Сербское искусство в 10 картинах.


Во время последней поездки в Требинье мне удалось побывать на весьма интересной художественной выставке, представленной в одном из залов музея Герцеговины. Экспозицию составляют картины из галереи Матицы сербской, что расположена в сербском городе Нови Сад. Выставка называется "Сербское искусство в десяти картинах" и предлагает кратко ознакомиться с традицией живописи в Сербии через самые интересные, уникальные и значимые полотна 18-20 веков. Выбранные работы наглядно рассказывают как о развитии живописи, так и о самых известных художниках, идеях и темах, царивших в творческой среде.
Афиша


Гравюра "Святой Савва с сербскими святыми дома Неманичей", которая датируется 1741 годом. Она была создана в мастерской Томаса Местера в Бече. Уникальность данного произведения в том, что оно является первой гравюрой с подписью местного сербского мастера - Христофора Жефаровича. Жефарович выполнил чертеж всей композиции, а также определил расположение стихов и геральдики. Гравировку же на меди исполнил Местер. Заказчиком данного произведения выступил архиепископ Арсение IV Йованович Шакабента. Он собирался подарить гравюру королеве Марии Терезии в честь ее восхождения на престол.
Центральной фигурой картины выступает Св. Савва, первый сербский архиепископ. Над ним парит Святой Дух в виде голубя, а по левую и правую сторону архиепископа в два ряда окружают сербские правители, причисленные к лику святых. В нижней части гравюры изображен старый сербский герб, вокруг которого расположены меньшие гербы южнославянских земель: Боснии, Сербии, Албании, Рашки, Герцеговины и Болгарии. 
Христофор Жефарович, Томас Месмер


Икона "Святой Димитрий" была создана около 1740 года. Авторство приписывают Христофору Жефаровичу.
Жефаровича считают одним из основателем новой школы южнославянской иконописи. Его работы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие искусства гравюры.
Христофор Жефарович


Икона Димитрия Бачевича "Благовещение". Создана в 1769 году во время работы художника над росписью иконостаса церкви Св. Троицы.
Действующие лица картины помещены в дом Богородицы в Назарете. В левом верхнем углу комнаты изображен голубь, символ Святого Духа. 
Бачевич славился тем, что в своих работах совмещал и черты традиционной иконописи, и живописи в стиле барокко. Так, например, интерьер комнаты и лица Архангела Гавриила и Богородицы написаны в новом стиле, в то время как их одежды запечатлены в соответствии с традиционными канонами иконописи. Это стало новшеством в данной области и превратило икону не только в предмет религиозного культа, но и в объект изобразительного искусства, творчества в стиле барокко.
Димитрий Бачевич


Автопортрет Стефана Тенецки, одного из самых известных сербских живописцев своего времени. Создан около 1770 года. Входит в число первых автопортретов в сербской живописи.
Тенецки, находясь уже в зрелом возрасте, изобразил себя в парадном одеянии - одежде венгерских дворян второй половины 18 столетия. Он носит пояс из шести полос, символ власти сенатора. В левой руке у него атрибуты живописца - палитра и кисточки. Интерьер здания с готическими окнами, на фоне которого стоит Стефан, скорее всего является изображением здания сената в румынском городе Арад.
Анализируя внешний вид портретируемого можно увидеть личность, которая обладала достоинством и немалой самоуверенностью. Данная картина была парадным портретом, который в первую очередь должен был сказать о высоком социальном статусе человека. Известно, что Тенецки создал данное произведение как раз в то время, когда занимал пост сенатора в Араде. 
Стефан считается первым художником, который адаптировал западное барокко для культуры Сербии и Румынии. Интересно, что свой творческий путь он начал с обучения искусству иконописи в Киево-Печерской Лавре. Работы Тенецки имели большое влияние на дальнейшее развитие сербской живописи на всей территории Габсбургской монархии.
Стефан Тенецки, автопортрет



Картина "Сербская национальная скупщина 1 мая 1848 года", также известная под названием "Майская скупщина 1848". Представляет собой визуальный документ одного из самых значимых событий 19 века в жизни сербского народа - момента основания Воеводины. Автор произведения - Павле Симич. Полотно создавалось в 1848-1849 годах.
В центре композиции, на возвышении, изображен Йосиф Раячич, избранный на скупщине первым патриархом восстановленного Сербского патриархата Православной церкви. В крайнем правом углу Симич нарисовал себя, тем самым выразив и свою политическую позицию, а также поддержку собрания.
Вообще изображение исторических событий играло центральную роль в творчестве художника. Он посвящал свои полотна важным для истории сербского народа личностям и рисовал как события прошлых лет, так и современные происшествия - такие, как собрание майской скупщины.



Еще один автопортрет, на сей раз принадлежащий кисти Стевана Алексича.
Алексич родился в городе Арад в 1876 году, умер в ноябре 1923 года в Яша-Томиче. Является одним из самых выдающихся художников в сербском изобразительном искусстве 20 века. За свою карьеру он успел написать около 230 студийных картин и расписать более 20 церквей, в которых им была создана сотня икон и большое количество настенных фресок. Алексич стал одним из первых, кто ввел в сербскую живопись идеи символизма.
"Автопортрет в кафане" был нарисован Стеваном около 1904 года. Картина вошла в серию автопортретов типа "memento mori".
Стеван Алексич



"Портрет Анки Топалович рожд. Ненадович" занимает особое место в сербском искусстве, ведь он является самой ранней картиной, на которой женщина нарисована другой женщиной. Кроме того, это также первое полотно сербского живописца, на коем портретируемая показана в экстерьере.
Предполагается, что портрет был заказан вскоре после венчания Анки с Милосавом Топаловичем. До первой половины 19 века портреты были привилегией высших слоев населения и изображенная на картине девушка не являлась исключением: род Ненадовичей занимал высокое положение в обществе, как и Топаловичи, в семью которых она вошла после брака.
Автор картины - Катарина Иванович. Портрет Анки был нарисован ею в 1837 году. За свою жизнь Катарина создала 38 полотен, особенно хорошо ей удавались портреты и натюрморты, хотя рисовала Иванович и исторические жанровые сцены. Катарина вошла в историю как первая сербская художница и первая женщина-академик в Сербии.
Катарина Иванович


Работа Павле (Пая) Йовановича - "Раненый черногорец", 1882 год.

Эта картина стала первой успешной работой художника, Пая создал ее еще будучи студентом художественной академии. Она принесла ему первую награду, царскую стипендию на обучение, а также контракт с лондонским галеристом Томасом Уоллесом.
Йованович родился в городе Вршац в 1859 году, скончался в Вене в 1957 году. В своих работах придерживался реалистической манеры. Чаще всего в качестве сюжета его картин выступали сцены национальной жизни, исторических событий Балкан. Полотна Пая не только прославили его (он и на сегодняшний день является одним из самых известных художников-сербов), но и оказали большое влияние на развитие культуры и искусства, национальное самосознание его соотечественников.
Павле (Пая) Йованович


"Гений" - картина Ивана Табаковича, написанная в 1929 году - в тоже время, когда им была основана художественная группа "Земля" в Загребе. "Гению" суждено было стать одной из самых известных работ художника.

На полотне изображено десять мужчин, одиннадцатый выходит из безличного помещения. Герои не взаимодействуют друг с другом, каждый из них занят своим делом, пытается развлечь сам себя. Лишь Гений - парящий над группой людей мужчина в костюме, напоминающем одеяние арлекина, кажется, знает что делать и открыт всем остальным, готов к совместной деятельности.
В этой работе Табакович хотел выразить свое видение современного общества - распадающегося, гниющего, потерянного. Общества, где каждый думает только о себе и не обращает внимания на других. Выбор темы, атмосфера, которую передает картина - все говорит о временном отчаянии художника, желании сделать мир лучше, совершеннее.
Иван Табакович


И последняя картина, завершающая экспозицию, - "Моряк на пирсе" Саввы Шумановича.

Художник начал ее в 1921 году в Париже и завершил в 1922 году в Загребе. На первый план Шуманович поместил акцентировано объемную фигуру моряка, отделенную от заднего плана. В этом полотне он противопоставляет свет и тень, холодные и теплые тона, передает реальность, но при этом также в некоторой степени намерено трансформирует ее.
За годы творчества Савва использовал в своих работах разные техники - кубизм, классицизм, колоризм. Со временем он нашел собственный, узнаваемый стиль. Данную картину можно отнести к серии работ, созданных под влиянием французского конструктивного экспрессионизма.
Сава Шуманович

Комментарии

  1. Понравилась сама идея выставки. Интересно. И фотографии хорошие!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий