Херцег Нови. Церкви в Топле.

На одной из центральных херцегновский улиц, Негошева, примерно посередине между Старым городом и Игало, стоит небольшой церковный комплекс. В нем на расстоянии нескольких метров друг от друга расположены два храма - Святого Георгия и Святого Спаса. Это главные памятники сакральной архитектуры в районе Топла.
Вход на территорию церквей в Топле

Сверху комплекс выглядит вот так.
Вид сверху на церкви в Топле

На первый взгляд непонятно, зачем было строить так близко два храма. Однако все объясняется просто - один возвела для своих прихожан Католическая церковь, другой - Православная. 
У обоих храмов есть свои коллекции, в коих хранятся ценные иконы (в значительной мере - русские), старые книги, утварь. Правда, все эти сокровища скрыты от глаз простых посетителей в ризницах.
Церкви Св. Георгия и Св. Спаса

В 1825-1827 годах Петр II Петрович Негош жил в Херцег Нови и учился возле церкви Св. Спаса. В 150-летнию годовщину приезда Негоша в Херцег Нови, в 1975 году, у церковного комплекса поставили памятник этому известному и почитаемому черногорскому поэту и правителю.

Бюст выполнен из бронзы, автор монумента - черногорский академический скульптор Драго Джурович.
Памятник Петру II Петровичу Негошу

Еще одна историческая личность, удостоенная памятника возле входа на территорию церквей Топлы - граф Савва Владиславич Рагузинский.

Это политик сербского происхождения, сделавший карьеру при русском дворе. Был превосходным дипломатом, представлял интересы Российской Империи, находился в числе советников Петра I. Говоря о Рагузинском нельзя не упомянуть также весьма интересный факт - именно он выкупил и отправил в Москву Абрама Ганнибала, прадеда Пушкина.
Служа в России, Савва не забывал родные земли и часто делал подарки монастырям сербской православной церкви: отправлял ценные книги, церковные реликвии или просто деньги. Свой вклад он внес и в формирование ризницы топальской церкви. Отчасти поэтому ему был поставлен здесь памятник. 
Памятник графу Савве Владиславичу

Монумент установили недавно, в 2014 году. Открывал его Андрей Нестеренко, занимавший в то время должность чрезвычайного и полномочного посла РФ в Черногории.

Автор скульптуры - Джордже Лазич-Чапша из сербского города Сремски Карловци.
На самом деле, херцегновский памятник является копией монумента, поставленного летом 2009 года в Сремских Карловцах. Позднее идентичный памятник появился в городе Гацко (Босния и Герцеговина), Шлиссельбурге (Россия), а затем вот и в Херцег Нови. 
Граф Савва Владиславич, памятник возле церквей

На территории комплекса высажены кипарисы, перед входом разбита клумба, на которой всю весну и лето цветут цветы. 
Храмы, а также прилегающее кладбище ограждает стена с красивыми воротами, к коим от улицы Негошева ведет широкая каменная лестница.
Церковный комплекс в Топле

Именно благодаря монументальным каменным воротам, оформленным в стиле барокко, комплекс приобретает завершенность и смотрится элегантно. 

Фрагмент ворот

С обратной стороны никаких украшательств нет, только лаконичная каменная кладка.
Церковные ворота

Данные ворота преобразили вход в комплекс в 19 веке. Они были построены на частное пожертвование.
Церковные ворота в Топле


Как я уже упоминала выше, в комплексе кроме церквей есть и кладбище. Из-за особенностей участка расположено оно ярусами.

Кладбище в Топле

Некоторые захоронения находятся прямо у стен церкви Св. Спаса, а надгробные плиты закреплены на фасаде храма.

Захоронение у церкви Св. Спаса

Вообще, непосредственно возле церкви расположены более красивые и старые надгробия из камня.

На кладбище в Топле

Надгробная плита на кладбище в Топле


Надгробные памятники на кладбище в Топле


На верхнем же уровне кладбища находятся непримечательные темные гранитные плиты.

Захоронения на  кладбище в Топле

Церковь Святого Спаса (иногда также встречается название Вознесения Господня) является архитектурной доминантой топальского комплекса.

Храм декорирован в стиле барокко. Часть его фасада сделана из аккуратных, мастерски обработанных блоков знаменитого корчульского камня.
Однонефная церковь с полукруглой апсидой располагает звонницей на три колокола, размещенной над центральным входом. Сам вход выглядит достаточно необычно для местных церквей благодаря двум каменным колонам, антаблементу и фронтону. Над фронтоном размещено не очень большое ажурное окно-розетка.
Но самая главная изюминка здания - оно довольно значительно наклонено в одну сторону, подобно Пизанской башне. Особенно это заметно если смотреть на храм с противоположной стороны Негошевой улицы.
Вид на церковь Св. Спаса

Церковь Св. Спаса строилась с 1709 по 1713 год. 

За последующий век население возросло, выросло и количество прихожан, поэтому в 1864 году храм был практически полностью перестроен в соответствии с нуждами увеличившегося прихода. Здание стало больше и богаче оформлено.
С тех пор фасад не претерпел изменений.
Фасад церкви Св. Спаса

Начиная с момента открытия и до 1797 года данная церковь имела особую, весьма важную роль. Она являлась культурным, образовательным, экономическим и административный центром Топальского комунитада, включавшего в себя практически все поселения в округе (Старый город тогда управлялся католиками-венецианцами и в комунитад не входил). Топальский комунитад - это локальное самоуправление, предтеча нынешней општины, образованная после освобождения Херцег Нового и его окрестностей от турок в 1687 году. В благодарность за активное участие местных жителей в данной компании венецианский дож в начале 18 века издал указ, согласно коему население Топлы получило некоторые привилегии и права. В частности, теперь оно могло беспрепятственно проповедовать православие, а также строить и обновлять православные храмы и монастыри. Чем народ и занялся.

Вход в церковь Св. Спаса

Сегодня сия церковь включена в список памятников культуры херцегновской општины и охраняется законом. Она по-прежнему принадлежит Сербской православной церкви и является одним из центральных храмов города. Здесь регулярно совершаются богослужения, а молодые нередко выбирают данный храм для проведения обряда венчания, хотя данная локация и менее популярна, чем Савинский монастырь

Церковь Св. Спаса

Церковь Св. Спаса, как правило, открыта не только во время служб, но и в течение всего дня. Верующие могут поставить свечки, поклониться иконам и помолиться, туристы - осмотреть интерьер. Вход свободный для всех желающих, строгих правил по посещению нет, достаточно просто выбрать более-менее закрытую, не пляжную одежду (НЕ купальники, прозрачные туники или короткие шорты и майки). Женщинам разрешается посещать храм в штанах и с непокрытой головой.

Внутри церкви нельзя пользоваться сотовым телефоном, если вы только не снимаете фото или видео. Последнее не воспрещается.
Свечи внутри церкви Св. Спаса

Интерьер церкви достаточно прост и скромен. Центральная роль в нем отведена иконостасу 19 века, выполненному греческими мастерами.

Иконостас  церкви Св. Спаса

Фрагмент иконостаса церкви Св. Спаса


Богородица на иконостасе церкви Св. Спаса

Соседний храм, освященный в честь святого Георгия, гораздо скромнее и по размерам, и по оформлению. 
Отличаются церкви и количеству активностей. Возле церкви Св. Спаса постоянно какое-то движение, ее двери отворены практически всегда, в то время как попасть в церковь Св. Георгия большая удача. Последнюю открывают только на время служб, которые теперь проводятся крайне редко.
Церковь Св. Георгия  в Топле

Церковь Св. Георгия была возведена в 1688 году, практически сразу после освобождения города от власти Османской империи. Во времена турок здесь стояла мечеть. Венецианцы, заполучив город, снесли ее и построили католический храм.
Вид на церковь Св. Георгия

В 1848 году церковь была отреставрирована. 
Фасад  церкви Св. Георгия

Над дверьми храма расположено скромненькое окошко-роза, а по обеим сторонам от входа - овальные окошки в барочном стиле. Вот и все украшения на фасаде.
Вход в церковь Св. Георгия

Вообще, церковь Св. Георгия имеет совершенно классический для черногорской сакральной архитектуры внешний вид: прямоугольное однонефное здание из светлого камня, двускатная черепичная крыша, небольшая звонница над входом, полукруглая апсида.

Церковь Св. Георгия


На фоне более необычной накренившейся церкви Св. Спаса она, конечно, несколько теряется. Тем не менее,
 данный храм - значимая часть архитектурного ансамбля, без которой он был бы уже совсем иным.


Комментарии