Монастырь Савина. Малая Успенская церковь и кладбище.


Практически вплотную к Большой Успенской церкви монастыря Савина примыкает Малая, являющаяся самой ранней постройкой комплекса. Она также считается одним из наиболее старых религиозных сооружений Херцегновской области, возможно даже - самым древним.
Малая Успенская церковь

Храм на этом месте возвели в 1030 году, еще до появления монастыря. Тогда это была просто небольшая церковь для местных жителей. Монастырь же здесь был основан в 17 веке (а не в 11, как пишут многие русскоязычные источники) десятком монахов, бежавших от войны из обители Тврдош, что в Требинье. Монахи обосновались возле Малой Успенской церкви и назвали построенный вскоре монастырский комплекс в честь самого почитаемого святого сербской православной церкви - Саввы I. В то время территория и храм прибывали в довольно плачевном состоянии. Послушники занялись обновлением имеющихся сооружений и постройкой новых зданий. Восстановление Малой церкви Успения Пресвятой Богородицы заняло довольно значительное время, отчасти потому, что в монастыре вскоре началось строительство Большого Успенского храма, потребовавшее немалых сил, а главное - финансовых вложений. Окончательно реставрация была завершена лишь в 1831 году.
Фасад церкви

Церковь имеет небольшие размеры - всего 6 метров в ширину и 10 в длину. Это простое однонефное прямоугольное здание с полукруглой апсидой и звонницей на один колокол над входом.
Апсида

После постройки Большого Успенского храма его скромная старая соседка - малая церковь - конечно, потерялась на фоне величественного и красивого сооружения. Однако в старый храм непременно стоит зайти, так как за невзрачным фасадом скрывается настоящее сокровище.
Иконостас

Главная изюминка этой церкви - фрески, созданные несколько веков назад и покрывающие стены здания.
Роспись стен

Сегодня внутри храма можно увидеть сразу несколько слоев росписи из разных веков. 
Фрески

Стена над входом.
Стена над входом

Основная часть росписей была создана в классическом византийском стиле известным мастером Боки Которской - Ловро Добричевичем. 
Старые фрески

В 19 веке фрески были подправлены и перерисованы реставратором Алексием Лазовичем. Но в наше время сохранились лишь малые фрагменты из росписи 19 столетия, так как впоследствии нанесенные Лазовичем рисунки удалили, дабы выявить прежние изображения 16 века. 
Потолок

Самые старые фрески из ныне имеющихся датируются 1565 годом.
Росписи на потолке

Роспись местами подпорчена, есть целые фрагменты стены со стертыми фресками. Но несмотря на потертость внутри храма все равно очень красиво - атмосферно, уютно, чувствуется какая-то чарующая старина.
Фрагмент росписи

Подсвечники

Иконостас церкви состоит из элементов, относящихся к разным эпохам. Слева от царских дверей, созданных в 1703 году мастером Дмитрием Даскал, висит икона Богородицы с Христом на руках.
Икона Богородицы

Икона, расположенная справа от царских дверей иконостаса.
Икона с  иконостаса

Лампадка.
Лампада

Сбоку от иконостаса примостились два кресла.
Кресла

Богослужения в церкви теперь проводятся редко, тем не менее чаще всего она открыта и ее можно свободно осмотреть.
Двери храма

Помимо зданий Савинского монастыря интерес представляет и кладбище, расположенное на его территории. Здесь есть много старых захоронений знатных семей, надгробные памятники коих отличаются роскошной отделкой и богатством декоративных элементов.
Крест на надгробном памятнике

Поэтому осмотр нижнего уровня комплекса можно завершить небольшой прогулкой среди каменных памятников.
Изображение на могильной плите

На кладбище Савинского монастыря покоятся останки Марко Цара (30.08.1859г - 1.11.1953г) - одного из самых знаменитых уроженцев Херцег Нового. Он был литературным критиком и писателем-путешественником. Также занимался переводами с итальянского и французского языков, писал для многих известных изданий. Марко умер в Белграде, где прожил большую часть жизни, но был похоронен в родном Херцег Нови.
Скульптурное изображение Марко Цара

Крайне любопытен этот памятник.
Старое надгробие

С одной его стороны красуется надпись: "Когда-то я была как вы сейчас. А вы скоро станете как сейчас я". В дословном переводе на русский получается немного коряво, по-сербски звучит более складно. С другого бока написано: "Разве не протянешь мне руку?!". Эти слова можно различить на предыдущем фото.
Надпись на памятнике

На четвертой стороне памятника выбит год  - 1965.
Верхняя часть надгробия

Большинство красивых надгробий расположено вокруг Большого и Малого храмов (выше церквей находятся уже более современные захоронения с простыми и скучными мраморными плитами).
Надгробный памятник

Возле церквей же похоронены некоторые важные лица, например, церковнослужители. На фото памятник над могилой епископа Герасима Петрановича, для коего монастырь Савина служил летней резиденцией. Это тот самый епископ Герасим, который приводил в порядок парковую зону вокруг монастыря и коему установлен монумент из камня (фото было в предыдущем посте).
Надгробие епископа Герасима Петрановича

С захоронениями церковных лиц: священников, монахов, епископов соседствуют могилы мирян и военных. 
Скульптура на надгробии

В своей книге "Монастырь Савина. Прошлое и настоящее" протоиерей Хаджи Никодим Джураков называет это кладбище "постоянной и необычной выставкой под открытым небом" и добавляет, что каждый посетитель монастыря Савина должен ее посмотреть. И я с ним не могу не согласиться.
Старый надгробный памятник

Памятник на кладбище Савина

На некоторых плитах имеются старые, выцветшие фотографии. Интересно их разглядывать в наше время.
Старое фото с надгробия

А одна плита даже вделана в ограждение монастыря.
Надгробие могилы Елки Пантеличевой

Как и на многих других черногорских кладбищах тут довольно часто встречаются семейные могилы.
Семейная могила

Во время Наполеоновских войн, когда эскадра Сенявина оказывала помощь черногорцам, некоторых павших русских солдат хоронили на монастырской территории. На фото - как раз одно из таких захоронений.
Могила Григория Манаева

Более современный, однако тоже очень необычный и богатый памятник, поставленный на могиле Драгомира Тотовича.
Могила Драгомира М. Тотовича

Гуляя по кладбищу можно не только разглядывать интересные надгробия, но и периодически отвлекаться на виды. За невысокими каменными стенами монастыря виднеется аккуратный виноградник.
Виноградник

Вид на залив.
Вид на залив

И на лес, окружающий монастырь, а также Орьен на заднем плане. 
Вид на Орьен

В следующем посте можно почитать последней, верхней церкви монастыря. Первая часть, повествующая о Большой Успенской церкви, для тех, кто пропустил, была тут.

Комментарии

  1. Очень интересно. Не могу найти в источниках, почему на могилах встречается знак как у пиратов, череп и перекрещенные кости, или для Черногорцев это означает что то другое?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вообще Адамова голова (череп и две перекрещенные кости) традиционно является символом смерти. Именно поэтому ее делали своей эмблемой пираты и военные, поэтому же теперь ее используют как знак опасности или яда. В христианской же трактовке это символ освобождения от смерти, спасения. Уверенна, черногорцы изображали этот знак на своих могильных плитах именно в классическом, христианском смысле.

      Удалить

Отправить комментарий