Крепость Космач.

Крепость Космач (Tvrđava Kosmač) находится на одноименном скалистом возвышении над деревней Брайичи (Brajići), расположенной на территории општины Будва. Форт возведен неподалеку от дороги, связывающей города Будва и Цетине. Ответвление, ведущее к укреплению, находится практически посередине этого маршрута.

Несмотря на многочисленные повреждения, крепость, построенная на высоте 815 м над уровнем моря, смотрится достаточно эффектно: издалека и вблизи, снаружи и внутри. Сегодня она считается одним из наиболее значимых укреплений на территории Черногории, оставшихся от времен Австро-Венгрии.

Австрийцы, заняв эти земли в начале 19 века, моментально оценили геостратегическое положение холма Космач. Территория возле моря принадлежала Австрийской империи, а в окрестностях Цетине начинались уже владения Черногории.
При этом четкой, официально установленной границы меж странами не было. Австрийские войска смогли лишь поставить здесь гарнизон. В 1938-м появились первое скромное укрепление. Однако постройка полноценной фортификации стала возможна лишь после разграничения, произошедшего в 1841 году. 

Строительство велось в несколько фаз. Поначалу крепость выглядела иначе - она была проще и меньше, но по прошествии некоторого времени сооружение превратилось в солидный, мощный форт.
Из-за близости Черногории основной его задачей являлся контроль и защита границ. Сегодня укрепление продолжает быть пограничным, правда, теперь оно стоит не на стыке двух государств, а только лишь на месте соединения двух климатических зон: морской и континентальной.

В 1867 году Австрия и Венгрия объединились и официально Космач стал австро-венгерским укреплением.
Во время Бокельского восстания (в 1869 году) черногорцы планировали занять данную крепость. Их попытки не увенчались успехом, но Вукале Перову Стояновичу из деревни Брайичи удалось убить командира Космача, Фридриха Мерца. Пресса приписала смерть Мерца его собственной неосторожности, поскольку капитан решил прогуляться за пределами форта, когда тот находился в осаде повстанцев.
Как бы то ни было, а впоследствии австро-венгерские военные высекли надгробную табличку в камне, стоящем на подходе к фортификации. А Вукале Стоянович стал у черногорцев и сербов местным героем.

В 1875 году в Космаче побывал австро-венгерский император Франц Иосиф I.
В 1909 году была проведена последняя перестройка в истории крепости.
В начале Первой мировой черногорцы вновь совершили атаку на Космач и обстреляли форт. Войска Австро-Венгрии покинули данную территорию, напоследок взорвав укрепление. Полностью они его не разрушили, но сумели нанести весомый урон.

Югославия крепость не использовала, зато ее эксплуатировали итальянские фашисты во время Второй мировой войны, а если точнее - в период с 1941 по 1943 год. В основном она служила им в качестве укрепленного наблюдательного пункта. 
Еще в 1964 году фортификация получила статус культурного памятника. Правда, от дальнейших разрушений это ее никак не спасло - крепость как была брошена век назад, так и стоит по-прежнему безжизненная и разрушенная. Работ по консервации сооружения за все это время не проводилось. 

От обитателей окрестных поселений включение в список культурных памятников форт также не уберегло. Под защиту государства объект поставили формально, за его сохранностью же никто никогда не следил и найти вандалов не пытался.
В итоге на многих участках стен теперь нет облицовки. Прекрасно обработанный камень был украден для строительства новых зданий. Его десятилетиями нелегально уносили местные жители.
6

Также стоит отметить, что в 1979 году и без того пострадавшему укреплению нанесло ущерб сильное землетрясение. 
Длительное время идут разговоры о реставрации крепости, но сумма нужна немалая, так как сооружение находится в ужасном состоянии. Пока такие деньги государство выделить не может, поэтому форт продолжает ветшать. 

Организованные туры сюда не возят, к достопримечательности добираются лишь самостоятельные туристы, которых, впрочем, находится не так уж мало. 
От Брайичей к фортификации проложен путь, вымощенный камнем. Дорога, серпантином поднимающаяся на вершину холма, также была создана австрийцами.

Если поначалу с пути обозревается только скалистый склон холма и деревня Брайичи, окруженная горами, то после начинают появляться и неплохие виды на море.

Ближе в финалу подъема показывается Будва.

Впрочем, подолгу на дороге задерживаться не стоит, так как наиболее впечатляющие пейзажи откроются на просторной лужайке перед укреплением. Это одна из лучших обзорных площадок в окрестностях Будвы.
С нее хорошо видно город: и современную часть с хаотичной застройкой, в которой доминируют безликие многоэтажки, и расположенный перед ней крошечный островок исторического квартала.

Прекрасно просматривается береговая линия по направлению от Будвы к Петровцу.
Вот Бечичи с их длинным галечным пляжем. Перед ними в море - остров Святого Николая.

Фрагменты поселений Бечичи и Рафаиловичи.

Кусочек побережья с знаменитым островом Свети Стефан.

Насладившись панорамой, можно переходить к осмотру крепости.
Основная часть фортификации имела три этажа. Ее площадь составляла 1064 м². 

Для возведения форта использовался известняк, добытый в местных карьерах. 
27

Специалисты отмечают, что обработка камня была сделана очень качественно. Впрочем, и остальные строительные работы выполнены на высоком уровне.
16

От северо- и юго-западного краев крепости ранее в сторону моря отходили стены, соединявшиеся под углом. Они образовывали достаточно просторный внутренний двор. От этих оградительных стен сегодня остались лишь фрагменты. 
17

18

Сам форт состоит из двух крыльев, повернутых под углом в 20 градусов. С восточной стороны к ним по краям пристроены полукруглые башни. На западе имеется только одна башня, стоящая на месте соединения двух крыльев.

Южная и северная башни, примыкающие к восточной стене, имеют диаметр 10 м.  
22

Средняя башня обращена к морю. Она тоже имеет округлую форму, но чуть больше по размеру, чем восточные - ее диаметр составляет 14 метров. 

Ныне центральная башня повреждена как внутри, так и снаружи.
Часть камней из ее стены полностью вывалилась, создав значительный провал.
21

На других участках видны трещины.
20

Место встречи двух крыльев укрепления на востоке.

Северная башня.

Как раз на угловых башнях и восточной стене лучше всего видны следы вандализма.
25

К слову, если со стороны, обращенной к морю, в стенах имеются и маленькие, и большие проемы, то в том направлении, где был неприятель, мы можем увидеть лишь узенькие отверстия, предназначавшиеся для защиты от врага и наблюдения за территорией.

Единственный вход в форт находился на западе, слева от центральной башни.


Внутри объект сильно руинирован. Сломаны внутренние стены, практически все перекрытия между первым и вторым этажом.

А стены у крепости были мощные. Толщина наружных стен колеблется в пределах 2-2,5 метров. Меж помещениями стенки сделали потоньше, но их размеры все равно впечатляют.
32

Часть обломков растащили, остальное осталось лежать грудой камней внутри. Сегодня тут так много обвалившейся кладки, что она полностью скрывает первоначальный уровень пола. 

Крыша фортификации, как и весь верхний этаж укрепления, были уничтожены при взрыве, устроенном австро-венграми. Ранее верхний уровень использовался для военных целей - в качестве батареи. 
Ныне крышу форту создает сводчатый потолок второго этажа. 

Большая его часть уцелела, хотя кое-где, конечно, и зияют дыры.

В каждую из башен укрепления можно было попасть только изнутри форта, входов с улицы у них не было.
Сначала зайдем в угловую, северную башню. 
33

Походить получится только по ее нижнему уровню.

Перекрытие между первым и вторым этажом не сохранилось.
На фото - сводчатый потолок второго этажа.

Возвращаемся в основную часть крепости. Ранее она была поделена на помещения, которые использовались для размещения гарнизона, приготовления пищи, хранения продуктов и боеприпасов.

Теперь оба крыла превратились в одно большое, общее пространство.
37

Но благодаря тому, что есть фрагменты внутренних стен, можно хотя бы примерно представить, как укрепление делилось на помещения. 

Вход на нижний уровень центральной башни.
41

Он же, но с обратной стороны.
42

Снаружи западная башня выглядит вполне обычно, а вот внутри она достаточно интересна. Башня немного напоминает матрешку, так как за наружной стеной находится еще одна постройка.
48

Между ней и внешней стенкой - проход. 

Здесь в стенах видны следы от стоявших тут некогда ступеней.

Взгляд наверх.

Сохранившийся фрагмент потолка.

Кусочек второго этажа.

Вид на верхний вход в башню из основного помещения форта.

Южный конец крепости.

Взгляд из южной части по направлению к северу.

Стоит заметить, что плачевное состояние фортификации не только мешает туристам увидеть ее во всей красе и провести долгий и максимально интересный осмотр, но и попросту делает посещение объекта опасным. Сооружение реально пребывает в аварийном состоянии, поэтому находиться в укреплении крайне не рекомендуется.

Внутри, в верхних зонах, полно мест, где буквально на честном слове держатся массивные камни. Неудачное стечение обстоятельств вполне может привести к самым трагичным последствиям. 

Так что пока крепость не законсервировали - лучше ограничится ее внешним осмотром, а представление о внутреннем наполнении составить из фото.

Я же напоследок еще покажу вам подробнее южную оконечность форта.
54

Потолок из туфа, разделяющий первый и второй этаж.

Угловое помещение.

А вот входы в южную башню. Здесь сразу видно два дверных проема - тот, через который можно было попасть на нижний уровень, и ведущий на второй этаж сооружения.
57

Взгляд на вход второго этажа снизу вверх.

Пройти сейчас возможно лишь в нижнее помещение башни.

Прямо к крепости Космач общественный транспорт не ходит, но большую часть пути все же можно преодолеть на автобусе. Выходить следует в деревне Брайичи. Водителя лучше предупредить заранее - пассажиры на вход и выход в этом местечке бывают редко, а автобусы обычно едут достаточно быстро, так что есть риск пропустить свою остановку. 

Eсли вы хотите попасть к Космачу с побережья, вам необходим междугородний автобус, едущий в Цетине. Вас высадят на трассе, как правило, водители останавливаются как раз у нужного поворота с указателями. Удобнее всего сесть со стороны дверей и готовиться на выход, как только проедете желтую табличку с названием деревни - "Brajići".
Из Подгорицы или Цетиня надо выбирать автобус, следующий в Будву. Остановка будет чуть пораньше, от нее придется еще метров 150 пройти вперед до нужного ответвления дороги. 
На момент написания статьи билет из Брайичей что до Будвы, что до Цетиня стоил 1,5-2 €. До Брайичей тариф тот же из обоих городов, но если едете с автовокзала, то к стоимости еще добавится сбор автостанции.

От таблички с картой пешеходных маршрутов, установленной на повороте, необходимо пойти вниз через деревню по асфальту. Под вершиной с крепостью будет старый серпантин, вымощенный камнем. Далее вы продолжаете путь по нему до форта.
Вообще, достопримечательность почти постоянно видно, от трассы сделана маркировка маршрута (красно-белые метки), так что заблудиться там шансов нет. Вся дорога от поворота с картой до укрепления занимает 15-20 минут. 


Если у вас есть возможность доехать на машине - все еще проще. От центра Будвы до подъема к крепости реально добраться за 20-25 минут, из Цетине - примерно за столько же.
Автомобиль лучше оставить в начале австрийского серпантина. Теоретически можно поехать на машине до самого верха, но дорога старая, разбитая, узкая и местами начавшая обваливаться, поэтому разумнее будет не лениться и остаток пути пройти пешком. Тем более что идти придется всего в районе 5 минут.


Комментарии