15 сентября в херцегновской галерее "Йосип-Бепо Бенкович" прошло открытие выставки американского поп-арта. В экспозиции было представлено более трех десятков подлинных работ самых известных художников, творивших в данном направлении. Все полотна являются собственностью двух галеристов из Любляны - Живе Шкодлара-Вуйича и Лазара Вуйича.
На этом и нижнем фото - картины Роберта Раушенберга.
Поп-арт также называют естественным или общедоступным искусством. Это направление, возникшее в 1950-1960 годах как отрицательная реакция на абстрактный экспрессионизм. Несмотря на то, что поп-арт зародился в Лондоне, наибольшее распространение и популярность он приобрел в Соединенных Штатах. Сегодня он является одним из символов Америки.
В качестве центрального образа в поп-арте, как правило, используются предметы массовой культуры, которые помещаются в иной контекст. Часто в работах художников сквозит ирония, насмешка над культурой потребления.
Роберт Раушенберг появился на свет 22.10.1925г в Техасе. Учился в Художественном колледже Канзас-сити, а также парижской Академии Жюлиана и колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине. Кроме того, Роберт посещал арт-школу Студенческой лиги. Во время Второй мировой войны занимал должность брата милосердия в лечебнице для сумасшедших. В 1949 году Раушенберг переехал в Нью-Йорк и начал работать оформителем витрин.
Первые картины, созданные Робертом, были выполнены в технике абстрактного экспрессионизма. Его дебютная выставка была организована в 1951 году в галерее Бетти Парсонс, однако, она не имела успеха и получила более чем сдержанные оценки критиков. В скором времени Роберт отошел от экспрессионизма и начал создавать произведения, относящиеся по стилю к концептуальному искусству и поп-арту.
В 1953 году Раушенберг приобрел картину Виллема де Кунинга и свел ее, а затем выставил под названием "Стертый рисунок де Кунинга", тем самым подняв вопрос о природе искусства. Эта работа стала одной из самых шокирующих и известных в его карьере.
Однако, настоящий успех к Раушенбергу пришел в 1958 году, после выставки в галерее Кастелли.
Большая часть картин Раушенберга сделана в техниках коллажа и реди-мейда. Он любил сочетать разные стили и техники в одной работе. Часто для тех или иных полотен он использовал мусор, бытовые отходы. "На мой взгляд, картина больше всего похожа на реальный мир, когда она сделана из предметов этого мира" - сказал однажды художник.
Идеи для работ Роберт находил в современной урбанистической действительности, массовой культуре, быте собственной семьи (три года он был женат на Сьюзен Вейлль, в браке у них родился сын. Затем на протяжении семи лет жил со своим бойфрендом, также ставшим одним из известных художников поп-арта - Джаспером Джонсом).
В 1960 - 1970 годах Раушенберг был вовлечен в создание перфомансов, хореографию, театральную деятельность. Увлекался фотографией.
В 1960 - 1970 годах Раушенберг был вовлечен в создание перфомансов, хореографию, театральную деятельность. Увлекался фотографией.
В 1970 году организовал благотворительное учреждение для малоимущих художников.
Роберт неоднократно удостаивался различных премий и призов. Одной из самых значительных его наград стал приз Венецианской биеннале, полученный им в 1964 году. Подобное решение вызвало бурную реакцию общественности. В частности, Ватикан высказался об "упадке культуры". И все же, эта награда стала официальным признанием направления поп-арт. Также Раушенберг является обладателем национальной медали США, премии Леонардо да Винчи, "Грэмми", императорской премии Японии.
Роберт неоднократно удостаивался различных премий и призов. Одной из самых значительных его наград стал приз Венецианской биеннале, полученный им в 1964 году. Подобное решение вызвало бурную реакцию общественности. В частности, Ватикан высказался об "упадке культуры". И все же, эта награда стала официальным признанием направления поп-арт. Также Раушенберг является обладателем национальной медали США, премии Леонардо да Винчи, "Грэмми", императорской премии Японии.
Роберт скончался в мае 2008 года от разрыва сердца. Ему было 82 года.
А это уже одна из работ Энди Уорхола - пожалуй, самого известного мастера, трудившегося в направлении поп-арт. Уорхол был не только художником, он также попробовал себя в режиссуре, продюсировании, дизайне. Энди издавал журнал, был писателем и коллекционером. Его работы стали символом триумфа и коммерческого успеха поп-арта. Творчество Уорхола оказало огромное влияние на развитие современного искусства, он был одной из культовых фигур 20 века.
Энди Уорхол (Эндрю Вархола) родился в 1928 году в Питтсбурге. Он стал четвертым ребенком в семье иммигрантов-русинов из Словакии. В раннем школьном возрасте заболел хореей Сиденгама, часть времени был прикован к постели. Именно тогда Энди увлекся рисованием, а также начал составлять коллажи из газетных вырезок.
После выпуска из школы поступил в Технологический институт Карнеги, намереваясь стать коммерческим иллюстратором. Получив степень бакалавра в 1949 году переехал в Нью-Йорк. Первое время Уорхол зарабатывал декорируя витрины, а также рисуя открытки и плакаты. Вскоре он начал трудиться в качестве иллюстратора в таких популярных журналах, как "Vogue", "Glamour", "Harper`s Bazaar".А это уже одна из работ Энди Уорхола - пожалуй, самого известного мастера, трудившегося в направлении поп-арт. Уорхол был не только художником, он также попробовал себя в режиссуре, продюсировании, дизайне. Энди издавал журнал, был писателем и коллекционером. Его работы стали символом триумфа и коммерческого успеха поп-арта. Творчество Уорхола оказало огромное влияние на развитие современного искусства, он был одной из культовых фигур 20 века.
Энди Уорхол (Эндрю Вархола) родился в 1928 году в Питтсбурге. Он стал четвертым ребенком в семье иммигрантов-русинов из Словакии. В раннем школьном возрасте заболел хореей Сиденгама, часть времени был прикован к постели. Именно тогда Энди увлекся рисованием, а также начал составлять коллажи из газетных вырезок.
В 1952 году работы Энди были представлены в одной из нью-йоркских экспозиций, а в 1962 году состоялась первая крупная персональная выставка, принесшая ему популярность.
В 1963 году художник купил здание на Манхэттене, которое было названо "Фабрикой". Именно в нем Уорхол поставил на поток создание произведений современного искусства. В день здесь выпускалось до 80 печатных продуктов. В этой студии царила атмосфера вседозволенности, тут часто устраивались вечеринки и собирались деятели современного искусства. Таким образом Энди нарушил стереотип о том, что мастерская художника должна быть тихим и уединенным местом.
Энди одним из первых применил трафаретную печать для создания картин. Среди его самых известных работ можно назвать банки с супом "Кэмпбелл" и "Кока-Колой", а также яркие портреты знаменитостей.
В 1968 году Валери Соланс трижды выстрелила в Энди. Он перенес клиническую смерть и 5-часовую операцию, завершившуюся успешно. После этого тема насильственной гибели, и ранее проявлявшаяся в творчестве художника, стала выражаться еще ярче.
Уорхол скончался в 1987 году от остановки сердца.
Несмотря на то, что Энди проявил свои способности во многих сферах искусства, наибольшую прибыль и успех ему принесла именно деятельность художника. В последние годы он возглавляет список самых продаваемых живописцев.
Одним из приятелей Уорхола был Рой Лихтенштейн, чьи работы можно увидеть ниже.
Одним из приятелей Уорхола был Рой Лихтенштейн, чьи работы можно увидеть ниже.
Лихтенштейн родился в 1923 году в еврейской семье, с детства интересовался дизайном и искусством. Со временем это увлечение стало делом всей его жизни.
Окончив школу Рой поступил в университет Огайо. На третьем курсе прервал учебу, так как во время Второй мировой войны пошел служить в армию. После возвращения с фронта продолжил обучение, а затем и сам стал преподавателем того же университета. В 1951 году состоялась первая персональная выставка Лихтенштейна. Тогда же он уехал в Кливленд где прожил последующие 6 лет, периодически возвращаясь в родной Нью-Йорк. В 1957 году Рой окончательно переехал в Нью-Йорк и возобновил педагогическую деятельность.
Первоначально стиль работ Лихтенштейна варьировался от кубизма до экспрессионизма, художник находился в постоянном поиске. В 1961 году он создал первые картины в стиле поп-арт, определившие его дальнейшее творчество. Для своих полотен Рой использовал иллюстрации комиксов или кадры из мультфильмов. Именно произведения, темой которых стали комиксы и журнальная графика, принесли ему наибольшую популярность.
Первоначально стиль работ Лихтенштейна варьировался от кубизма до экспрессионизма, художник находился в постоянном поиске. В 1961 году он создал первые картины в стиле поп-арт, определившие его дальнейшее творчество. Для своих полотен Рой использовал иллюстрации комиксов или кадры из мультфильмов. Именно произведения, темой которых стали комиксы и журнальная графика, принесли ему наибольшую популярность.
Художник искал интересные картинки, а затем вручную перерисовал их в большом формате, особое внимание уделяя точечной структуре графического изображения, свойственной промышленной печати. При создании своих работ Лихтенштейн использовал трафаретную печать и шелкографию.
Рой неоднократно награждался премиями и призами. Среди самых престижных его наград Национальная медаль искусств, премия Киото, приз от мэра Барселоны.
В 1949 году Лихтенштейн женился на Изабель Уилсон, но их брак распался в 1965 году. У пары родилось двое сыновей.
Рой скончался в сентябре 1997 года.
Работа Тома Вессельмана, центральной темой творчества которого было изображение обнаженного женского тела.
Образы для своих картин он находил в рекламной продукции 1960 - 1970 годов: постерах, проспектах, плакатах, журналах. Как правило, тело в произведениях Вессельмана изображено в мультяшно-кукольной манере. У большинства женщин отсутствуют черты лица, художник рисовал только губы, накрашенные яркой помадой. У героинь нет индивидуальности, уникальных деталей внешности. Таким образом художник сатирично изображает женщин из "американской мечты", насмехается над стереотипами общества.
Том появился на свет 23 февраля 1931 года. В 1948-1951 годах учился в колледже Хирам (Огайо). После начал обучение по специальности "психология" в университете Цинциннати. Во время Корейской войны Вессельман два года отслужил в армии. Именно в этот период началось его активное увлечение рисованием. Первые работы, выполненные Томом, были созданы в стиле комикса.
После демобилизации Вессельман поступил в Академию искусств во все том же Цинциннати. Позднее начинающий художник переехал в Нью-Йорк и с 1956 по 1959 годы продолжил изучение искусства в школе Купер-Юнион. В начале своей карьеры он увлекался экспрессионизмом, но позднее выбрал стиль поп-арт и добился немалых успехов в этом направлении. С 1983 года также стал создавать работы в металле.
Работа Тома Вессельмана, центральной темой творчества которого было изображение обнаженного женского тела.
Образы для своих картин он находил в рекламной продукции 1960 - 1970 годов: постерах, проспектах, плакатах, журналах. Как правило, тело в произведениях Вессельмана изображено в мультяшно-кукольной манере. У большинства женщин отсутствуют черты лица, художник рисовал только губы, накрашенные яркой помадой. У героинь нет индивидуальности, уникальных деталей внешности. Таким образом художник сатирично изображает женщин из "американской мечты", насмехается над стереотипами общества.
Том появился на свет 23 февраля 1931 года. В 1948-1951 годах учился в колледже Хирам (Огайо). После начал обучение по специальности "психология" в университете Цинциннати. Во время Корейской войны Вессельман два года отслужил в армии. Именно в этот период началось его активное увлечение рисованием. Первые работы, выполненные Томом, были созданы в стиле комикса.
После демобилизации Вессельман поступил в Академию искусств во все том же Цинциннати. Позднее начинающий художник переехал в Нью-Йорк и с 1956 по 1959 годы продолжил изучение искусства в школе Купер-Юнион. В начале своей карьеры он увлекался экспрессионизмом, но позднее выбрал стиль поп-арт и добился немалых успехов в этом направлении. С 1983 года также стал создавать работы в металле.
Картины Тома неоднократно были представлены как в коллективных, так и в персональных экспозициях.
Вессельман скончался 17 декабря 2004 года от сердечной недостаточности.
Джон Чемберлен родился в 1927 году в Рочестере (Индиана). Детство будущего художника прошло в Чикаго. С 1943 по 1946 годы он служил в армии. После возвращения домой поступил в Художественный институт Чикаго, затем учился в колледже Блэк-Маунтин. Именно тогда он начал создавать свои первые скульптуры из сварного железа, в коих ощущалось сильное влияние абстрактного экспрессионизма.
В 1957 году, после окончания колледжа, Чемберлен переехал в Нью-Йорк. Там он занялся творением работ из частей разбитых автомобилей, которые впоследствии стали его визитной карточкой. В 1961 году одна из его скульптур была включена в экспозицию нью-йоркского Музея современного искусства, в 1962 году художник начал выставляться в галерее Лео Кастелли. В 1967 году Джон также увлекся кинематографом.
Наиболее всего Чемберлен прославился как скульптор, соединяющий в своих работах черты абстрактного экспрессионизма и поп-арта, и работающий преимущественно из лома "американской иконы" - автомобиля. Однако, занимался он и живописью.
Работы Джона неоднократно представлялись в коллективных и персональных выставках, а также получали награды как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Он был постоянным участником биеннале, проходящих в Венеции и Сан-Паулу. На сегодняшний день работы художника выставлены в 38 галереях и музеях планеты.
Чемберлен скончался 21 декабря 2011 года в Нью-Йорке.
И, наконец, последний художник, с чьими работами можно познакомиться в залах галереи "Йосип-Бепо Бенкович" - Джеймс Розенквист.
Розенквист родился в 1933 году в американском городе Гранд-Форкс. Его мать, Рут, была увлечена искусством и стремилась привить любовь к творчеству сыну. Вскоре мальчик начал проявлять способности к рисованию. В 1942 году после многочисленных переездов семья обосновалась в Миннеаполисе. Именно в этом городе шесть лет спустя Джеймс начал посещать Школу искусств. В 1952 году он поступил в университет Миннесоты, обучение в котором закончил в 1954 году.
В 1955 году случился поворотный момент в судьбе художника - он переехал в Нью-Йорк. Первое время Розенквист занимался в Лиге студентов и зарабатывал на жизнь рекламой, в основном оформляя уличные щиты и витрины. В 1957 году он вступил в Международный союз художников-оформителей.
С 1960 года Джеймс начал создавать крупноформатные картины в стиле поп-арт, в основе которых были рекламные плакаты. В 1962 году состоялась его первая персональная выставка в Зеленой галерее. Три года спустя к художнику пришла мировая известность.
В большинстве своем картины Розенквиста представляют собой соединение разорванных изображений в целостную композицию. Части этих изображений могут как противопоставляться, так и гармонично дополнять друг друга, нести абстрактную или провокационную смысловую нагрузку. Стоит отметить, что наиболее всего художника увлекает сочетание цветов и форм, поиск новых комбинаций. Он любит яркие, иногда "кислотные" оттенки.
При этом Джеймс не ограничивается живописными полотнами, он также создает произведения в технике коллажа и чертежа.
Работы Розенквиста занимают значительное место в направлении поп-арт. Они оказали большое влияние на многих современных художников.
Выставка "Американский поп-арт" будет открыта в "Йосип-Бепо Бенкович" до 25 октября 2015 года. Осмотреть ее можно в часы работы галереи (пн-сб с 9:00 до 19:00), вход - свободный.
Комментарии
Отправить комментарий