49 Херцегновский зимний салон. Второй зал.


Продолжаю экскурсию по выставке Херцегновская художественная сцена. Для тех, кто пропустил начало - первую часть экспозиции можно посмотреть тут.


Практически половину второго этажа занимает работа Немани Николича "Книга паники".

Немного о художнике: Неманя родился в 1987 году в сербском городе Валево. Обучался на FLU (Факультете изобразительных искусств - для тех, кто еще не выучил эту аббревиатуру) Белграда. В настоящее время Николич как раз завершает докторский проект на этом же факультете. С 2008 года Неманя начал регулярно участвовать в отечественных и зарубежных выставках. Имеет несколько наград за свои работы. Является инициатором создания художественного пространства U10 и основателем одноименного коллектива.
Зал на втором этаже


Произведение Николича представляет собой множество рисунков бегущего мужчины, выполненных тушью и карандашом на страницах старой книги, посвященной политике и коммунизму. На создание сцен бегства, массовой паники и страха Неманю вдохновили фильмы Альфреда Хичкока. Художник работал над "Книгой паники" с 2013 по 2015 год.
Неманя Николич


На некотором отдалении от работ Николича, в центральной части зала расположилось творение его коллеги по работе в U10, Лидии Делич. Лидия - черногорская художница родом из Никшича, которая в настоящее время живет в Белграде. Делич родилась в 1986 году, в 2010 году окончила Факультет изобразительных искусств Белграда. Получила докторскую степень в 2015-м. В том же году в рамках обучения 
посетила Бельгию и Испанию. На счету Лидии 5 персональных и более 10 коллективных выставок. Ее работы хранятся в Коллекции графики Академии искусства в Новом Саде, а также в заведениях Амстердама и Рима.
Лидия Делич


Работа, представленная ею на Зимнем салоне, называется "Морские пейзажи". Это серия рисунков на мраморе, созданная в 2015 году.
"Художница нам показывает что все, даже на первый взгляд такой твердый и неизменный предмет, как мраморная пластина, также событие, точнее, множество потоков событий - которые нам открываются в богатой текстуре материала как наслоение времени", - пишет о "Морских пейзажах" Милош Зец.
Лидия Делич



"Черногорские марки" Кати Флоренской. Акрил, холст, 2015 год.
"Выставка "Черногорские марки" это фрагмент моего многолетнего проекта "Филателия", - рассказывает художница. - Проект "Филателия" составляет цикл картин различного формата, которые в течение нескольких лет появлялись в различных странах. Каждая картина представляет почтовую марку или лист марок... Все марки абсолютно выдуманы и не основаны на реальных почтовых марках Черногории".
Катя Флоренская


"Это мой личный взгляд на темы (из природы, истории, географии, архитектуры, литературы), которые бы появились на реальных локальных марках, если бы я могла выбирать тему, - говорит Флоренская. - Почтовая марка это копированный объект (обычно лист марок состоит из нескольких марок с одной и той же картинкой). При рисовании мы не можем достичь идеальной копии, так что когда я рисую одну и ту же марку несколько раз, каждая картина немного отличается от остальных.
Эта комбинация почти-но-не-совсем-идентичных картин один из основных методов в моем проекте "Филателия".
Каждая картина из серии "Черногорские марки" выполнена в двух экземплярах, хотя, как признается художница, их было бы гораздо больше - от 10 до 20 экземпляров, если бы в ее распоряжении была вечность.
Катя Флоренская


Катя Флоренская родилась в Петербурге в 1986 году. Родители Кати, Ольга и Александр Флоренские, по профессии также художники. Екатерина окончила отделение графического дизайна Санкт-Петербургского государственного университета в 2009 году, до этого посещала Балтийскую школу фотографии. Первая выставка художницы состоялась в 2002 году. 
До 2007-го Флоренская выставляла работы под именем Екатерина Ильина. 
Катя Флоренская


Картина Драгана Караджича "С карты Средиземноморья". Акрил на холсте.
Караджич родился в 1950 году в Петнице что возле Шавника (Черногория). Учился на художественном отделении Педагогической академии Никшича, которую он закончил в 1974 году. Четыре года спустя завершил белградский FLU, а через два года там же получил степень магистра. Также по стипендии обучался в парижской академии "Beaux-Arts" в 1981-1982 годах. Драган является профессором цетинского FLU, членом Черногорской академии науки и искусства. На счету художника 55 персональных и более 330 коллективных выставок. Работы Караджича побывали в Токио, Гамбурге, Москве, Кельне, Пекине, Софии, Каире, Риме, Осло, Вашингтоне, Инсбруке, Никосии, Одессе и других городах. Картины, графика, акварели Драгана хранятся во многих коллекциях и музеях, галереях и учреждениях.
"Не случайно мы говорим о палимпсестном характере многих картин Караджича, - пишет Тонко Мароевивч, - потому что речь идет о нанесении краски несколько раз и создании различных планов внутри двухмерной плоскости".
Драган Караджич


"Интерьер", холст, масло, 2013г. Автор - Филипп Янкович.

Янкович - старший из художников, чьи работы были включены в экспозицию салона. Он родился в 1935 году в окрестностях Подгорицы. Завершил белградскую Академию изобразительных искусств. В рамках обучения некоторое время жил в Франции, Нидерландах, СССР, Италии, Германии, Великобритании. Работы Филиппа хранятся в музеях, галереях частных коллекциях не только на родине, но и в США, Германии, Нидерландах, Франции, Канаде, Японии. Художник многократно представлял свои картины в коллективных и групповых выставках, на его счету несколько наград и призов, в том числе и самая престижная черногорская награда в области изобразительного искусства, "Петар Лубарда", присвоенная ему в 2015 году. Состоит в ULUCG (Ассоциации художников Черногории) с 1964 года. Некоторое время занимался педагогической деятельностью. В настоящее время живет и творит в Подгорице.
"Исследуя в природе живописи сенсуализм, который основывается на чистом лиризме, искренности эмоций, поэтическом образе, "поэтическом наслаждении в форме", художник, обладающий исключительной силой воображения и творческим исполнением, Филипп Янкович связывает видимое и воображаемое, - рассказывает о творчестве Янковича Лиляна Зекович. - Наиболее последовательный носитель интимной методики в черногорском современном искусстве, художник гедонистической стороны природы и жизни, в процессе работы он связал реальное и абстрактное в картине гармоничной симфонии цвета, формы и света, в музыкальной синкопе мелодичных и экспрессивно-драматичных ритмов".
Филипп Янкович


Далее - три очень забавные работы, созданные Сашей Макарска.

Вначале немного о авторе. Саша родилась в 1979 году в Донецке. Обучалась в Донецком художественном колледже с 1999 по 2004 год, затем поступила в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры в Киеве. В прошлом году в Будве была организована третья самостоятельная выставка художницы - "Черногорские ретабли". Три произведения из данной экспозиции можно увидеть на Херцегновском зимнем салоне.
"Признаю, было весьма неожиданно увидеть художественную работу на глиняных обетных пластинках в Сашиной студии в Которе. Фигуративная живопись сегодня почти всегда разочаровывает, но совсем не тот случай с этими работами: они привлекают внимание, визуально освежают, интригуют, - делится своими впечатлениями Ольга Козлова. - Эти работы концептуальны и наивны, профессиональны и непосредственны одновременно".
Ретабли - это обетные пластинки, которые распространены в католических церквях Швейцарии и Италии. На таких пластинках, сегодня украшающих интерьер храма, люди несколько десятилетий назад писали о вещах, за которые они благодарны Богу.
Макарска решила обыграть эту тему в серии живописных работ и сделать современную интерпретацию на черногорский манер. На картинах, выполненных маслом на холсте внизу есть подписи (на черногорском) которые иллюстрирует изображение сверху.

Я думаю те, кто бывал летом на херцегновских пляжах, помнят женщин, продающих свежие пончики из больших корзин. Одна из таких женщин и стала героиней первой картины. Надпись под рисунком: "Я продаю пончики на пляже в Херцег Новом. Многие годы мои пончики всем нравились. Я благодарю Святую Марию, что в прошлом году на пляж пришел Петар, которому понравились не только мои пончики, но и я сама. Сейчас мы счастливы вместе".
Саша Макарска


"Я очень благодарен Святой Марии, что когда с моего "Рено" отвалилось колесо и откатилось вниз по серпантину, а я бежал и долго не мог его догнать, Святая Мария сделала так, что колесо упало плашмя и больше не катилось. Мият."
Саша Макарска


"Благодарю Святого Савву, что на подводной рыбалке я смог поймать вепря, которого гнали охотники, а он упал с холма в море. Теперь моя жена, которая не любит чистить рыбу, отпускает меня на рыбалку от чистого сердца, думая что я снова принесу вепря. Момо".
Саша Макарска


Следующая серия работ принадлежит Елене Иличкович и называется "Объятия".
Елена Иличкович


Это рисунки, выполненные на стекле, фоном для каждого стал приложенный к стеклу тканевый носовой платочек. Основой данной серии послужили семейные детские фотографии.
Елена Иличкович


Все снимки, взятые за основу для рисунков Иличкович, объединяет одна тема - беззаботная жизнь в небольшом семейном дворе с буйной растительностью. Главные действующие лица - улыбающиеся дети и их любящая мать. На создание данных работ художницу сподвигли переживания, связанные со смертью матери.
Елена Иличкович


"Выглаженные носовые платки вызывают в памяти семейный порядок, гармоничные отношения, маленькие церемонии в теплом окружении, но и слезы. В комбинации с рисунками они стали символами меланхоличной атмосферы и глубокой печали", - пишет искусствовед Лиляна Караджич о цикле "Объятия".
Елена Иличкович


Елена Иличкович родилась в черногорском городе Бар в 1986 году. Является выпускницей Факультета изобразительных искусств Цетине.
Елена Иличкович


Работы художницы демонстрировались пока что только в составе коллективных выставок на территории Черногории.
Елена Иличкович



Единственная представленная в экспозиции работа в жанре фотографии принадлежит Анне Опалич.
Анна родилась в 1972 году в Дубровнике. Обучалась в Академии драматического искусства в Загребе. Первая самостоятельная выставка Опалич прошла в 1991 году. В 1997 году Анна была отмечена наградой Хорватского фотосоюза как лучший молодой фотограф. С 2000 года имеет статус независимого художника при HZSU - Хорватском объединении независимых художников. Вместе с Борисом Цветановичем Опалич представляла Хорватию на Венецианском биеннале в 2003 году. Кроме фотографии Анна также занимается созданием документальных фильмов и видео.
Фотография, которую можно увидеть на Зимнем салоне, относится к серии "Места, которые ждут". Создавая эти снимки, отражающие пейзажи и культуру жизни, Опалич стремится повысить интерес к хорватскому побережью и привлечь поток туристов.
Анна Опалич


Херцегновский зимний салон будет открыт до конца февраля, так что те, кто в настоящее время находится в Черногории и пока не видел эту выставку, еще имеют шанс посмотреть все представленные в экспозиции работы вживую. Напомню, что галерея "Йосип-Бепо Бенкович" работает ежедневно, кроме воскресенья, с 9:00 до 19:00. Вход свободный.

Комментарии