Монастырь Савина. Большая Успенская церковь.


Наконец-то, после долгого перерыва, я все-таки решилась собраться и дописать хотя бы об основных достопримечательностях города, в котором я живу - Херцег Нового. А то позор какой-то - уже столько постов в блоге, а о таких местах, как Савинский монастырь, например, до сих пор - ни слова. Исправляюсь.
Вид на нижний уровень комплекса

Монастырский комплекс находится на востоке города, неподалеку от набережной и в двух километрах от центра Херцег Нови. 
Вход на территорию

Большая доля архитектурного ансамбля построена в нижней части невысокого лесистого холма. Территория рядом превращена в небольшой парк.
В парке

Возле входа в монастырь находится маленькая площадь. По одной ее стороне, в тени деревьев, установлены деревянные лавочки, другая часть площади служит парковкой. В центре возвышается обелиск, посвященный жертвам Первой мировой войны.
Обелиск

На площади же расположена икона, спрятанная за декоративной решеткой. Сия конструкция была установлена тут в 1877 году в честь столетнего юбилея Большой Успенской церкви.
Икона на территории монастыря

Парк вокруг монастыря хоть и не слишком обширен, но в нем имеется несколько симпатичных широких лесенок, каменные скамьи и столы. В погожие деньки во время учебного года сюда часто приводят гулять детей из расположенных поблизости школы и детского сада.
Лестница в парке

В глубине парковой зоны, под густыми кронами деревьев, куда проникает совсем мало света даже в самые солнечные дни, установлен каменный памятник епископу Герасиму, активно занимавшемуся приведением в порядок парка и дубравы, возле коей построен монастырь.
Памятник в парке

"Вся Бока прекрасна, каждый её уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем - монастырь Савина" - написал епископ Николай (Велимирович) в своей книге "Мои воспоминания из Боки". Ступени к храму

Комплекс монастыря Савина состоит из келейного корпуса, библиотеки, церковной лавки, пары небольших хозяйственных помещений, кладбища и трех храмов: церкви Св. Саввы, Большой и Малой Успенских церквей. По сути монастырь делится на две части: храм Св. Саввы и часть кладбища стоят выше, на холме, а все остальное находится под ним. К основному, нижнему уровню комплекса, ведут ворота с тремя арками, также построенные к столетнему юбилею и заменившие прежнюю конструкцию. На фото - одна из входных арок.
Фрагмент ворот

Савинский монастырь называют православной душой Боки Которской. Он считается одним из самых старых сербских монастырей и очень почитается верующими. Это духовный, культурный и архитектурный памятник Черногории. Монастырь по-прежнему является действующим и принадлежит к Черногорско-Приморской митрополии сербской православной церкви.
Фасад

Свой нынешний вид монастырь приобретал на протяжении нескольких веков. Одни постройки ведут свою историю с давних лет, предшествующих даже основанию обители, другие появились относительно недавно.
Верхний уровень колокольни

Главное и самое красивое здание комплекса - Большой храм Успения Пресвятой Богородицы. Преимущественно о нем и пойдет речь сегодня.
Это самая молодая церковь из всех трех. Решение о возведении храма было принято в 1775 году. Год спустя монахи получили разрешение от венецианского начальника и черногорского митрополита. Церковь была построена в период с 1777 по 1799 годы. Столь долгий срок строительства объясняется то и дело возникавшими финансовыми трудностями. Кроме того, первый этап - возведение фундамента, сопровождался сложностями, появившимися из-за особенностей местной почвы.
Большая Успенская церковь

Только за первые восемь лет в работе над новым храмом поучаствовало 8 454 человека. Архитектором здания выступил венецианский мастер Никола Форетич, происходящий из известного семейства с острова Корчула (современная Хорватия).
Большой Успенский храм

Церковь представляет собой однонефное здание с большой полукруглой апсидой. Строение, увенчанное восьмигранным куполом в византийском стиле, имеет высокую и изящную колокольню над входом. В высоту храм достигает 10,5 метров. Его длина - 23,5 метра, ширина - 8,5 метров. Соотношение пропорций точно выверено, все элементы гармонируют между собой, создавая прекрасную целостную композицию. Фасад церкви состоит из тщательно отесанных блоков белого приморского камня, уложенного в ровные горизонтальные ряды. Камень для строительства привозился из родных мест архитектора, с Корчулы.
Кроме центральных ворот под колокольней храм также имеет 2 других входа.
Боковые двери

Архитектурный стиль здания представляет собой синтез романского и византийского стилей с элементами барроко, проявляющимися в пышных украшениях. Эту церковь нередко называют ярким примером успешного сочетания восточной и западной культуры.
Главный храм

В течение 19 века на монастырь неоднократно обрушивались различные неприятности, но каждый раз ему удавалось оправиться. В 1807 году в комплексе случился пожар, в результате которого были уничтожены некоторые ценности церкви: облачения, кресты, книги. Однако большая часть сооружения не пострадала, так как огонь удалось быстро локализовать и потушить. В 1886 году во время грозы в колокольню Большой Успенской церкви ударила молния и повредила тем самым один из столбов. Впрочем, ремонтные работы были завершены в том же году. Со временем некоторые детали здания потребовали поправки, но в 1895 году благодаря дару одного из жителей Дубровника храм был отреставрирован: его стены окрасили, купол укрепили и украсили новыми стеклами.
Апсида

Квадратная башня-колокольня церкви имеет три этажа. Ее начали строить позднее, нежели основное здание, в 1780 году. Башню венчает округлый купол, который, также как и основной, имеет 8 граней. На третьем уровне много арочных окон и бифор, созданных в стиле далматинского барокко.
Колокольня церкви

На втором этаже расположены небольшие круглые часы с римскими цифрами.
Часы

Первый уровень украшает окно-розетка, выполненное из камня. Оно имеет множество декоративных элементов, похожих на кружево. 
Окно-розетка

Когда строительство колокольни было завершено, на ее первом этаже, под розеткой, установили каменные плиты, обращенные к трем сторонам света - западу, северу и югу. Все три плиты имеют одинаковую величину (1,5м в длину и 0,83м в ширину). Интересно, что плита с северной стороны была оставлена пустой и на ней до сих пор отсутствует какая-либо запись.
Центральный вход

Внутри церкви находится пышно украшенный деревянный иконостас 18 века, выполненный в традициях восточного православия. Он занимает всю стену, его размеры - 7,2 метров в ширину и 10,5 в высоту.
Иконостас

Иконостас состоит из 6 зон, включающих в общей сложности 66 икон.
Фрагмент Иконостаса

Одна из самых крупных икон изображает Богородицу с младенцем.
Икона Богородицы

В храме также хранится икона Божьей Матери, известная как Савинская Богородица. По преданию еще во времена Св. Саввы ее привезли с Святой Горы Афон. Свои чудотворные свойства она наиболее всего проявила в 18 столетии. В одно время православие подвергалось гонениям со стороны венецианцев, желавших, чтобы на завоеванной ими территории были только католические храмы. И когда возведение новой церкви было почти закончено, они решили разрушить ее (хотя до этого сами же выдали разрешение на строительство). По морю к храму двигались два корабля с военными, получившими приказ уничтожить храм до основания. Монахи и верующие со всей округи собрались в церкви и долго молились перед иконой, прося Богородицу о спасении обители. Святая Дева услышала их и послала избавление от неприятеля - внезапно погода испортилась, разыгралась гроза и одна из молнии угодила прямо в тот отсек корабля, где хранился порох. Передовое судно венецианцев тут же взорвалось, вся его команда погибла. Остальные военные в страхе повернули прочь и более не смели посягать на храм. Таким образом комплекс был спасен.
После сего случая прихожане стали особенно почитать чудотворную икону. На пожертвования верующих для нее был сделан богатый оклад, однако в 1939 году грабители, забравшиеся в церковь через окно, украли его. Позднее оклад иконы заменили на более простой.
Икона

По бокам от центрального входа расположены стасидии - традиционные для греческих и сербских православных храмов кресла. Над одним из них, ныне огороженном, висит табличка, рассказывающая, что именно на этом месте сидел король Югославии Александр I Карагеоргиевич.
Он побывал в монастыре вместе с членами своей семьи непосредственно перед отъездом во Францию, где был убит. Предание гласит, что находясь в обители король получил своеобразный знак, свидетельствующий о скорой кончине - когда Александр выходил из церкви, колокол без видимых причин, сам собой, ударил три раза. Обычно так звонят, когда из храма выносят покойника.
Место, на котором сидел Александр I Карагеоргиевич

За стеклом также вот уже много десятилетий хранятся свечи, которые зажгли члены королевской семьи во время пребывания в церкви.
Свечи королевской семьи

Под куполом храма.
Потолок

Довольно редкая деталь для архитектуры местных православных церквей - хоры. Они появились в интерьере храма во второй половине 18 века, сделал их Пасквали, мастер из Дубровника. Любопытно, что два деревянных столба, поддерживающих конструкцию, первоначально не были предусмотрены, их пристроили значительно позднее - лишь в 1895 году.
Хоры

С внешней стороны балкончик украшен изящными элементами и иконами, иллюстрирующими сцены из Нового Завета. 
Декор хоров

Богослужения в Большой Успенской церкви проводятся ежедневно, в воскресенье и праздники - в 9:00 и 18:00, в остальные дни - в 6:00 и 18:00. При этом храм открыт в течение целого дня, так что посетить его легко могут все желающие.
Молодые пары из Херцег Нови часто выбирают эту красивую церковь для проведения обряда венчания. И кстати, именно тут перешел в православную веру известный балканский деятель кинематографа Эмир Кустурица.
Вид на комплекс

Рядом с церковью находится пара невысоких светлых зданий с кельями, библиотекой, церковным магазинчиком.
Келейный корпус, возведенный первыми монахами, в настоящее время сохранился только на фотографиях. Новое здание появилось в прошлом веке. Оно было построено из камня и кирпича с учетом потребностей послушников. Западное крыло прежнего корпуса разобрали, а к северному пристроили современное здание с большой террасой на втором этаже и аркадным коридором под ней. 
Келейный корпус

Рассказывая о монастыре Савина нельзя не упомянуть, что в его ризнице хранится хрустальный крест в серебряном окладе 1219 года, украшенный четырьмя рубинами. По преданию он принадлежал самому Св. Савве. До сих пор тут берегутся и другие сокровища эпохи правления династии Неманичей: остатки жены сербского царя Душана, Елены (преподобной Евгении), и рука королевы Джелены. Также среди ценностей монастыря числится перст Св. Апостола Фомы, частица мощей Георгия Победоносца, старинная церковная утварь: серебряная пятихлебница от 1648 года, потир 1650 года, ручной кованый крест иеромонаха Георгия Савинца 1786 года. Кроме того, здесь же имеется большая икона Николая Чудотворца датируемая 18 веком и портрет молодого Петра Великого, привезенный из России в 1831 году.
В монастырской библиотеке особенную ценность представляет Евангелие 1375 года и Октоих-пятигласник 1509 года. Тут хранится и русский букварь 1692 года, по которому обучался грамоте владыка Петр II Петрович. Всего коллекция библиотеки насчитывает около 5 тысяч книг, 50 из которых - рукописные.
Фрагмент здания

Во дворе, между келейным корпусом и большим храмом, стоит каменный фонтанчик.
Фонтан

Монастырский комплекс окружает средиземноморская растительность, дополняющая облик его церквей. 
На территории монастыря

Среди деревьев есть шикарные высокие сосны пиния, напоминающие мне капусту-брокколи.
Сосна

Территория монастыря всегда вычищена и ухожена, в кадках сидят различные растения, в числе коих есть, например, кумкваты.
Кумкваты

На нижнем уровне монастыря также находится несколько бюстов значимых для истории и культуры Черногории личностей. Среди них, разумеется, нашлось место и изображению Петра II Петровича Негоша - правителя Черногории, митрополита, поэта.
Бюст Негоша

Бюст Вука Стефановича Караджича. Караджич - известный лингвист 19 века, реформировавший сербский литературный язык и стандартизировавший сербскую кириллицу. Именно он положил в основу сербского языка фонетический принцип, благодаря которому учить этот язык довольно легко - все слова в нем пишутся также, как и слышатся.
Бюст Вука Караджича

Продолжение рассказа о Савинском монастыре:
- Малая Успенская церковь и кладбище
- Церковь Св. Саввы (+обзорная площадка)

Комментарии

  1. Очень познавательно! Прочитала с большим интересом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что было интересно! В ближайшее время напишу еще два поста о других церквях комплекса.

      Удалить
  2. Замечательно, столько интересного. А доступ к раритетам и в том числе портрету Петра Великого свободный для обозрения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ризница монастыря и библиотека, в которой хранятся ценности, вообще-то закрыты для туристического осмотра, но если вы попросите монахов, вполне вероятно, что они смогут провести для вас мини-экскурсию. Все зависит от того, к кому и как обратитесь)

      Удалить

Отправить комментарий