Стамбул, дворец Топкапы: Ереванский павильон.

Особняк Мурада IV во дворце Топкапы

Ереванский павильон (тур. Revan Köşkü) построенный в Четвертом дворе султанского дворца Топкапы по заказу султана Мурада IV, входит в число самых известных объектов музейного комплекса.

Это важное сооружение, отражающее историческое и культурное наследие Османской империи - место, которое нельзя пропустить, оказавшись во дворце Топкапы.


История Ереванского павильона

Строительство особняка

Итак, павильон приказал построить семнадцатый султан Османской империи, правивший в 1623-1640 годах - Мурад IV. Поводом стало завоевание Еревана, укрепившее власть Османской империи на Востоке. Особняк во дворце Топкапы должен был стать символом этой победы.

Здание было возведено в 1636 году. Автором проекта, как считается, выступил главный придворный архитектор тех лет - Касым-ага.
Внутри Ереванского павильона

Использование Ереванского павильона

Изначально Ереванский павильон предназначался для отдыха правителя. 

Одно время внутри особняка хранились головные уборы султанов, так что ему даже дали название "Тюрбанная комната".

Кроме того, ежегодно на двенадцатый день Рамадана в павильон переносились священные реликвии, обычно хранившиеся в Хас Оде или Тайном павильоне - личных покоях султана. В Ереванском павильоне мусульманские святыни находились две ночи, а затем уносились обратно.

Иногда сооружение также использовалось для важных встреч. Одна из них закончилась для приглашенного более чем печально. Речь идет о самом важном событии, произошедшем в зале Ереванского павильона - удушении Патроны Халила. Патрона Халил был янычаром албанского происхождения и руководителем восстания 1730 года, приведшего к свержению султана Ахмеда III, а также окончанию периода реформ, известного как эпоха тюльпанов.
Декор в Ереванском павильоне


При приемнике Ахмеда III, султане Махмуде I (годы правления 1730-1754) здание было преобразовано в место для чтения и хранения книг, из-за чего его называли библиотекой Хас Оды.
В 18 веке коллекцию перенесли в дворцовую библиотеку Ахмеда III

После преобразования дворца Топкапы в музей Ереванский павильон превратился в одно из его ярких отделений. Благодаря отличному состоянию особняка туристы получили возможность оценить аутентичные художественные детали османского периода и восхититься богатством отделки. Собственно, эта возможность остается и по сей день.
Фрагмент ставни и изразцы под ней




Архитектура Ереванского павильона

Экстерьер

Ереванский павильон характеризуется довольно интересным и необычным внешним видом. Форма у него сложная, многоугольная. Здание было спроектировано с тремя айванами - выступающими частями, имеющими три стены и четвертую открытую сторону.


С восточной стороны между двух айванов была установлена беседка с видом на Тюльпановый сад.
Ереванский павильон султана  Мурада IV - вид снаружи


Цокольный этаж особняка лишен окон и облицован мрамором. Для посещений он закрыт.

Основная часть павильона - верхняя, с двумя рядами окон и богатой отделкой. Над ней сделан широкий деревянный навес, защищающий стены 
от яркого солнца и дождя.


С той стороны, что обращена к бассейну на Мраморной террасе, крыша поддерживается монолитными каменными колоннами с капителями в сталактитовом стиле.
Колоннада Ереванского павильона


Своды здесь покрыты росписью. 
Роспись свода крыльца


Колоннада сделана и перед входом, обращенным к Хас Оде. С личными покоями султана Ереванский павильон соединен общей крышей. 


При создании и оформлении павильона использовался преимущественно традиционный османский стиль, но были добавлены и некоторые элементы иранской и египетской архитектуры.
Фрагмент оформления


Так, стены особняка снаружи на нижнем уровне были покрыты мраморными и порфировыми панелями. Декор выполнен в мамлюкском стиле. 


Панно составили из камня разных цветов.


Панели вырезали в виде геометрических фигур: кругов, пятиугольников, прямоугольников, квадратов. В некоторых местах природный рисунок камня был раскрыт очень красиво.


Выше нижних окон стены фасада отделаны керамической плиткой, что соответствует уже классическому османскому стилю.

Интерьер

Внутри Ереванский павильон выглядит еще роскошнее.
Тут уже обошлись без экспериментов - все убранство было выполнено в духе османских архитектурных традиций.


От пола до потолка стены декорированы керамической плиткой с растительными узорами. Cине-белая цветовая гамма изразцов способствовала созданию атмосферы спокойствия, умиротворения.
Изразцы на стенах Ереванского павильона


Встроенные шкафы изготовлены из дерева и инкрустированы перламутром, черепаховым панцирем и слоновой костью.
Ставни в Ереванском павильоне


Ставни окон были оформлены так же, как и дверцы шкафчиков.
В айване Ереванского павильона


В Ереванском павильоне был сделан особый акцент на естественное освещение помещения. Поэтому окна разместили не только на стенах, но и в куполе.

Пространство вокруг потолочных окон занял узор. Роспись, которую мы видим сегодня, была выполнена в начале 20 века, в годы правления султана Мехмеда V Решада.


Потолок над нишами-айванами украшен еще более шикарным орнаментом. Это настоящий шедевр османского искусства росписи. Просто посмотрите, сколько здесь уместилось различных элементов!


На границе айванов с основным залом размещена деревянная рама, также покрытая росписью.
Фрагмент оформления в Ереванском павильоне


В нишах зала стоят диванчики, а у западной стены особняка размещен камин с медным колпаком (ранее - позолоченным).
Камин в Ереванском павильоне


В настоящий момент внутри Ереванского павильона также можно увидеть ценный экспонат - трон султана Ахмеда I.
Он был изготовлен в мастерских дворца Топкапы Седефкаром Мехмедом Агой и сегодня считается одним из лучших образцов османского искусства работы с деревом.
Трон султана Ахмеда I


Трон сделан в технике эдирнекари из орехового дерева, покрытого лаком. Мастер искусно создал из перламутра изображения тюльпанов, гвоздик, роз и пионов. Тут стоит упомянуть интересный факт - Седефкар это не фамилия изготовителя трона (ведь в Османской империи фамилий попросту не было), а прозвище, которое переводится как "мастер перламутра".

Пространство между перламутровым узором было заполнено черепаховым панцирем. В качестве дополнительных украшений на поверхности были размещены драгоценные камни: изумруды, брильянты, нефрит, бирюза...
Трон султана Ахмеда I - фрагмент крупным планом


Высота трона составляет 285 см, ширина 102 см, а глубина 66 см. 
К сидению ведут три ступеньки.


Завершается сооружение балдахином, увенчанным куполом из золота.
Верхняя часть трона Ахмеда I


Посещение Ереванского павильона во дворце Топкапы

Вход в Ереванский павильон включен в стоимость билета.

Часы работы - такие же, как и у остального музейного комплекса.
Ереванский павильон - вид снаружи

Если вы еще не читали общую статью про комплекс Топкапы, то переходите по этой по ссылке. Там не только собрана актуальная информация о тарифах, времени работы и способах добраться до дворца Топкапы на общественном транспорте, но и полезные советы для посещения.

Где именно находится Ереванский павильон?

Ереванский павильон построен в дальнем от входа, Четвертом дворе дворцового комплекса Топкапы. Он расположен в верхней части двора, над Тюльпановым садом. Вход - на уровне второго этажа и Мраморной террасы, со стороны султанских покоев (Хас Оды/Тайного павильона) со священными мусульманскими реликвиями. 

Смотрите также эти публикации про дворец Топкапы:

Больше статей про Стамбул и его достопримечательности вы найдете в разделе Турция.

Полезные сервисы для планирования путешествия:
Travelata - интернет-магазин пакетных туров
Aviasales - поиск дешевых авиабилетов
Cherehapa - лучшие страховки
Hotellook - поисковик по отелям/хостелам/апартаментам
Яндекс Путешествия - бронирование отелей с российской карты
Localrent - аренда авто по выгодным ценам 
Intui travel - трансферы для русскоговорящих 
TripsterSputnik - русскоязычные экскурсии по Стамбулу
Wegotrip - аудиогиды
Airalo, DrimSim - онлайн-магазины SIM-карт
Radical Storage - сеть камер хранения

Комментарии