Наконец-то, после долгого перерыва, я все-таки решилась собраться и дописать хотя бы об основных достопримечательностях города, в котором я живу - Херцег Нового. А то позор какой-то - уже столько постов в блоге, а о таких местах, как Савинский монастырь, например, до сих пор - ни слова. Исправляюсь.

Монастырский комплекс находится на востоке города, неподалеку от набережной и в двух километрах от центра Херцег Нови.

Большая доля архитектурного ансамбля построена в нижней части невысокого лесистого холма. Территория рядом превращена в небольшой парк.

Возле входа в монастырь находится маленькая площадь. По одной ее стороне, в тени деревьев, установлены деревянные лавочки, другая часть площади служит парковкой. В центре возвышается обелиск, посвященный жертвам Первой мировой войны.

На площади же расположена икона, спрятанная за декоративной решеткой. Сия конструкция была установлена тут в 1877 году в честь столетнего юбилея Большой Успенской церкви.

Парк вокруг монастыря хоть и не слишком обширен, но в нем имеется несколько симпатичных широких лесенок, каменные скамьи и столы. В погожие деньки во время учебного года сюда часто приводят гулять детей из расположенных поблизости школы и детского сада.

В глубине парковой зоны, под густыми кронами деревьев, куда проникает совсем мало света даже в самые солнечные дни, установлен каменный памятник епископу Герасиму, активно занимавшемуся приведением в порядок парка и дубравы, возле коей построен монастырь.

"Вся Бока прекрасна, каждый её уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем - монастырь Савина" - написал епископ Николай (Велимирович) в своей книге "Мои воспоминания из Боки".

Комплекс монастыря Савина состоит из келейного корпуса, библиотеки, церковной лавки, пары небольших хозяйственных помещений, кладбища и трех храмов: церкви Св. Саввы, Большой и Малой Успенских церквей. По сути монастырь делится на две части: храм Св. Саввы и часть кладбища стоят выше, на холме, а все остальное находится под ним. К основному, нижнему уровню комплекса, ведут ворота с тремя арками, также построенные к столетнему юбилею и заменившие прежнюю конструкцию. На фото - одна из входных арок.

Савинский монастырь называют православной душой Боки Которской. Он считается одним из самых старых сербских монастырей и очень почитается верующими. Это духовный, культурный и архитектурный памятник Черногории. Монастырь по-прежнему является действующим и принадлежит к Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви.

Свой нынешний вид монастырь приобретал на протяжении нескольких веков. Одни постройки ведут свою историю с давних лет, предшествующих даже основанию обители, другие появились относительно недавно.

Главное и самое красивое здание комплекса - Большой храм Успения Пресвятой Богородицы. Преимущественно о нем и пойдет речь сегодня.
Это самая молодая церковь из всех трех. Решение о возведении храма было принято в 1775 году. Год спустя монахи получили разрешение от венецианского начальника и черногорского митрополита. Церковь была построена в период с 1777 по 1799 годы. Столь долгий срок строительства объясняется то и дело возникавшими финансовыми трудностями. Кроме того, первый этап - возведение фундамента, сопровождался сложностями, появившимися из-за особенностей местной почвы.

Только за первые восемь лет в работе над новым храмом поучаствовало 8 454 человека. Архитектором здания выступил Никола Форетич, происходящий из известного семейства с острова Корчула (современная Хорватия).

Церковь представляет собой однонефное здание с большой полукруглой апсидой. Строение, увенчанное восьмигранным куполом в византийском стиле, имеет высокую и изящную колокольню над входом. В высоту храм достигает 10,5 метров. Его длина - 23,5 метра, ширина - 8,5 метров. Соотношение пропорций точно выверено, все элементы гармонируют между собой, создавая прекрасную целостную композицию. Фасад церкви состоит из тщательно отесанных блоков белого приморского камня, уложенного в ровные горизонтальные ряды. Камень для строительства привозился из родных мест архитектора, с Корчулы.

Архитектурный стиль здания представляет собой синтез романского и византийского стилей с элементами барокко, проявляющимися в пышных украшениях. Эту церковь нередко называют ярким примером успешного сочетания восточной и западной культуры.

В течение 19 века на монастырь неоднократно обрушивались различные неприятности, но каждый раз ему удавалось оправиться. В 1807 году в комплексе случился пожар, в результате которого были уничтожены некоторые ценности церкви: облачения, кресты, книги. Однако большая часть сооружения не пострадала, так как огонь удалось быстро локализовать и потушить. В 1886 году во время грозы в колокольню Большой Успенской церкви ударила молния и повредила тем самым один из столбов. Впрочем, ремонтные работы были завершены в том же году. Со временем некоторые детали здания потребовали поправки, но в 1895 году благодаря дару одного из жителей Дубровника храм был отреставрирован: его стены окрасили, купол укрепили и украсили новыми стеклами.

Квадратная башня-колокольня церкви имеет четыре уровня.
Ее начали строить позднее, нежели основное здание, в 1780 году. Башню венчает округлый купол, который, также как и основной, имеет 8 граней. Четвертый этаж достаточно открытый, его украшает много арочных окон, созданных в стиле далматинского барокко.

На третьем уровне расположены небольшие круглые часы с римскими цифрами.

Второй этаж украшает окно-розетка, выполненное из камня. Оно имеет множество декоративных элементов, похожих на кружево.

Когда строительство колокольни было завершено, под розеткой установили каменные плиты, обращенные к трем сторонам света: западу, северу и югу. Все три плиты имеют одинаковую величину (1,5м в длину и 0,83м в ширину). Интересно, что плита с северной стороны была оставлена пустой и на ней до сих пор отсутствует какая-либо запись.

Внутри церкви находится пышно украшенный деревянный иконостас 18 века, выполненный в традициях восточного православия. Он занимает всю стену, его размеры - 7,2 метров в ширину и 10,5 в высоту.

Иконостас состоит из 6 зон, включающих в общей сложности 66 икон.

Одна из самых крупных икон изображает Богородицу с младенцем.

В храме также хранится икона Божьей Матери, известная как Савинская Богородица. По преданию еще во времена Св. Саввы ее привезли с Святой Горы Афон. Свои чудотворные свойства она наиболее всего проявила в 18 столетии. В одно время православие подвергалось гонениям со стороны венецианцев, желавших, чтобы на завоеванной ими территории были только католические храмы. И когда возведение новой церкви было почти закончено, они решили разрушить ее (хотя до этого сами же выдали разрешение на строительство). По морю к храму двигались два корабля с военными, получившими приказ уничтожить храм до основания. Монахи и верующие со всей округи собрались в церкви и долго молились перед иконой, прося Богородицу о спасении обители. Святая Дева услышала их и послала избавление от неприятеля - внезапно погода испортилась, разыгралась гроза и одна из молнии угодила прямо в тот отсек корабля, где хранился порох. Передовое судно венецианцев тут же взорвалось, вся его команда погибла. Остальные военные в страхе повернули прочь и более не смели посягать на храм. Таким образом комплекс был спасен.

По бокам от центрального входа расположены стасидии - традиционные для греческих и сербских православных храмов кресла. Над одним из них, ныне огороженном, висит табличка, рассказывающая, что именно на этом месте сидел король Югославии Александр I Карагеоргиевич.
Он побывал в монастыре вместе с членами своей семьи непосредственно перед отъездом во Францию, где был убит. Предание гласит, что находясь в обители король получил своеобразный знак, свидетельствующий о скорой кончине - когда Александр выходил из церкви, колокол без видимых причин, сам собой, ударил три раза. Обычно так звонят, когда из храма выносят покойника.

За стеклом также вот уже много десятилетий хранятся свечи, которые зажгли члены королевской семьи во время пребывания в церкви.

Под куполом храма.

Довольно редкая деталь для архитектуры местных православных церквей - хоры. Скорее всего их сделал их Паоло Пасквали, мастер из Дубровника. Любопытно, что два деревянных столба, поддерживающих конструкцию, первоначально не были предусмотрены, их пристроили значительно позднее - лишь в 1895 году.

С внешней стороны балкончик украшен изящными элементами и иконами, иллюстрирующими сцены из Нового Завета.

Богослужения в Большой Успенской церкви проводятся ежедневно, в воскресенье и праздники - в 9:00 и 18:00, в остальные дни - в 6:00 и 18:00. При этом храм открыт в течение целого дня, так что посетить его легко могут все желающие.
Молодые пары из Херцег Нови часто выбирают эту красивую церковь для проведения обряда венчания. И кстати, именно тут перешел в православную веру известный балканский деятель кинематографа Эмир Кустурица.

Рядом с церковью находится пара невысоких светлых зданий с кельями, библиотекой, церковным магазинчиком.
Келейный корпус, возведенный первыми монахами, в настоящее время сохранился только на фотографиях. Новое здание появилось в прошлом веке. Оно было построено из камня и кирпича с учетом потребностей послушников. Западное крыло прежнего корпуса разобрали, а к северному пристроили современное здание с большой террасой на втором этаже и аркадным коридором под ней.

Рассказывая о монастыре Савина нельзя не упомянуть, что в его ризнице хранится хрустальный крест в серебряном окладе 1219 года, украшенный четырьмя рубинами. По преданию он принадлежал самому Св. Савве. До сих пор тут берегутся и другие сокровища эпохи правления династии Неманичей: остатки жены сербского царя Душана, Елены (преподобной Евгении), и рука королевы Джелены. Также среди ценностей монастыря числится перст Св. Апостола Фомы, частица мощей Георгия Победоносца, старинная церковная утварь: серебряная пятихлебница от 1648 года, потир 1650 года, ручной кованый крест иеромонаха Георгия Савинца 1786 года. Кроме того, здесь же имеется большая икона Николая Чудотворца датируемая 18 веком и портрет молодого Петра Великого, привезенный из России в 1831 году.
В монастырской библиотеке особенную ценность представляет Евангелие 1375 года и Октоих-пятигласник 1509 года. Тут хранится и русский букварь 1692 года, по которому обучался грамоте владыка Петр II Петрович. Всего коллекция библиотеки насчитывает около 5 тысяч книг, 50 из которых - рукописные.

Во дворе, между келейным корпусом и большим храмом, стоит каменный фонтанчик.

Монастырский комплекс окружает средиземноморская растительность, дополняющая облик его церквей.

Среди деревьев есть шикарные высокие сосны пиния, напоминающие мне капусту-брокколи.

Территория монастыря всегда вычищена и ухожена, в кадках сидят различные растения, в числе коих есть, например, кумкваты.

На нижнем уровне монастыря также находится несколько бюстов значимых для истории и культуры Черногории личностей. Среди них, разумеется, нашлось место и изображению Петра II Петровича Негоша - правителя Черногории, митрополита, поэта.

Бюст Вука Стефановича Караджича. Караджич - известный лингвист 19 века, реформировавший сербский литературный язык и стандартизировавший сербскую кириллицу. Именно он положил в основу сербского языка фонетический принцип, благодаря которому учить этот язык довольно легко - все слова в нем пишутся также, как и слышатся.

Продолжение рассказа о Савинском монастыре:
- Малая Успенская церковь и кладбище
- Церковь Св. Саввы (+обзорная площадка)

Монастырский комплекс находится на востоке города, неподалеку от набережной и в двух километрах от центра Херцег Нови.

Большая доля архитектурного ансамбля построена в нижней части невысокого лесистого холма. Территория рядом превращена в небольшой парк.

Возле входа в монастырь находится маленькая площадь. По одной ее стороне, в тени деревьев, установлены деревянные лавочки, другая часть площади служит парковкой. В центре возвышается обелиск, посвященный жертвам Первой мировой войны.

На площади же расположена икона, спрятанная за декоративной решеткой. Сия конструкция была установлена тут в 1877 году в честь столетнего юбилея Большой Успенской церкви.

Парк вокруг монастыря хоть и не слишком обширен, но в нем имеется несколько симпатичных широких лесенок, каменные скамьи и столы. В погожие деньки во время учебного года сюда часто приводят гулять детей из расположенных поблизости школы и детского сада.

В глубине парковой зоны, под густыми кронами деревьев, куда проникает совсем мало света даже в самые солнечные дни, установлен каменный памятник епископу Герасиму, активно занимавшемуся приведением в порядок парка и дубравы, возле коей построен монастырь.

"Вся Бока прекрасна, каждый её уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем - монастырь Савина" - написал епископ Николай (Велимирович) в своей книге "Мои воспоминания из Боки".

Комплекс монастыря Савина состоит из келейного корпуса, библиотеки, церковной лавки, пары небольших хозяйственных помещений, кладбища и трех храмов: церкви Св. Саввы, Большой и Малой Успенских церквей. По сути монастырь делится на две части: храм Св. Саввы и часть кладбища стоят выше, на холме, а все остальное находится под ним. К основному, нижнему уровню комплекса, ведут ворота с тремя арками, также построенные к столетнему юбилею и заменившие прежнюю конструкцию. На фото - одна из входных арок.

Савинский монастырь называют православной душой Боки Которской. Он считается одним из самых старых сербских монастырей и очень почитается верующими. Это духовный, культурный и архитектурный памятник Черногории. Монастырь по-прежнему является действующим и принадлежит к Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви.

Свой нынешний вид монастырь приобретал на протяжении нескольких веков. Одни постройки ведут свою историю с давних лет, предшествующих даже основанию обители, другие появились относительно недавно.

Главное и самое красивое здание комплекса - Большой храм Успения Пресвятой Богородицы. Преимущественно о нем и пойдет речь сегодня.
Это самая молодая церковь из всех трех. Решение о возведении храма было принято в 1775 году. Год спустя монахи получили разрешение от венецианского начальника и черногорского митрополита. Церковь была построена в период с 1777 по 1799 годы. Столь долгий срок строительства объясняется то и дело возникавшими финансовыми трудностями. Кроме того, первый этап - возведение фундамента, сопровождался сложностями, появившимися из-за особенностей местной почвы.

Только за первые восемь лет в работе над новым храмом поучаствовало 8 454 человека. Архитектором здания выступил Никола Форетич, происходящий из известного семейства с острова Корчула (современная Хорватия).

Церковь представляет собой однонефное здание с большой полукруглой апсидой. Строение, увенчанное восьмигранным куполом в византийском стиле, имеет высокую и изящную колокольню над входом. В высоту храм достигает 10,5 метров. Его длина - 23,5 метра, ширина - 8,5 метров. Соотношение пропорций точно выверено, все элементы гармонируют между собой, создавая прекрасную целостную композицию. Фасад церкви состоит из тщательно отесанных блоков белого приморского камня, уложенного в ровные горизонтальные ряды. Камень для строительства привозился из родных мест архитектора, с Корчулы.

Архитектурный стиль здания представляет собой синтез романского и византийского стилей с элементами барокко, проявляющимися в пышных украшениях. Эту церковь нередко называют ярким примером успешного сочетания восточной и западной культуры.

В течение 19 века на монастырь неоднократно обрушивались различные неприятности, но каждый раз ему удавалось оправиться. В 1807 году в комплексе случился пожар, в результате которого были уничтожены некоторые ценности церкви: облачения, кресты, книги. Однако большая часть сооружения не пострадала, так как огонь удалось быстро локализовать и потушить. В 1886 году во время грозы в колокольню Большой Успенской церкви ударила молния и повредила тем самым один из столбов. Впрочем, ремонтные работы были завершены в том же году. Со временем некоторые детали здания потребовали поправки, но в 1895 году благодаря дару одного из жителей Дубровника храм был отреставрирован: его стены окрасили, купол укрепили и украсили новыми стеклами.

Квадратная башня-колокольня церкви имеет четыре уровня.
Ее начали строить позднее, нежели основное здание, в 1780 году. Башню венчает округлый купол, который, также как и основной, имеет 8 граней. Четвертый этаж достаточно открытый, его украшает много арочных окон, созданных в стиле далматинского барокко.

На третьем уровне расположены небольшие круглые часы с римскими цифрами.

Второй этаж украшает окно-розетка, выполненное из камня. Оно имеет множество декоративных элементов, похожих на кружево.

Когда строительство колокольни было завершено, под розеткой установили каменные плиты, обращенные к трем сторонам света: западу, северу и югу. Все три плиты имеют одинаковую величину (1,5м в длину и 0,83м в ширину). Интересно, что плита с северной стороны была оставлена пустой и на ней до сих пор отсутствует какая-либо запись.

Внутри церкви находится пышно украшенный деревянный иконостас 18 века, выполненный в традициях восточного православия. Он занимает всю стену, его размеры - 7,2 метров в ширину и 10,5 в высоту.

Иконостас состоит из 6 зон, включающих в общей сложности 66 икон.

Одна из самых крупных икон изображает Богородицу с младенцем.

В храме также хранится икона Божьей Матери, известная как Савинская Богородица. По преданию еще во времена Св. Саввы ее привезли с Святой Горы Афон. Свои чудотворные свойства она наиболее всего проявила в 18 столетии. В одно время православие подвергалось гонениям со стороны венецианцев, желавших, чтобы на завоеванной ими территории были только католические храмы. И когда возведение новой церкви было почти закончено, они решили разрушить ее (хотя до этого сами же выдали разрешение на строительство). По морю к храму двигались два корабля с военными, получившими приказ уничтожить храм до основания. Монахи и верующие со всей округи собрались в церкви и долго молились перед иконой, прося Богородицу о спасении обители. Святая Дева услышала их и послала избавление от неприятеля - внезапно погода испортилась, разыгралась гроза и одна из молнии угодила прямо в тот отсек корабля, где хранился порох. Передовое судно венецианцев тут же взорвалось, вся его команда погибла. Остальные военные в страхе повернули прочь и более не смели посягать на храм. Таким образом комплекс был спасен.
После сего случая прихожане стали особенно почитать чудотворную икону. На пожертвования верующих для нее был сделан богатый оклад, однако в 1939 году грабители, забравшиеся в церковь через окно, украли его. Позднее оклад иконы заменили на более простой.

По бокам от центрального входа расположены стасидии - традиционные для греческих и сербских православных храмов кресла. Над одним из них, ныне огороженном, висит табличка, рассказывающая, что именно на этом месте сидел король Югославии Александр I Карагеоргиевич.
Он побывал в монастыре вместе с членами своей семьи непосредственно перед отъездом во Францию, где был убит. Предание гласит, что находясь в обители король получил своеобразный знак, свидетельствующий о скорой кончине - когда Александр выходил из церкви, колокол без видимых причин, сам собой, ударил три раза. Обычно так звонят, когда из храма выносят покойника.

За стеклом также вот уже много десятилетий хранятся свечи, которые зажгли члены королевской семьи во время пребывания в церкви.

Под куполом храма.

Довольно редкая деталь для архитектуры местных православных церквей - хоры. Скорее всего их сделал их Паоло Пасквали, мастер из Дубровника. Любопытно, что два деревянных столба, поддерживающих конструкцию, первоначально не были предусмотрены, их пристроили значительно позднее - лишь в 1895 году.

С внешней стороны балкончик украшен изящными элементами и иконами, иллюстрирующими сцены из Нового Завета.

Богослужения в Большой Успенской церкви проводятся ежедневно, в воскресенье и праздники - в 9:00 и 18:00, в остальные дни - в 6:00 и 18:00. При этом храм открыт в течение целого дня, так что посетить его легко могут все желающие.
Молодые пары из Херцег Нови часто выбирают эту красивую церковь для проведения обряда венчания. И кстати, именно тут перешел в православную веру известный балканский деятель кинематографа Эмир Кустурица.

Рядом с церковью находится пара невысоких светлых зданий с кельями, библиотекой, церковным магазинчиком.
Келейный корпус, возведенный первыми монахами, в настоящее время сохранился только на фотографиях. Новое здание появилось в прошлом веке. Оно было построено из камня и кирпича с учетом потребностей послушников. Западное крыло прежнего корпуса разобрали, а к северному пристроили современное здание с большой террасой на втором этаже и аркадным коридором под ней.

Рассказывая о монастыре Савина нельзя не упомянуть, что в его ризнице хранится хрустальный крест в серебряном окладе 1219 года, украшенный четырьмя рубинами. По преданию он принадлежал самому Св. Савве. До сих пор тут берегутся и другие сокровища эпохи правления династии Неманичей: остатки жены сербского царя Душана, Елены (преподобной Евгении), и рука королевы Джелены. Также среди ценностей монастыря числится перст Св. Апостола Фомы, частица мощей Георгия Победоносца, старинная церковная утварь: серебряная пятихлебница от 1648 года, потир 1650 года, ручной кованый крест иеромонаха Георгия Савинца 1786 года. Кроме того, здесь же имеется большая икона Николая Чудотворца датируемая 18 веком и портрет молодого Петра Великого, привезенный из России в 1831 году.
В монастырской библиотеке особенную ценность представляет Евангелие 1375 года и Октоих-пятигласник 1509 года. Тут хранится и русский букварь 1692 года, по которому обучался грамоте владыка Петр II Петрович. Всего коллекция библиотеки насчитывает около 5 тысяч книг, 50 из которых - рукописные.

Во дворе, между келейным корпусом и большим храмом, стоит каменный фонтанчик.

Монастырский комплекс окружает средиземноморская растительность, дополняющая облик его церквей.

Среди деревьев есть шикарные высокие сосны пиния, напоминающие мне капусту-брокколи.

Территория монастыря всегда вычищена и ухожена, в кадках сидят различные растения, в числе коих есть, например, кумкваты.

На нижнем уровне монастыря также находится несколько бюстов значимых для истории и культуры Черногории личностей. Среди них, разумеется, нашлось место и изображению Петра II Петровича Негоша - правителя Черногории, митрополита, поэта.

Бюст Вука Стефановича Караджича. Караджич - известный лингвист 19 века, реформировавший сербский литературный язык и стандартизировавший сербскую кириллицу. Именно он положил в основу сербского языка фонетический принцип, благодаря которому учить этот язык довольно легко - все слова в нем пишутся также, как и слышатся.

Продолжение рассказа о Савинском монастыре:
- Малая Успенская церковь и кладбище
- Церковь Св. Саввы (+обзорная площадка)
Очень познавательно! Прочитала с большим интересом!
ОтветитьУдалитьРада, что было интересно! В ближайшее время напишу еще два поста о других церквях комплекса.
УдалитьЗамечательно, столько интересного. А доступ к раритетам и в том числе портрету Петра Великого свободный для обозрения?
ОтветитьУдалитьРизница монастыря и библиотека, в которой хранятся ценности, вообще-то закрыты для туристического осмотра, но если вы попросите монахов, вполне вероятно, что они смогут провести для вас мини-экскурсию. Все зависит от того, к кому и как обратитесь)
Удалить