Белград. Скадарлия.


После того, как в начале этого года трагически погиб мой ноутбук - а вместе с ним и жесткий диск с сотнями - да чего там, тысячами фотографий, которые мы не успели никуда скопировать, от нашей с Васей прошлогодней поездки в Белград осталось совсем немного оцифрованных воспоминаний. Но кое-что, все же, удалось восстановить - например, несколько фотографий Скадарлии. 

Скадарлия
- это старинный квартал в столице Сербии, Белграде. Он считается богемной частью города и одним из самых известных белградских мест с ресторанами и кафе. По сути, весь квартал состоит из всего одной улицы - Скадарской, протяженность которой составляет 590 метров.
Скадарлия


Улица по-прежднему живет обособленно от остального города, своим маленьким мирком. В квартале до сих пор сохранились свой кодекс, символы (трость, гвоздика, шляпа) и флаг, который поднимают в начале сезона.
Скадарская улица


Ресторан "Zlatni bokal" ("Золотой бокал" или "Золотой кубок"), в котором можно отведать блюда национальной кухни и домашние "специалитеты". Вместе с такими заведениями как "Tri šešira" ("Три шляпы") и "Dva Jelena" ("Два оленя") является одним из самых старых ресторанов улицы, они  отмечены практически во всех белградских путеводителях.
Ресторан


Изначально район Скадарлии был заселен цыганами - история этой улицы начинается с 30х годов 19 века. Тогда квартал находился даже не на окраине города, а за пределами крепостных стен. Уже во второй половине 19 столетия на месте цыганских лачуг возникли небольшие кирпичные дома ремесленников, мелких клерков и торговцев. Однако название "Цыганский квартал" сохранялось вплоть до 1872 года, пока место не стало именоваться "Скадар", в честь средневековой столицы Сербии (ныне - город Шкодер на территории Албании).
Скадарская улица



С конца 19 века Скадарская улица приобрела богемный характер. Здесь жили и творили многие известные в истории страны люди: поэты, писатели и публицисты (Йован Йованович,  Милован Глишич, Симо Матавуль, Радое Доманович, Воислав Илич, Бранислав Нушич, Стеван Сремац), актёры и актрисы (Илья Станоевич, Вела Нигринова, Добрица Милутинович, Жанка Стокич); тут подолгу останавливались хорватские поэты и писатели Тин Уевич и Густав Крклец, бывал и русский поэт и писатель Иван Бунин. 
А дом Джуры Якшича, известного поэта и художника, жившего и умершего в Скадарлии, превратился в место встречи поэтов на Скадарлийских вечерах. Интересно, что при жизни поэт никого не приглашал к себе домой, потому что стеснялся размеров своего жилища. 
Скадарская улица



Как писал один из современников: "без этой улицы невозможно бы было написать историю южнославянской литературы". Казалось, что Скадарлия будет вечным "оазисом богемы". Но после Второй мировой войны улица оказалась в забвении и чуть было не исчезла. От перестройки Скадарлию спас архитектор Углеша Богунович, выступивший в журнале "Politika" в 1957 году в защиту квартала. В 1968 г Скадарлию отремонтировали и решили превратить в пешеходную зону и музей под открытым небом. 
Скадарская улица.


А девять лет спустя, по инициативе Парижа, Скадарлия стала называться Монмартром Белграда.
На Скадарской улице


Улица до сих пор несет художественную атмосферу того времени, когда по брусчатой мостовой гуляли всемирно известные писатели и художники. Здесь почти постоянно звучит живая музыка, а стены домов этой улицы превращены в огромные холсты.
Фасады домов Скадарской улицы



Скадарская улица


На Скадарской улице


Сегодня по обеим сторонам Скадарлии, в невысоких домах с художественно облупившейся штукатуркой, располагаются кафе, антикварные лавки, магазинчики и картинные галереи.
Скадарская улица


Кстати, поговаривают, что с недавнего времени цена на дома в Скадарлии стала сравнима с ценами на недвижимость в престижных кварталах Нью-Йорка.
Окна Скадарлии


Скадарская улица - один из  наиболее часто посещаемых туристами уголков Белграда. Мы увидели ее днем, в тихое и спокойное время, когда жизнь Скадарлии замирает. В такое время это оазис тишины и гармонии в суетливой жизни шумной столицы. А вот вечером, говорят, улица наполняется гостями города и оживает, наполняется весельем, музыкой, голосами и аппетитными запахами. Очень надеюсь, что у нас еще будет возможность вернуться туда и увидеть другую, вечернюю Скадарлию.

Комментарии