саркофагом Сарацениса посетители могут увидеть красивое надгробие в стиле ренессанс. Это памятник которского епископа Трипо Бизантия. Датируется 16 веком. Он изображает покойного в богатых епископских одеждах.
Надгробие Трипо Бизантия

Еще один интересный предмет интерьера - двухметровое яйцо с яркой росписью. С одной стороны оно украшено изображением Собора Св. Трифона, его сменяет рисунок острова Св. Георгия и Госпы од Шкрпела.
Большое яйцо у центрального алтаря

Картинка плавно переходит в пейзаж хорватской Копривницы. Это яйцо было подарено Копривницко-Крижевацкой жупанией в апреле 2014 года. Жупания изготавливает и дарит подобные яйца с 2009 года, они уже были установлены в таких городах, как Нью-Йорк, Будапешт, Мадрид, Загреб. В 2014 году наравне с Котором пасхальное яйцо получил Париж. Которское яйцо было освящено в соборе Св. Трифона и установлено возле центрального алтаря.
Роспись яйца с другой стороны

Экскурсия по сокровищнице церкви - тут

Комментарии

  1. Собор шикарен и снаружи и внутри! Хочется бесконечно разглядывать детали и восхищаться мастерами, которые это чудо сделали. Яйцо двухметровое тоже впечатляет! Спасибо за фото! "Живьём" у меня не получалось всё это разглядеть, а тут - разглядывай сколько хочешь...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий