Главная католическая церковь Тимишоары
На восточной стороне самого известного и туристического места румынского города Тимишоара - площади Объединения, стоит церковь с двумя колокольнями. Это собор Святого Георгия (рум. Catedrala romano-catolică Sfântul Gheorghe), в народе куда более известный просто как Римско-католический собор (Domul Romano-Catolic).
Величественное здание с роскошным внутренним убранством уже давно привлекает не только верующих, но и многочисленных туристов. Впрочем, кроме красоты храм может похвастаться еще и размерами - это второе (после кафедральной базилики города Орадя) по величине религиозное сооружение в стиле барокко на территории Юго-Восточной Европы.
История собора Святого Георгия в Тимишоаре
Долгое строительство
В 1716 году закончилась османская эпоха в истории города и начался период правления Габсбургов. Новые власти начали процесс активного привлечения в регион католиков. А в 1732 году Тимишоара была выбрана в качестве главного места епархии. Таким образом возникла необходимость в церкви, соответствующей присвоенному статусу - большой и представительной.
Однако строительство собора оказалось делом долгим и трудным.
Возведение храма начали в 1736 году. А в 1737-м страна вступила в Русско-австро-турецкую войну. Затем в Тимишоаре случилась эпидемия чумы. В общем, строительство было очень быстро остановлено - местным жителям стало не до того.
Вновь за работы взялись в 1740-м, в год смерти императора Карла VI и восшествия на престол его дочери и преемницы, знаменитой императрицы Марии Терезии. И только 34 года спустя строительство и отделка тимишоарского собора наконец были завершены.
При этом, несмотря на то, что первую мессу в церкви отслужили еще в 1754-м, ее торжественное открытие и освящение состоялось через почти что полвека - в 1803 году.
Церковь-склад
После окончания строительных работ собору доводилось не только быть местом для богослужений и исполнения церковных обрядов, но и играть довольно неожиданные роли.
Так, в 1788-1790 годах, когда за город вновь сражались османская и австрийская армии, его использовали в качестве... соляного склада. Также тут хранилось продовольствие для армии.
А во время осады 1849 года храм служил уже в качестве хранилища для культурных и художественных ценностей. Кроме того, в нем размешались мирные жители, потерявшие жилье в результате обстрелов. Однажды бомба попала в крышу собора, но никто не пострадал, что было сочтено божьим чудом.
Дальнейшая история храма на площади Освобождения
За свою историю собор несколько раз реставрировался, однако капитальный ремонт впервые был проведен только в 21 веке. На него было потрачено около 5 миллионов евро. В 2023 году церковь вновь распахнула свои двери.
Интересный момент: так как храм не является приходским, богослужения в нем проводит или сам епископ, или члены коллегии собора и священники епархии. Мессы здесь служат на румынском, венгерском и немецком языках. Те Литургии, которые свершает епископ, всегда включают части на латыни, а также на болгарском, хорватском, чешском и словацком.
Благодаря чудесной акустике собор также используется в качестве концертной площадки.
Архитектура католического собора Тимишоары
Автор проекта
Главным создателем собора Святого Георгия стал австрийский архитектор Фишер фон Эрлах Младший (полное имя которого - Йозеф Эмануэль Фрайхерр Фишер фон Эрлах). Он приложил руку к таким проектам как Карлскирхе, здание Австрийской национальной библиотеки, дворец Шварценберг. На момент начала строительства католической церкви в Тимишоаре Фишер фон Эрлах Младший занимал должность директора Императорского строительного управления в Вене.
Имя зодчего сегодня увековечено на табличке, размещенной среди камней мостовой на площади Объединения.
Внешнее убранство
Для строительства основной части храма использовался кирпич. При отделке кладка была полностью скрыта под слоем штукатурки и краски, в качестве декора на фасад добавили каменные и лепные украшения. В целом, вид снаружи получился довольно сдержанным, но при этом отражающим общую стилистику.
Над порталом собора были размещены 2 квадратные колокольни, где повесили семь колоколов. Самый старый и, по совместительству, большой был отлит в 1762 году в Буде (современный Будапешт, Венгрия), самый новый - в 2012-м. В верхней части башен со всех четырех сторон установили циферблаты, сообщающие жителям и гостям города время.
Колокольни - это главная особенность экстерьера. Выделяются они своей высотой. Но если вы думаете, что она большая, то все как раз наоборот - по сравнению с остальным зданием, башни довольно низкие.
Обуславливалось это наличием крепостной стены рядом с собором - колокольни не должны были слишком возвышаться, дабы не затруднять обзор и не быть легкой мишенью для неприятеля. Впрочем, для сокращения их размера была и еще одна причина - экономическая. В итоге башни поднялись только до 35,5 м.
Второй необычный момент во внешнем облике церкви - ее пронаос (закрытая пристройка перед входом) с эффектным барочным куполом. Изначально он не входил в план собора, эту зону добавили позднее, в ходе второй фазы строительства.
Входные проемы размещены с трех сторон пронаоса.
Стоящие в них двери выполнены из дуба и украшены резьбой.
Интерьер
Вся красота храма раскрывается во внутреннем убранстве. Его интерьер выглядит роскошно, дорого, даже немного пафосно.
Тимишоарский католический собор стал прекрасным примером архитектуры венского барокко.
План собора представляет собой двойной латинский крест. Центральный неф завершается на востоке апсидой (многоугольной снаружи и круглой внутри), предназначенной для главного алтаря.
Церковь имеет длину 55 метров и ширину 22 метра. Высота ее центральной части составляет 16,9 м.
Свод храма расписан орнаментами в пастельных оттенках, а вот стены просто выкрашены в светлый цвет - тут хватает других украшений.
Традиционные рельефы со сценами крестного пути Христа, без которых не обходится ни одна католическая церковь в Европе, выполнены из дерева и раскрашены.
В окнах собора стоят витражи с узорами и медальонами, куда помещены портреты святых.
В основном это те, кого почитают венгерские католики.
Например, на фото - святой Иштван.
Над главным входом находятся хоры с красивым органом. Нынешний инструмент был создан в 1907-1908 годах с использованием частей старого органа 18 века. Работу выполнили в тимишоарской мастерской Леопольда Вегенштейна.
Кроме разнообразных завитков и карнизов инструмент украшают фигуры ангелов, дующих в трубы.
Возле органа на стенах также были размещены скульптуры первосвященника Аарона с трубой, царя Давида, играющего на арфе, и двух ветхозаветных пророков, одного из которых вы можете видеть на этом снимке.
Напротив органа, в апсиде, установлен главный алтарь.
Картину для него написал в 1754 году Микеланджело Унтербергер, ректор Академии изящных искусств в Вене. На полотне изображен святой покровитель собора, Георгий Победоносец.
С обеих сторон от картины стоят статуи венского скульптора Иоганна Йозефа Рёсслера. Это святые Карло Борромео и Тереза Авильская - духовные покровители монархов, правивших городом во время создания собора: Карла VI и его дочери Марии Терезии.
Основная часть алтаря выполнена из мрамора, скульптуры же вырезаны из дерева и выкрашены в золотой цвет.
В верхней части по бокам размещены статуи ангелов и путти (купидонов), а в центре находится скульптурное изображение Святой Троицы: справа Бог Отец, слева Иисус Христос, над ними - Дух Святой в виде голубя.
У северной и южной стен храма стоят 9 боковых (второстепенных) алтарей.
Семь из них выполнены в стилях рококо и барокко. Эти алтари создавались по образцу главного: конструкции изготовлены из мрамора, в центре висит картина, по бокам и сверху - деревянные скульптуры. Материалы привезли из Вены, но сделали боковые барочные алтари локальные мастера.
Справа от апсиды, в трансепте (поперечном нефе), расположен алтарь Тайной Вечери. В его нижней части помещены аллегорические скульптуры: слева Надежда, справа Вера.
Алтарь Распятия Спасителя, со статуей Девы Марии слева и святым апостолом Иоанном справа.
Алтарь Святого Иоанна Непомука, защитника области Банат (в которую входит Тимишоара). Под основным полотном размещена овальная картина меньшего размера, изображающая страдающего Христа.
Также в церкви есть алтари Святого Иосифа, Защитников от чумы (Девы Марии, святых Себастьяна, Розалии и Роха), Встречи Девы Марии и Праведной Елизаветы (на фото).
Расположенные на всех шести мраморных алтарях картины принадлежат кисти Иоганна Непомука Шёпфа и датируются 1772 годом.
Практически все статуи на боковых алтарях выкрашены в золотой цвет.
Вообще, золотого в тимишоарском соборе очень много. Это придает ему особую торжественность и величественность, а также сильно выделяет среди прочих католических храмов региона.
Золотом блистают и два малых боковых алтаря в неоготическом стиле. Они установлены на границе апсиды и центрального нефа.
Эти произведения искусства были изготовлены в Вене Йоханнесом Мюллером. Заказал их епископ Александр Чаджаги (1850-1860).
Алтарь справа от главного посвящен святому Герхарду. Под статуей святого размешен реликварий.
Сбоку от центральной скульптуры стоит святая Елизавета.
Также здесь есть святые Эмерик, епископы Мавр и Адальберт.
Второй неоготический алтарь создан в честь Девы Марии и выглядит, на первый взгляд, очень похоже. Однако есть у него один секрет: центральная статуя отлита из бронзы. Изначально статуя Божией Матери, как и весь остальной алтарь, была деревянной. Однако в 1849 году, после снятия осады и завершения военного конфликта между войсками Венгерской революции 1848 года и Габсбургской монархией, ее заменили. Материалом для скульптуры стала переплавленная пушка.
По бокам от Марии расположены фигуры святых Герхарда,
Яна Непомуцкого (на фото слева), Стефана Венгерского (с собором в руках),
и Иоанна Капистрано (того самого сомнительного персонажа, в честь которого названа одна из башен замка Корвинов).
Хронологически последний алтарь собора появился в 1900 году. Он посвящен Святому Сердцу Иисуса и сделан из дерева фирмой из Южного Тироля. Алтарь подарил церкви знатный род Берсудер.
Наконец, находясь внутри собора Святого Георгия, стоит обратить внимание на церковную кафедру. Она расположена в средней зоне нефа, с левой стороны.
Место для проповеди было сделано из древесины липы и дуба. Конструкцию изготовили те же мастера, что делали 6 боковых барочных алтарей: Георг Виттман и Франц Вагнер.
Верхнюю часть кафедры украшает скульптурная группа ангелов, а к основанию балкона прикреплены две статуи: слева скульптура Моисея со Скрижалями Завета, справа - пророк Исайя (впрочем, тут имеются разногласия - некоторые считают, что это апостол Павел).
В соборе Святого Георгия были похоронены епископы, каноники, а также некоторые командиры тимишоарской крепости и местные дворяне. Первая могила была вырыта задолго до завершения церкви, в 1741 году, фактически в самой зачаточной фазе строительства, для погребения каноника итальянского происхождения Карло Таццоли. Последнее захоронение датируется 2008 годом.
Поземный склеп, где находится значительная часть могил, в настоящий момент закрыт для визитов. Но некоторые надгробия размещены в основной части храма. Например, две плиты можно увидеть как раз на стене под кафедрой.
Посещение собора Святого Георгия в Тимишоаре
Вход в церковь бесплатный.
Как правило, в дневное время она открыта для осмотра.
Расписание служб в соборе Св. Георгия
Богослужения проходят с понедельника по субботу два раза в день - в 7:15 и в 18:00 (с 1 октября по 1 мая) /18:30 (с 1 мая по 1 октября).
По воскресеньям и праздникам есть Литургия в 9:00 (на венгерском), 10:00 (на немецком), 11:00 и 18:00/18:30 (на румынском языке).
Где находится католический собор Тимишоары?
Главный храм католиков расположен на территории Старого города, в его северной части, между Ботаническим парком и бастионом Марии Терезии.
Как уже говорилось ранее, собор Святого Георгия стоит на самой известной площади города, названной в честь объединения.
Адрес на румынском: Piata Unirii, no. 12.
Достопримечательности рядом:
• Национальный художественный музей - 210 м, 3 минуты пешком;
• Национальный музей Баната - 350 м, 5 минут пешком;
• Синагога Четате - 500 м, 7 минут пешком;
• площадь Свободы - 450 м, 6 минут пешком;
• церковь Св. Екатерины - 650 м, 8 минут пешком.
Как добраться до собора Св. Георгия?
Троллейбус
В 4-5 минутах от входа в католический собор есть остановка "Piaţa Mărăşti".
Доехать до нее можно на троллейбусах №
11, 14, 17, 18, M11, M14.
Примерно столько же идти и от остановки "Piaţa" троллейбуса №13.
Автобус
Рядом с троллейбусными расположены автобусные остановки с теми же названиями.
На "Piaţa Mărăşti" останавливаются:
E2, E6, M27, M41, M42, M43, M44, M45,M47, M48, M50, M52.
До "Piaţa" получится доехать на автобусах № 4B, 5A.
Машина
Если вы едете на автомобиле, то припарковать его можно будет на одной из уличных платных парковок, входящих в городскую систему. Например, в трех минутах от собора есть стоянка на Piața Țepeș Vodă, а в 4-5 минутах - на Int. Doinei.
Найти машину для путешествий по приятной цене в Румынии можно через этот поисковик:
Для планирования поездки вам также пригодятся:
Комментарии
Отправить комментарий