Главный православный храм в городе Бар
Собор Святого Иоанна Владимира (Hram Svetog Jovana Vladimira) - одна из центральных достопримечательностей нового города. Туристов и верующих храм, входящий в Черногорско-приморскую митрополию Сербской православной церкви (СПЦ), привлекает своим интересным внутренним убранством и монументальностью.
Габариты собора и впрямь впечатляющие. Это первый по площади православный храм Черногории, второй на Балканах и у Сербской православной церкви (после белградского собора Святого Саввы) и, на момент постройки, третий в мире по размеру.
Собор еще совсем молод, но при этом имеет непростое прошлое - его появление на свет было довольно долгим и трудным.
Сложное начало
Первую заявку на строительство собора подал местный священник. Город рос и развивался, а немногочисленные православные храмы находились далековато от центра поселения. Службы приходилось проводить в церкви Св. Николая, расположенной ближе к Старому Бару, чем к новому.
Однако коммунистические власти отказались выделять участок посреди города и предложили построить храм где-нибудь в окрестностях, на склоне горы. Священнослужителей такое предложение абсолютно не устроило.
Время шло, а вопрос все не решался. В општину даже четырежды приходил тогдашний митрополит Черногорско-приморский, Данило, но это ничего не дало.
В 1991 году был организован протест, за которым последовал митинг перед зданием општины. Отец Богич - тот самый священник, что создал первое прошение, устроил на площади в центре города трехдневную сухую голодовку.
Перед ним лежала петиция о возведении собора. В ней поставили более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. Прошение поддержали не только православные, но и католики с мусульманами.
Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство - целых 2 гектара в центре, да еще и неподалеку от набережной.
Затяжное строительство
На локации тут же установили крест, у которого регулярно, в любую погоду, накануне воскресенья и праздников осуществлялись вечерние богослужения.
Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. СПЦ хотела создать большой и богатый храм, а это требовало немалой суммы. Денег же долго не было, поэтому работы по возведению собора стартовали только в 2006 году.
Поначалу процесс шел очень медленно. Так, фундамент начали делать лишь три года спустя - в 2009-м. Зато службы стали регулярно проходить в церкви с Пасхи 2010 года.
Основные, так называемые, грубые работы, закончили в 2012-м, а торжественное освящение храма прошло в сентябре 2016 года. Мероприятие приурочили к 1000-летию с момента мученической смерти Иоанна Владимира - святого покровителя города Бар.
На церемонию открытия пригласили множество людей. Присутствовали 18 православных архиепископов и митрополитов поместных церквей, 12 епископов СПЦ, дипломаты, общественные деятели из Черногории и Сербии, представители Католической церкви и исламской общины, а также несколько тысяч верующих. Служба была проведена под началом патриарха Иерусалимского Феофила III. Помогал ему патриарх Сербский Ириней.
Архитектура православного собора в Баре
Идейный проект барского собора придумал Предраг Педжа Ристич - тот самый сербский архитектор, который создавал храм Воскресения Христова в Подгорице и Херцеговачку Грачаницу в Требине.
Исполнительным архитектором наняли Светозара Поповича.
Также был задействован и инженер Момчило Станоевич, до этого принимавший активное участие в возведении подгоричкого собора.
Экстерьер церкви Св. Иоанна Владимира
Церковь построена из бетона и снаружи выкрашена в белый цвет.Значительная часть кровли: купола, полукупола, арочные конструкции, четырехскатные крыши колоколен, покрыты блестящими ярко-синими и золотыми кровельными листами. Стоит заметить, что такое решение абсолютно нетипично для Черногории.
Здание спроектировано по направлению восток-запад. Имеет пять апсид, перекрытых конхами, и две апсидиолы, также увенчанные полукуполами.
Оформлен храм в сербско-византийском стиле. Внешний декор в основном составляют лаконичные карнизы, арки, полуколонны и различные окна. Всего, кстати, для собора было изготовлено 1240 круглых оконных стекол.
Высота от земли до максимальной точки церкви - верха креста на центральном куполе, составляет 44,5 м. Соборный крест имеет высоту 4,6 м и вес 380 килограмм. Он является увеличенной в размере копией креста святого Иоанна Владимира.
Сам купол покоится на высоком световом барабане, установленном на квадратной базе.
Храм располагает 11 колоколами, отлитыми в российском Воронеже.
Самый большой весит 800 килограмм, самый маленький - 10 кг. Представлены различные тона, благодаря чему барские колокола могут сыграть множество мелодий в широком диапазоне.
Это единственная крупная звонница Сербской православной церкви, на которой звонят вручную. Звонарем был назначен профессор барской музыкальной школы, Александар Басараб.
Колокола размещены в двух специально предназначенных для этого высоких квадратных башнях. Они построены слева и справа от центрального входа. Южная башня посвящена святым царице Елене и царю Константину, северная - святым Кириллу и Мефодию.
В здании установлено 7 бронзовых и 9 деревянных дверей. Бронзовые расположены снаружи, деревянные - внутри.
Каждая бронзовая дверь украшена своим интересным рельефом. Здесь - фрагмент ветхозаветного сюжета "Неопалимая купина".
Жертвоприношение Иссака на двери в южной стене.
Пара участков крупным планом: Исаак.
Его отец Авраам с занесенным для удара ножом. Нож останавливает рука ангела.
Дверь с святыми царем и царицей на входе в южную колокольню.
Бронзовая плита в северной башне.
Боковой вход в западной стене.
А это уже центральные двустворчатые двери храма.
Интерьер
Внутри собор декорирован весьма пышно и богато. По сравнению с интерьером, экстерьер начинается казаться скромным и лаконичным.Несмотря на то, что торжественное открытие прошло 4 года назад, работы внутри, на самом деле, не закончены и по сей день. До сих пор идет роспись церкви, завершить которую никак не могут из-за отсутствия денег. Внутри храма даже стоит специальная коробка для сбора пожертвований на фрески.
Общая площадь расписанного пространства в итоге должна составить 4 860 м².
Перед церемонией торжественного освящения собора трудилось 5 команд фрескистов под руководством Анастасия Радовича. Тогда буквально в стахановских темпах, менее чем за 1,5 года, мастера успели покрыть изображениями большую часть пространства - около 85% от запланированного.
Известь под роспись специально отбирали, выискивая лучший продукт. Специалисты говорят, что чем старше известь - тем более качественной получится фреска. Для церкви Святого Иоанна Владимира в Баре брали материал не моложе 4-х лет.
В части храма и вовсе использована известь, которой более 40 лет. Ее нашли возле черногорского поселения Спуж. Изображения, нанесенные на такой раствор, должны долгие годы не бледнеть. Более того, подобная фреска может "созревать" до 200 лет и со временем стать только красивее и качественнее.
Тем не менее, насколько хорошо расписан собор, для многих остается большим вопросом.
Даже сами мастера не отрицали, что работали в ускоренном режиме, без времени на раздумья и поправку не особо успешных фрагментов.
Также и условия труда были не слишком хороши, что тоже в некотором роде влияло на конечный продукт (жара, длинный рабочий день, многие работали без выходных. Кроме того, один из художников отметил, что трудиться приходилось на плохих лесах).
Проблемой является и то, что задействовать потребовалось большое число людей и у некоторых из них есть свой почерк. Поэтому, вопреки утверждениям Анастасия Радовича, единого стиля в итоге не получилось. Даже не слишком искушенный посетитель объекта может заметить, что в разных частях церкви роспись имеет стилистические различия. Это создает несколько сумбурное впечатление.
Пол храма выложен мозаикой. Ее общая площадь составляет
Собор имеет три продольных нефа, разделенных при помощи колонн. Колонны связывают меж собой арки.
Всего, располагая площадью основания 1359 м², церковь способна вместить около 1200 человек.
В соборе спроектирован достаточно просторный притвор.
На его западной стороне - той, в которой расположен портал, центральное место занимает крупная фреска "Успение Пресвятой Богородицы".
На южной и северных стенах написано 260 равноапостольных святых разных народов - по 130 человек с каждой стороны.
В современных храмах СПЦ на фресках нередко можно увидеть не только нечто традиционное вроде фигур святых и событий из Нового завета, которым посвящены церковные праздники, но и изображения людей, не канонизированных церковью. Собор Святого Иоанна Владимира в Баре в этом плане не стал исключением.
Так, например, по инициативе Анастасия Радовича в притворе, среди прочего, были изображены известные философы: Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Махатма Ганди.
В купольном пространстве притвора, имеющем площадь около 200 м², написана сцена сошествия Святого Духа на апостолов.
На фресках боковых нефов отображен достаточно широкий спектр тем.
Вот святой пророк Илия в окружении канонизированных священнослужителей.
Перенос мощей святого Симеона Мироточивого из монастыря Хиландар в Студеницу и покаяние князя Вукана и народа Зеты.
Сожжение еретических книг по приказу царя Константина и отречение от церкви нераскаявшихся.
А вот уже отлучение непокаявшихся иконоборцев.
Фреска с святыми Кириллом и Мефодием в конце северного нефа.
На потолке боковых нефов изображены различные значимые церковные собрания.
Первый Вселенский собор в истории христианства. Прошел в 325 году в городе Никея.
Собор святигорских монахов-святителей. В центре изображена Богородица, а по обеим сторонам от нее - монахи, жившие на Афоне и канонизированные православной церковью. На заднем плане написана Святая гора и ее известные монастыри.
V Константинопольский собор, проведенный в 1341 -1351 годах.
Седьмой Вселенский собор 787 года, на котором осудили иконоборчество.
С значимыми церковными собраниями соседствует иллюстрация библейской истории сотворения мира.
Создание светил на тверди небесной.
Господь населяет землю, воду и воздух рыбами, пресмыкающимися и птицами на пятый день.
Создание Богом зверей земных и человека.
А вот уже картины из второго повествования Ветхого завета, рассказывающего о создании райского сада и сотворении Евы.
Разумеется, в столь большом храме не могло обойтись без отображения ликов святых Сербской православной церкви и местных мучеников.
Вот монахи из обители Святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке (острове Цветов), отравленные в 15 столетии.
Посещавшие данную достопримечательность могут заметить, что храм за монахами совершенно непохож на монастырскую церковь с острова Цветов. Все потому, что тут изображено старое здание - именно так оно должно было выглядеть, когда убили обитателей монастыря с Михольской Превлаки.
Здесь на гранях квадратного столба написаны сербские короли: святой Урош (слева) и святой Стефан Первовенчанный (справа).
Мученики из села Пребиловцы, что расположено в Чаплине, в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, мы видим две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года.
Нашлось на стенах собора место и Романовым, которых в СПЦ весьма любят и почитают. Обратите внимание - слева стоит большевик, направивший оружие на членов царской семьи.
Тут слева еще один святой, канонизированный РПЦ - Серафим Саровский.
С ним соседствует Нектарий Эгинский - епископ Александрийской православной церкви, прославленный ею же в 1961 году, спустя 40 лет после смерти. Является одним из наиболее почитаемых в Греции святых.
Отдельно стоит отметить фреску, посвященную недавнему событию и изображающую ныне живущих людей. Она олицетворяет Всеправославный собор (который, по факту, всеправославным не был), проведенный в июне 2016 года на Крите.
Здесь на гранях квадратного столба написаны сербские короли: святой Урош (слева) и святой Стефан Первовенчанный (справа).
Мученики из села Пребиловцы, что расположено в Чаплине, в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, мы видим две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года.
Нашлось на стенах собора место и Романовым, которых в СПЦ весьма любят и почитают. Обратите внимание - слева стоит большевик, направивший оружие на членов царской семьи.
Тут слева еще один святой, канонизированный РПЦ - Серафим Саровский.
С ним соседствует Нектарий Эгинский - епископ Александрийской православной церкви, прославленный ею же в 1961 году, спустя 40 лет после смерти. Является одним из наиболее почитаемых в Греции святых.
Отдельно стоит отметить фреску, посвященную недавнему событию и изображающую ныне живущих людей. Она олицетворяет Всеправославный собор (который, по факту, всеправославным не был), проведенный в июне 2016 года на Крите.
Лодка, в коей сидят участники собрания, символизирует церковь.
В белых одеждах с митрами на головах написаны главы поместных православных церквей. Их всего 10, так как изображали только тех, кто посетил мероприятие. От участия в нем отказались представители Болгарской, Грузинской, Антиохийской и Русской православной церквей.
В черных одеждах написано 20 епископов - малая часть тех, кто приехал на собор, так как всего от каждой церкви приглашалось по 24 епископа. Лица не подписаны, однако митрополит Черногорско-приморский Амфилохий узнается легко. Написали его поближе к Христу, четвертым слева. Особо внимательные заметили, что Амфилохий занимает привилегированное место и потому, что его поместили прямо напротив голубя, олицетворяющего Духа Святого. По замыслу, Черногорско-приморский митрополит и Дух Святой смотрят прямо друг на друга.
На соседней стене дополнительно написаны 4 патриарха православных церквей и их владения внизу.
В соборе имеются две небольшие капеллы. Проходы в них расположены в боковых нефах.
Над входом в северную капеллу, освященную в честь святого Георгия Паламы, написаны мученики из Момишичей - того района Подгорицы, в котором находится соборный храм Воскресения Христова. Он тоже имеет фреску с этими святыми, я показывала ее в этом посте.
Капеллы оформлены также, как и остальная церковь.
Их стены и потолок покрыты фресками.
В восточной стене размещена полукруглая апсида.
Венчает капеллу небольшой купол на световом барабане.
Южная капелла освящена в честь монаха и богослова Иоанна Кассиана, жившего в 4-5 веках.
По размерам и архитектурному плану обе капеллы абсолютно идентичны.
Одна из стен южной капеллы полностью посвящена отсечению головы Иоанна Крестителя и дальнейшей судьбе его останков.
В куполе написан Христос в отроческом возрасте. Ниже, меж арочных окон, стоят фигуры апостолов.
Разумеется, кроме вечерних и утренних служб, а также Литургии, в соборе регулярно проходят обряды. Как раз для одного из них - крещения, в южной капелле установлена купель, изготовленная из светлого камня.
Она имеет форму четырехлистника и украшена рельефами со всех сторон.
Если с внешней стороны это просто орнамент, то внутри находится красивое изображение подводного мира: рыб, водорослей, кораллов.
В главном куполе храма написана сцена Вознесения Господня.
Церковный иконостас выполнен из камня, привезенного из разных стран. Белый мрамор доставили из Македонии, оникс из Сербии, зеленый мрамор из Италии.
Иконы на алтарной перегородке написаны по старинной технике на липовом дереве.
Высота иконостаса невелика и вмещает он всего один ряд икон. Зато его длинна составляет 18,5 метров.
Амвон собора выполнен из белого мрамора и украшен вырезанным вручную рельефом.
Нижняя его часть декорирована орнаментом, а в основном, центральном поле, высечены фигуры простых людей, а также лики святых и Христа.
Подставка под книгу, поддерживаемая голубем.
Беломраморный епископский трон тоже весь украшен резьбой.
Его подлокотники опираются на фигуры сидящих львов.
Паникадило.
Недорасписанные кусочки храма остались сегодня как раз у алтарной части.
Поставленные в церкви киоты изготовлены их дерева.
Первый содержит икону святого покровителя собора и города, держащего в правой руке крест, а в левой свою отсеченную голову.
Во втором большом киоте икона Богородицы с Христом.
В дополнение к фрескам, на стенах храма размещена пара крупных мозаичных изображений.
Одно из них называется "Воздвижение Креста Господня".
Другое показывает святых с просторов Зеты и Черногории.
Центральной фигурой тут стал Иоанн Владимир, тоже показанный с отрубленной головой и крестом.
Мозаики выполнил сербский мастер Александр Мияилович.
Посещение церкви Святого Иоанна Владимира в Баре
Собор Святого Иоанна Владимира открыт ежедневно с 7:00 до 21:00.Вход свободный.
Где находится православный собор Бара?
Достопримечательность расположена в самом центре города. Храм стоит напротив дворца короля Николы и его парка, на пересечении бульвара Революции (bulevar Revolucije) и улицы Йована Томашевича (ulica Jovana Tomaševića).
На территории собора есть еще одна достопримечательность - церковь Святого Петра Ловченского.
Ссылки на статьи о других интересных местах Бара можно найти здесь.
Комментарии
Отправить комментарий