Собор Воскресения Христова (Saborni hram Hristovog Vaskrsenja) - одна из главных достопримечательностей Подгорицы, которую обязательно стоит посетить, оказавшись в черногорской столице. Ведь это не только место для молитвы и богослужений людей определенного направления христианства, но и лидер в списках "самых-самых" по нескольким позициям. А еще - настоящее произведение искусства.
Воскресенский собор - вторая по величине православная церковь Черногории. Площадь его основания составляет 1270 м², а всех помещений - 4000 м².
Несколько лет он входил в тройку самых больших православных храмов в мире, но потом уступил этот титул собору Святого Иоанна Владимира в Баре и стал четвертым в списке.
Однако если по площади главный храм Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви в Подгорице немного проигрывает барскому собору Св. Иоанна Владимира, то его художественная ценность - ничуть не ниже.
Проект собора Воскресения Христова составил известный белградский архитектор Предраг Педжа Ристич, приложивший руку к созданию десятков православных храмов по всему миру.
Церковь построена в форме вписанного греческого креста.
Алтарная часть размещена в апсиде трехлепестковой формы.
Для оформления был выбран сербско-византийский стиль.
Возведение здания было начато в 1993 году и продлилось 20 лет.
Построить собор в Подгорице планировалось еще в первой половине 20 века, однако из-за Второй мировой планы Сербской православной церкви были нарушены.
После окончания войны коммунисты отобрали участок, выбранный для храма. Долгие годы церковь пыталась согласовать с властями возведение собора, но сделать это удалось только в 90-х.
Храм построили в районе Момишичи. Он стоит на участке с историей, это место и ранее служило христианам - на нем несколько веков назад находилась небольшая монашеская обитель, подчиненная Хиландару - афонскому монастырю, очень почитаемому верующими Сербской православной церкви.
Даже на первых этапах строительства это было уже не просто здание, а новый центр православия в городе. Те 20 лет, что длилось возведение церкви, были наполнены событиями.
Так, в 1994 году на месте будущего собора побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это был первый визит российского патриарха на территорию Черногории. Для верующих сербской православной церкви данное событие имело большое значение. Один только факт, что увидеть Алексия II и получить его благословение пришло более 10 тысяч человек, говорит о многом.
В 2002 году строящийся собор посетил и Папа и патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII в сопровождении трех митрополитов.
Службы начали проходить в храме задолго до окончания его строительства и отделки.
Чем ближе было официальное открытие - тем чаще местные жители изъявляли желание пройти таинства именно в этой церкви. До церемонии освящения собора в нем успели провести 900 крещений и около 700 венчаний.
Торжественное освящение храма Воскресения Христова состоялось, только когда абсолютно все работы внутри и снаружи были окончены. Церемония прошла в октябре 2013 года. Это было очень большое и важное событие не только для Подгорицы, но и для всей страны.
На торжестве присутствовали президент Черногории; президент Республики Сербской; Константинопольский, Московский, Сербский и Иерусалимский патриархи; посланник папы римского Франциска, кардинал Йозеф Томко; сербский муфтий Мухамед Юсуфcпахич; глава мусульманской общины Черногории Рифат Фейзич; митрополиты: из Александрийского и Антиохийского патриархатов, от Болгарской, Польской и Грузинской православной церкви; архиепископы из Кипра, Афин и Албании; несколько черногорских министров; мэр Подгорицы; игумены из монастырей Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговины, Греции; а также несколько тысяч верующих.
В строительство было вложено порядка 6,5 миллионов евро, из них по официальной информации около 500 000 дало государство. Собор появился благодаря нескольким тысячам жертвователей. Детали финансирования и расходов Сербская православная церковь обнародовать отказывается, однако очевидно, что при возведении сего шедевра сакральной архитектуры не экономили. Он поражает и восхищает как внутри, так и снаружи.
Это действительно невероятно впечатляющий объект, который можно очень долго рассматривать со всех сторон, изучая многочисленные декоративные элементы и выискивая новые детали.
Храм Воскресения Христова как никакая другая церковь Черногории заслуживает того, чтобы обойти его вокруг, иначе вы упустите немало интересного.
Перед подгоричким собором ставилась задача объединить в себе различные исторические эпохи, став таким образом олицетворением христианских культовых сооружений Черногории.
Храм имеет две колокольни. Обе названы в честь святых Сербской православной церкви: южная посвящена Симеону Мироточивому, а северная - Иоанну Владимиру.
Высота башен составляет 26,7 м. Обе служат по прямому назначению - для размещения колоколов.
Всего их у собора 17. И все они были изготовлены на колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже.
В колокольне Святого Симеона Мироточивого размещен только один колокол, зато - самый тяжелый. Его вес составляет 11 тонн. Это самый большой колокол на Балканах.
Между башнями размещена звонница "прялка" с тремя арочными проемами.
Три следующие по величине колокола висят на ней.
Остальные 13 колоколов разместили в башне Святого Иоанна Владимира. Там находится и самый маленький колол, который весит всего 3,5 кг.
В кладке колокольных башен сочетается как грубо отесанный камень, так и тщательно отшлифованные каменные блоки.
Верхние уровни разделены между собой карнизами.
Каждый уровень украшают окошки, имеющие различную величину, форму и декор.
У церкви один купол, размещенный в центре здания. Венчает его четырехметровый позолоченный крест. Это наивысшая точка собора.
Купол покоится на круглом барабане с множеством арочных окошек.
Вообще, большинство окон в храме закрыты каменными решетками - транзенами.
Стены собора представляют уникальное зрелище благодаря необычному архитектурному решению: нижняя часть здания составлена из огромных цельных камней, что напоминает нам древние мегалистические сооружения, но затем происходит переход к гораздо меньшим по размеру отшлифованным каменным блокам.
Верхняя часть сооружения состоит исключительно из аккуратно отполированного камня и богато украшена карнизами и орнаментами, напоминающими кружево.
Нижние плиты же подверглись минимальной обработке. Кое-где даже были оставлены торчащие камни.
Однако это не испортило общей картины, а лишь подчеркнуло монументальность каменных глыб.
В целом же создается очень интересный эффект от микса изящного декора и грубоватого, сурового природного материала.
На некоторых блоках было решено разместить рельефы как еще один элемент декора экстерьера. Благодаря им Воскресенский собор стал своеобразной галерей каменной пластики.
Изображения, вырезанные на огромных плитах, выглядят неброско, поэтому некоторые из картинок открываются только внимательным взглядам.
Здесь есть рельефы разных размеров и тематик. Где-то это небольшие символы, знаки, гербы.
Встречаются и настоящие картины. Интересно, что все это мастера создавали уже на месте.
Часть изображений - сцены из Ветхого Завета. Вот, например, пророк Даниил среди львов.
А это Ноев ковчег.
Лично мне он понравился, пожалуй, больше всего, а потому добавлю фрагменты рельефа крупным планом.
Еще одна иллюстрация из ветхозаветной Книги пророка Даниила - "Три отрока в пещи огненной".
Неопалимая купина. Обратите внимание, как удачно созданные человеком картинки сочетаются с текстурой камня. Местами природный рисунок завораживает не меньше рельефов.
Царь Давид.
На стенах церкви нашлось место и историческим личностям, не причисленным к лику святых, но имеющим большое значение для народа.
Это воевода Мина Радович, убивший Хасан-бега Мекича неподалеку от монастыря Морача. Сам монастырь изображен тут же, слева в верхнем углу.
Марко Милянов - черногорский герой, воевода, писатель. Некоторое время, кстати, исполнял обязанности градоначальника Подгорицы.
За ним в левом углу вырезан Медун - место, где Милянов родился и был похоронен.
Еще на каменных плитах показаны черногорские традиции. Мужчина в народном костюме играет на гуслях.
Женщина на соседнем камне также облачена в исторический наряд. Правой рукой она придерживает колыбель, в левой держит прялку.
Черногорские святые: Митрополит Петр II Ловченский Тайновидец (в общем, Петр II Петрович Негош)
и Петр Цетиньский (в миру известный как Петр I Петрович Негош).
Отдельного внимания заслуживают входы в храм. К слову, их у собора немало.
И на каждом (даже четырех так называемых технических входах) стоят литые бронзовые двери. Мелкие детали выполнены в одном стиле, но на всякой двери имеется свой рельеф.
Вот эта дверь установлена в колокольной башне, названной в честь святого Иоанна Владимира.
Здесь изображены, собственно, Иоанн Владимир и Теодора Косара, история любви которых вдохновила многих авторов на создание произведений искусства. Над ними - церковь на горе Румия.
Святой Симеон Мироточивый (в миру - Стефан Неманя), которому посвящена вторая колокольня, также изображен на одной из церковных дверей.
В южной и северной апсидах стоят большие двустворчатые двери, декорированные более пышно.
Нижняя часть южных дверей.
Фигура Богородицы в верхней части правой створки.
А слева изображен Архангел Гавриил.
Вход в северной апсиде.
В верхней части этих дверей новозаветная сцена.
Под ней - два самых известных черногорский монастыря: Цетиньский
и Острог.
Центральный вход церкви по традиции расположен с западной стороны.
Перед порталом находится арка, также богато украшенная каменной пластикой.
Внизу вырезаны фигуры святых в полный рост.
С внешней стороны пророки: слева - Моисей,
справа - Илия.
На внутренних сторонах арки изображены святые Мефодий
и Кирилл.
В кружках помещены портреты апостолов Христа.
Пространство меж ними заполняет искусно вырезанная лоза с гроздьями винограда.
Непосредственно над дверьми посетители могут увидеть выполненную в технике мозаики сцену Воскресения Христова. Она покрывает площадь 59,5 м².
Ее автор - сербский академический художник Коста Брадич.
Реализовывали проект студенты Белградской художественной академии под предводительством профессора Мирослава Лазовича.
Прямо под фигурой Христа расположены красивые, высокие двустворчатые двери.
Немного деталей: ручки.
Растительный орнамент на месте соединения створок: виноград, колосья, листья дуба и желуди.
В 6 прямоугольниках же помещены библейские сцены: сошествие Святого Духа на апостолов,
Рождество Христово,
жертвоприношение Исаака,
неопалимая купина (кстати, такая же картина вырезана в камне на южной стене храма, фото рельефа было выше),
распятие Христово.
Слева и справа от центральных дверей расположены более простые одностворчатые. Обычно именно их открывают, когда нет богослужений.
Как выглядит церковь внутри можно будет узнать из следующего поста.
Воскресенский собор - вторая по величине православная церковь Черногории. Площадь его основания составляет 1270 м², а всех помещений - 4000 м².
Несколько лет он входил в тройку самых больших православных храмов в мире, но потом уступил этот титул собору Святого Иоанна Владимира в Баре и стал четвертым в списке.
Однако если по площади главный храм Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви в Подгорице немного проигрывает барскому собору Св. Иоанна Владимира, то его художественная ценность - ничуть не ниже.
Проект собора Воскресения Христова составил известный белградский архитектор Предраг Педжа Ристич, приложивший руку к созданию десятков православных храмов по всему миру.
Церковь построена в форме вписанного греческого креста.
Алтарная часть размещена в апсиде трехлепестковой формы.
Для оформления был выбран сербско-византийский стиль.
Возведение здания было начато в 1993 году и продлилось 20 лет.
Построить собор в Подгорице планировалось еще в первой половине 20 века, однако из-за Второй мировой планы Сербской православной церкви были нарушены.
После окончания войны коммунисты отобрали участок, выбранный для храма. Долгие годы церковь пыталась согласовать с властями возведение собора, но сделать это удалось только в 90-х.
Храм построили в районе Момишичи. Он стоит на участке с историей, это место и ранее служило христианам - на нем несколько веков назад находилась небольшая монашеская обитель, подчиненная Хиландару - афонскому монастырю, очень почитаемому верующими Сербской православной церкви.
Даже на первых этапах строительства это было уже не просто здание, а новый центр православия в городе. Те 20 лет, что длилось возведение церкви, были наполнены событиями.
Так, в 1994 году на месте будущего собора побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это был первый визит российского патриарха на территорию Черногории. Для верующих сербской православной церкви данное событие имело большое значение. Один только факт, что увидеть Алексия II и получить его благословение пришло более 10 тысяч человек, говорит о многом.
В 2002 году строящийся собор посетил и Папа и патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII в сопровождении трех митрополитов.
Службы начали проходить в храме задолго до окончания его строительства и отделки.
Чем ближе было официальное открытие - тем чаще местные жители изъявляли желание пройти таинства именно в этой церкви. До церемонии освящения собора в нем успели провести 900 крещений и около 700 венчаний.
Торжественное освящение храма Воскресения Христова состоялось, только когда абсолютно все работы внутри и снаружи были окончены. Церемония прошла в октябре 2013 года. Это было очень большое и важное событие не только для Подгорицы, но и для всей страны.
На торжестве присутствовали президент Черногории; президент Республики Сербской; Константинопольский, Московский, Сербский и Иерусалимский патриархи; посланник папы римского Франциска, кардинал Йозеф Томко; сербский муфтий Мухамед Юсуфcпахич; глава мусульманской общины Черногории Рифат Фейзич; митрополиты: из Александрийского и Антиохийского патриархатов, от Болгарской, Польской и Грузинской православной церкви; архиепископы из Кипра, Афин и Албании; несколько черногорских министров; мэр Подгорицы; игумены из монастырей Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговины, Греции; а также несколько тысяч верующих.
В строительство было вложено порядка 6,5 миллионов евро, из них по официальной информации около 500 000 дало государство. Собор появился благодаря нескольким тысячам жертвователей. Детали финансирования и расходов Сербская православная церковь обнародовать отказывается, однако очевидно, что при возведении сего шедевра сакральной архитектуры не экономили. Он поражает и восхищает как внутри, так и снаружи.
Это действительно невероятно впечатляющий объект, который можно очень долго рассматривать со всех сторон, изучая многочисленные декоративные элементы и выискивая новые детали.
Храм Воскресения Христова как никакая другая церковь Черногории заслуживает того, чтобы обойти его вокруг, иначе вы упустите немало интересного.
Перед подгоричким собором ставилась задача объединить в себе различные исторические эпохи, став таким образом олицетворением христианских культовых сооружений Черногории.
Храм имеет две колокольни. Обе названы в честь святых Сербской православной церкви: южная посвящена Симеону Мироточивому, а северная - Иоанну Владимиру.
Высота башен составляет 26,7 м. Обе служат по прямому назначению - для размещения колоколов.
Всего их у собора 17. И все они были изготовлены на колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже.
В колокольне Святого Симеона Мироточивого размещен только один колокол, зато - самый тяжелый. Его вес составляет 11 тонн. Это самый большой колокол на Балканах.
Между башнями размещена звонница "прялка" с тремя арочными проемами.
Три следующие по величине колокола висят на ней.
Остальные 13 колоколов разместили в башне Святого Иоанна Владимира. Там находится и самый маленький колол, который весит всего 3,5 кг.
В кладке колокольных башен сочетается как грубо отесанный камень, так и тщательно отшлифованные каменные блоки.
Верхние уровни разделены между собой карнизами.
Каждый уровень украшают окошки, имеющие различную величину, форму и декор.
У церкви один купол, размещенный в центре здания. Венчает его четырехметровый позолоченный крест. Это наивысшая точка собора.
Купол покоится на круглом барабане с множеством арочных окошек.
Вообще, большинство окон в храме закрыты каменными решетками - транзенами.
Стены собора представляют уникальное зрелище благодаря необычному архитектурному решению: нижняя часть здания составлена из огромных цельных камней, что напоминает нам древние мегалистические сооружения, но затем происходит переход к гораздо меньшим по размеру отшлифованным каменным блокам.
Верхняя часть сооружения состоит исключительно из аккуратно отполированного камня и богато украшена карнизами и орнаментами, напоминающими кружево.
Нижние плиты же подверглись минимальной обработке. Кое-где даже были оставлены торчащие камни.
Однако это не испортило общей картины, а лишь подчеркнуло монументальность каменных глыб.
В целом же создается очень интересный эффект от микса изящного декора и грубоватого, сурового природного материала.
На некоторых блоках было решено разместить рельефы как еще один элемент декора экстерьера. Благодаря им Воскресенский собор стал своеобразной галерей каменной пластики.
Изображения, вырезанные на огромных плитах, выглядят неброско, поэтому некоторые из картинок открываются только внимательным взглядам.
Здесь есть рельефы разных размеров и тематик. Где-то это небольшие символы, знаки, гербы.
Встречаются и настоящие картины. Интересно, что все это мастера создавали уже на месте.
Часть изображений - сцены из Ветхого Завета. Вот, например, пророк Даниил среди львов.
А это Ноев ковчег.
Лично мне он понравился, пожалуй, больше всего, а потому добавлю фрагменты рельефа крупным планом.
Еще одна иллюстрация из ветхозаветной Книги пророка Даниила - "Три отрока в пещи огненной".
Неопалимая купина. Обратите внимание, как удачно созданные человеком картинки сочетаются с текстурой камня. Местами природный рисунок завораживает не меньше рельефов.
Царь Давид.
На стенах церкви нашлось место и историческим личностям, не причисленным к лику святых, но имеющим большое значение для народа.
Это воевода Мина Радович, убивший Хасан-бега Мекича неподалеку от монастыря Морача. Сам монастырь изображен тут же, слева в верхнем углу.
Марко Милянов - черногорский герой, воевода, писатель. Некоторое время, кстати, исполнял обязанности градоначальника Подгорицы.
За ним в левом углу вырезан Медун - место, где Милянов родился и был похоронен.
Еще на каменных плитах показаны черногорские традиции. Мужчина в народном костюме играет на гуслях.
Женщина на соседнем камне также облачена в исторический наряд. Правой рукой она придерживает колыбель, в левой держит прялку.
Черногорские святые: Митрополит Петр II Ловченский Тайновидец (в общем, Петр II Петрович Негош)
и Петр Цетиньский (в миру известный как Петр I Петрович Негош).
Отдельного внимания заслуживают входы в храм. К слову, их у собора немало.
И на каждом (даже четырех так называемых технических входах) стоят литые бронзовые двери. Мелкие детали выполнены в одном стиле, но на всякой двери имеется свой рельеф.
Вот эта дверь установлена в колокольной башне, названной в честь святого Иоанна Владимира.
Здесь изображены, собственно, Иоанн Владимир и Теодора Косара, история любви которых вдохновила многих авторов на создание произведений искусства. Над ними - церковь на горе Румия.
Святой Симеон Мироточивый (в миру - Стефан Неманя), которому посвящена вторая колокольня, также изображен на одной из церковных дверей.
В южной и северной апсидах стоят большие двустворчатые двери, декорированные более пышно.
Нижняя часть южных дверей.
Фигура Богородицы в верхней части правой створки.
А слева изображен Архангел Гавриил.
Вход в северной апсиде.
В верхней части этих дверей новозаветная сцена.
Под ней - два самых известных черногорский монастыря: Цетиньский
и Острог.
Центральный вход церкви по традиции расположен с западной стороны.
Перед порталом находится арка, также богато украшенная каменной пластикой.
Внизу вырезаны фигуры святых в полный рост.
С внешней стороны пророки: слева - Моисей,
справа - Илия.
На внутренних сторонах арки изображены святые Мефодий
и Кирилл.
В кружках помещены портреты апостолов Христа.
Пространство меж ними заполняет искусно вырезанная лоза с гроздьями винограда.
Непосредственно над дверьми посетители могут увидеть выполненную в технике мозаики сцену Воскресения Христова. Она покрывает площадь 59,5 м².
Ее автор - сербский академический художник Коста Брадич.
Реализовывали проект студенты Белградской художественной академии под предводительством профессора Мирослава Лазовича.
Прямо под фигурой Христа расположены красивые, высокие двустворчатые двери.
Немного деталей: ручки.
Растительный орнамент на месте соединения створок: виноград, колосья, листья дуба и желуди.
В 6 прямоугольниках же помещены библейские сцены: сошествие Святого Духа на апостолов,
Рождество Христово,
жертвоприношение Исаака,
неопалимая купина (кстати, такая же картина вырезана в камне на южной стене храма, фото рельефа было выше),
распятие Христово.
Слева и справа от центральных дверей расположены более простые одностворчатые. Обычно именно их открывают, когда нет богослужений.
Как выглядит церковь внутри можно будет узнать из следующего поста.
Смотреть не пересмотреть! Всё такое шикарное, аж дух захватывает! Очень шикарно снаружи!
ОтветитьУдалитьСогласна! Собор очень красивый и достойный посещения.
Удалить