На одной из центральных херцегновский улиц, Негошева, примерно посередине между Старым городом и Игало, стоит небольшой церковный комплекс. В нем на расстоянии нескольких метров друг от друга расположены два храма - Святого Георгия и Святого Спаса. Это главные памятники сакральной архитектуры в районе Топла.
![Вход на территорию церквей в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1734/42683090521_ff69ca3ed3_c.jpg)
Сверху комплекс выглядит вот так.
![Вид сверху на церкви в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1747/41783435925_04f0aeabcd_c.jpg)
На первый взгляд непонятно, зачем было строить так близко два храма. Однако все объясняется просто - один возвела для своих прихожан Католическая церковь, другой - Православная.
У обоих храмов есть свои коллекции, в коих хранятся ценные иконы (в значительной мере - русские), старые книги, утварь. Правда, все эти сокровища скрыты от глаз простых посетителей в ризницах.
![Церкви Св. Георгия и Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1722/41965048264_f82613c59f_c.jpg)
В 1825-1827 годах Петр II Петрович Негош жил в Херцег Нови и учился возле церкви Св. Спаса. В 150-летнию годовщину приезда Негоша в Херцег Нови, в 1975 году, у церковного комплекса поставили памятник этому известному и почитаемому черногорскому поэту и правителю.
Бюст выполнен из бронзы, автор монумента - черногорский академический скульптор Драго Джурович.
![Памятник Петру II Петровичу Негошу](https://farm2.staticflickr.com/1730/27814483447_7144a0111e_c.jpg)
Еще одна историческая личность, удостоенная памятника возле входа на территорию церквей Топлы - граф Савва Владиславич Рагузинский.
Это политик сербского происхождения, сделавший карьеру при русском дворе. Был превосходным дипломатом, представлял интересы Российской Империи, находился в числе советников Петра I. Говоря о Рагузинском нельзя не упомянуть также весьма интересный факт - именно он выкупил и отправил в Москву Абрама Ганнибала, прадеда Пушкина.
Служа в России, Савва не забывал родные земли и часто делал подарки монастырям сербской православной церкви: отправлял ценные книги, церковные реликвии или просто деньги. Свой вклад он внес и в формирование ризницы топальской церкви. Отчасти поэтому ему был поставлен здесь памятник.
![Памятник графу Савве Владиславичу](https://farm2.staticflickr.com/1727/41965026864_5f030c471a_c.jpg)
Монумент установили недавно, в 2014 году. Открывал его Андрей Нестеренко, занимавший в то время должность чрезвычайного и полномочного посла РФ в Черногории.
Автор скульптуры - Джордже Лазич-Чапша из сербского города Сремски Карловци.
На самом деле, херцегновский памятник является копией монумента, поставленного летом 2009 года в Сремских Карловцах. Позднее идентичный памятник появился в городе Гацко (Босния и Герцеговина), Шлиссельбурге (Россия), а затем вот и в Херцег Нови.
![Граф Савва Владиславич, памятник возле церквей](https://farm2.staticflickr.com/1728/42683057211_6596bcae39_c.jpg)
На территории комплекса высажены кипарисы, перед входом разбита клумба, на которой всю весну и лето цветут цветы.
Храмы, а также прилегающее кладбище ограждает стена с красивыми воротами, к коим от улицы Негошева ведет широкая каменная лестница.
![Церковный комплекс в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1722/28809792878_3cc182ac7b_c.jpg)
Именно благодаря монументальным каменным воротам, оформленным в стиле барокко, комплекс приобретает завершенность и смотрится элегантно.
![Фрагмент ворот](https://farm2.staticflickr.com/1736/27814446417_fe9ebc0d4c_c.jpg)
С обратной стороны никаких украшательств нет, только лаконичная каменная кладка.
![Церковные ворота](https://farm2.staticflickr.com/1754/28809756958_064339d349_c.jpg)
Данные ворота преобразили вход в комплекс в 19 веке. Они были построены на частное пожертвование.
![Церковные ворота в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1742/28809775778_bbdfdbc29e_c.jpg)
Как я уже упоминала выше, в комплексе кроме церквей есть и кладбище. Из-за особенностей участка расположено оно ярусами.
![Кладбище в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1727/28809635768_b06d6bf51f_c.jpg)
Некоторые захоронения находятся прямо у стен церкви Св. Спаса, а надгробные плиты закреплены на фасаде храма.
![Захоронение у церкви Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1743/41964847814_09720a6037_c.jpg)
Вообще, непосредственно возле церкви расположены более красивые и старые надгробия из камня.
![На кладбище в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1728/27814282087_849d0ecd0a_c.jpg)
![Надгробная плита на кладбище в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1756/41783197965_7f7d5456d0_c.jpg)
![Надгробные памятники на кладбище в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1758/27814247817_79f1aaab5c_c.jpg)
На верхнем же уровне кладбища находятся непримечательные темные гранитные плиты.
![Захоронения на кладбище в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1736/42634385122_a780df63cf_c.jpg)
Церковь Святого Спаса (иногда также встречается название Вознесения Господня) является архитектурной доминантой топальского комплекса.
Храм декорирован в стиле барокко. Часть его фасада сделана из аккуратных, мастерски обработанных блоков знаменитого корчульского камня.
Однонефная церковь с полукруглой апсидой располагает звонницей на три колокола, размещенной над центральным входом. Сам вход выглядит достаточно необычно для местных церквей благодаря двум каменным колонам, антаблементу и фронтону. Над фронтоном размещено не очень большое ажурное окно-розетка.
Но самая главная изюминка здания - оно довольно значительно наклонено в одну сторону, подобно Пизанской башне. Особенно это заметно если смотреть на храм с противоположной стороны Негошевой улицы.
![Вид на церковь Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1760/27814412787_27fb1fc951_c.jpg)
Церковь Св. Спаса строилась с 1709 по 1713 год.
За последующий век население возросло, выросло и количество прихожан, поэтому в 1864 году храм был практически полностью перестроен в соответствии с нуждами увеличившегося прихода. Здание стало больше и богаче оформлено.
С тех пор фасад не претерпел изменений.
![Фасад церкви Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1732/27814405747_d9167f69a2_c.jpg)
Начиная с момента открытия и до 1797 года данная церковь имела особую, весьма важную роль. Она являлась культурным, образовательным, экономическим и административный центром Топальского комунитада, включавшего в себя практически все поселения в округе (Старый город тогда управлялся католиками-венецианцами и в комунитад не входил). Топальский комунитад - это локальное самоуправление, предтеча нынешней општины, образованная после освобождения Херцег Нового и его окрестностей от турок в 1687 году. В благодарность за активное участие местных жителей в данной компании венецианский дож в начале 18 века издал указ, согласно коему население Топлы получило некоторые привилегии и права. В частности, теперь оно могло беспрепятственно проповедовать православие, а также строить и обновлять православные храмы и монастыри. Чем народ и занялся.
![Вход в церковь Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1746/28809720788_0af13c31fb_c.jpg)
Сегодня сия церковь включена в список памятников культуры херцегновской општины и охраняется законом. Она по-прежнему принадлежит Сербской православной церкви и является одним из центральных храмов города. Здесь регулярно совершаются богослужения, а молодые нередко выбирают данный храм для проведения обряда венчания, хотя данная локация и менее популярна, чем Савинский монастырь.
![Церковь Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1731/40874005660_a9e3a6362f_c.jpg)
Церковь Св. Спаса, как правило, открыта не только во время служб, но и в течение всего дня. Верующие могут поставить свечки, поклониться иконам и помолиться, туристы - осмотреть интерьер. Вход свободный для всех желающих, строгих правил по посещению нет, достаточно просто выбрать более-менее закрытую, не пляжную одежду (НЕ купальники, прозрачные туники или короткие шорты и майки). Женщинам разрешается посещать храм в штанах и с непокрытой головой.
Внутри церкви нельзя пользоваться сотовым телефоном, если вы только не снимаете фото или видео. Последнее не воспрещается.
![Свечи внутри церкви Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1737/41964937944_17eee13a06_c.jpg)
Интерьер церкви достаточно прост и скромен. Центральная роль в нем отведена иконостасу 19 века, выполненному греческими мастерами.
![Иконостас церкви Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1724/42634487762_27a63d51bc_c.jpg)
![Фрагмент иконостаса церкви Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1744/28809694238_5a9299f10b_c.jpg)
![Богородица на иконостасе церкви Св. Спаса](https://farm2.staticflickr.com/1757/41783312125_b95be2eaf9_c.jpg)
Соседний храм, освященный в честь святого Георгия, гораздо скромнее и по размерам, и по оформлению. Отличаются церкви и количеству активностей. Возле церкви Св. Спаса постоянно какое-то движение, ее двери отворены практически всегда, в то время как попасть в церковь Св. Георгия большая удача. Последнюю открывают только на время служб, которые теперь проводятся крайне редко.
![Церковь Св. Георгия в Топле](https://farm2.staticflickr.com/1758/42634461382_2138f0bd8d_c.jpg)
Церковь Св. Георгия была возведена в 1688 году, практически сразу после освобождения города от власти Османской империи. Во времена турок здесь стояла мечеть. Венецианцы, заполучив город, снесли ее и построили католический храм.
![Вид на церковь Св. Георгия](https://farm2.staticflickr.com/1747/28809643008_e7a97656bb_c.jpg)
В 1848 году церковь была отреставрирована.
![Фасад церкви Св. Георгия](https://farm2.staticflickr.com/1752/40873961910_0e49b43d5c_c.jpg)
Над дверьми храма расположено скромненькое окошко-роза, а по обеим сторонам от входа - овальные окошки в барочном стиле. Вот и все украшения на фасаде.
![Вход в церковь Св. Георгия](https://farm2.staticflickr.com/1738/42682964121_4b2efb7e0b_c.jpg)
Вообще, церковь Св. Георгия имеет совершенно классический для черногорской сакральной архитектуры внешний вид: прямоугольное однонефное здание из светлого камня, двускатная черепичная крыша, небольшая звонница над входом, полукруглая апсида.
![Церковь Св. Георгия](https://farm2.staticflickr.com/1723/27814310257_4b55d94644_c.jpg)
На фоне более необычной накренившейся церкви Св. Спаса она, конечно, несколько теряется. Тем не менее, данный храм - значимая часть архитектурного ансамбля, без которой он был бы уже совсем иным.
Комментарии
Отправить комментарий