Росе. Крепость и док для подлодок.

Примерно в 10 минутах ходьбы от набережной поселка Росе находится небольшое укрепление, которому уже более 120 лет. Это один из многочисленных военных объектов, возведенных австро-венграми в период их владения Бокой Которской.

Среди других фортификаций крепость в Росе выделяет то, что площадка перед ней связана с туннелем для подводных лодок. Спуститься в док для подлодок возможно и по сей день.

Однако, обо всем по порядку. Давайте сначала осмотрим само укрепление.


Вообще, армия Австро-Венгерской империи построила в Росе батарею, состоящую из нескольких орудийных площадок, склада боеприпасов и укрепленной казармы. Площадки для орудий располагались отдельно, пониже, и сегодня сильно разрушены.
Мы совершим экскурсию по зданию казармы.
2

Казарма расположена уже за пределами небольшого поселения. Она построена поближе к западной оконечности полуострова Луштица, на склоне холма.


Здание стоит примерно посередине между морем и вершиной.
Вот так сооружение выглядит с воды. Фасад укрепления выглядывает из-за кипарисов.
В нижней левой части этого фото также можно разглядеть док для подводных лодок и правее - один из арочных входов в него.


Крепость неплохо скрывают деревья и кустарники. Однако у ее северной башни, рядом с которой расположен вход, растительности не слишком много, так что здесь можно на минутку задержаться и посмотреть на окрестности. Тем более что лучше видовой точки на объекте все равно не будет.
5

Обзор в сторону черногорско-хорватской границы. Где-то там, на склоне более высокого холма, расположены другие бывшие австро-венгерские военные объекты: крепости Верхняя Кобила, Нижняя Кобила и еще одна казарма, построенная в дополнение к ним. Фоторепортаж из последней я уже достаточно давно публиковала тут.


Кусочек Боки Которской.


Казарма в Росе строилась в тот же период, что и расположенные поблизости мощные крепости Кабала и Луштица. По замыслу военных она дополняла второй пояс обороны бухты, основу которого составляли как раз форты Луштица, Кабала и две Кобилы (верхняя и нижняя). 


В плане казарма представляет собой прямоугольное двухэтажное строение с двумя выступами-башнями, расположенными на северо-восточном и юго-западном углах.
9

За южной стеной укрепления австро-венгры сделали подпорную стену.


Несмотря на то, что основной функцией сооружения было размещение гарнизона, в здании кроме окон имеются и достаточно многочисленные длинные узкие бойницы.
11

Фасад крепости сложен из блоков локального светлого камня. Выглядит он строго и просто, никаких декоративных элементов здесь не было предусмотрено.


Укрепление уже долгие годы заброшено, но в Черногории это типичная история для военных объектов австро-венгерского периода.
13

Реставрировать казарму в обозримом будущем не планируют, но существует вероятность, что территорию сдадут в длительную аренду предпринимателям - для обустройства тут туристических апартаментов или отеля. В настоящее же время крепость все еще открыта для всех, желающих ее осмотреть.


Прежде чем мы отправимся внутрь - еще несколько фото снаружи.
15

Оконные проемы ранее закрывались металлическими ставнями, но за те годы, что укрепление заброшено, их успели утащить цыгане. Так что над окнами остались только козырьки.
Такие же можно увидеть у соседей объекта - упоминавшихся ранее фортов Луштица и Кабала.


Фрагмент северо-восточной башни.


Северная стена.
18

Маленькие бойницы на нижнем уровне башни.


От укрепления раньше было несколько спусков вниз. Сейчас лестнички с территории крепости уводят в густые заросли, пройти там просто нереально.
20

Каменные ступеньки спусков все больше скрываются подо мхом. Кажется, еще немного - и зелень совсем спрячет их от людских глаз.
21

Колодец неподалеку от входа.


Вход в здание, кстати, всего один и расположен он с восточной стороны. 
Над ним до сих пор висит табличка с годом окончания строительства - 1897-м, и названием.
Несмотря на то, что объект находится у деревни Росе, в австро-венгерских документах он обозначался как "Wachhaus Сaballa" - то есть караульный дом Кабала.  


Если снаружи крепость сохранилась хорошо, то внутри - полнейшая разруха.
24

Перекрытия между этажами со временем полностью обрушились, так что для осмотра ныне доступен только нижний уровень.
25

Ну разве что можно еще подняться на верхнюю лестничную площадку.
Лестница была сделана достаточно добротная, а потому пока что пребывает в целости. Находится подъем возле входа, в северо-восточной части укрепления.
26

Небольшой проем над лестницей.
27

Вид с площадки направо.


Взгляд вниз, на коридор первого этажа.
29

Фрагмент у входа с заложенным окном, выходящим на восточную сторону.
30

Спускаемся обратно, вниз.
31

Пространство под лестницей.


Камнем, кстати, заложили не только окно у дверей, но и некоторые бойницы.


Произошло это уже после ухода австро-венгерской армии.


Внутри казармы имелась отделка. Стены были окрашены, причем, как мы можем видеть сегодня - неоднократно.
37

Штукатурка, конечно же, за это время успела осыпаться - время и высокая влажность сделали свое дело.


Так что сегодня многие стены выглядят очень ярко - слои разных лет и цветов перемешались меж собой, составив пеструю картинку.


Через окна второго этажа наверняка могли бы открываться неплохие панорамы, но в них, увы, теперь не заглянешь. Снизу же картинка довольно скромная.
40

По большей части видно одни кусты, да кое-где еще фрагменты самой крепости.
41

Выходы в помещения находятся только по одну сторону коридора - северную.
42

Заканчивается коридор выходом в башенку. Стены тут тоже были окрашены.


Взгляд вверх - на кровлю из рифленого листа, которая должна быть знакома тем, кто бывал в других австро-венгерских крепостях конца 19 века.


Так как здание достаточно скромных размеров, простое в плане, да и к тому же внутри сильно руинированное, то осмотр его много времени не займет.
33

Даже если будете не торопясь обходить все помещения - на тур вряд ли уйдет больше 10 минут.


Учитывая все характеристики, только ради этого укрепления, конечно, ехать или идти сюда специально вряд ли бы стоило. Если бы не одно но: под крепостью находится док для подводных лодок (potkop Rose), который является довольно любопытной и необычной достопримечательностью. Вместе с казармой он составляет единый комплекс.
Спуск в туннель для подлодок находится не в самом укреплении, а на территории рядом с ним - в склоне холма, слева от здания казармы, если стоять спиной к морю. 
Ранее вход было несколько затруднительно отыскать из-за обилия растительности, но весной 2019 года территорию немного почистили от травы, кустов и некоторых деревьев, так что увидеть его ныне несложно.


Все сооружение создано уже в югославские времена.
Пройдя через входную арку, мы оказываемся в туннельчике. 


В конце его находится ничем не огороженная дыра с длинной вертикальной лестницей.
47

Выглядит интересно, но, честно говоря, пользоваться этой лестницей я бы не советовала. В основном потому, что спуск длинный и карабкаться придется по кромешной темноте. Держать в руке телефон или фонарик неудобно из-за конструкции самой лестницы, так что если только у вас нет с собой налобного фонаря - лучше сюда не лезть.
Тем более что в док выйдет попасть и по другому пути - со стороны моря имеется сразу несколько входов. Дойти до них пешком от ворот крепости получится всего за несколько минут.


В итоге вы окажитесь на большом бетонном причале, построенном во второй половине прошлого столетия.
Интересно, что в 2003-2005 годах на этой площадке и внутри самого дока несколько лет проводили летний фестиваль электронной музыки "Entrance". Мероприятие пользовалось популярностью и было весьма посещаемым, но его закрыли. Отчасти потому, что фестиваль оказался слишком шумным и мешал местным жителям, отчасти из-за дурной славы - говорят, на нем распространяли наркотики.


Через этот проем судно попадало внутрь.
56

Можно зайти там, а можно через арки, сделанные в склоне холма.


За арочными проемами скрыты небольшие туннельчики, которые вскоре приведут вас в главное помещение - туннель с морской водой.
Вдоль его стен расположены узкие причалы, благодаря которым сооружение возможно полностью обойти.


Длина туннеля, прорубленного в скале, составляет более 100 метров, ширина водной части - порядка 8 метров.
Глубина тут около 5-6 метров, однако у входа в док она увеличивается в несколько раз.
54

Как и крепость-казарма на холме, док Росе в настоящее время заброшен. Ранее он служил для ремонта и обслуживания судов. Еще одной задачей сооружения было предоставление укрытия в случае бомбардировки неприятеля.
Тут располагалась автономная электростанция и система вентиляции, хранилось топливо. 
На Луштице имеется еще два подобных дока, Раките и Спилице, но официально они закрыты для посещений, так как формально до сих пор принадлежат военно-морскому флоту Черногории. Кроме того, есть информация, что один из доков заминирован. Так что для посещений доступен только вот этот - возле Росе.


Строительство доков Раките и Спилице на Луштице было начато в период Австро-Венгерского правления, а вот док в Росе создали только в югославские времена, в 70-е годы 20 века. Первые два предназначались для надводных судов, а туннель Росе строился для подводных лодок.
Отличается и его дальнейшая судьба - он использовался по назначению до 90-х годов прошлого столетия. В 1995 году было подписано Дейтонское соглашение, согласно которому данный участок оказался в демилитаризованной зоне. Военные были вынуждены покинуть док Росе, с тех пор он и заброшен.


Кроме бетонного причала на улице и длинного туннеля для лодок внутри, у объекта имеется несколько достаточно просторных помещений по правой (если стоять спиной к морю) стороне от туннеля. В них ранее располагались необходимые механизмы и устройства, там же находится та самая вертикальная лестница, связывающая док с казармой наверху и два туннельчика с выходами наружу.


Даже после того, как сооружение перестали использовать, внутри осталось немало всяких деталей и устройств. Но буквально за несколько лет все украли, так что теперь в помещениях практически ничего нет.
На фото - то немногое, что можно еще увидеть внутри дока.
52

Еще в 2011-м году говорилось о планах превратить все три дока Луштицы в туристические объекты, но реально ничего не сделано и по сей день.


Летом в док Росе заплывают с экскурсией туристические катера. Однако туннель доступен и для самостоятельных посещений и они не менее интересны. 
Тем, у кого нет возможности поехать на машине, нужно приплыть на рейсовом кораблике из Херцег Нови в Росе и далее немного прогуляться пешком. Маршрут от главной пристани поселка до входа в док и/или крепость займет в районе 10-15 минут.
Указатели на достопримечательность, к сожалению, отсутствуют, но найти ее несложно: необходимо дойти до выезда из деревни (если стоите на набережной лицом к морю - то идете вправо вдоль берега) и продолжать путь по автомобильной дороге. 
63-1

Если хотите посмотреть казарму - следуйте до первой петли серпантина. Прямо от поворота следует начать подниматься наверх, крепость практически над ним.
У петли серпантина также будет ответвление - гравийка, уходящая прямо. Эта дорога привет к доку, но спуститься к нему можно и раньше, по тропинке. Вернее, когда-то это тоже была дорога, однако сейчас она заросла и совсем разбита. Тропа будет по правой стороне, напротив автомобильной парковки (дорожного кармана под скалой).


До дока получится доехать на автомобиле, но финальный отрезок пути достаточно некомфортный - это макадам. В конце и вовсе совершенно отвратительный. Так что тем, кто на обычном городском авто, придется завершить поездку пораньше - на середине гравийки или даже ранее, на нормальной асфальтированной дороге, а остаток пути пройти пешком.
Если сперва хотите осмотреть крепость-казарму - машину лучше оставить у поворота на макадам.


Если нужно только к доку - тогда удобнее припарковать авто чуть пониже, в кармане под скалой, перейти дорогу и спуститься вниз по тропинке.



Комментарии

  1. Здравствуйте! Спасибо за Ваши публикации. А кораблики осенью ходят? Или только летом? Может, можно от Крашичей дойти? Или слишком далеко?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!

      Пожалуйста! 😊

      Вот здесь : https://www.balkanstravel.ru/2018/09/rose-transport.html есть расписание корабликов Loro, до пандемии они ходили круглый год ( за исключением дней, когда ливень или в море большие волны). Сейчас надо на месте узнавать, из-за коронавируса пока многое не восстановилось.

      От Крашичей далековато, там часа 2,5 где-то пешком выйдет, может чуть больше, так как часть пути придется в горку подниматься.

      Удалить

Отправка комментария