Пераст. Церковь Св. Николая.

Пераст - городок небольшой, однако в нем насчитывается более десятка храмов.
Главной для католиков с момента ее возведения была церковь Святого Николая (Crkva Svetog Nikole). Когда-то она играла роль религиозного сердца города и основного места сборов, а теперь стала одной из наиболее интересных достопримечательностей этого атмосферного черногорского поселения.

Храм находится примерно в середине набережной. Он стоит на центральной городской площади и издали заметен благодаря своей высокой изящной кампаниле (квадратной колокольне, возведенной рядом с церковью).


Храм построили здесь в те времена, когда Пераст уже вошел в состав Венецианской республики.
Первое упоминание о церкви относится к середине 15 века. Именно тогда братья Мортешичи нашли на скале в заливе икону, которую вскоре объявили чудотворной. Люди решили создать остров с храмом, где будет храниться святыня. Однако осуществление плана заняло немало времени и на протяжении долгих лет икона находилась как раз в церкви Святого Николая, куда ее почти сразу торжественно перенесли из дома Мортешичей. 
Правда, тогда храм выглядел иначе, в начале 17 века его перестроили.


А всего столетие спустя приобрела популярность идея построить новое здание. Город тогда переживал период активного развития и его обеспеченные жители пришли к выводу, что надо бы создать более просторную и богатую церковь, под стать созданной незадолго до этого монументальной кампаниле.
Планировалось также, что после окончания всех работ она будет иметь функции уже не просто приходского храма, а кафедрального собора. 


Окончательное решение о возведении собора было принято в 1723 году. Потребовалось некоторое время чтобы создать проект и собрать средства, необходимые хотя бы для первого этапа работ, и 17 лет спустя, в 1740 году, наконец был заложен камень в основание новой церкви.
Однако замысел так никогда и не был полностью воплощен в жизнь. Строительство закончилось в 1800 году из-за недостатка денег: Венецианская республика пала, парусными кораблями пользовались все реже из-за распространения парового двигателя, уроженцы Пераста потеряли свои высокие доходы и не смогли больше вкладывать средства в возведение пышного собора.
В тот период старое здание, как ни странно, снести еще не успели - работы начали за существующим храмом и на момент заморозки проекта стены собора как раз вплотную подобрались к приходской церкви. Поэтому ныне перед нами предстает микс из построек двух эпох - более старого и простого храма 17 века и так и недостроенного величественного здания 18 столетия.
4

Старая церковь по-прежнему используется для проведения богослужений, обрядов и молитвы, а в новой размещена ризница.
Давайте сначала посмотрим более старое здание. На этом фото видно кусок кампанилы и фрагмент крыши храма. На фоне выглядывает стена крепости Святого Креста.


Этот храм ориентирован в направлении восток-запад.
С восточной стороны построена квадратная апсида, в коей находится главный алтарь.
Основной декор расположен на западном фасаде с главным входом. Здесь мы можем наблюдать весьма красивые примеры каменной пластики в стиле ренессанс.
6

Оформление портала.
7

Самым заметным украшением тут несомненно является окно-роза с множеством лепестков, орнаментом и ангельскими головками.
8

Вообще, здание представляет собой однонефную базилику. Строили ее из камня, привезенного с хорватского острова Корчула.
9

У церкви также есть боковые двери с южной стороны.
На этой стене размещено несколько арочных окон с ажурными решетками.
10

Служба в храме проводится обычно только по воскресеньям и в дни больших праздников, так как количество прихожан в последние годы сильно сократилось.
Но во время туристического сезона здание гостеприимно открывает свои двери для туристов. За вход в ризницу (недостроенный собор) и колокольню берут символическую плату, а вот интерьер старой церкви можно осмотреть совершенно бесплатно.
На фото ее главный алтарь. Он был изготовлен в 17 веке венецианскими мастерами. Оформление выдержано в барочном стиле.
11

Известно, что на 1689 год в храме находилось шесть алтарей. Сегодня их три: центральный и два боковых.
12

Боковые алтари выполнены из мрамора также умельцами Венецианской республики. Центральное место на них занимают картины. На алтаре у северной стены это полотно с изображением Иисуса, несущего крест, у южной - Богородица с младенцем.
13

На одной из стен размещена кафедра, декорированная резьбой.
14

Каменная чаша для святой воды - подарок Андрии Змаевича.
Ее создали мастера с острова Корчула в 1660 году. 
15

Собор был ориентирован в противоположном от старого храма направлении. Его апсида построена на севере, а центральный фасад с главным входом должен был быть обращен к Адриатическому морю, дабы проплывающие мимо могли видеть храм во всей красе.
От нового здания успели построить две ризницы, центральную апсиду и часть главного нефа. Фрагмент основного помещения с апсидой хорошо видно сверху, например - с колокольни. Эта часть сильно отличается по высоте от остальной церкви.
В плане, к слову, стояла другая кровля, а еще купол, но так как строительство было брошено, пришлось сделать хотя бы такую крышу.


Перастский собор задумывался как впечатляющий трехнефный храм с богатым декором в стилях барокко и ренессанс. Проект создал венецианский архитектор Джузеппе Беати.
Камень для строительства на сей раз было решено взять из местной каменоломни.
17

Основание новой церкви составляло бы 30 на 40 метров. 
Каждый неф завершался с северной стороны апсидой. На фото на переднем плане - многоугольная апсида бокового нефа, повыше - полукруглая центральная апсида. За ней торчит церковная колокольня, о которой на сайте есть отдельная статья.


Высота апсиды главного нефа впечатляет.
19

Если смотреть на храм с юга, за старым зданием получится увидеть и часть нового.


Фрагмент великолепной каменной пластики.
21

Она же с другой стороны.


А вот кусочек собора с западной стороны. Эта часть здания зажата меж колокольней и старой церковью.
23

Бюст, размещенный прямо на стене.


До наших дней сохранилась деревянная модель собора, выполненная самим архитектором. Она выставлена внутри недостроенного здания, сегодня играющего роль музея.
25

Макет весьма наглядно демонстрирует, как должна была выглядеть церковь.
Причем оценить можно не только внешнее убранство, но и устройство храма внутри.


Северная сторона собора, которую как раз и удалось воспроизвести.
27

Что и говорить, церковь должна была получиться очень красивая.
28

Строители успели не только возвести кусок основного нефа, но и частично оформить его внутри.
29

Главная апсида, накрытая конхой.


Фрагмент потолка. Тут должен находиться купол.


На стенах можно увидеть пилястры с каменными капителями.


Западная стена.


Окошко, прикрытое деревянной ставней. Ставня появилась уже после того, как стало очевидно, что храм достроить не удастся.
34

Для церкви даже успели приобрети большой и красивый алтарь, выполненный из мрамора разных видов.


Его украшают четыре впечатляющие фигуры ангелов.
36





Рельеф на антепендиуме крупным планом.


Кроме недовершенного интерьера собора и макета, билет в ризницу дает шанс увидеть еще много различных экспонатов. Но о них будет подробный рассказ в другом посте.


Комментарии