Церковь Девы Марии (по-сербски "Crkva imena Marijinog") - сооружение, входящее в список самых-самых: она является самой большой религиозной постройкой Нового Сада, самым высоким храмом, самым впечатляющим образцом неоготики в историческом квартале, одним из самых узнаваемых зданий города и находится в самом центре. А еще, на мой взгляд, среди городских церквей имеет самый впечатляющий интерьер.
Но обо всем по порядку.
Но обо всем по порядку.
Церковь доминирует над остальными сооружениями с площади Свободы, на которой она построена, а также над всем Старым городом благодаря 72-метровой колокольне. Основное же здание храма имеет высоту 22 м, ширину 24,7 м, длину 52,5 м.
В алтарной части церкви расположена пятиугольная апсида с окнами типа "трифора". Снаружи она выглядит вот так.
Стены храма укреплены 22 контрфорсами, между коими также размещены высокие трифоры.
В небольшом дворике находится вход в сакристию. Он украшен менее пышно, чем главный, однако и здесь есть резные деревянные двери. Вход обрамлен колоннами, а в люнете размещен рельеф с ангелом, сложившим руки в молитве.
Фасад отделан желтым клинкерным кирпичом, а декоративные элементы на нем выполнены из светлого камня, благодаря чему даже в пасмурные зимние дни храм выглядит тепло и солнечно. Все оформление выдержано в одном стиле - неоготическом.
Главный фасад с колокольней украшен пышнее всего, на него поместили множество узорных элементов, напоминающих кружево. Тут и розы, и бифоры, и трифоры, и ниши, и карнизы.
Большая ажурная роза размещена не только на главной стене башни, обращенной к ратуше, но и с двух других сторон.
Все гиды и путеводители не преминут вам сообщить, что жители Нового Сада ошибочно называют церковь Кафедральной. Действительно, большинство местных говоря о храме именует его "Katedrala" и такое обозначение неверно - церковь относится к римско-католической епархии, чья кафедра, на самом деле, размещена в Суботице. Почти все новосаджане и сами отлично знают, что это не кафедральный собор, а просто приходской храм, но таким образом воздают должное его масштабу и красоте, да и привычка - страшная вещь.
Первая католическая церковь в центре Нового Сада появилась в начале 18 столетия. После 1739 года количество прихожан возросло за счет беженцев из Белграда, в тот год захваченный турками. Возникла потребность в большем здании, и к 1742-му на месте первого храма возвели новый. Та церковь простояла до 1849 года. Затем случилась революция, уничтожившая или покалечившая большинство строений в городе. Не миновала печальная участь и храм - в нем произошел пожар, а колокольня была разрушена. Церковь потом отстроили заново, но верующие были недовольны - они считали, что здание выглядит непрезентабельно и свободный королевский город заслуживает лучшего. Так что в 1881 году было принято решение вовсе снести храм и построить на его месте новый, более красивый и просторный. Именно он и предстает пред нами сегодня.
В 1892 году появился проект церкви, созданный венгерским архитектором Георгом Молнаром.
Деньги на строительство искали достаточно долго, в результате большая часть суммы была занята у Ватикана и австрийского банка. В 1893-м началось возведение храма. Основные строительные работы закончили быстро, всего за год. Еще около двух лет заняла доработка деталей и внутреннее оформление церкви.
15.10.1895 храм уже был освящен и открыл двери для верующих.
В 1904-м году в церкви случился пожар, что, как ни странно, оказалось не таким уж плохим событием. Серьезно храм не пострадал. Огонь уничтожил крышу, зато при ремонте было решено положить не классическую черепицу, а украсить кров яркими керамическими плиточками из Венгрии. С тех пор крыша церкви покрыта красивой шестиугольной черепицей, изготовленной на Жолнайской фарфоровой мануфактуре.
С 1904 никаких изменений в экстерьер не вносилось (если не считать работ по обновлению, в результате которых почерневшие кирпич и камень старательно (даже чересчур, как потом выяснилось) отмыли).
Церковь имеет статус памятника культуры.
Верхний уровень колокольни с часами.
Между циферблатом и шпилем находится смотровая площадка. Туристов, к сожалению, на нее не пускают.
Крыша колокольни украшена все той же черепицей Жолнайской фабрики. Кстати, из-за этих разноцветных эмалированных плиток на крове достопримечательность иногда называют Пестрой церковью.
Главный вход в церковь находится на площади Свободы.
Внутри храм поражает не меньше, чем снаружи.
Интерьер оформлен в том же стиле, что и экстерьер. Большая часть убранства выполнена из дерева. Практически все, что мы можем увидеть в церкви - оригинальные предметы конца 19 века, сохранившиеся с момента ее открытия.
Вся эта красота появилась благодаря стараниям мастеров из Будапешта, Тимишоары, Суботицы, Тироля и, конечно, Нового Сада.
Напротив апсиды расположены хоры. Балкончик поддерживают колонны с капителями, а между колонами разместились стрельчатые ярки.
На хорах установлен подарок одного из прихожан - механический орган с 24 регистрами, изготовленный в 1895 году. Им пользуются и по сей день, так что когда здесь проходит служба, ее сопровождают церковный хор и органная музыка.
Под хорами, слева от входа, в нише поставлен мраморный бюст архитектора, спроектировавшего церковь. В свое время Молнар отказался от платы за работу и создал проект сего прекрасного храма совершенно бесплатно. В благодарность за это было решено отступить от правила (вообще-то, скульптуры мирян не принято ставить в церквях) и установить это памятник.
Церковные окна украшены красочными венгерскими витражами, изготовленными в Пеште.
На витражах в центре изображены сцены из жизни святых и великомучеников, а почти все остальное пространство занимают орнаменты.
В нижней части окна также можно увидеть портреты людей, давших деньги на изготовление данного витража. В основном это новосадские знатные семьи, исповедовавшие католицизм.
Храм спроектирован как трехнефная базилика. Имеет три нефа: центральный - наос, в котором во время службы размещаются верующие, и два боковых.
В наосе установлено 16 рядов скамей. Церковь способна принять более 200 верующих. По воскресеньям храм обычно полный.
Прихожанами первой церкви были венгры, хорваты и немцы. Некоторые потомки тех семей до сих пор живут в Нови Саде и ходят в храм на площади Свободы. Венгров и хорватов по-прежнему больше всего среди прихожан, так что служба тут проводится не на сербском, а на хорватском и венгерском языках.
Пространство церкви разграничено на нефы двумя рядами высоких столбов. С каждой стороны их 6.
Потолок храма разделен на 4 травеи.
Все церковные алтари выполнены их дерева и украшены позолотой. Три из них помещены в конце нефов и один у хоров.
Справа от апсиды находится алтарь, посвященный святому Флориану, покровителю пожарных. Кроме изображения святого Флориана здесь находятся фигуры святых Эмерика и Елизаветы.
В рождественское время под боковым алтарем ставится старый вертеп.
Слева от апсиды находится алтарь Воскресения Иисуса с фигурами святых Петра и Павла. Его оформление дублирует алтарь Св. Флориана.
Главный алтарь размещен в конце наоса, в апсиде. Он шикарно декорирован тирольской резьбой и позолотой. Как и на двух боковых алтарях, фигуры здесь сделаны под мрамор, хотя на самом деле изготовлены из дерева.
В центре алтаря помещено большое изображение Божьей Матери. Кроме того, на алтаре установлено несколько скульптур. Наверху - фигура Бога Отца. Ниже два ангела, а рядом с Девой Марией помещены венгерские короли и святые Иштван и Ласло. Еще ниже (на этом фото их уже не видно) - сцены из библии и апостолы.
Рядом с главным алтарем, на первом столбе с левой стороны, находится кафедра. Она также является делом рук мастеров из Тироля. Кроме красивых позолоченных узоров на ней имеются фигуры Христа и известных проповедников: Августина, Иеронима, Гргура.
И еще один, последний, самый маленький и простой алтарь нашел свое место под хорами. Он посвящен Святому Гробу. Украшают его фигуры четырех ангелов.
В храме расставлено несколько больших деревянных скульптур, расписанных красками.
Это Антоний Падуанский.
А вот Дева Мария с прекрасным чистым лицом.
На стенах посетители также могут увидеть традиционный элемент римско-католических церквей - 14 сцен крестного пути Христа.
Как и статуи, это тоже раскрашенное дерево и подобно практически всему в этом храме, они смотрятся очень изящно.
А самый ценный предмет в интерьере церкви - икона Богоматери с младенцем. Когда-то она красовалась на алтаре первого католического храма, построенного в этом месте. Сегодня икона скромно висит у бокового алтаря, посвященного Гробу Христову. Над Божьей Матерью и Иисусом - серебряные короны, в нижней части иконы находятся другие предметы из драгоценного металла - дары благодарных верующих.
Несмотря на то, что, пожалуй, каждый турист, приезжающий в Нови Сад, оказывается у этой церкви (надо сказать спасибо ее локации и производящему впечатление внешнему виду) для посещений она, к сожалению, большую часть времени закрыта.
Попасть в храм можно только во время богослужения, ну или придя на концерт органной музыки, но такие мероприятия проводятся здесь не особо часто. Хорошая новость в том, что службы проходят ежедневно. В будний день церковь часто бывает открыта с 8:00 до 12:00, затем в храм вновь получится зайти только перед вечерней Мессой или во время нее. Богослужения с понедельника по пятницу свершаются в 8:30 и 18:00. По воскресеньям и праздникам есть Мессы в 7:00, 8:30, 10:00 и 11:30.
Комментарии
Отправить комментарий