Монастырь Режевичи.

Монастырь Режевичи (ударение в названии на первый слог, а не на второй, как интуитивно и неверно ставят все русскоговорящие) построен за дорогой Будва-Бар, в трех километрах от Петроваца в поселении Катун Режевичи. Во все времена он играл значимую роль в жизни местных жителей. В настоящее время же это важный не только религиозный, но и культурно-исторический памятник Будванского муниципалитета.

По преданию на данном месте когда-то находились языческий храм и античное кладбище греческих и римских семей. Первая постройка, вошедшая в монастырский комплекс, датируется 13 столетием, а первое письменное упоминание - 15-м. За свою долгую историю монастырь несколько раз подвергался разграблению. В середине 16 века со стороны улциньских пиратов, в 1705 и 1785 годах турецкими войсками, в 1812 году - французской армией, во время Второй мировой - итальянцами. Не обошло стороной его и разрушительное землетрясение 1979 года. Тем не менее, каждый раз монастырю удавалось пережить неприятности и восстановиться благодаря усилиям монахов и помощи верующих. В настоящее время комплекс полностью отреставрирован.
Колокольня церкви Св. Троицы

Территория перед монастырем благоустроена, тут есть обзорная площадка, несколько скамеек, не очень чистый, но бесплатный туалет, фонтанчик с питьевой водой. Питьевой фонтанчик на территории монастыря

Вход в монастырь Режевичи осуществляется через так называемые Двери Паштровичей. Входное сооружение, сложенное из серого камня, занимает площадь 10 квадратных метров. Конструкция имеет арочные проемы и купол.
Вход в монастырь Режевичи

Стены расписаны фресками.Фрески на входе

Фрески на входе

Фрески на входе

Потолочная роспись.
Фрески на входе

Раньше тут была одна простая арка, данная конструкция появилась только в 2013 году. Возле этих ворот в свое время было много шума, так как возводились они без соответствующих разрешений и по мнению некоторых нарушили средневековый облик монастырского комплекса. Тем не менее, сооружение так и не ликвидировали и в настоящее время оно по-прежнему стоит на своем месте.
Вход в монастырь

Территория монастыря небольшая, но довольно красивая и уютная. От входа мы сразу видим два храма (всего их три) - меньшую Успенскую церковь слева, справа - церковь Святой Троицы. Меж ними находится изящная 20-метровая квадратная колокольня, построенная в 1839 году и ставшая вертикальной доминантой комплекса.
Церковь Св. Троицы и церковь Успения Пресвятой Богородицы

Полукруглые алтарные апсиды двух храмов - Св. Троицы и Успения Пресвятой Богородицы.
Апсиды церкви Св. Троицы и Успенского храма

Со всех сторон церкви окружают захоронения, посетителям и обитателям монастыря буквально приходится ходить по надгробным плитам. Среди прочих особо выделена могила архимандрита Димитрия Перазича, находящаяся справа от входа в церковь Св. Троицы.
Димитрий немало сделал для благополучия религиозной общины в Режевичах. Он выступал активным участником в борьбе против французов, в бунте Паштровичей 1812 года ему едва удалось спаси свою жизнь. Перазичу пришлось бежать из страны, долгое время он жил в России и занимал должность военного священника на российских кораблях. Время пребывания за границей монах провел с пользой - находясь в России он не забыл о родных местах и продолжал помогать по мере сил и возможностей. Так, Димитрий сумел добиться финансовой помощи Синода, выделившего средства для монастыря Режевичи. Именно на эти деньги была построена колокольня. Также ему удалось получить ежегодную постоянную помощь в размере 35 руб (что-то около 45 000 современных рублей) от российского императора Александра I, поступавшую вплоть до 1907 года.
Перазич вернулся в Режевичи в 1851 году и активно занимался делами монастыря до самой смерти.
Могила архимандрита Димитрия Перазича

Люнет над дверьми церкви Св. Троицы.
Люнет над дверьми церкви Св. Троицы

Над ним располагается классическое окно-розетка.
Окно-розетка над входом в храм Св. Троицы

Иконостас в храме Святой Троицы - работа местного художника Марко Греговича, датирующаяся началом 20 века.
Интерьер храма Св. Троицы

Впечатляющая роспись потолка. Потолок церкви Св. Троицы

Вообще, все стены церкви расписаны фресками. Внутри храма

Несмотря на обилие красок и сюжетов, сочетается все это неплохо и выглядит гармонично. Фрески на стенах церкви Св. Троицы

Долгое время храм не имел никакого особого оформления, все росписи, которые мы можем видеть сегодня - относительно новые, они появились только в 70-х годах прошлого века.
Фрески на стенах церкви Св. Троицы

Церковь Св. Троицы - самая большая и наиболее хорошо сохранившаяся в монастыре.
Фрески на стенах церкви Св. Троицы

Ее возведение было начато в 1770 году, а закончено в 1814-м. Здание спроектировано в форме креста с одним нефом.
Роспись потолка

Сейчас это основной храм монастыря, большая часть служб проводится именно здесь.
В церкви Св. Троицы

Тут же совершают многочисленные обряды венчания - молодые пары нередко выбирают для проведения церемонии именно монастырь Режевичи. 
В церкви Св. Троицы

Фрагмент иконостаса церкви Св. Троицы

Одна из ценных реликвий, хранящихся в церкви - шкатулка с частицами мощей святых. Здесь содержится более 60 мощей преподобных - то есть монахов, причисленных к лику святых. Каждый фрагмент подписан. Мощи святых

Слева от Святой Троицы находится наиболее старая монастырская постройка.
Рядом с данным местом и ранее проходила важная дорога, а возле нее стояла гостиница. До первой половины 19 века у проезжей части располагался каменный столб с углублением, в которое жители из окрестных деревень в качестве жеста гостеприимства регулярно ставили емкость с вином для путников. Говорят, что сам Раймунд Тулузский со своими крестоносцами пил вино из графина Паштровичей. И, согласно преданию, именно благодаря вину появился первый храм. Рассказывают, что сербский король Стефан Первовенчанный держа путь через эти края решил испробовать напиток Паштровичей. В результате он напился вина и остался ночевать тут, а наутро, все еще находясь под сильным впечатлением от выпитого, дал указ построить на сем месте церковь. Освящена она была в 1223 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успению же Богородицы посвящен и весь монастырь.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Над входом в старый храм расположена миниатюрная красивая роза. Розетка на фасаде церкви Успения Пресвятой Богородицы

Внутри церковь совсем небольшая, но интересная. Она имеет один неф, разделенный арками и пилястрами на три травеи.
Внутри Успенской церкви

На стенах храма сохранились старые фрески. В алтарной части под слоем росписи проглядывают ранние изображения 13 века. Верхний слой на данном участке, а также остальная часть фресок датируется 17 веком, вероятно, они были сделаны в 1627-1628 годах. 
Фрески в Успенском храме

Предполагается, что роспись выполнена учениками Страхини из Будимля, талантливого иконописца, украсившего многие сакральные сооружения того времени. Некоторые приписывают работу и самому попу Страхине.
Фрески на стенах храма

Благодаря своим фрескам сия маленькая церковь очень впечатляет. Лично меня - в первую очередь не как религиозный объект, а как предмет искусства, коим она, безусловно, является.
Роспись потолка в церкви Успения Пресвятой Богородицы

Местами изображения совсем стерты, но, вероятно, именно поэтому они выглядят столь эффектно и передают дух старины. 
Роспись стен Успенской церкви

Росписью занято 2/3 здания, западная же часть практически полностью лишена декора. Она была добавлена позднее, в 19 веке, при архимандрите Перазиче. В строительстве частично использовался материал, оставшийся от уже разрушенного к тому времени соседнего храма Св. Стефана.
На фоне как раз одной из нерасписанных каменных стен расположена интересная икона, на ней изображен король Стефан Первовенчанный с монастырскими церквями в правой руке.
Внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы

Третья и самая маленькая церковь, названная в честь святого архидиакона Стефана, находится слева от Успенского храма.
Вообще, церковные здания напоминают матрешек - они построены в один ряд, от большего к меньшему. При этом храмы Успения Пресвятой Богородицы и Святого Стефана еще и очень сильно похожи внешне. 
Розы и окно-розетка церкви  Св. архидиакона Стефана

Церковь Св. архидиакона Стефана была воздвигнута царем Стефаном Урошем IV Душаном и освящена в 1351 году. Разрушена в 19 веке. Остатки первого сооружения - кусок северной стены с фресками, созданными одним из лучших учеников попа Страхини около 1622 года, встроили сначала в странноприимный дом, а затем в реконструированный храм
Церковь Св. архидиакона Стефана

Кстати, в народе рассказывают, что часть фрагментов первой церкви была утеряна в результате неаккуратных действий строителей, за что они все и поплатились - пока велись работы люди, задействованные в них, нередко болели, а вскоре после завершения проекта и вовсе умерли.
Сегодня самый маленький храм чаще всего закрыт для визитов.
Вход в церковь Св. архидиакона Стефана

Келейный корпус монастыря разрушался и восстанавливался вместе с храмами. Западная часть жилого здания датируется первой половиной 19 века. 
На территории монастырского комплекса

Монастырь Режевичи по-прежнему является действующим и принадлежит Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви. 
На территории монастыря Режевичи

Он включен в список Культурно-исторических памятников Черногории и должен охраняться законом.
Одно из монастырских зданий

Интересная деталь со стены здания, примыкающего к церкви Св. архидиакона Стефана - солнечные часы.
Стена с солнечными часами

Одно из захоронений с красивым надгробным памятником на территории монастыря. 
Надгробный памятник на территории монастыря Режевичи

Питьевой фонтанчик, на сей раз украшенный иконой. Питьевой фонтанчик в монастыре

Для отдыха посетителей перед церквями в тени зеленых крон установлено несколько скамеек.
На территории монастыря

На территории монастыря имеется и церковная лавка. Здание монастырской лавки

В ней можно приобрести открытки, иконы, брояницы. Тут же продаются свечи (их верующие ставят в специальном маленьком здании, расположенном слева от магазинчика). И, самое главное, что осталось за кадром - изделия монастыря. Среди них травы, мыло, мед, оливковое масло. Его монахи делают собирая плоды маслин, растущих возле монастыря, и самостоятельно отжимая из них масло по традиционному методу. Именно в Режевичах находится одна из двух сохранившихся на территории будванской општины мельниц для маслин. Любопытно, что и местные жители тоже пользуются монастырским прессом. В качестве оплаты монахи забирают себе с каждого тура несколько литров масла (всего за один тур получается около 60-70 л продукта). Монастырское масло известно как исключительно вкусное и экологически чистое. Говорят, что каждый, кто пробует это оливковое масло, при первой же возможности снова возвращается за ним в Режевичи.
В лавке не всегда сидит продавец, в тех случаях, когда никого нет, посетители могут взять товар самостоятельно, а деньги за него положить в специальную корзинку, стоящую у входа. Из корзинки же следует взять сдачу, если она вам требуется. В монастырской лавке

Монастырь Режевичи гостеприимно открыт в любое время года как для верующих, так и для простых туристов. Вход свободный, строгих ограничений по внешнему виду нет, хотя, конечно, не стоит идти сюда в пляжной одежде или в коротких шортах и майке. Но наличие платка и юбок у женщин необязательно, посещение с непокрытой головой и в джинсах или брюках допускается.
Видео- и фотосъемка на территории монастыря не запрещена.

Добраться монастыря Режевичи легко можно на автобусе, как междугороднем, так и будванском локальном, следующем по маршруту "Budva - Petrovac". Остановки, обозначенные двумя желтыми крышами-грибочками, расположены прямо возле монастыря.
Из Петроваца до достопримечательности также вполне реально дойти пешком по крайне живописному маршруту, о нем я подробно рассказывала в прошлом посте

Комментарии

  1. про "двери Паштровичей" не знал.
    теперь понимаю, почему у меня всё время возникал диссонанс ощущений при входе! :-)

    вы так подробно описали ударение в названии Режевичи, а вот Петровац просклоняли не совсем верно: нет кого/чего - Петровца. Соответственно - Петровцу / о Петровце / Петровцем
    буковка "А" выпадает :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На ударении акцентировала внимание потому, что уже кровь из ушей идет от котОра, тивАта, перАста, петровАца, улцИня и прочего.

      Вы сейчас говорите про черногорский вариант склонения. Безусловно, если бы я придерживалась его, то следовало бы писать также: Тивте, Биелой, Рисну и т.д.
      Но так как данный блог ориентирован не на местную публику, а на русскоговорящих туристов, я решила использовать при написании статей русские варианты: Тивате, Биеле, Рисане и т.п.

      Удалить

Отправить комментарий