Церковь Св.Евстафия в Доброте.


Среди достопримечательностей Доброты особенно выделяются два храма - церковь Святого Матфея и церковь Святого Евстафия. Кстати, обе католические. Одна из них находится в северной части населенного пункта, другая - в южной. По колокольням этих храмов городок легко узнаваем. Сегодня, как можно понять из названия поста, речь пойдет о церкви Св. Евстафия.

Этот храм, на мой взгляд, является одним из самых красивых и интересных религиозных сооружений Боки Которской. Он построен неподалеку от берега Адриатики, в северном конце Доброты.
Пейзаж с колокольней церкви

Нынешняя церковь появилась в 18 столетии. 
Ранее чуть ниже также был храм, посвященный Великомученику Евстафию. Точная дата его строительства неизвестна, а в письменных источниках он впервые упоминается в 1332 году. Несколько столетий спустя, в 1753-м, было принято решение о формировании нового прихода в северной части Доброты во главе с церковью Святого Евстафия. Приход составляло более 500 человек. Первый храм, вмещавший всего около полусотни верующих, очевидно стал слишком мал для разросшейся церковной общины, так что возникла необходимость в возведении большего здания. 
В августе 1762 года в новом месте, повыше первой церкви, началось строительство по проекту Бартоло Ривьере, венецианского архитектора. Первый камень был заложен инициатором постройки, местным приходским священником. Целью было создать не просто большее по своим размерам здание, но и более красивое, величественное и впечатляющее. Оно должно было олицетворять как экономическое процветание населенного пункта, так и христианскую добродетель и веру его обитателей. Строительство храма потребовало немалых вложений, но деньги были найдены благодаря щедрым пожертвованиям местных жителей, среди коих числились в основном известные и богатые капитанские семьи Доброты: Дабиновичи, Трипковичи, Ивановичи, Косовичи, Радимиры. Кроме того, свой вклад сделали два церковных братства - Святого Креста и Святого Розария. После окончания строительства в 1772 году службы стали проводиться в новой церкви, а первый храм, освященный в честь Св. Евстафия, был оставлен. Он перестал существовать около 1836 года.
Фасад храма

Главный вход на территорию комплекса располагается на набережной - там, за воротами, находится каменная лестница с балюстрадой, выводящая к центральным дверям церкви. Правда, сколько я не ездила в Доброту, ни разу не видела главные ворота открытыми. Но попасть внутрь можно через одну из боковых калиток, находящихся чуть повыше, прямо возле здания.
Один из входов на территорию

Храм окружает средиземноморская зелень, перед зданием простирается зеленая лужайка. В одном из уголков внутреннего дворика - каменный крест.
Во дворе

Архитектурный стиль церкви - барокко. Ее длина 36 метров, ширина и высота равна одному и тому же значению - 16,5 метров. Здание построено как однонефный храм без апсиды. Квадратная колокольня - узкая, высокая, изящная, является главным украшением экстерьера церкви.
Вид на церковь со стороны набережной

Кампанила появилась уже после окончания строительства и освящения храма. Она отлично вписалась в ансамбль, несмотря на то, что оформили ее в другом стиле - неороманском.
В 1795 году был заложен фундамент колокольни и заказан камень с острова Корчула. Однако дальше этого дело не продвинулось, настоящее строительство было начато только осенью 1824 года (и именно эта дата зафиксирована на памятной табличке над входом в башню). Колокольня возводилась в три этапа, финальной частью строительства руководил инженер и архитектор Милан Карловац. Далее возникли финансовые трудности, так что достроили кампанилу лишь несколько десятилетий спустя, в 1903 году. Верхний уровень башни украшают бифоры и карнизы, завершает его пирамидальный шпиль со скульптурой Архангела Михаила, взирающего на окрестности с высоты 37 м. Снизу Архангел кажется не слишком-то большим, однако на самом деле высота белокаменной статуи составляет 2,5 метра.
Фрагмент колокольни

Арочная дверь кампанилы.
На вершину колокольни ведет лестница из 97 ступеней, но доступ для простых посетителей на эту площадку закрыт. Внутри башни висят три колокола, отлитых в 19 столетии в Падуе. Самый большой из них имеет диаметр 870 мм и вес 360 кг.
Вход в башню

Башня и церковь серьезно пострадали во время землетрясения 1979 года. В 1997 году большая часть здания была восстановлена, но в целости и сохранности оно простояло недолго. В колокольню трижды попадала молния: в 1993, 1997 и 2000 годах, что нанесло ущерб не только ей, но и крыше храма и его интерьеру. В результате к началу нынешнего века церковь пребывала не в самом лучшем состоянии. В 2000 году она была закрыта и на некоторое время оставлена, территория вокруг начала зарастать кустарниками и травой. Но в 2007-м был основан Фонд восстановления церкви Св. Евстафия, благодаря усилиям которого здание было реконструировано как внутри, так и снаружи.
Фасад

Сегодня церковь является действующей, Мессы проводятся по воскресеньям и праздничным дням в 10:00. В остальное время храм, как правило, закрыт, однако если вам повезет и внутри окажется кто-то из служителей - для вас вполне могут открыть двери.
А в церковь Святого Евстафия действительно стоит заглянуть.
Внутри церкви, общий вид

На входе стоит высокая каменная чаша с освященной водой.
Чаша с освященной водой

Над центральными дверьми расположены хоры.
Хоры

Основу внутреннего убранства составляют 7 алтарей.
Алтарь

Все они выполнены из мрамора в барочном стиле и украшены, по большей части, работами венецианских мастеров.
Алтарь

Самым красивым и наиболее ценным считается беломраморный алтарь Богоматери Розария. В центре изображена Богородица с маленьким Христом, вокруг нее разместили 15 медальонов.
Алтарь Богоматери Розария

Эти алтари также появились благодаря местной знати, финансировавшей постройку новой церкви.
Алтарь

Второй алтарь из красного мрамора. Центральное место на нем занимает картина, написанная Константином Цедини.
Алтарь

Антепендиум, украшенный рельефом с библейским сюжетом.
Антепендиум

Распятие на алтаре.
Распятие на алтаре

Алтарь Святого Креста, подаренный семьей Иванович. Он выделяется среди прочих своим деревянным распятием, считающимся самым старым произведением сакрального искусства в данном храме. Точная дата его создания неизвестна, но есть основания полагать, что оно было вырезано в 15 веке хорватским мастером Юрием Петровичем. Ранее находилось на главном алтаре средневековой, ныне несуществующей, церкви в Люте (поселке, граничащем с Добротой).
Алтарь Святого Креста

Центральный алтарь выполнен из зеленого, белого и красного мрамора, датируется 1772 годом. Это общий дар всех семейств. Слева на нем установлена скульптура святого Евстафия, справа - мраморная статуя святой Елены с крестом. Скульптуры выполнены венецианским мастером Джузеппе Бернадия.
Главный алтарь

Пресбитерий (или пресвитерий - пространство перед центральным алтарем отделенное от нефа, куда могут заходить только священники и церковнослужители или министранты) имеет довольно необычный для местных храмов вид - он украшен мозаикой. Эта работа была выполнена относительно недавно, в 1990 году, популярным хорватским художником (и, между прочим, атеистом) Эдо Муртичем. Композиция занимает общую площадь 300 квадратных метров. Над алтарем на латинском выведена тема изображения: "Gratias ago tibi domine quia fui hoc mundo" - "Спасибо Тебе, Боже, что я был в этом мире".
По-моему мозаика очень отвлекает внимание от центрального алтаря и не совсем гармонично сочетается с остальным убранством церкви, но, по крайней мере, смотрится она достаточно необычно и интересно.
Пресбитерий

Интерьер, определяемый алтарями, дополняют другие произведения сакрального искусства.
На стенах храма

Стены украшают картины.
Живопись в храме

Среди них - традиционные сцены крестного пути Иисуса. Эти полотна принадлежат кисти Антуна Франческо Солимана.
Картины

Еще одна картина на стенах храма.
Картина в церкви

Лампада.
Лампада

Потолок церкви декорирован картинами, появившимися в 1932 году.
Фрагмент потолка

На них хорватский художник Йозо Клякович изобразил жизнь и мученичество Святого Евстафия, а также его семьи - жены и двоих сыновей.
Потолок от Йозо Кляковича

Из-за своей стилистики эти картины, как и мозаика - весьма необычное и оригинальное решение в оформлении храма, спорно сочетающееся с остальными элементами в духе барокко.
Люстра

Центральное изображение имеет длину 7 метров и ширину 2,5 метра. Оно показывает сцену обращения в христианство Евстафия. По преданию, однажды на охоте он увидел меж рогов оленя образ распятого Иисуса и услышал божий глас, говоривший с ним. После этого Евстафий уверовал и, вернувшись домой вместе со своей семьей, принял христианство.
Эта, тринадцатая картина, была нарисована гораздо раньше остальных, в 18 веке. Она создана не Кляковичем, а другим мастером. Автор работы доподлинно неизвестен, приписывают произведение местному художнику Петару Косовичу.
Картина Йозо Кляковича

Свежая зелень и цветы на алтаре, которыми так любят украшать католические церкви.
Алтарное распятие

Еще одно распятие.
Распятие в храме

Церковный фонарь.
Церковный фонарь

Скульптура на одном из алтарей.
Скульптура на алтаре

Сцены из Библии над центральным входом в храм.
Над входом в церковь

За церковью находится небольшое кладбище, огороженное от улицы довольно высокой каменной стеной. Внутрь ведут массивные ворота.
Вход на территорию кладбища

Любопытствующие могут заглянуть и сюда, однако территория невелика и не изобилует красивыми, богато декорированными памятниками. Внутри все очень просто, без каких-либо излишеств.
Кладбище

Почитать о других церквях Доброты можно в предыдущем посте.

Комментарии