Кроме Старого города в Мостаре есть и другие интересные достопримечательности - пара католических церквей, мечети, красивые здания, построенные в австро-венгерский период, несколько памятников, мосты - может, не слишком ценные с архитектурной точки зрения, но прекрасные в плане открывающихся с них видов. Во время этой поездки времени на изучение нового города у меня практически не было, однако, кое-что поблизости от исторического-туристического квартала все-таки удалось увидеть. Фотографиями с этой небольшой прогулки мне бы и хотелось поделиться в этом посте.
Начнем с улицы Маршала Тито - одной из главных городских улиц, имеющей большое значение для жителей Мостара как несколько десятилетий назад, так и сегодня. На снимке - вид на восточную часть города как раз с небольшой обзорной площадки, расположенной на улице Тито. Над домами и минаретом мечети гордо возвышается колокольня церкви Святых Петра и Павла, придавая пейзажу очаровательную изюминку. Об этой колокольне - чуть позднее.
На выходе из Старого города, в нескольких метрах от левобережной башни Строго моста, Тары, можно увидеть еще один памятник классической исламской архитектуры 16 века.
Мечеть Чейван-чахаина была построена в период с 1552 по 1553 год. Историки предполагают, что это самая старая из оставшихся ныне в городе мечетей. В течение четырех веков она сохраняла свой первозданный облик, но в конце 19 столетия ей потребовалась серьезная реставрация. Турки на тот момент уже покинули Мостар, в городе обосновалась Австро-Венгрия. Подобные работы в то время поручались государственным архитекторам, которые, как правило, не только восстанавливали поврежденные части сооружения, но и добавляли новые элементы. Так во внешнем облике мечети появились элементы модного мавританского декора. Например, были перестроены и расширены окна здания. Также считается, что в 1885 году австрийские строители изменили форму минарета - ранее он был четырехугольным, и внешне больше напоминал колокольню католического храма. Тогда же был снесен находящийся на территории комплекса старый мектеб (начальная религиозная школа), и построен новый, в неомавританском стиле, отличавшийся большими размерами.
Мечеть оставалась действующей до прихода коммунистических властей. С 1943 по 1992 годы она являлась собственностью музея Герцеговины и служила одним из выставочных помещений, в котором посетители могли увидеть внушительных размеров макет, изображающий Мостар времен правления Османской империи. После окончания гражданской войны музей выехал из здания. К счастью, во время военных действий здание практически не пострадало - частично был разрушен только минарет. В 1996 - 1997 годах башня была восстановлена с использованием прежнего материала.
Официально мечеть носит имя Чейван-чахая - человека, выделившего деньги на строительство данного сооружения. Но в народе есть и другое название здания - Инат-мечеть. "Инат" с боснийского обозначает строптивость, непокорность, дух противоречия. Объяснение подобного названия кроется в неправильном расположении минарета мечети. По традициям исламской архитектуры минарет должен находиться справа от входа. В случае же с Чейван-чахаиной мечетью он построен слева.
На этот счет есть небольшая легенда. Имеются сведения, что Чейван-чехая был рабом по происхождению, но однажды получил свободу. Он был умным и трудолюбивым человеком, поэтому вскоре сделал хорошую карьеру и разбогател. Однако, возвысившись, мужчина никогда не забывал о том, кто он и откуда, и не зазнавался, а также всегда был благодарен за то, как удачно сложилась его судьба. Именно поэтому значительную часть своего состояния он тратил на улучшение жизни горожан и строительство объектов, которые приносили бы пользу окружающим. Благодаря его помощи и финансовой поддержке в Мостаре, Благае и деревеньке Габела появились школы, бани, мечети. В частности, в Мостаре были построены такие сооружения, как хаммам и Крива чуприя (почитать о них и посмотреть фото можно тут). На левом же берегу Неретвы он возвел мечеть, мектеб, библиотеку, мувекитхан (миниатюрную астрономию, основной задачей которой было точное измерение времени). После смерти Чейван-чахая рядом с мечетью на оставленные им средства были также построены беседка с фонтаном и медресе (средняя религиозная школа). Так вот, говорят, что при возведении мечети ее спонсор не разрешил ставить минарет там, где положено, ибо помнил, что он бывший раб, и считал себя не вправе делать такую же мечеть, как у правоверных, рожденных свободными.
Впрочем, скорее всего расположение минарета объясняется более простой и приземленной причиной - мечеть стоит очень близко к реке, практически на краю левого берега Неретвы. При сильном наводнении конструкция могла бы не устоять, вот и решил построить архитектор стройную башню подальше от воды и теоретической опасности.
Не считая местонахождения восьмигранного минарета постройка представляет собой обычное бескупольное религиозное сооружение Османского периода: квадратное здание накрывает четырехскатная крыша, покрытая традиционной для этих мест каменной черепицей.
Некоторые ошибочно полагают, что во время гражданской войны 90х граница военных сражений проходила по реке Неретва. В действительности же разделяла мусульман и католиков именно улица Маршала Тито. Здесь велись самые жестокие бои между двумя враждующими армиями.
Дома тут до сих пор хранят свидетельства сражений, произошедших двадцать лет назад.
Значительная часть зданий заброшена, на стенах с облупившейся штукатуркой можно заметить следы, оставленные пулями и снарядами.
В период владычества Австро-Венгрии улица Маршала Тито (которая в те времена, разумеется, носила иное имя) была центральной городской магистралью. Здесь находились правительственные учреждения, дома важных чиновников. Именно поэтому тут строились самые роскошные в городе здания, отличавшиеся богатым декором. Остатки былого великолепия можно увидеть и в наши дни.
Улица находится в таком плачевном состоянии из-за того, что по нынешнему закону любое разрушенное строение, представляющее историческую ценность, должно быть воссоздано в прежнем виде. А так как все дома строились тут с шиком и были довольно солидных, по местным меркам, размеров, и война нанесла им значительный урон - на их реставрацию теперь требуется очень много средств, которых у правительства на данный момент нет. Сносить же здания закон запрещает.
В домах попроще и поцелее сейчас можно увидеть новенькие пластиковые окна - несмотря на кажущуюся заброшенность, там живут люди. Но от некоторых построек остались лишь потертые фасады без крыш. Большая часть зданий ничем не огорожена и не защищена, проникнуть туда может любой желающий. Разве что таблички висят с предупреждением об опасности обрушения, да с запретом проникновения внутрь и парковки машин под объектом. Кстати, автомобили все равно паркуются.
Неподалеку от Чейван-чахаиной мечети, по правой стороне улицы Маршала Тито (если идти от Старого города) есть небольшой парк, а в парке - обзорная площадка с видом на Неретву и правобережье и памятник Алексе Шантичу.
Алекса Шантич - самый известный уроженец Мостара. Это этнический серб, который прославился благодаря своему поэтическому таланту. Его перу принадлежат более семи сотен стихотворений, а также 7 пьес и несколько произведений в прозе. Впрочем, Шантич обладал и многими другими дарованиями. Он не только сочинял стихи, но и писал музыку, и выступал на сцене в качестве актера и певца. Кроме того, Алекса интересовался политикой и, в частности, участвовал в национально-освободительной борьбе. Лучшие работы поэта отражают протест автора против социальной и национальной несправедливости, они пропитаны патриотизмом и нежностью к родине. Есть у него и прекрасные произведения любовной тематики.
Героине одной из наиболее известных поэм Шантича, Эмине Сефич, поставлен памятник в паре десятков шагов от монумента самому писателю. Эмина была реальной девушкой, жившей в Мостаре. Памятник ей в натуральную величину был установлен в мае 2010 года, недалеко от того места, где проживала Сефич. Он посвящен не только творчеству Алексы Шантича или героине его поэмы, но и красоте женщин в целом. Лицо Эмины сделано не по классическому портрету, а по художественному, обобщенному видению красоты жительниц Боснии и Герцеговины. Девушка одета в народный костюм, который носили во времена Шантича.
Статуя является подарком городу от академического скульптора Златко Диздаревича, жителя боснийского города Велика Кладуша.
Рядом с Эминой находится широкий Лучков мост, предназначенный для автомобилей и пешеходов и соединяющий два берега Неретвы. Он появился тут в 1913 году, в период Австро-Венгерского правления, что явно выражено в его внешнем виде.
Как и все прочие переправы на другой берег, Лучков мост не пощадили во время Балканского конфликта. Более того, именно его уничтожили первым. Через 13 лет он был восстановлен и сейчас выглядит также, как и в начале 20 века.
Конструкция относительно современная, она выглядит простенько, но аккуратно. Длина моста составляет 72 метра. Из украшений - разве что выкрашенные в яркий бирюзовый цвет ограждения да высокие изящные фонарики.
Но главная фишка моста - это виды, которыми можно с него насладиться. Отсюда видно и реку, и Старый мост с его двумя башнями, и исторический квартал.
Восточный берег. Слева - минарет Чейван-чахаиной мечети.
Подобные железные створки для окон и дверей - еще одна отличительная особенность здешней архитектуры.
В последние годы в Мостаре идет довольно активное восстановление зданий, разрушенных во время войны. Постепенно городу возвращают аккуратный внешний вид. Хочется верить, что и дома на этой улице дождутся своего часа и будут не разрушены или перестроены, а восстановлены в своей былой красоте и величии.
Между прочим, улица Тито - еще и самая длинная улица в городе. Она проходит по Мостару с севера на юг практически параллельно реке Неретва, поэтому связана со всеми основными городскими мостами. Сегодня ней также расположено несколько очень важных зданий - например, ж/д и автовокзалы, национальный театр.
Если пройти по улице Тито в сторону, противоположную от памятника Шантичу, рядом со Старым городом можно увидеть одну из немногих купольных мечетей Мостара. Это мечеть Несух-аги Вучияковича, которая является своеобразным олицетворением мостарского духа, так как сочетает в себе черты западной и восточной культуры.
На первый взгляд она представляет собой классический образец османской мечети - справа минарет высотой 25,2 метра, основное здание в виде куба с многоугольным барабаном, накрытым куполом. Входная зона имеет три маленьких купола. Но если приглядеться внимательнее можно заметить, что мечеть Несух-аги Вучияковича отличается деталями, свойственными далматинской архитектуре: капителями колон, выполненными в стиле далматинского ренессанса, рустикальным оформлением углов, кладкой и, конечно же, высокими узкими арочными окнами, которыми так любили украшать дворцы на побережье Хорватии. Отдельно стоит заметить и верхний ярус минарета - он, в отличие от нижнего уровня, имеет цилиндрическую форму. Подобный архитектурный прием нетипичен для исламской архитектуры, обычно минарет представляет собой башню шестнадцатью, четырнадцатью или восемью гранями.
Данное религиозное сооружение было возведено в 16 веке, между 1528 и 1564 годом. На протяжении многих десятилетий оно использовалось по назначению, однако, после того, как страна вошла в состав Югославии, мечеть не миновала судьба многих других религиозных сооружений - здание забрали у верующих и стали использовать для своих нужд. В данном случае в строении разместили склад, который находился тут с 1940 по 1980 год. Затем здание было заброшено. Мечеть отреставрировали и вновь открыли для посещений лишь в 1998 году благодаря финансовой поддержке Королевства Иордания. Как и у многих других старых построек у нее есть второе, народное название - иногда ее именуют мечетью под липой, так как рядом как раз растет это огромное дерево.
Возле мечети есть не только липа, но и мусульманское кладбище. На многих надгробиях дата смерти - 1993 или 1994 год. Это люди, погибшие во время гражданской войны.
Именно благодаря таким кладбищам - на которых различаются даты рождения и возраст покойного, на совпадает год смерти, и домов, изрешеченных пулями, Мостар наводит на довольно тяжелые мысли. В какой-то момент осознаешь - не все, конечно, ведь людям, не прошедшим через войну никогда не понять всех ее ужасов, но малую часть того, что творилось тут пару десятилетий назад, и от этого не может не становиться жутко.
Радует лишь то, что это осталось позади, в стране наступило перемирие - пусть пока и шаткое. Но хочется верить, что ничего подобного здесь больше не повторится и Босния и Герцеговина вскоре залечит свои раны.
Рядом с мечетью есть небольшой фонтанчик, чесма. А на заднем плане можно увидеть еще одну мостарскую достопримечательность, возведенную несколько веков - сахат-кулу, часовую башню, расположенную на улице Баятова. Раньше в этом квартале жили мостарские ткачи.
Сахат-кула наравне с хаммамом и мечетью также являлась традиционным элементом для любого города Османской империи. Часовая башня нужна была для того, чтобы правоверные мусульмане всегда знали, который сейчас час, и не пропускали время молитвы. Циферблат установлен на западном фасаде (его как раз можно увидеть на этом фото), он обращен к центральной части города.
С этими часами связана целая история. Первые триста лет на сахат-куле стоял оригинальный механизм 17 века. Но в 1917 году австрийские власти решили снять колокол с башни и, по всей видимости, повредили механизм - по крайней мере, есть свидетельства очевидцев, из которых следует, что часы перестали действовать именно с этого момента. Два года спустя один из мостарских торговцев по имени Байрам Биедич решил проспонсировать ремонт часов, и некоторое время они исправно работали. Но в 1926 году часовой механизм пришел в негодность и вновь остановился - то ли починили его плохо, то ли просто от старости сломался. Долгое время сахат-кула не выполняла своего назначения и не показывала время - никто почему-то не мог найти средств на ее ремонт. Видимо, австрийские власти не считали нужным восстанавливать мусульманскую постройку, а местные жители не могли собрать средства.
В связи с этим башня все более ветшала и приходила в негодность. В 1943 году циферблат и вовсе вывалился из своего гнезда, при падении повредив кровлю соседнего дома. После этого вход в сахат-кулу замуровали, ибо она стала окончательно никому не нужна. Лишь спустя несколько десятилетий, в конце 70х годов, про башню вспомнили и решили ее отреставрировать. В 1981 году строение восстановили, но сахат-кула недолго прослужила людям. Вскоре началась гражданская война, в результате которой крышу сооружения повредили, двери и лестницы пустили на растопку, а часы... Часы снова были сломаны. В 1999 году башне не только вернули нормальный внешний вид и восстановили лестницы и двери, но и поставили новый электрический часовой механизм. И все же, в наши дни башня время не показывает - власти вот уже долгое время не могут договориться о том, кто будет платить за электричество, необходимое для работы часов. Пока этот вопрос остается нерешенным, злополучные часы решили остановить.
Кстати, интересно, что раньше часы ежедневно требовали настройки, так как показывали время в непривычном нам формате. Они работали по принципу "а ла турка", то есть времяисчисление было привязано не к стабильной точке отсчета, а к моменту захода солнца. Для настройки часов нанимался специальный человек - сахаджия, которому выплачивалось жалование за заботу о башне. Когда в 1878 году город оккупировали австро-венгры они перенастроили часы по методу "а ла франка" и механизм стал работать по принципу, знакомому всем европейцам. Однако, горожане к новому методу времяисчисления привыкнуть не смогли даже за несколько лет, поэтому в 1892 году упросили местные власти вернуть старое, "турецкое время" - как-никак, основная функция Сахат-кулы была связана с религией, а прежний способ отсчета часов больше подходил для дачи сигнала к молитве.
Доподлинно неизвестно, кто именно построил башню, однако, жители Мостра до сих пор хранят песнь, в которой как раз рассказывается о сахат-куле. Если верить преданию, она появилась в городе благодаря Фатиме Шарич. Также сохранились документы 1636 года, подтверждающие связь семейства Шарич с этим сооружением, так что, скорее всего это правда.
Башня имеет облик, классический для часовых башен Боснии и Герцеговины - внешне она напоминает кампанилу, обычно дополняющую католические храмы в землях северной Адриатики. Мостарская сахат-кула имеет четырехугольную форму, высокий пирамидальный кров, четыре арочных окошка наверху. Кладка сооружения выполнена из тесаного камня. В экстерьере башни нет украшений, если не считать маленьких башенок по углам крыши, да узкого выступа под готическими окнами. Ее высота невелика - всего 16 метров, однако, возвели сахат-кулу на холме, в высокой части города, поэтому видно ее довольно хорошо.
Раньше на башне был установлен колокол, который, если верить записям известного путешественника Эвлии Челеби, было слышно даже в трех часах пешей ходьбы от города. Колокол висел до 1838 года, пока мостарский визирь не решил заменить его. Новый инструмент весом 250 кг был отлит в хорватском городе Задар и простоял на башне несколько лет, пока в 1917 году в связи с военными нуждами его не сняли и не переплавили. С тех пор сахат-кула стоит без колокола, даже во время последней реставрации его решено было не вешать (видимо, по финансовым соображениям).
Вид от Сахат-кулы вниз по улице Баятова. Кстати, напротив башни находится еще одно отделение музея Герцеговины - дом Джемала Бийедича. Время работы - по будням с 8:00 до 16:00, в выходные музей работает только по предварительной заявке.
Дворец Митрополии, расположенный на высшей точке мусульманской части города. Строительство здания для православного митрополита было начато в 1908-м, а завершено в 1910 году. Автором проекта стал Карл Паржик - один из самых известных и значимых архитекторов Боснии и Герцеговины конца 19 - начала 20 века. Строение представляет собой интересный пример архитектуры в стиле необарокко. Главный фасад этого величественного здания, балюстраду и входную лестницу отличает богатство декоративных элементов. Интерьер сооружения когда-то также мог похвастаться роскошью и богатством - стены внутри были украшены росписью в стиле так называемой "помпейской живописи", относящейся к направлению модерн. Сейчас от внутреннего великолепия помещений остались лишь фрагменты, наиболее заметные в холле и Большом зале.
Как и многие другие здания, Митрополия пострадала в ходе войны 1992 - 1995 годов - была повреждена ее крыша и пол. Строение было реконструировано в 2006 - 2007 годах. В настоящее время оно имеет статус национального памятника Боснии и Герцеговины. К сожалению, его посещение возможно только по предварительной договоренности через туристическое агентство.
Возле Митрополии есть обзорная площадка со скамеечками. С нее отлично видно большой крест, установленный на горе над городом.
Кусочек исторического квартала с улицы Маршала Тито.
Один из образчиков архитектуры 20 века, расположенный с другой стороны Старого города, на правобережье.
А вот и та самая колокольня церкви Святых Петра и Павла, о которой я уже упоминала пару раз. Храм стал первым религиозным сооружением для христиан, построенным за четырехвековой период владычества Османской империи. В 1859 турецкий султан Абдула Азиз наконец выдал мостраскому епископу Рафо Баришичу разрешение на строительство католической церкви. Более того, османские власти подарили приходу участок земли в западной части города, на берегу Радоболи. Может, и не самый легкий для возведения здания, но зато расположенный в центре города.
Архитектурный план храма был разработан итальянцем Маттео Лоренцони, но в самом процессе строительства он участия не принимал, так как 1963 году епископ Рафо скончался, а его преемник поручил ведение проекта одному из местных мастеров. Строительство церкви к этому моменту еще не было начато (первые работы по возведению здания были проведены лишь в 1966 году), поэтому новый архитектор свободно внес поправки и изменения в прежние разработки. Работы длились 6 лет и были закончены лишь в 1972-м. Отчасти причина столь продолжительного периода постройки объяснялась особенностями грунта - так как участок находится на берегу реки, почва тут нестабильна. Чтобы возвести храм на этом месте людям пришлось вбить множество дубовых опор, дабы обеспечить устойчивость здания.
Однако, несмотря на все усилия архитектора и строителей, до наших дней церковь так и не простояла. В период последней войны храм был разрушен - в него попал один из снарядов, начался страшный пожар, в результате которого почти все здание было уничтожено.
Когда в конце 90х зашла речь о восстановлении церкви было решено не возвращать ей старый облик, а построить новое здание - более просторное и величественное, с высокой кампанилой. Нынешняя колокольня является самым высоким сооружением в Мостаре, ее размеры действительно впечатляют - высота башни равна 107 метрам. Она служит прекрасным ориентиром при прогулках по городу, ее видно практически из любой точки.
Есть интересная история о том, как мостарские католики добыли деньги на восстановление церкви. Разумеется, для строительства нужна была немалая сумма, которой небогатая община не располагала. Тогда местные монахи предложили интересный выход - город после войны начал развиваться как туристический центр, в Мостар приезжали как на своих автомобилях, так и в составе организованных групп, в рамках автобусного тура. При этом ситуация с парковками была довольно печальной - в центре города их практически не было. Тогда и возникла идея использовать часть монастырской территории под платный паркинг. Этот выход всех устроил, и вскоре за монастырем появилась парковка, доходы от которой позволили начать работы по возведению храма. Кстати, со временем возле парковки была развита более обширная инфраструктура. Небольшой комплекс получил название "Кампаниле", теперь тут есть и туалеты, и банкоматы, и ресторан, и сувенирная лавка.
Ныне церковь принадлежит францисканскому ордену, равно и как находящийся по соседству монастырь 1892 года постройки. В настоящее время отделочные работы внутри церкви еще не закончены - на серых бетонных стенах из украшений разве что картины с изображением стояний Крестного пути. Но я все равно рекомендую зайти внутрь, дабы посмотреть яркие витражи. А еще за алтарем установлен огромный строгий крест с подсветкой, который выглядит весьма впечатляюще в вечернее время. Церковь открыта во время богослужений, которые проводятся ежедневно в 7 утра и 6 вечера, за исключением воскресенья - в этот день попасть на Мессу можно в 7:00, 8:00, 9:30, 11:00 и 18:00. Фотосъемка внутри запрещена.
Комментарии
Отправить комментарий