Мостар. Правый берег Старого города.


Во время гражданской войны конца 20 века Мостар был одной из главных площадок боевых действий. Этот город и его жители испытали в конце 90х годов все ужасы братоубийственной войны, разразившейся на Балканах. Мостар 18 месяцев находился в осаде, к 1995 году большая часть города превратилась практически в руины. В итоге конфликт, разразившийся между православными сербами, боснийскими мусульманами и католиками-хорватами так и не был до конца разрешен. В стране наступило перемирие, которое, как многие считают, все еще очень шатко, одна искра - и былой огонь вспыхнет с новой, еще большей силой.

Как бы то ни было, а после разделения страны на Республику Сербскую, Федерацию Боснии и Герцеговины и округ Брчко, хорваты, сербы и боснийцы внешне поддерживают нормальные отношения. Сам же Мостар был тоже поделен на две части. Впрочем, некое разделение существовало и прежде, но после завершение войны оно укрепилось еще сильнее.  В одной, восточной части, что расположилась по левую сторону реки Неретва, ныне проживают боснийцы (чуть больше 45% горожан), в другой, правобережной - католики (более 50% населения). Что же касается сербов, то они почти все покинули город еще в 1992 году. Внешне разделение города на две части мало заметно на первый взгляд, вот только в боснийской части то и дело виднеются башни-минареты, которых в хорватской практически нет. Однако, говорят, что дробление города проявляется не только в количестве и характере религиозных сооружений. У жителей каждой части города есть своя полиция, свои больницы и прочие учреждения. Работу горожане тоже стремятся искать на "своей" половине. Некоторые хорваты стараются не ходить без крайней нужды на левый берег, а боснийцы - на правый.

Старый город тоже оказался расколотым на две половинки. Об одной из них, боснийской, я уже рассказала в предыдущем посте. Этот же будет посвящен правобережью мостарского Старого города, архитектура которого, впрочем, также принадлежит к периоду правления Османской империи.
Вид на исторический квартал


Часть Старого города, находящаяся на хорватской половине, тоже невелика и состоит из двух улиц. Одна из них похожа на Куюнджилук. Мощенная камешками улица Раде Битанге также является пешеходной, первые этажи ее невысоких домов занимают кафе и дучаны - небольшие лавки, в основном торгующие сувенирной продукцией.
Улица Раде Битанге


Правда, сувенирных магазинов тут поменьше, чем на противоположном берегу, но выбор в них также велик и разнообразен.
Сувенирная лавка


Улица Раде Битанге начинается от Старого моста. За домами можно разглядеть колокольню католической церкви Святых Петра и Павла, которая находится всего в паре минут ходьбы от Старого города.
Улица правобережья


На правобережье также есть свои достопримечательности, которых не меньше чем в боснийской части исторического квартала. Одна из них - старое здание хаммама, турецкой бани.

Хаммам - традиционная постройка для всех турецких городов. Люди, проповедующие ислам, считают, что такие помещения, как ванная и кухня должны находиться за пределами дома. Раньше это правило соблюдалось очень строго, поэтому в мусульманских городах строилось большое количество общественных бань, в которых граждане могли мыться. Во времена оккупации Боснии и Герцеговины Османской империей в каждом населенном пункте был возведен как минимум один хаммам, а в крупных городах, являющихся центром региона - таких, как Мостар, их было несколько, по одному в каждом районе.

Придя на территорию страны и захватив Мостар, турки предложили местному населению перейти в ислам. Разумеется, было очевидно, что просто так свое вероисповедание менять никто не станет, поэтому людям были предоставлены выгодные условия, например, освобождение от налогов или снижение налоговой ставки, а также возможность занимать государственные должности (которой были лишены христиане) и другие привилегии. Многие горожане сочли эти условия привлекательными и приняли новую религию, благодаря чему мусульман в городе стало еще больше.


Данная баня была построена во второй половине 16го века по заказу Чейван-чехая, из-за чего ее иногда называют Чейван-Чехаин хаммам. В конце 19го века, когда турецкие оккупанты были вынуждены покинуть территорию Боснии и Герцеговины, значительная часть сооружений, воздвигнутых ими, была снесена. Такая же участь постигла и хаммамы - несмотря на то, что многие жители города продолжили проповедовать ислам, посетителей бань стало гораздо меньше. И так как данные сооружения воспринимались не как исторические памятники, а как служебные помещения, ставшие бесполезными, их нещадно сносили. Мостарский хаммам, расположенный в небольшом квартале Табхана - один из немногих сохранившихся. 

В течение 20го столетия здание изрядно обветшало, значительный урон был нанесен ему и во время гражданской войны. Но после восстановления мира в стране строение было отреставрировано и сейчас туристы могут увидеть его таким же, как и многие сотни лет назад. Правда, по назначению его больше не используют, теперь здесь расположилась выставочная площадка.

Чейван-Чехаин хаммам представляет собой незатейливую низкую постройку, лишенную какого-либо декора. Оно и понятно - баня предназначалась для простых рабочих, трудившихся в этом квартале, ее главной задачей было просто обеспечить купание после тяжелого рабочего дня. Внутри есть помещение для отдыха, расположившиеся под главным, большим куполом. Несколько меньших куполов накрывают места для переодевания и купания. Возведенная в классическом турецком стиле, баня лишена окон. Свет внутрь проникает только через небольшие полукруглые окошечки, расположенные на крышах. Подобным образом хаммамы строились для обеспечения полной приватности посетителей.
Турецкая баня


А вот и та самая Табхана, находящаяся за воротами с вывеской. Как и Куюнджилук это квартал ремесленников, только гораздо меньший по своим размерам.
Пожалуй, первая ассоциация, возникающая при звуке слова табхана у русского человека - что-то, связанное с табаком. Однако, на самом деле слово "табхана" происходит от "табакчи", что переводится с турецкого как "кожевенник". Традиционно мастерские людей этого цеха находились у реки, так как для обработки кожи мастерам всегда требуется много воды. Но на этом месте табхана появилась лишь в 17 веке, до этого ремесленники работали чуть дальше, на участке возле слияния рек Неретва и Радоболя. На новом месте были возведены небольшие мастерские, образующие прямоугольник с внутренним двором. Одни ворота со двора вели в город (они на фото), другие - вниз, к реке. В настоящее время в небольшом квартале места старых мастерских заняли заведения для туристов, в которых можно покушать - бары, рестораны, кафе.
Табхана


На площади возле хаммама и табханы можно увидеть еще одно здание, принадлежащее к этому же кварталу и относящееся к османскому периоду - Хаджи-Куртову мечеть. Из-за ее расположения постройку в народе также часто называют Табачица. Религиозное сооружение было возведено на рубеже 16-17 веков. Ее основателем стал хаджи Алия Курт, член турецкого семейства, обосновавшегося в Мостаре.
Хаджи-Куртова мечеть


Хаджи-Куртова мечеть представляет собой бескупольное здание в крышей, крытой каменными пластинками. Табачица отличается от многих других городских мечетей обилием деревянных элементов - само здание построено из камня, но ко входу пристроена галерея из дерева. Она была возведена специально для этой мечети, чтобы женщины, приходящие сюда, не смущали мужчин и не отвлекали их своим видом от молитвы.Хаджи-Куртова мечеть


Данная мечеть предназначалась для кожевенников, трудящихся в табхане. Раньше мастера пять раз в день ходили в мечеть, расположенную на противоположном берегу Неретвы, однако, спустя некоторое время возникла потребность в строительстве мечети специально для представителей кожевенного цеха. Дело в том, что работу кожевенника неизменно сопровождает сильный и довольно неприятный запах, которым за день пропитывались и сами мастера. Приходя в обычную мечеть они смущали прочих людей своим "ароматом", отвлекали их от религиозного обряда. Именно поэтому для кожевенников и была создана специальная мечеть в их квартале. Возвели ее над источником с проточной водой, под мечетью протекает один из рукавов Радоболи, скрытый от глаз каменным сводом. Вода из реки использовалась для ритуального омовения мусульман.
В настоящее время Табачица не является действующей мечетью, ее лишь изредка открывают для проведения обрядов бракосочетания.
Хаджи-Куртова мечеть


Минарет Хаджи-Куртовой мечети, построенный в классическом стиле без каких-либо декоративных элементов. Его высота составляет 26,5 метров.
Хаджи-Куртова мечеть


Улица Раде Битанге


Окно с железными ставнями у одного из старых домов.
Окна старого дома


Вид на Старый город.
Вид на исторический квартал


Еще одна достопримечательность правобережья, мимо которой невозможно пройти - очаровательный Кривой мост, который местные называют Крива чуприя. Он представляет собой уменьшенную копию знаменитого Старого моста.
Кривой мост


Мечеть, носящая имя Незир-аги и возвышающаяся на плато Шпиле за Кривым мостом.Мечеть Незир-аги


За время правления турок в Мостаре было возведено 20 мостов, из которых 12 еще сохранилось к 1992 году. Однако, во время гражданской войны многие из них были уничтожены, поэтому Крива чуприя, одно из немногих уцелевших сооружений, сегодня обладает особенной ценностью.

Одноарочный Кривой мост, соединяющий два берега речки Радоболя, был построен в середине 16 века. Точный год строительства неизвестен, как и имя человека, давшего деньги на строительство данного сооружения. Но в архивах сохранилась закладная, дающая право предположить, что средства на строительство выделил некто Чейван-бег, а сам мост появился не позднее 1558 года - то есть того, коим датируется данный документ. В течение многих столетий Крива Чуприя была частью главной магистрали, поэтому движение по мосту было крайне интенсивным. Кроме того, он также обладал важным стратегическим значением, так как хорошо просматривался с башни Старого моста и тем самым обеспечивал региональную безопасность, так как позволял стражникам контролировать въезжающих.

Однако, с приходом к власти Австро-Венгрии в городе начался строительный бум, были исправлены дороги и возведены многие новые мосты, и таким образом маленький старый мостик практически вышел из употребления. Свою роль сыграло и то, что он построен довольно низко над водой, поэтому чтобы перейти по нему нужно сначала спуститься вниз, а затем снова подняться, что, конечно, не совсем удобно в повседневной жизни.

В последний день 1999 года произошло сильное наводнение, разрушевшее многовековой мост. Скорее всего сооружение бы выстояло, ведь за годы существования оно нередко подвергалось и более сильным атакам природы, но в период гражданской войны конструкции были нанесены повреждения, сыгравшие роковую роль. В 2002 году Кривой мост был восстановлен благодаря поддержке ЮНЕСКО и помощи княжества Люксембург.

Кривой мост


Материалом строительства моста послужили блоки тенелии - особого сорта известняка, обработанные вручную. Данный материал является традиционным для региона, добывают его в местных карьерах. Между собой блоки соединены цементом, а пустые пространства заполнены щебенкой. Полотно моста и подходы к нему вымощены булыжником. На полотне Кривого моста можно увидеть специальные ступеньки-перекладины, построенные для удобного прохождения - ноги сотен пешеходов быстро полируют камень, и идти по нему становится очень неудобно и скользко. Подобные перекладины также были традиционным элементом при строительстве мостов того времени.
Ограда Кривы чуприи выполнена из грубо обработанного известняка. Расстояние между опорами составляет 8,43 метра, высота моста - 4,21 метра. Несмотря на название, арка моста представляет собой идеально ровный полукруг.
Кривой мост


Вид с моста на реку Радоболя.
Радоболя - это правый приток Неретвы, берущий начало под холмом Микуляч и проходящий по западной части Мостара. Его протяженность - около пяти километров. Река небольшая, ее ширина равна всего нескольким метрам, а в жаркое время, во время солнечного и сухого мостарского лета, она и вовсе пересыхает. Зато в период дождей Радоболя превращается в шумный и бурный поток, стремительно несущий свои воды к Неретве. Русло реки почти полностью искусственное.
Вид с моста


Существует версия, что Крива чуприя была первым опытом архитектора Хайруддина - того самого, который возвел Старый мост. На нем он якобы отрабатывал технологию строительства. Впрочем, это лишь предположение, так как некоторые источники утверждают, что Кривой мост появился еще до прибытия Хайруддина в Мостар и конструкция стала не творением архитектора, а, напротив, прототипом его работы.Кривой мост


Плюшевый страж моста.
Плюшевый страж моста


Небольшая каменная мечеть за мостом, имеющая красивый минарет, украшенный резными декоративными элементами. Высота круглой башни составляет 27 метров. Основа здания представляет собой квадрат с толщиной стен в один метр. Главным материалом при строительстве стал известняк. Для отделки здания и возведения минарета, также как для моста, был использован камень тенелия, обладающий свойством светлеть от времени и сиять при попадании солнечных лучей на его поверхность. Здание имеет маленький крытый дворик.Минарет мечети Незир-аги


Строительство мечети Незир-аги датируется 1550 годом. Предполагается, что это первая постройка на этой части течения реки Радобля. Свое название она получила от имени основателя - Незир-аги, родственника известного мостарского горожанина Несух-аги Вучияковича. Впрочем, Незир-ага тоже был довольно значительной личностью в свое время. Большую популярность среди современников Незир-аге принесли не только его дела, но и таинственное исчезновение, произошедшее еще до того, как мечеть, заказанная им, была закончена. 
Мечеть Незир-аги


Здание использовалось по назначению до 1932 года, после чего его закрыли. Почему это произошло история умалчивает. Возможно, в этой части города просто стало слишком мало верующих. Во времена Второй мировой постройка эксплуатировалась беженцами, проживавшими в мечети. К концу войны здание было не в лучшем состоянии и начало разрушаться, из-за чего в 1950 году, четыреста лет спустя с момента постройки, было принято решение демонтировать его. От старой мечети практически ничего не оставили - камни использовали для строительства нового здания, а плато выровняли. Долгое время оно пустовало, пока в 1999 году не было решено реконструировать религиозное сооружение по старым чертежам и документам. В процессе восстановления археологи обнаружили, что от здания сохранился не только фундамент, но и стены, высота которых варьировалась от 50 см до метра, а также пол, порог у входа и основание минарета. При строительстве мечети Незир-аги мастера старались соблюдать технологии 16го века, а также использовали тот же материал, из которого была построена оригинальная мечеть.
Минарет мечети Незир-аги


Перейдя по каменному мосту на другой берег можно попасть на еще одну небольшую старую улочку, ведущую к Старому мосту и улице Раде Битанге.
Улица Онешчукова


Берег Радоболи.
Между прочим, мостарцы, живущие на берегах реки, и сегодня используют ее воду для поливки своих садов и огородов. А в былые времена Радоболя и вовсе имела большое значение для горожан. С приходом турок от нее был проведен водопровод, снабжавший водой большую часть города. Кроме того, на берегах речки было построено несколько водяных мельниц. На фото - как раз здание бывшей мельницы, которое в наши дни, кончено, уже не используется по назначению.
Берег реки Радоболя


Не могла пройти мимо этих товарищей, приветствующих посетителей возле входа в один из местных ресторанов.Манекен возле ресторона


Кстати, не вегетарианцам крайне рекомендуется попробовать чевапи (чевапчичи), которые можно найти практически в любом местном ресторане. Все, кто пробовал их тут, нахваливают это блюдо и говорят, что здесь они особенно вкусные. Чевапи - это мясные колбаски, которые жарятся на гриле и традиционно подаются с лепешкой и большим количеством лука, к которым часто добавляют и картофель. Готовятся из перемолотого мяса (говядины, свинины, телятины, баранины) с добавлением специй. Цены в ресторанах тут, как правило, невысокие (почти везде чевапчичи стоят в районе 4,5 евро), а порции - большие. Сама я чевапи не кушала, но мои спутники были в восторге.
Манекен возле ресторона


В конце улицы Раде Битанге виднеется внушительное полукруглое строение - это одна из башен Старого моста.
Улица Раде Битанге


Еще один вид на стройную колокольню католической церкви, горделиво возвышающуюся над окружающими ее строениями.
Улица Раде Битанге


Маленький кусочек улицы Раде Битанге.
Возле Хаджи-Куртовой мечети


С наступлением вечера туристы исчезают, а сувенирные лавочки закрываются и Старый город становится практически безлюдным. В этой тишине, при свете загорающихся фонарей, можно еще сильнее прочувствовать старину Мостара и составляющих его строений, дорог и камней, насладиться ветром, гуляющим по его улицам и ощутить очарование этого города, щедро приправленное восточным колоритом.Вечер в Старом городе


Комментарии

  1. Странно - ещё не давно всё это было одной страной (Республика Сербская, Босния и Герцеговина, Черногория и т. д.), а какие разные, не похожие друг на друга города!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот поэтому тут очень интересно жить - на небольшой площади сосредоточено всего столько разного, оригинального и удивительного!

      Удалить

Отправить комментарий