Ливно. Монастырь Горица.

Францисканский монастырь Горица (Franjevački samostan Gorica) как в прошлом, так и теперь, является важным религиозным и культурным центром Ливанького края. Это одна из самых значимых и интересных достопримечательностей города, которую обязательно стоит включить в план своего посещения Ливно.

Обитель с самой большой церковью области расположена на восточной окраине населенного пункта, в местечке Горица, по которому получил название весь монастырский комплекс. Он стоит на въезде в Ливно со стороны Томиславграда, слева от главной дороги. 
1

Первые сведения о присутствии францисканцев в Боснии и Герцеговине датируются 1248 и 1291 годами, когда они прибыли сюда в качестве исследователей ереси. В 1327 году папа Иоанн XXII принял решение сделать францисканцев главными миссионерами в Боснии.
С основанием Боснийского викариата в 1340 году началось строительство обителей ордена святого Франциска. За 35 лет здесь было возведено десять монастырских комплексов, среди которых оказался и монастырь в Ливно (правда, стоял он тогда в другом месте).
Во второй половине 15 века Ливно входит в состав Османской империи, что влечет огромные изменения в жизни христиан. В 1463 году католический монастырь ограблен, а вскоре после - разорен. Вновь орден францисканцев начинает активно действовать в Ливаньском краю только в 19 столетии.
В 1833 году глава местного прихода, монах Ловро Караула (1800 - 1875 гг.), покупает землю на краю Ливно. Но к возведению храма монахи приступили еще очень нескоро. Следующие два десятилетия францисканцы жили в небольшом старом доме, построенном в традиционном стиле. Роль церкви играло стоящее рядом с ним маленькое сооружение, внешне не выдающее своих функций и по документам проходившее как хозяйственная постройка.
Старый монастырь, кстати, сохранился до наших дней, сегодня этот отдельно стоящий кусочек комплекса выполняет функции музея.  

Несмотря на наличие огромного участка земли, монахи жили в стесненных условиях из-за того, что долгое время в Боснии и Герцеговине законы Османской империи запрещали возводить новые христианские храмы.
Однако в середине 19 века произошли изменения - появилась возможность осуществлять строительство после получения специального разрешения. Монахи тут же воспользовались шансом и в 1853 году добыли нужный документ - султанский фирман. 
Строительство нового монастыря и его церкви началось в 1854-м по плану сплитского архитектора Франьо Моисе. Руководили процессом также мастера из Хорватии.
Для храма основные работы были закончены в 1859 году. С 1860-го в нем начали проводить службы, хотя интерьер был еще далек от завершения.
На некоторое время работы встали, как из-за финансовых трудностей, так и в связи с общественно-политической ситуацией. Обставлять церковь начали лишь после 1885 года. 
В итоге торжественная церемония освящения храма прошла только в 1891 году.
3

Остальные здания обители францисканцев тоже строились постепенно, а впоследствии еще и неоднократно меняли свое назначение. Смена владельцев и функций, безусловно, сказалась на внешнем виде монастыря - в его интерьер и экстерьер неоднократно вносились изменения.
С 1889 по 1909 год часть комплекса была отведена под богословскую школу, где готовили католических священников. С началом австро-венгерской оккупации в 1878 году в монастыре разместились военное командование и пара административных учреждений (почта, суд и т.д.). Затем до 1884 года в нем находились военные склады.
В 1942 году монастырь использовался в качестве тюрьмы, в 1944-1945 годах он служил как военный госпиталь. С 1945 по 1954-й в нем опять был военный склад. После территория со всеми постройками снова полностью вернулась в распоряжение монахов.

В наши дни в комплекс, кроме церкви Святых Петра и Павла (crkva Sv. Petra i Pavla) и корпуса для проживания францисканцев, входят новициат (место, где проходят период послушничества будущие монахи), библиотека, музей, картинная галерея. 
С 1953 года монастырь Горица в Ливно находится под защитой государства.
В 2005-м году он был включен в список Национальных памятников Боснии и Герцеговины.
5

Вернемся к церкви. В 1903 году было решено внести ряд изменений в ее внешний и внутренний облик. Во-первых, монахи хотели доделать то, что не удалось осуществить в первую фазу строительства. Во-вторых - за минувшие годы кое-что уже пришло в негодность и нуждалось в поправке.
Проект переделки здания доверили известному астро-венгерскому и югославскому архитектору Йосипу Ванцашу (тому самому, что спроектировал Собор Сердца Иисуса в Сараево). При нем храм получил свой сегодняшний внешний вид. 
Работы в основном проводились в 1905-1906 годах. Самыми значимыми преобразованиями стали: изменение конструкции потолка, создание практически всего интерьера, добавление 6 боковых капелл, внешне имитирующих контрфорсы (1,5 их их них вы как раз можете увидеть на этом снимке).
6

Еще одна важная перемена в экстерьере - добавление колокольни.
Всего у храма теперь две башни. Они стоят по обеим сторонам от портала (там, где внутри заканчиваются боковые нефы). 
Южная (справа от входа) была построена в 1887-1888 годах. После окончания работ в ней разместили колокол весом 1024 кг. Ну а пристройка второй башни, в которой повесили еще два колокола, была инициирована Йосипом Ванцашем в начале 20 века. 
Колокольни абсолютно идентичны как по размерам, так и по внешнему облику. Их высота составляет 45 м. Они сложены из хорошо отшлифованный прямоугольных каменных блоков и увенчаны пирамидальными крышами. Башни практически лишены декора. Окна у них небольшие и расположены только на верхнем уровне, там, где висят колокола.

Сам фасад тоже очень прост и лаконичен. Несмотря на огромное пространство для оформления, на нем нет почти никаких украшений. Вообще, экстерьер церкви выдержан в неороманском стиле. 
Даже входной портал декорирован очень скромно.

Примечательны здесь только двери. Эти подарок из Баня Луки. Две створки для входного арочного проема сделали в мастерской другого католического монашеского ордена - траппистов. 
Двери изготовлены из дуба, на них вырезаны фигуры святых покровителей храма - апостолов Петра и Павла.
Петр размещен на левой створке, его можно опознать по отсутствующей правой руке и изображению ключей от рая.

Фигура Павла находится на правой двери. В одной руке апостол держит Евангелие, во второй у него длинный меч, символизирующий Слово Божие.
За входными дверьми вас ждет один из самых красивых интерьеров, если мы говорим о католических церквях Боснии и Герцеговины.
10

Пол храма, имеющий площадь 648 м², покрыт керамической плиткой. Некоторые плиточки содержат узор, другие просто выполнены в одном цвете. Весь рисунок выдержан в трех цветах: желтом, темно-синем, красном. 
Плиткой выложен пол не только в основном помещении, но и в притворе. Как раз в нем сохранилась одна плиточка с названием фабрики, выполнившей заказ. Это "Загорка" с севера Хорватии, из поселения Бедековчина.

На этом фото можно увидеть пол внутри самой церкви.
Также обратите внимание на чаши со святой водой, установленные на входе. 
Это одна из изюминок интерьера.
Обе они были выполнены из камня локальным мастером. Сверху покрыты разноцветной росписью. 
33

Внутреннее убранство храма сильно контрастирует с строгим, монументальным внешним обликом. Интерьер оформлен уже в совершенно ином стиле - необарокко.
41

В архитектурном плане церковь Св. Петра и Павла представляет собой трехнефную базилику.
Длина главного нефа составляет 24 метра, а ширина - почти 13,5 м.

Боковые нефы гораздо уже, их ширина доходит всего до 4,26 м.
14

Практически все, что мы видим сейчас внутри храма, было создано в начале прошлого столетия или позднее. Оформление делалось по проекту, также разработанному Йосипом Ванцашем.
12

Стены и потолок украсил изображениями Марко Антонини.
15

Основным мотивом росписи стала имитация каменной кладки - желтоватые и розовые чередующиеся блоки. Также тут очень много геометрического орнамента, местами разбавленного растительными мотивами. Вид узора является отсылкой к народной одежде хорватов Ливаньского края.
16

На стенах церкви размещено 8 крупных сцен, каждая из которых подписана и обведена зигзагообразной рамкой. 
На фото картина "Защитники непорочного зачатия".
35

Еще в храме есть: "Побивание камнями святого Степана""Иисус передает ключи Петру""Христос на Масличной горе""Тайная вечеря""Рождение Иисуса" (на снимке).

Выделяется среди прочих восьмое изображение, разместившееся сбоку от входа. Тут художник написал строительство храма. 
Кстати, я еще не рассказала, что про такое важное событие, как получение фирмана, есть своя легенда. Говорят, что после того, как в Османской империи появилась теоретическая возможность строительства церкви, многие христиане отправлялись за дозволением от турецких властей, однако им грубо отказывали или просто высмеивали их, и они возвращались с пустыми руками.
Среди первых просителей оказался и основатель монастыря Горица, Ловро Караула. Он, якобы, тоже отправился в Стамбул на аудиенцию к султану. И, как и остальные, получил неприятный отказ. Однако монах упорствовал и никак не желал отступать. И тогда султан дал фирман, но это скорее была издевка, чем реальное разрешение. Потому что в документе говорилось, что размеры храма должны быть с воловью кожу. Если монахи построят такую церковь, то они и колокол могут повесить (имелся ввиду тот колокольчик, что цепляют на скот).
Настаивать далее не имело смысла, поэтому Ловро взял документ и отправился домой. Он шел из столицы пешком многие дни и все это время размышлял, как найти какую-то лазейку. В Ливно Ловро пришел с уже готовым решением.
Он отыскал воловью кожу, разрезал ее на тончайшие нити, а затем связал их меж собой и оградил большой участок земли. Вскоре пришли локальные власти, намеревавшиеся запретить строительство. Однако монах Каураула показал разрешение от султана. Турки прочитали его и поняли, что все делается по писанному. По легенде, один из мусульман даже первым взял кирку и принялся готовить участок под фундамент.
Но это лишь народное предание, а согласно официальной версии, все было не так. В Стамбул Ловро Караула не ездил, но зато сопровождал османского архитектора Эшрефа-эфенди, от которого зависела выдача решений. Успех в получении фирмана в немалой степени был связан с дипломатическими способностями викария из Ливно.

Кроме больших изображений и росписей стены храма украшают традиционные для католических церквей сцены крестного пути Иисуса Христа. 
Они выполнены в технике мозаики неизвестным автором. 

Картины подарили Горице монахини из Германии. 
В храме они появились в 2002 году.

Главный акцент во внутреннем оформлении верхней части церкви - лики святых из францисканского ордена, написанные в круглых медальонах. Среди них есть как мужчины, так и женщины.
Например, в этой арке слева святая Роза из Витербо, справа - Иоанн Капистран. 

Здесь слева Петр Алькантрийский, справа Маргарита Кортонская. Между ними, в окошке - святой Бонавентура. 

Свод, спроектированный Йосипом Ванцашем - основная архитектурная интересность монастыря. Это был один из первых церковных сводов в стране, выполненных из армированного бетона. Он поделен на три сектора травеями. 
В своде сделаны интересные круглые окошки, которые солнце превращает в своеобразные прожекторы. Благодаря им у храма есть хорошее естественное освещение в дневное время.
Что касается росписи, то здесь мы видим преимущественно орнамент. А еще ангелов. Они имеют одинаковый облик, отличаются лишь цвета одежды и предметы, которые ангелы держат в руках.

Еще один фрагмент росписи потолка.
Тут слева святая Агнесса Ассизская, справа святой Леонард, в окне меж ними - Антоний Падуанский.

Что касается пространства над главным алтарем, то там написана сцена "Коронация Богоматери". Группа изображена на облаке, справа от Девы Марии Бог Отец, слева Иисус Христос. Над ними, традиционно в виде голубя, написан Святой Дух.
Под данной сценой и рядом декоративных орнаментов размещены изображения в медальонах. Слева направо это это: евангелист Матфей, евангелист Марк, Сердце Иисуса, герб францисканского ордена (на фото его закрывает верхняя часть алтаря), Сердце Девы Марии, а потом еще два евангелиста - Лука и Иоанн. У каждого из святых в руках Евангелие, на обложку которого помещен его символ (ангел, крылатый лев, крылатый телец, орел). Между крупными медальонами в маленьких круглых полях написаны головки ангелов.

Главный алтарь церкви датируется началом 20 века. Он был изготовлен в австрийском Тироле. 
Сделан из дерева, которое после было окрашено. Доминирующим цветом росписи стал золотой.
В центре, в нише, оформленной в ренессансном стиле, на алтаре установлены скульптуры, изображающие апостолов Петра и Павла.
22

Слева от алтаря, на границе центрального нефа и апсиды, расположена великолепная деревянная кафедра с изображением евангелистов. 
23

Она датируется 1907 годом. Также была сделана в Тироле специально для монастыря Горица в Ливно.
24

У храма есть и боковые алтари, размещенные в небольших капеллах (тех самых, которые снаружи выглядят как контрфорсы). Всего их 6 штук, по три в каждом малом нефе.
Дополнительные алтари, сделанные из дерева одним словенским мастером, появились в церкви Св. Петра и Павла еще в конце 19 века. 
В ходе проведения работ по переоформлению храма 4 алтаря отреставрировали, 2 заменили. Живописные полотна, ранее висевшие в центре алтарей, убрали, а вместо них поставили тирольские скульптуры.
26

Северные алтари церкви посвящены: святому Антонию Падуанскому, 
27

святому Степану,
28

Сердцу Иисуса.
29

Южные: святому Иосифу, 
30

святому Франциску, 
31

Блаженной Деве Марии.
32

С 1891 года в храме стоит орган. В 2015-м старый скромный инструмент заменили на новый, ставший самым большим органом Боснии и Герцеговины.
Он был создан компанией Антона Шкрабла из города Рогашка Слатина в Словении (прошлый инструмент, кстати, тоже был словенский).
Орган имеет 3010 труб, из них 282 деревянные, остальные 2728 - металлические. У него 41 регистр, три мануала и педаль. Всего орган монастыря Горица состоит из 350 000 различных частей. Значительная часть элементов изготавливалась вручную. 
Орган сделан по классической механической системе с дополнительным электронной трактурой. Высота его корпуса составляет 9 метров, ширина 8,5 м, глубина - 5,5 м (без труб). Изготовление инструмента заняло около полугода, а сборка - почти два месяца. Работы в Ливно велись буквально днем и ночью, мастера работали в две смены. Орган настраивался специально под помещение церкви.
Послушать его теперь можно каждую неделю на воскресной мессе. Также периодически в храме устраиваются концерты органной музыки.

Церковь монастыря Горица не является приходской, тем не менее, службы в ней проходят регулярно. Для мирян есть две воскресные службы, на которые обычно приходит большое количество людей.
11

Для туристов посещение храма бесплатно.
Про правила туристических осмотров церквей Боснии и Герцеговины можно почитать в этой статье.

Перед монастырем имеется большая, бесплатная для посетителей парковка.
Еще в комплексе есть бесплатный общественный туалет (справа от входа в церковь, на первом этаже монастырского здания).

Информацию про музей монастыря Горица можно найти здесь
Рассказ о его галерее - по этой ссылке.


Комментарии

Отправить комментарий