Мостар. Дом Муслибеговича.

В Мостаре среди прочих достопримечательностей можно найти несколько традиционных домов зажиточных боснийских семей. Несмотря на разрушительную войну 90-х, воздействие времени и природы, они до сих пор сохраняют вид времен турецкого владычества и наглядно демонстрируют жизненный уклад минувших лет. Некоторые из этих объектов превращены в музеи. Жилой архитектурный ансамбль семьи Муслибегович - как раз один из таких домов.

На самом деле, дом Муслибеговича, входящий в число самых монументальных памятников городской архитектуры османского периода в Боснии и Герцеговине, используется сразу для трех целей.
Во-первых, в нем до сих пор живут потомки Мухамеда Муслибеговича, построившего комплекс.
Во-вторых, значительная часть дома превращена в 4-звездочный отель.
Ну и в-третьих, в центральной части жилого здания сегодня размещена музейная экспозиция.


Дом Муслибеговича находится неподалеку от Караджозбеговой мечети, в районе Бранковац.
Здание и входящие в его комплекс сооружения ограждены старой каменной стеной, характеризующейся довольно небрежной кладкой. Вход сделан на южной стороне, с улицы Османа Джикича (Osmana Đikića)Вообще, в стене двое ворот, но для туристов - те, у которых повешены таблички.
Ограда имеет достаточно солидную высоту, сам комплекс из-за нее не разглядишь. Над стеной видно только небольшую часть дома - его верхний этаж. Столь высокую ограду построили специально, дабы проходящие мимо мужчины не могли увидеть мусульманок, сидящих во дворе.


Внутри комплекса - два дворика.
Первый считается мужским и называется селамлук, на него выведены всякие хозяйственные помещения и комнаты прислуги. В этом дворе принимали гостей, а также осуществляли разные торгово-экономические операции. Поэтому данную часть комплекса также обозначают как деловую или экономическую. 
Второй дворик предназначался для хозяев дома. Это харемлук или женский двор. На него выходит центральный, южный фасад дома, тут же обустроена кухня, которая ныне превращена в ресепшн. Здесь могли находиться только члены семьи и некоторые особые гости: родственники или очень близкие друзья.
Дворы между собой разделены стеной, но в ней есть закрывающийся проход, его можно увидеть на фото. 


Для туристов сегодня предназначены ворота харемлука, так что, пройдя через двери в стене, посетители оказываются в семейном дворе.
Дом имеет 2 этажа, плюс подвал и мансарду. В центре фасада расположен эркер, украшенный арочными окнами на уровне второго этажа.
Достаточно необычно оформлен вход в здание: под эркером находятся две арки, опирающиеся на колону с капителью.


Семья Муслибегович приехала в Мостар в конце 17 века, после того, как Херцег Нови в 1687 году вошел в состав Венецианской республики. Муслибеговичи были очень богатым родом, в их собственности находилось имущество по всей Герцеговине. И влиятельным - мужчины из этого семейства могли воздействовать на многие политические и общественные процессы.
Комплекс в Мостаре для семьи Муслибегович возвели в середине 18 века.
В 1871 и/или 1872 году были проведены работы по ремонту и расширению. В этот период добавили по 2 комнаты на первом и втором этажах, а также построили летнюю кухню и примыкающую к ней кладовую.
Ранее рядом с ансамблем находилось еще несколько зданий, в том числе и мечеть, но они до наших дней не сохранились.
Уцелевшая же часть владений Муслибеговичей сегодня имеет статус национального памятника Боснии и Герцеговины.


Летняя кухня (на фото видно ее фрагмент слева) существенно облегчала жизнь жильцам в теплое время года: практически все лето в Мостаре температура в тени держится в районе +30 +37 градусов, если в такую погоду еще и готовить на печи, дополнительно прогревая дом, то внутри станет практически невозможно находиться. Так что варили, жарили, пекли и тушили во время летней жары только в отдельном строении.
Рядом с кухней была обустроена уличная обеденная зона.
Над каменными скамьей и столом находится пергола, поддерживаемая двумя столбами. В теплые месяцы приятную тень тут обеспечивают буйные заросли лианы актинидии. Зимой от лианы тоже есть польза, так как именно это растение дает такие фрукты, как киви.


Сам харемлук имеет форму буквы "L". Двор выложен галькой с берега Неретвы. 
У выбеленных стен можно увидеть немало растений, по большей части цветущих. Особенно тут много роз, и прежде высоко ценившихся городскими жителями.


Комплекс был открыт для общественности в начале 21 века.
Дом Муслибеговича сохранил в целости не только свой внешний облик, но и оригинальный декор, мебель, серебряные фамильные украшения, оружие. Именно поэтому семья Муслибегович и приняла решение создать здесь музей. Так туристы, коих и тогда в Мостаре было немало, получили новую возможность ознакомиться с местным колоритом. 
Через некоторое время Муслибеговичи сократили музей и большую часть помещений определили под отель. Музей теперь невелик: он состоит из 4-х комнат, по одной на первом этаже и в мансарде, и еще 2 - на втором этаже.
Дом устроен по следующему принципу: в центре этажа находится просторная общая зона, из которой можно выйти в другие помещения. Общая комната на первом этаже, куда в первую очередь попадают визитеры, предназначалась для приема пищи.


Кстати, на крыльце обязательно нужно разуться. На входе лежат тапочки, если есть желание - можно обуть их на время экскурсии.


На первом этаже сегодня хранятся самые ценные предметы. 


Здесь в стеклянной витрине выставлены фамильные украшения, оружие, посуда и другие вещички.


Пояса.


Сережки-колечки.


К сожалению, табличек у экспонатов нет, по крайней мере, пока что, но просто порассматривать эту красоту тоже интересно.


















Сундук и демирлия - поднос, нередко служивший не только для подачи еды, но и в качестве стола: его устанавливали на табурет, маленький столик или специальную подставку, таким образом превращая в столешницу.


У Муслибеговичей сохранились и ценные образцы текстильных изделий, которые также включены в экспозицию.


Поднявшись по лестнице, посетители оказываются у еще одной центральной комнаты. Это место сбора мужчин.
Мужская гостиная символично отделена от остального пространства ступенькой, арками и балюстрадой.


Вдоль трех стен комнаты расположены сечии - длинные скамьи, на которых обычно лежат мягкие подушки или матрасы. Таким образом получается достаточно компактный, но очень вместительный диван.
Перед сечиями стоит несколько небольших столиков. Боснийцы называют их пешкунами.


Пешкун предназначался для размещения угощений и, конечно же, кофе. 


Столы выполнены из дерева и декорированы резьбой.




Как раз благодаря своей резьбе пешкуны не только использовались для практических целей, но и играли роль украшения комнаты.


Жаровня раньше была обязательным элементом подобной гостиной. Во время долгих разговоров она позволяла напитку не остывать, а также прогревала комнату.


Декор крышки крупным планом.


На стеллаже рядом с мужским салоном выставлено несколько старых предметов, но уже не за стеклом, а просто так.


Женскую одежду раньше хранили в сундуках, так что в доме их немало, они представлены на каждом этаже.

Дом Муслибеговича построен из местного камня, скрытого под слоем краски и штукатурки. Для декора было использовано дерево, что придает дополнительный уют помещениям.
В жилищах богатых боснийский семей деревом оформляли даже потолки.
В доме Муслибеговичей потолок каждой комнаты имеет свою собственную, хорошо продуманную концепцию.


Практически все деревянные элементы в интерьере датируются 19 веком. Благодаря высокому качеству работ и отличному материалу, все части конструкций до сих пор целы, несмотря на прошедшие десятилетия и высокую влажность в зимний период. 


Слева от мужского салона представлена комната матери и ребенка.
В ней особенно примечателен камин. Он появился тогда же, когда строилось здание.
Изначально камины были во всех жилых помещениях, но во времена Австро-Венгрии их заменили более современными печами. Печи впоследствии исчезли, восстанавливать их не стали. 


Раньше меблировка комнат не отличалась особой сложностью. Ее обычно составляли только скамьи-диваны - сечии, да несколько шкафчиков. Подобная простота позволяла в зависимости от необходимости использовать комнату для разных целей или размещения различных людей.
Даже в таких больших и богатых домах, как у Муслибеговичей, главным достоинством считалась многофункциональность пространства и возможность быстро менять назначение помещений.


Кроватей как таковых не было, для сна прямо на полу расстилали матрас. Днем же матрас, подушки, одеяла и постельное белье прятали.


И в жилых комнатах, и в салонах имеется достаточно много окон. Когда-то у дома было 56 окошек, что ясно свидетельствует о том, насколько ценилось естественное освещение.
Сегодня окон чуть меньше, так как 4 проема были заложены, но существенно это дело, разумеется, не меняет - в здании по-прежнему много света в дневное время. Больше половины оконных проемов выходит на южную сторону.


Тут и в других комнатах мы можем увидеть небольшой стеной шкафчик. У него есть свое местное название - долаф.



Интересно, что в 6 комнатах дома были собственные душевые.
Они находились в мусандаре.
Мусандера выглядит как стенной шкаф, только несколько больший, чем узкие долафы. Но на самом деле, мусандера - это микс из шкафа и перегородки: она прячет от посторонних глаз тот кусок комнаты, который им видеть не следует, и при этом часть ее используется для хранения вещей (например, матраса для сна).
На этом фото справа - как раз одна из дверок мусандеры.


К слову, советую посещать дом не в составе организованных групп, а самостоятельно.
Информация от гида - это, конечно, хорошо, но вопросы, если что, можно задать и работнику отеля. Во время нашего визита, по крайней мере, на ресепшене была замечательная женщина, которая сама предложила рассказать о комплексе, а после окончания нашего самостоятельно тура подробно ответила на все возникшие вопросы. 
При осмотре же дома в толпе, во-первых, сложно прочувствовать атмосферу места. Во-вторых, что не менее важно, на третий этаж организованным группам заходить не разрешают - наверху не очень хорошее состояние полов, одновременное нахождение большого числа людей там запрещено.
В мансарду ведет лесенка, спрятанная за одной из дверей второго этажа.
Сразу после короткого подъема посетителей встречают коврики и сундуки.




За деревянным ограждением находится еще одна общая комната и двери, ведущие в закрытые помещения - номера отеля.
Всего отель располагает 12 комнатами, выполненными в аутентичном стиле. Каждая имеет свой уникальный интерьер и содержит антикварные предметы. 
В 2010 году отель Муслибеговичей в результате голосования, проведенного компанией "Expedia", вошел в 10-ку лучших отелей мира, заняв 8 место. Стоит заметить, что всего в списке было 110 000 объектов.


В основном в гостинице останавливаются туристы из Америки, Австралии и Восточной Азии. Владельцы высоко ценят приватность своих гостей, а потому не раскрывают имен, но говорят, что в их отеле жили научные деятели, актеры, политики, дипломаты и даже несколько особ из королевских семей.
Отель работает с середины весны до середины осени, так как его хозяева считают, что это лучшее время, чтобы увидеть Мостар, и не хотят принимать постояльцев в то время, когда погода может подпортить впечатление от знакомства с городом.
Для жильцов осмотр музея неограничен и бесплатен, а по утрам по дому проводится специальный тур для постояльцев.


Диванчик в коридоре. Кстати, хоть мебель практически нигде и не огорожена, садиться на нее запрещено.


Арочное окошко за диваном.


А вот и единственная открытая комната мансарды - женский салон.


Обустроен он практически также, как и мужской: сечии вдоль стен, пара резных столиков-пешкунов. На полах ковры, на окнах занавески, на скамьях подушечки.


Четно говоря, дом Муслибеговича - это один из тех случаев, когда фото совершенно не передают атмосферу. Лично сама я, когда планировала очередной визит в Мостар, пролистала фото в интернете, сделала вывод: ничего выдающегося, в общем-то, но для общего развития посетить стоит. Реальность превзошла все ожидания.
Нет, все как оказалось как на фотографиях, никаких сюрпризов, но там нашелся свой особый дух и именно в нем вся фишка этого места.
Это как когда про церкви и монастыри говорят: "намоленное место". Кто-то чувствует эту намоленность, кто-то нет, но однозначно ее никак не передашь через фото или видео. Это то, что можно почувствовать только оказавшись в этом самом месте. 

Здесь очень хорошо и уютно, как будто вернулся в родной дом или приехал к близким родственникам. Даже без изобилия экспонатов или выдающейся роскоши, место подкупает своей атмосферой и какой-то искренностью - в нем не чувствуется постановочности, нет ощущения декорации. В общем, мы с мужем остались в полном восторге и очень рекомендуем к посещению. 


Если вы еще плохо знаете город, то чтобы прийти к дому Муслибеговича проще всего вам, на мой взгляд, ориентироваться по Караджозбеговой мечети. Встаньте на Караджозбеговой улице: спиной к Фейичевой, так, чтобы мечеть была справа от вас, а небольшое кладбище - слева. А потом просто идите вперед. Вы минуете короткую Караджозбегову, дойдете до перекрестка, перейдете дорогу и пройдете еще немного вперед, по улице Османа Джикича. Дом Муслибеговича будет по левой стороне. Пешком от мечети до отеля-музея идти даже меньше 5 минут, буквально минуты три-четыре.
Ворота обычно закрыты, нужно звонить в звонок справа от двери.


Рассчитаться за посещение можно в местной валюте или евро. Входной билет в музей стоит 4 КМ или 2 €. 

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.



Посмотреть фото номеров отеля и найти систему бронирования с лучшей ценой можно тут:

Комментарии