Мостар. Старый мост.

Главная достопримечательность города Мостар - это, конечно же, его знаменитый мост, возвышающийся изящной дугой над изумрудно-голубыми водами Неретвы. Это сооружение с самого момента постройки играло важную роль в жизни города. Даже своим названием город обязан мосту - "Мостар" переводится как "Страж моста". Поселение в этих местах образовалось именно возле переправы через реку Неретва, местные жители охраняли мост и собирали дань с проезжающих по нему купцов. Отсюда и пошло название селения, а затем и города.


Старый мост появился здесь в годы правления Османской империи. После прихода турок в 15 веке город стал активно развиваться как торговый центр. Однако, успешной коммерческой деятельности жителей мешало отсутствие крепких мостов через Неретву. Поэтому горожане написали турецкому правителю Сулейману Великолепному о своей проблеме, прося заменить расшатавшийся подвесной мост из дерева, не справляющийся с возросшим потоком транспортных средств, на новый, более прочный и удобный. Султан, получив послание, отправил в Мостар одного из своих лучших архитекторов, Мимара Хайруддина, чтобы он исправил положение и создал красивый и величественный мост, достойный империи Сулеймана. Строительство было начато в 1557 году и продолжалось 9 лет. Когда мост наконец был закончен, он стал самой широкой (из известных) искусственной аркой в мире и одной наиболее выдающихся архитектурных конструкций своего времени.
Старый мост


Высота каменного одноарочного моста, который в настоящее время используется только как пешеходный, составляет 21 метр, длина - 28,7 метров, ширина - 4,49 метра. Мост был построен из 456 известняковых блоков, каждый из коих вручную вырезался под определенное место в конструкции. До сих пор ученные не могут понять, как людям в 16 веке удалось построить подобное сооружение. Не известно, как у инженеров получилось возвести столь высокое и крепкое строение, что именно служило для переправки тяжелого камня с одного берега реки на другой и каким образом были установлены леса.
Арка Старого моста


Как и у любого древнего и довольно известного сооружения, у Старого моста есть своя легенда. Связана она с именем архитектора, Мимара Хайруддина. Строить переправу на выбранном месте было довольно непросто, тем более что султан заказал мост, форма которого повторяла бы очертания луны в небе. Первые две попытки архитектора были неудачными, возведенные им конструкции обрушивались в воду. Сулейман Великолепный, узнав об этом рассердился, решив что Мимар таким образом позорит государство и своего правителя, и передал архитектору, что ему дается последняя попытка - если третий мост обвалится в реку, следом за ним упадет и голова Хайруддина. Мимар спешно продолжил работу над сооружением, а верноподданные султана тем временем возводили эшафот, надо полагать, изрядно нервировавший архитектора. Было ли дело в этом страшном ультиматуме, или Хайруддину просто наконец-то удалось разработать оптимальный план строительства, но третий мост успешно прошел испытания и послужил не только своим современникам, но и многим поколениям потомков.
Вид на мост с Куюнджилука


А вот версии окончания легенды расходятся - по одним источникам Мимар не только присутствовал на испытаниях, но еще и три дня и три ночи просидел под своим творением, чтобы таким образом доказать, что он совершенно уверен в прочности сооружения. По другим - Хайруддин умудрился накануне важного события бежать из-под стражи и следил за испытаниями из леса неподалеку. Некоторые прибавляют, что посланник султана, узнав о побеге архитектора так разгневался, что приказал замуровать в достраивающийся мост супругу Хайруддина.
На фото - входная арка, ведущая к мосту с западной части города.
Вход на мост с западной стороны


В 17 веке по обеим сторонам было решено построить крепостные башни для того, чтобы мост и тракт рядом с ним было удобно контролировать. На левом берегу возвели башню под названием Тара.
Левобережная башня Тара


Во время турецкого владычества помещения Тары использовались в основном как склад боеприпасов. В настоящее время в ней расположено отделение музея Герцеговины, открытое в 2006 году. Экспозиция музея, разбитая на три секции, посвящена истории моста. А после осмотра экспонатов можно полюбоваться видом на город с верхнего этажа башни. Время работы музея - с 1.04 по 1.11 ежедневно с 10:00 до 18:00.
Левобережная башня Тара


На противоположном берегу была построена вторая башня, Халебия. На ее нижних этажах находилась тюрьма, а верхние использовались стражниками в качестве наблюдательного поста.Правобережная башня Халебия


Во времена Османской империи мост служил не только для торговых, но и для военных целей - он был одной из ключевых точек при переброске турецких воинов в другие европейские страны. Стратегически важное значение мост имел примерно до 20 столетия. В середине 20 века он перестал выполнять транспортные функции и стал просто одной из главных достопримечательностей региона, символом города.
Возле Халебии


Одно из помещений возле западного входа, пристроенное к башне Халебия, сейчас занимает клуб "Мостари", в котором собираются молодые люди, в летнее время прыгающие с моста в воду.
Прыжки со Старого моста - древнее местное развлечение. Впервые такой прыжок был зафиксирован еще в далеком 1664 году. Раньше это делали чтобы доказать свою храбрость и мужественность. Сейчас же молодые люди прыгают не только чтобы самоутвердиться, но и дабы сохранить старую традицию, а также заработать - в сезон парни собирают деньги с туристов, готовых заплатить за зрелище кто сколько может. Как только набирается 25 евро один из ребят прыгает в воду с высшей точки моста.
Чтобы оценить сложность и опасность этого трюка стоит не только знать, что высота моста составляет 20 метров, но и что глубина реки в этом месте равна всего 3-5 метрам. Кроме того, Неретва считается одной из самых холодных европейских рек, воды которой даже в летнее время - при том, что климат в Мостаре в это время очень теплый и сухой, - остаются ледяными. Получается сильный перепад температур - ныряльщики при температуре воздуха +40 погружаются в воду, температура которой не выше +15 градусов. Без подготовки совершить такой прыжок и не навредить здоровью очень сложно, поэтому все желающие освоить данное мастерство и ходят в клуб "Мостари", где их обучают этому искусству.  Говорят, что власти в одно время пытались запретить прыжки и даже поставили уродливую кованую ограду по всему мосту (которую можно увидеть и сейчас), но ничего не вышло.
С 1968 года в июле тут также традиционно проводятся международные соревнования по прыжкам с Старого моста в воду, на которые съезжаются спортсмены со всего света.
Вход в клуб


К сожалению мост, который мы видим сегодня, не является на сто процентов оригинальным. В ноябре 1993 года в ходе гражданской войны войска хорватов разрушили шедевр турецкой архитектуры, чтобы лишить боснийцев-мусульман связи с другим берегом. Старый мост оказался очень крепким - Хайруддин и его строители потрудились на славу, поэтому хорватской артиллерии и танкам пришлось обстреливать его около двух суток и выпустить более 60 снарядов, прежде чем первые камни упали в Неретву. При этом вода реки окрасилась в насыщенно-красный цвет, из-за чего люди стали говорить, что братоубийственная война, разразившаяся на Балканах, заставляет кровоточить даже мосты. Позже, правда, нашлось объяснение этому происшествию - выяснилось, что архитектор использовал при строительстве специальный связующий раствор, имеющий ярко-красный цвет. Из-за него река и приняла такую устрашающую окраску.
Входная арка


Вместе с мостом пострадала и часть скалы, на которую он опирался, а также каменные башни на обоих берегах. Сооружение было восстановлено уже после окончания боевых действий. Долгое время конструкция представляла собой руины, несмотря на то, что специалисты ЮНЕСКО были направлены в Мостар еще в 1994 году. Средства для реконструкции нашлись только четыре года спустя. Деньги на восстановление были пожертвованы Хорватией, Турцией, Нидерландами, Италией, Францией. Поддержку оказал и Банк развития Европейского совета.
В 2001 году, после нескольких лет научных и археологических исследований были начаты строительные работы. Первый камень арки был заложен еще два года спустя, в 2003 году. Первоначально планировалась достать обломки моста из реки и составить сооружение из них, однако, это оказалось невозможным. Поэтому мост решили отстраивать заново, используя сохранившиеся элементы и камни старой конструкции и применяя те же материалы и методы крепления. Точная копия моста была возведена турецкой строительной фирмой из местного камня - тенелии и бречи, а для соединения блоков использовались штифты, скобы, сводовики. Камень тенелия добывали из той же каменоломни, из коей его брали для строительства первого, оригинального строения. Год спустя, в присутствии представителей ЮНЕСКО, президента Боснии и Герцеговины и принца Чарльза из Великобритании мост был торжественно открыт, став символом примирения.
Старый мост и его окрестности были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 946). Возле западного входа теперь установлен камень с остатками минометной мины. Он служит напоминанием о ужасах 1993 года и предостережением потомкам.
Камешек у ворот


Со Старого моста открываются замечательные виды - отсюда удобно разглядывать завораживающую ярким цветом воду Неретвы, дома исторического квартала, крыши нового города, горы вдалеке... На фото - кусочек Старого города, принадлежащего католикам.
Правый берег Старого города


Правобережье, на переднем плане - дома табханы, в коих разместились кафе и рестораны. Их открытые террасы с видом на реку, Старый мост и Куюнджилук, расположившийся на противоположном берегу, как нельзя лучше подходят для вдумчивого медитативного поглощения пищи и местных напитков. 
Вид на табхану


Как я уже писала ранее, Старый мост связывает восточную и западную часть Мостара, а также две половинки Старого города - улицы Раде Битанге и Куюнджилук. Оба берега прекрасно просматриваются с самого моста. Отлично видно и мечеть Коски Мехмед-паши в западной части города.
Мечеть Коски Мехмед-паши


Дома левобережья - Куюнджилук.
Вид с моста на Куюнджилук


Вид с моста на Куюнджилук



Вид на другую сторону города. Поблизости виднеется еще один мост, более новый и современный, с которого, кстати, очень удобно снимать главную достопримечательность (заглавное фото как раз оттуда).
Неретва


На полотне Старого моста установлены специальные ступеньки-перекладины, которые захватывают и кусочек мостовой Куюнджилука. Камни очень скользкие, поэтому эти ступеньки действительно помогают пройти по нему. Рассказывают, что когда перед началом Первой мировой войны с визитом в Мостар приехал Франц Фердинанд, он отказался идти по скользкому мосту и настоял, чтобы ему постелили ковер. Пришлось подданным срочно разыскивать тридцатиметровую ковровую дорожку, чтобы эрцгерцог мог перейти на противоположный берег.
Вход на мост с восточной стороны


Начало улицы Куюнжилук


Еще одно отличное место для того, чтобы пофотографировать и порассматривать мост - пляжик на правом берегу Неретвы. Именно тут обычно собираются в летнее время желающие поглазеть на прыжок в воду.
Вид на Старый мост с правобережного пляжа


Элегантная арка моста неоднократно изображалась не только на живописных полотнах, но и в литературных произведениях. Поэт Дервиш-паша Баезидович посвятил одно из своих сочинений Старому мосту. В своем стихотворении он сравнил сие творение рук человеческих с радугой. Известный османский путешественник Эвлия Челеби, более 40 лет проведший в дороге, с восторгом отмечал что он "перешел 16 империй и не видел такой высокий мост". А турецкий географ Хадзи-Калфа писал в своих заметках про то, что свод моста "удивит всех мастеров мира". И он был совершенно прав - мост, поражавший воображение современников, продолжает удивлять и восхищать людей даже спустя более чем 400 лет.

Комментарии