Собор Святого Преображения Господня - главный православный храм в Требине, являющийся не только очень важным местом для верующих, но и настоящим украшением центра города.
Церковь не может впечатлить древними стенами и насыщенной драматическими событиями историей, так как построена она была относительно недавно, всего немногим более века назад. Тем не менее, ее отличает монументальность, элегантный и оригинальный внешний вид, а также роскошный интерьер. Так что предлагаю познакомиться с этой интересной достопримечательностью поближе.
Церковь не может впечатлить древними стенами и насыщенной драматическими событиями историей, так как построена она была относительно недавно, всего немногим более века назад. Тем не менее, ее отличает монументальность, элегантный и оригинальный внешний вид, а также роскошный интерьер. Так что предлагаю познакомиться с этой интересной достопримечательностью поближе.
Как я уже написала выше, собор находится внутри городского ядра. От Старого города до него можно дойти всего за пару минут. Храм построен на краю парка Йована Дучича, гораздо более известного просто как Городской парк.
Церковь возводили в период с 1888 по 1908 годы для православных верующих. Им она принадлежит и по сей день, храм входит в Захумско-Герцеговинскую и Приморскую епархию Сербской православной церкви.
Собор проектировался как однонефная базилика с высокими северным и южным трансептами. Имеет одну полукруглую апсиду на восточной стороне.
Для строительства данного религиозного сооружения использовался местный светлый камень. Фасад украшен многочисленными элементами каменной пластики.
Над центральным входом размещена колокольня, имеющая высоту 38 метров. На ее верхнем уровне расположено 3 больших колокола. Венчает башню золотой крест.
Храм не получится однозначно отнести к какому-либо архитектурному стилю, так как при его создании были взяты черты и приемы, характерные для разных архитектурных направлений. Но доминируют в архитектуре здания неоготический и неовизантийский стили.
В целом же все прекрасно сочетается и выглядит очень гармонично.
Возле стен собора находится несколько захоронений, о чем свидетельствуют мраморные таблички. В этом месте, например, похоронен ставрофорный протоиерей Стеван Правица (1854 - 1925 гг).
Попасть на территорию храма возможно с улицы Светосавска (Svetosavska). Как раз у этого входа установлен традиционный фонтанчик с питьевой водой. Люнет над краном украшен мозаичным изображением Богородицы и Христа.
Либо прийти к собору можно из парка. Этот путь выводит прямо к западному порталу - главным дверям церкви.
Полы храма декорированы мозаикой. Первое мозаичное изображение встречает посетителей уже на паперти.
У входа в собор перечислены жертвователи, благодаря которым стало возможно его возведение, а также знатные земляки.
Стену над вторыми дверьми украшает цитата из Писания и пара мемориальных досок.
Фрагмент оформления внутренних дверей.
Тут же установлено несколько икон.
Пройдя притвор, посетители попадают в основную часть церкви. Размеры помещения и его оформление, безусловно, производят впечатление.
Главную роль в интерьере играют яркие росписи.
Каждая стена и весь потолок собора украшены красочными сценами и фигурами. В сумме это производит сногсшибательный эффект. В какой-то момент кажется, что ты оказался внутри огромной расписной шкатулки.
Первая после строительства достаточно масштабная реставрация храма проводилась в 1957 году. Еще более грандиозные работы были затеяны спустя 45 лет. Они начались в 2002 году, после небольшого перерыва продолжились в 2008-м и оказались завершены лишь недавно.
В их ходе были не только поправлены фрагменты фасада, поврежденные под воздействием времени и пострадавшие вследствие разных обстоятельств, но и реализованы действия для создания более впечатляющего облика церкви. Именно в это время заменили полы, а интерьер украсился рисунками.
Работы по росписи выполняла группа фрескописцев из Белграда, трудившаяся под руководством Александра Живадиновича.
Роспись сделана в технике "а секко" (по сухой штукатурке).
На северо-западной стене разместили внушительных размеров изображение Богоматери в окружении женщин, причисленных к лику святых.
К слову, согласно канону, при росписи храмов изображаются святые или сцены из Библии. Однако в соборе Св. Преображения от этого правила решили отойти и рядом с святыми, почитаемыми Сербской Православной церковью, написать и знаменитых личностей из национальной истории: правителей, военачальников, политиков, поэтов, ученых, священнослужителей.
"Этим мы хотели показать, что в Царстве Небесном не только святые, провозглашенные церковью, но и обычные люди" - говорит старейшина храма Младен Жулович.
Вот, например, Милош Обилич, сражавшийся с царем Лазарем, воспетый в поэмах и прославленный благодаря множеству легенд.
На западной стене церкви, имеющей три входные арки - две боковые поменьше и центральную более широкую и высокую, изображено одно из самых важных событий для православных верующих Требине за последние годы - лития 1996 года.
Тогда по Требине, Тврдошу, Мрконичам и Величаням были пронесены мощи крайне почитаемого православными из экс-Югославии святого - Василия Острожского, которого здесь часто называют святым Василием Тврдошским и Острожским. Под этим же именем он фигурирует и на росписях в требиньском соборе.
В южном углу возле святого изображены монастырь Тврдош и, собственно, сам собор, а в северном (на этом фото) - знаменитый монастырь Острог, находящийся уже на территории Черногории.
На потолок фрескописцы нанесли известные библейские сцены, в честь коих ныне проходят церковные праздники.
Тут и Рождество Христово,
и Вход Господень в Иерусалим, и Вознесение Господне, и Рождество Пресвятой Богородицы и так далее.
Фрагмент росписи в алтарной части, изображающей Преображение Господне.
По оси свода мы можем увидеть медальоны с Христом в разных образах. Между ними изображены в полный рост святые пророки.
Когда насмотришься на росписи до боли в шее, можно обратить внимание на еще одну особенность храма - обилие предметов из дерева, декорированных резьбой.
Таким изящным и достаточно замысловатым оформлением характеризуются киоты практически всех храмовых икон.
Подобным же образом украшены клиросные аналои.
И даже свечной ящик.
В большинстве случаев резьба включает двуглавого орла и витые круглые колонны.
А вот редкий пример совсем простого аналоя.
Стасидия в соборе. Не резная, но тоже деревянная, покрытая узорами и замечательно вписывающая в интерьер.
Еще несколько случайных деталек внутреннего убранства: горящая свеча перед иконой,
спинка стула,
лампадка под потолком.
Достаточно нетипичный для церквей сербской православной церкви иконостас выполнен из белого мрамора. Его автор - Стеван Ковачевич.
Как и остальных храмах Сербской православной церкви, ставить свечи у икон не принято, для свечей отведено специальное место. В требиньском Соборе Святого Преображения Господня оно обустроено в западной части храма. Там же расположена небольшая церковная лавка.
Двери храма гостеприимно раскрыты каждый день с 7 утра до 9 вечера. Богослужения свершаются ежедневно, дважды в день: утром и вечером. По воскресеньям и праздникам в церкви проводится Святая Литургия, которая обычно очень красива, так как при соборе существуют два хора - женский Святой Анастасии Сербской и смешанный, названный в честь Святого Василия Острожского.
Также от случая к случаю тут выступают церковные хоры и из других городов и стран.
Вход в собор для всех и в любое время свободный. Внутри разрешена бесплатная фото- и видеосъемка.
Комментарии
Отправить комментарий