Бар. Дворец короля Николы.

Дворец короля Николы (Dvorac kralja Nikole) - главная историческая достопримечательность в Новом Баре. И один из наиболее хорошо сохранившихся объектов 19 века на территории всей Барской општины. 


Несмотря на то, что дворец сегодня известен по имени черногорского правителя Николы I Петровича Негоша, строил его не он, а Петр I Караджорджевич (в русских источниках обычно пишется "Карагеоргиевич"). С 1903 года Петр был королем Сербии, а с 1918 по 1921-й - КСХС (Королевства сербов, хорватов и словенцев).

Однако на тот момент, кода Петр возводил дом у самого Адриатического моря, неподалеку от недавно освобожденного от турок Бара, Сербией он еще не управлял, а был всего лишь зятем черногорского князя (Черногория в те годы была княжеством, королевством ее провозгласили в 1910 году. Тогда же поменялся и титул Николы I - из князя от стал королем).


Ранее на этом участке стояла вилла последнего османского правителя Бара, Селим-бега Мустафагича. Она была взорвана в 1877 году, во время осады Бара. Однако уничтожили резиденцию не из стратегических соображений.
Дело в том, что Никола I пообещал подарить виллу одному из своих военачальников за ратные подвиги. А потом передумал - уж больно хорош был участок, на котором находился дом. Это сейчас это центр города и сердце набережной, а в те годы турецкая резиденция являлась единственным зданием в данной части барского залива. Место было живописное и уединенное.
Все осложнялось тем, что заявление было сделано в присутствии многочисленных свидетелей. Забрать подарок назад оказалось не так-то просто. В итоге черногорский правитель не нашел ничего лучше, как тайно взорвать виллу. Которая, как говорят, была очень красивой, особенно внутри. Приказ Николы исполнили и земля вернулась к князю - дарил-то он вроде как дом, а раз его нет, то и говорить теперь не о чем.
При том сам Никола I ничего строить не стал, и в 1883 году преподнес в качестве свадебного подарка участок с руинами уже своей старшей дочери Любице-Зорке и ее новоиспеченному мужу Петру I Караджорджевичу. Возведение дома для молодоженов началось вскоре после свадьбы и было закончено в 1885 году. Назвали его вилла Тополица. 
2 копия копия

Такое имя Петр выбрал в память о сербской Тополе - главном городе династии Караджорджевич. Позднее дворец изменил название, но зато оно сохранилось за целым районом города, образовавшимся вокруг резиденции.
Супружеская чета Караджорджевич прожила в Тополице меньше 10 лет. Петр, потеряв поддержку своего тестя в борьбе за сербский престол, поругался с ним, и вместе с Зоркой и детьми уехал в Швейцарию.
Материальное положение Караджорджевичей в ту пору было не очень хорошим, поэтому Никола выкупил у них дом в Баре за 100 000 франков. Официально вилла приобреталась для сына и престолонаследника - Данило, однако с самого момента покупки она стала играть роль летней резиденции для всей династии Петрович Негош. 
Никола I приезжал сюда с женой, детьми и друзьями. Последний раз черногорский правитель побывал здесь 29 июня 1914 года.
3 копия

Проект виллы приписывают тогдашнему дворцовому архитектору Йосипу Сладе, создавшему Королевский театр "Зетский дом", Царский мост, дворец Николы в Никшиче и другие объекты.
Дом был построен из кирпича и сверху оштукатурен. Здание имеет прямоугольную форму. У него два два этажа и мансарда. Мансарда, кстати, в первоначальный план не входила и была добавлена позднее, уже при Петровичах.
В оформлении дворца использовались стили неоклассицизм и неоренессанс. Основным украшением фасада являются большие арочные окна. На первом этаже они имеют классическую полукруглую форму, на втором это уже стрельчатые арки. В мансарде тоже много окошек, но они маленькие и прямоугольные. 
Центральный вход находится в ризалите на западной стороне дома, обращенной к морю.
В 1910 году к основному зданию был добавлен бальный зал. Это небольшая одноэтажная постройка слева от портала с отдельными дверьми (на этом фото как раз видно вход - двустворчатые стеклянные двери, за которыми висят красные шторы). Бывший бальный зал ныне служит в качестве места проведения различных культурных мероприятий: в нем устраивают выставки, музыкальные концерты, литературные вечера.
5 копия

С восточной стороны расположен еще один вход, ведущий сразу на второй этаж. До двери сделана длинная лестница. По ней обитатели дворца могли попадать в дом после прогулок по парку, состоящему из средиземноморских растений.
4

Кроме парка и Большого дворца в комплекс входили гораздо более скромный Малый дворец, капелла, зимний сад (подарок итальянского короля Виктора Эммануила III, также женатого на одной из дочерей Николы I). Эти постройки ныне превратились в коммерческую недвижимость.
Еще перед дворцом была большая деревянная пристань для кораблей. Ее использовали гости черногорской династии, причем не только приезжавшие с визитом в летнюю резиденцию, но те, кому нужно было в столицу Черногории. На корабле они добирались до Бара, а потом уже по суше преодолевали финальный отрезок пути к Цетине.
Кроме того, у короля Николы в период с 1866 по 1916 год и у самого имелось 10 яхт. Самая известная из них - "Sibil", купленная у французского писателя Жюля Верна.
Со стороны, обращенной к морю, на углах дворцовой ограды стояли сторожевые башенки - шестиугольные строения с арочными проемами.
Интересно, что когда-то эти башенки были связаны туннелем с винными погребами, расположенными по обеим сторонам от Большого дворца. Чтобы установить, для чего конкретно служил туннель, сегодня необходимы археологические исследования. Возможно это был тайный выход, на манер тех, что устраивали в средневековых крепостях. Однако есть версия, что подземные ходы - не что иное, как просто дренажная канализация.


За сохранившейся сторожевой башенкой, что стоит с левой стороны от входа, ныне находится очень ценный экспонат. Хоть на первый взгляд так и не подумаешь. Эта пара неприметных серых камней - праисторический гроб, найденный на территории Сутоморе и перенесенный позднее к музейному комплексу.
Гробница датируется 2850 - 2900 гг. до нашей эры. Она является одним из самых старых объектов данного типа, обнаруженных на всем Адриатическом побережье.
Гроб находился внутри кургана, высота которого составляла 3 метра, а длина - около 30 метров. Внутри был похоронен некий локальный князь, имя которого не дошло до наших дней. Ученые установили, что он умер в возрасте 45-50 лет. Кроме того, рядом с ним лежали останки его жены, которой было около 25 лет, и их 8-летнего сына.
7

Справа от центрального входа в дворец несколько лет назад был установлен бюст короля Николы.


Свою летнюю резиденцию семья Петрович Негош потеряла в 1918 году. Именно тогда решением Подгоричкой скупштины дом был конфискован. Дворец на некоторое время оказался заброшен, парк и весь комплекс находились в запущенном состоянии.
За последующие годы вилла неоднократно меняла свои функции.
Некоторое время здание простояло пустым. Потом его отремонтировали и с 1933 года в бывшей резиденции черногорских правителей начала работать Специализированная сельскохозяйственная школа. С 1946-го по осень 1949-го тут находилась Средняя сельскохозяйственная школа. Когда для учебного заведения построили новое здание, дворец превратили в жилой дом на несколько семей.
В 1960 году во дворце поселился Краеведческий музей, основанный годом раннее. Однако поначалу он находился всего-навсего в одном помещении. Не из-за недостатка экспонатов, просто другие комнаты были заняты.


С 1965 года в вилле также размещалась Городская библиотека. Съехала она в 1977 году. Тогда же закончилось выселение последних жильцов. Теперь музей наконец-то смог с комфортом разместиться и создать полноценную постоянную экспозицию.
Правда, в 1979 году дом пострадал во время землетрясения. Его восстановление продлилось до 1984 года.
В ходе реставрационных работ было решено изменить цвет фасада - его выкрасили в красный цвет. Потом цвет стен меняли на розовый. Исходный персиковый оттенок достопримечательности вернули лишь в 2007 году.
Из-за высокой исторической, культурной и архитектурной ценности дворец короля Николы провозглашен памятником культуры II категории.
В настоящее время внутри здания по-прежнему работает музей.
9

И хоть в прошлом веке дом сменил немало хозяев и пережил парочку потрясений, сохранился он неплохо. Уже на входе начинаешь погружаться в атмосферу минувших лет. 
10

Оконные рамы и двери тут старые, деревянные.
11

Вид на небольшой холл первого этажа.
12 копия

Лестница на второй этаж.
13

Музей состоит из нескольких тематических выставок, небольших, но интересных. Одна из них посвящена тем временам, когда во дворце жила королевская семья.
17 копия копия

В 1927 году предметы обстановки из летней резиденции династии Петрович Негош были переданы барскому архиепископству для использования и хранения. Впоследствии, при формировании музейной коллекции, их вернули обратно.
18

Полностью воссоздать оригинальный интерьер не удалось, однако несколько комнат восстановили и сегодня они представлены на втором этаже.
На фото - спальня.


Фрагмент декора кровати.


Оформление столика.


Наиболее ценным экспонатом в спальне является комплект из слоновой кости, выставленный в витрине.


Предметы принадлежали супруге наследного принца Данило, Милице (до замужества кронпринцессу звали Августа Шарлотта Ютта Мекленбург-Стрелицкая).


Из спальни, занимающей угловую комнату, можно выйти либо в общий коридор, либо в кабинет.
21 копия

В кабинете стоят кожаные кресла,
22 копия

небольшой письменный стол со стулом,
23 копия

книжный шкаф.
24

Последний плотно заставлен книгами с потертыми корешками.
25

Из кабинета переходим в столовую.
26 копия

Тут имеется обеденный стол и стулья с красивыми резными спинками.


А также несколько деревянных буфетов.
28

29 копия

Далее идет еще одна столовая. Очень яркая, благодаря стульям с желтой обивкой.
33 копия

Возле стола поставлен деревянный буфет с резьбой и мраморной столешницей.
31

Фрагмент оформления - мифические звери, лежащие на мраморе и поддерживающие верхнюю часть буфета.


На противоположной стене особого внимания заслуживает зеркало в красивой деревянной раме.
30 копия

А вот еще одна витрина. Здесь в основном выставлена посуда.
34 копия

35

36











42 копия



Последнее помещение - так называемый красный салон с фортепиано.


Свое название получил из-за цвета ткани, которой обита вся мебель.
45

Тут стоят удобные диванчики, кресла и низкие столики.
46



О других выставках Краеведческого музея читайте в следующих публикациях.


Комментарии