Пераст: ризница церкви Св. Николая.

Церковь Святого Николая в Перасте примечательна не только высокой красивой колокольней и сочетанием старого здания с подобравшимся к нему вплотную недостроенным монументальным собором, но и тем, что при ней работает один из немногих на территории Черногории церковных музеев. 


Несмотря на то, что учреждение принадлежит католической церкви и подавляющее большинство его экспонатов связано с религией, выставка способна рассказать не только о церкви, а вообще о прошлом Пераста. Роскошные и дорогостоящие предметы являются неоспоримым свидетельством тех времен, когда небольшой городок в Которской бухте переживал период своего расцвета, а его жители были успешны, богаты и щедры. 
2

Кроме того, некоторые вещицы являются настоящими произведениями искусства старых мастеров. Оценить их можно вне зависимости от отношения к христианству в целом и католицизму - в частности.



Музей размещен в центральном нефе неоконченного храма и в двух ризницах, примыкающих к нему.
4

Таким образом, он состоит из трех небольших помещений.
В первом расположены витрины с множеством ценных экспонатов.



Прежде всего, это различная церковная утварь.


Практически все предметы выполнены из серебра и украшены красивыми рельефами и тиснением.
6

7

Кувшинчки.


Чаши, использующиеся во время Святого Причастия.


10

Фрагмент монстрации с первого фото поста.
Монстрация - это разновидность дароносицы. В центр ее помещается освященная гостия.



Кадило.


Еще один интересный образец.
13

А это распятия, выставляющиеся на алтарь.
24

25



27

28

Над витринами развешено и несколько старых больших деревянных крестов с распятым Христом. 
29

30

Приходской храм Святого Николая имеет коллекцию мощехранительниц и выставлены они не в помещении, использующемся для богослужений, а как раз в церковном музее.
14

Мощевики появились благодаря состоятельным перастским морякам. Они закупали их во время своих плаваний и привозили в дар родному городу. Практически все реликвии были приобретены в столице республики - Венеции.


16

Какие именно мощи хранят сосуды туристам и паломникам остается только гадать, так как экспонаты не подписаны (практически у каждого объекта стоит табличка с номером, но расшифровки посетителям, к сожалению, на сегодняшний день не предложено). 
17

Однако мощехранительницы и просто интересно поразглядывать, так как многие предметы выглядят весьма красиво.
18



Тонкая работа старых мастеров.
20

Несколько мощевиков изготовлено в виде рук и ног. Декора на них мало и впечатляют они меньше, зато такие хранилища сразу наглядно демонстрируют, кусочек какой именно части тела помещен внутри.


В первом зале под стеклом также получится увидеть оригинальное кружево, созданное жительницами Пераста.


В данном ремесле они достигли немалых успехов.


Что неудивительно, ведь плетение кружева было традиционным занятием местных девушек и женщин. Ожидая любимых из дальнего плавания, они проводили за этим делом долгие часы.


Тут же представлено с несколько икон итало-критской школы.
34

35

36

И почти на всех изображена Богородица с младенцем.



38

39

40

Далее мы попадаем в недостроенный центральный неф собора. Фрагменты его оформления и алтарь я показывала в статье про церковь Святого Николая. Оказаться внутри этой зоны очень интересно, но экспонатов тут совсем мало.
41

42

43

Так что переходим в третье, последнее помещение.



Его главная выставка - церковные облачения 16-17 веков.







Наиболее ценным образцом являются литургические одеяния знаменитого уроженца Пераста, Андрии Змаевича. Они были заказаны в Венеции в 70-х годах 17 века, после того, как Андрия получил титул барского архиепископа и примаса Сербии.
50

Облачения Змаевича, украшенные фамильным гербом с драконом, демонстрируют манекены. Они размещены в центре зала в отдельной витрине.
49

В верхней зоне, над витринами, развешаны картины. В том числе и те, что ради сохранности были перенесены из других церквей Пераста.


На некоторых полотнах написаны сцены.


Другие просто изображают Богородицу, Христа или святых.
56

57

58

Отдельно стоит отметить несколько полотен, размещенных во всех трех помещениях музея. Их написал Трипо Коколя - самый известный барочный художник в восточной части Адриатического побережья. 
Картина из цикла "Чудеса Антония Падуанского" создавалась для перастского францисканского монастыря и его церкви Святого Антония. Эта работа из раннего творчества Трипо в настоящее время, к сожалению, весьма сильно повреждена.



Полотно с Паскалем Байлоном - испанским монахом-францисканцем, причисленным католической церковью к лику святых, тоже относится к раннему периоду в творчестве Коколя. Однако состояние этой картины уже гораздо лучше.


Еще один испанский святой - Викентий Феррер. 
44

16 медальонов, на коих отображены сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, принадлежат также кисти Коколя. Художник создал три цикла: радостные, славные и скорбные события. Такое деление является прямой отсылкой к тайнам Розария.
Медальоны окружают центральную икону Богородицы с Христом.
Данное произведение заказал Андрия Змаевич для своей капеллы Богоматери Розария. Спустя много десятилетий работу перенесли в приходской храм Святого Николая, а относительно недавно переместили в ризницу.



К слову, единственная в экспозиции скульптура тоже связана с Розарием.
Дата ее изготовления неизвестна, но в документах она впервые упоминается уже в 1620 году. Скульптура выполнена из дерева и названа "Царица Розария".
Четки, в большом количестве развешенные на фигурах и троне, появились уже в наше время, их оставили верующие.

59

По соседству представлено совсем чуть-чуть предметов, уже никак не связанных с церковью.


Тут, например, содержится несколько украшений и прекрасных поясов, являющихся неотъемлемой частью народного костюма.



Или вот штампы.


Ризницу возможно посетить только во время туристического сезона. Время работы - ежедневно с 8:00 до 18:00.


Билет приобретается внутри церкви, стоимость посещения на сегодняшний день составляет всего 1 €.


Комментарии