Музей в которском соборе Святого Трифона
История музея сакрального искусства в Которе
Отдельное хранилище для сокровищ собора Св.Трифона появилось в 14 веке. Со временем капелла, как и собор, претерпела множество изменений. Нынешний вид постройка приобрела в 18 веке. Ее облик был придуман и выполнен венецианским скульптором и архитектором Франческо Пенсо. Оплатило его работу знатное семейство Болица.
На протяжении всей истории собора ризница регулярно пополнялась новыми экспонатами, однако часть церковных сокровищ не дошла до наших дней. В 1378 году значительную долю ценностей храма забрал полководец Витторе Пизани и передал Венеции. Затем, в начале 15 века, Котор занял деньги под залог нескольких реликвий собора. Как не старались горожане, одолженную сумму они вернуть не смогли, и ценности были изъяты в счет уплаты долга.
А в 1813 году во время французской оккупации генерал Готье распорядился взять часть предметов (в том числе и 33 серебряных реликвария), хранящихся в сокровищнице, и переплавить их на монеты.
Экскурсия по музею собора Святого Трифона
Первая часть выставки
В сокровищницу собора Святого Трифона ведет лестница, находящаяся возле главного входа. Она появилась после землетрясения 1667 года. Подъем из 40 широких ступеней построили, дабы укрепить северную стену и сделать более красивым и удобным доступ к капелле, в коей хранятся реликвии.
У подножия лестницы расположен каменный люнет 13 века, перенесенный сюда из церкви Святого Креста (ныне несуществующей). Над ним - витраж, работа хорватского скульптура Иво Дулчича.
При подъеме можно посмотреть расположенные на стене архитектурные фрагменты со зданий прошлых веков.
На фото - часть алтарного ограждения. Выполнена из известняка неизвестным мастером, имеет длину 81 см, высоту 29 см, ширину 14 см. Датируется второй половиной 11 столетия.
Скульптура, изображающая святого Трифона в юности. В правой руке Трифон держит крест, левая поднята в христианском приветствии.
Автор работы также неизвестен. Высота статуи из известняка 78 см, ширина - 19 см.
Согласно официальной версии она датируется 12 столетием, хотя некоторые исследователи утверждают, что скульптура была выполнена гораздо раньше и могла остаться от украшения первого собора, построенного Сараценисом.
На одной из стен размещено довольно большое деревянное распятие 15 века, выполненное в готическом стиле.
Капелла собора Святого Трифона
Над входом в капеллу висят картины и иконы.На одной из стен размещено довольно большое деревянное распятие 15 века, выполненное в готическом стиле.
Капеллу делит на две части ажурная решетка, окрашенная в красный цвет. Она была изготовлена в 1652 году в Венеции. На решетке висит распятие, которое старее не только изящного ограждения, но и самой капеллы - оно датируется 13 веком. По преданию его которскому ордену францисканцев подарила Елена Анжуйская.
Доступ в ту часть часовни, что за решеткой, закрыт для туристов и паломников. Именно в огороженной части помещения пребывают священные останки Трифона Фригийского (ныне в храме хранится только голова, другие части тела были вывезены из города). В феврале, когда отмечается день этого святого, мощи покровителя Котора проносят по улицам города в ходе торжественной религиозной процессии.
Но и в открытой части капеллы тоже есть на что посмотреть.
Значительную часть экспонатов составляют реликварии - выполненные из драгоценных металлов руки/ноги/бюсты, в которых хранятся частички мощей какого-либо святого. Как правило, все это мощи святых неразделенной церкви, однако встречаются и останки католических святых.
Северная галерея
Кроме того, за пределами капеллы находится пара галерей, в коих выставлены на обозрение некоторые сокровища собора.Значительную часть экспонатов составляют реликварии - выполненные из драгоценных металлов руки/ноги/бюсты, в которых хранятся частички мощей какого-либо святого. Как правило, все это мощи святых неразделенной церкви, однако встречаются и останки католических святых.
На фото - реликварий в виде бюста Марии Магдалины. Выполнен из серебра неизвестным которским мастером.
Внешний вид скульптуры определялся тем, что в ней заключено - то есть в серебряную руку помещен фрагмент руки святого и т.д. На сегодняшний день в храме хранится порядка 50 подобных реликвариев.
Почти все они выполнены которскими ювелирами в период с 14 по 18 век.
В одной из витрин среди реликвариев расположена пышно украшенная монстранция - дароносица, используемая для внелитургического почитания Святых Даров. Данная дарохранительница была сделана мастерами аугсубгской школы в 18 веке и подарена собору Св.Трифона австрийским императором Францем Иосифом в 1875 году.
В одной из витрин среди реликвариев расположена пышно украшенная монстранция - дароносица, используемая для внелитургического почитания Святых Даров. Данная дарохранительница была сделана мастерами аугсубгской школы в 18 веке и подарена собору Св.Трифона австрийским императором Францем Иосифом в 1875 году.
Еще один реликварий, выделяющийся на фоне остальных. В нем хранятся не мощи святого, а частички креста, на котором распяли Иисуса. Реликварий датируется 16 веком.
На стенах висят картины, изображающие Христа или Святых.
Представлено и несколько старинных толстых книг.
Еще одна монстрация и чаши для вина 17-18 веков.
Очень красивое кадило.
Терраса
Пройдя до конца первую галерею, посетители оказываются в северной башне церкви, сквозь зарешеченное окошко которой открывается вид на дворец Драго.Через колокольню можно выйти на террасу над центральным входом.
Высота там небольшая, но посмотреть с этого ракурса на площадь все равно интересно.
Скульптура на площадке.
Южная галерея
Далее через южную башню можно попасть в еще одну музейную галерею.В ней в основном представлены картины и облачения священнослужителей (18-19 века).
Статьи о других церквях и музеях Котора вы можете найти в этом разделе сайта.
Комментарии
Отправить комментарий