Заброшенная больница в Рисане.

Одна из малоизвестных достопримечательностей Рисана - заброшенная больница начала 20 века, построенная на окраине города неподалеку от монастыря Баня


Несмотря на то, что стоит она на видном и легко доступном месте, туристы посещают ее крайне редко. С этим объектом срабатывает феномен вещи, спрятанной у всех на виду. Объясняется это просто - туристические организации о старой больнице предпочитают умалчивать, а выглядит дом не слишком интересно, если смотреть на него с дороги. А именно так его и видит большинство приезжих.


Со стороны Адриатической магистрали больница - просто прямоугольное здание в два этажа, утратившее крышу, двери и окна и умеренно исписанное граффити. Очевидно заброшенное, значительно разрушенное и не слишком необычное. Заинтересовать такой объект может разве что приверженцев индустриального туризма - то есть тех, кто любит изучать всякие заброшки.


Однако если обойти дом и посмотреть на его западную сторону, обращенную к морю, он предстанет перед нами совсем в ином свете. Когда-то рисанская больница была одним из самых красивых общественных учреждений Боки Которской. Остатки былого великолепия мы можем увидеть и сегодня, несмотря на долгие годы, в течение которых здание было заброшено и никак не защищено от разрушительного воздействия времени, погоды и вандалов.


Входов в дом несколько, но центральный фасад с порталом, украшенным большим окном-бифорой, обращен именно к морю. Больницу построили на небольшом мысе, чуть выше уровня моря, на маленьком возвышении. Данное местечко известно как Ртац, а сам район называют Стара Сланица.
От здания к Адриатике уровнями спускается участок, также относящийся к больнице. Раньше тут были места для прогулки и отдыха пациентов.


Больница, а вернее рисанский Дом для больных и убогих - задужбина Димитрия Любатовича, успешного торговца родом из Рисана.
Задужбина - одна из форм благотворительности в Сербии и Черногории. Данным термином обозначается имущество, передаваемое безвозмездно на благо общества или церкви. Как правило, сам задужбинар определял, на что именно пойдут его средства. В 19-20 веках чаще всего задачей задужбины являлись предоставление образования, развитие культуры или услуги для определенных категорий населения, нуждающихся в защите или помощи.


В 1824 году Любатовичи переехали из Рисана в Россию. Димитрий умер в Москве 9 мая 1871 года. Согласно составленному ранее документу, все свое немалое состояние он завещал на строительство церкви Святого Дмитрия и больницы при ней на 20 человек - 10 мужчин и 10 женщин любого вероисповедания, больных и пожилых людей, не имеющих средств и возможности заботиться о себе самостоятельно. 


Однако исполнить последнюю волю покойного удалось нескоро.
Строительные работы были закончены спустя 19 лет после смерти Любатовича, а открылась больница только еще через 18 лет - то есть в 1908 году. По какой причине постройка Дома для больных и убогих заняла столь много времени, а главное - почему он потом так долго стоял закрытым - сегодня неясно.


К 1890 году были закончены не только строительные работы, но и оборудование больницы. Есть предположение, что кто-то препятствовал открытию учреждения, однако даже если это и так - имя сего человека не сохранилось в истории.
При том абсолютно точно известно, что Дом для больных и убогих стоял закрытым не из-за отсутствия постояльцев - старые и немощные со всей округи с нетерпением ожидали, когда задужбина распахнет свои двери, но большинство умерло так и дождавшись этого дня.
Местная благотворительная организация неоднократно обращалась за лицензией, которая позволила бы открыть больницу, но в ней без объяснений отказывали раз за разом.
В конце концов лицензию все же выдали, наняли персонал и дом наполнился пациентами. 

С 1950 года здание в течение 15 лет использовало общество слепых. После того, как они съехали, дом начал приходить в упадок и через некоторое время был окончательно заброшен. Серьезный урон ему нанесло землетрясение 1979 года.


Сегодня, как я уже упоминала выше и как вы и сами могли заметить по фотографиям, здание переживает далеко не лучшие времена.


Второго этажа по сути нет, из обстановки ничего не сохранилось, многие части дома разрушены, кладка местами обвалилась, стены в трещинах.


Присутствует некоторое количество растительности и мусора, оставленного молодежью и несознательными туристами.


Снаружи из-за штукатурки выглядывает каменная кладка.




Внутрь дома можно попасть через любой из входов.


Так выглядит коридор первого этажа.


Проход в одно из помещений.


Из давным-давно лишенных стекол оконных проемов открываются виды на великолепные окрестности. Где-то это просто горы,


а где-то еще и море.


Стены внутри здания выглядят разнообразно: местами просто каменная кладка, местами слои штукатурки, а на некоторых участках можно увидеть даже незамысловатые узоры, нанесенные на стены.




Облупившийся потолок. К слову, единственный выглядящий опасно участок - как раз потолок над коридором первого этажа. Там отваливается не только штукатурка, но и кое-где рушится сама конструкция.






Воля покойного, кстати, пусть и с запозданием, но была исполнена достаточно точно - внутри больницы обустроили комнаты для 20 человек. Говорят, помещения были обставлены хорошей качественной мебелью и содержали современное оборудование. 




В доме находилась и капелла, освященная в честь Св. Дмитрия.
Над центральным входом располагался ее купол, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Сам вход изнутри выглядит вот так.


Арка внутри здания.






Неподалеку от центрального входа ранее была лестница на второй этаж, но сегодня от нее остались только какие-то фрагменты.


Несмотря на то, что рисанский Дом для больных и убогих был провозглашен памятником культуры 3 категории еще в 1957 году, он по-прежнему стоит заброшенным и продолжает разрушаться. 


Разговоров, позволяющих предположить, что в обозримом будущем объект будет восстановлен, пока не ведется, и достопримечательность остается брошенной на милость судьбы, а также открытой для посещений всех тех, кто захочет попробовать найти следы былой красоты в этом некогда величественном здании на берегу Боки Которской.


Комментарии