Монастырь Ратац.

Самый большой разрушенный монастырский комплекс на территории Черногории находится на мысе между населенными пунктами Бар и Сутоморе, на крайней северо-западной точке Барского залива.

Называется он Ратац (Manastir Ratac). Это сокращенное имя, пошедшее от топонима участка суши, выбранного для возведения обители. Слово "ратац", в свою очередь, означает "маленький мыс".

Когда-то комплекс носил официальное название "монастырь Святого Михаила Ратачкого" (или "San Micaele de Reteza" на венецианский манер). Однако позднее аббатство начало фигурировать под именем Святой Марии Ратачкой ("Santa Maria de Rotezo" по-итальянски или "Samostan svete Marije Ratačke" - на черногорском, сербском и хорватском языках). В качестве основания для переименования выступила чудотворная икона, благодаря которой обитель на мысе стала популярным местом паломничества.


Основал монастырь католический орден бенедиктинцев, приплывших сюда из итальянского Монтекассино.
Первое письменное упоминание о аббатстве относится к 13 веку, а точнее - 1247 году. Специалисты сходятся на том, что возник он значительно раньше, однако когда именно - точно неясно. Некоторые утверждают, что в 9 столетии, другие исследователи указывают на начало 11-го.


Со временем владения монастыря стали весьма обширны. В его подчинении оказалось немало более мелких церквей области. Бенедиктинцам принадлежали земли в Спиче, Шушне, Паштровичах, а также некоторые црмничкие деревни. Монахи выращивали виноград и маслины.
Но аббатство получало солидные деньги не только благодаря земледелию и скотоводству, а еще и продавая красный камень, добытый на Голом холме. Этот материал достаточно высоко ценился и одно время пользовался популярностью. В частности, его закупал Дубровник (современная Хорватия). Монастырь, к слову, вообще имел тесную связь с Дубровником, возле коего также находилась обитель ордена св. Бенедикта.
От любых налогов и сборов монахи с Ратца были освобождены взамен за оказание дипломатических услуг.


Паломники из всех слоев общества посещали Ратац, дабы поклониться иконе Богородицы и ценным христианским реликвиям, хранящимся в обители. Многие из них прибывали с дарами, а некоторые даже оставляли завещания, по которым все имущество или солидная его часть отходила монастырю Святой Марии Ратачкой.
Моряки, возвращаясь после продолжительных плаваний, привозили подарки из дальних краев, таким образом выражая Богородице признательность за успешное завершение путешествия.
Благодаря всему этому аббатство стало очень богатым. Настолько, что даже занимало деньги правителям.
4

В период своего расцвета Ратац являлся центром округи, причем не только духовным. Он имел большое общественно-политическое влияние. Дипломатические услуги, оказанные сербским, зетским, боснийским и албанским династиям, посредничество в важных вопросах - все это поставило обитель в привилегированное положение.
За ее стенами собирались образованные и просвещенные люди. Скорее всего, именно здесь писался ценнейший сербский документ - "Летопись попа Дуклянина".
С 14 века тут проводились театральные представления. А в середине 15 столетия упоминается больница, работавшая на территории монастырского комплекса. В ней лечились не только монахи, но и прокаженные.


С конца 14 века Ратац с переменным успехом пытались заполучить разные государства и правители. 
В 15 столетии он то и дело переходит то к Сербской деспотии, то к Зете, то к Венецианской республике.
В ходе военных столкновений аббатству неоднократно наносят ущерб, но его восстанавливают и укрепляют. Именно в это время монастырь окончательно превращается в небольшую крепость. Укрепление мыса на некоторое время обеспечило безопасность и монахов, и местных жителей, получивших возможность в случае чего укрыться за крепкими стенами.


С 16 века начались еще и регулярные нападения Османской империи.
В 1532-м турки разорили владения бенедиктинцев и запретили им собирать урожай. Монахам, лишившимся практически всех доходов, пришлось расселиться по другим обителям Адриатического побережья, унося с собой книги, документы, драгоценности и реликвии. В данном же районе остался всего один приходской священник.
С 1571-го по 1878 год вся область входила в состав Османской империи. Но турки даже после получения данных территорий не оставили в покое монастырь Святой Марии Ратачкой. В начале своего правления они опять подожгли его и сломали часть построек.


При том известно, что в период с 32-го по 80-е годы 16 века, монахи еще как минимум один раз возвращались в свою славную обитель. До наших дней дошел венецианский документ 1574 года, в котором говорится о нескольких бенедиктинцах, живущих на мысе Ратац. 
Но спустя пять лет они вновь вынуждены были бежать, и на сей раз уже навсегда. Практически все, что монахи не смогли забрать с собой, вскорости было разворовано или уничтожено. Монастырские земли быстро поделили и они обрели новых владельцев.


Но даже тут история разрушений аббатства не закончилась.
В начале 17 века ему вновь нанесли ущерб турки. Потом, в 1645 - 1669 годах, во время войны между Османской империей и Венецианской республикой за остров Крит, ставшей известной как Критская или Кандийская война, монастырь получил дополнительные повреждения. Тогда у мыса произошло столкновение между венецианскими кораблями и улциньскими пиратами.
В начале 1870 года один житель Спича нашел внутри бывшей обители солидное количество венецианских золотых монет. Мужчина честно сообщил о находке и передал деньги барскому архиепископу Карло Потену. Весной того же года Ратац был перекопан в поисках других сокровищ. Если попытки и увенчались успехом, то во всеуслышание об этом рассказывать никто не стал.
В 1877-м во время борьбы с османами за Бар руинами воспользовалась черногорская армия.


В 1914 году были проведены исследования комплекса, сделаны его фото и чертежи.
Во время Второй мировой войны итальянцы заняли монастырь и превратили его в свое укрепление. Именно тогда средневековому аббатству нанесли самые сильные повреждения за всю его многовековую историю.
А в конце 50-х уже Югославская народная армия разрушила монастырскую башню, находившуюся на северо-восточном углу и служившую изначально то ли для обороны, то ли для размещения колоколов.
В 1961 году монастырь Святой Марии Ратачкой получил статус памятника культуры II категории, который сохраняется за ним и по сей день.


В 80-х годах прошлого века осуществили археологические исследования территории. Планировалось также законсервировать остатки зданий, восстановить некоторые из них и превратить аббатство в туристический объект с музеем и/или сценой для мероприятий. Минуло уже четыре десятилетия, но реализовать проект так и не удалось.
Зато в 2002 году прошли работы по "восстановлению" могил ратачких монахов, инициированные церковью. Они осуществлялись без надзора специалистов, вследствие чего сделали все очень грубо, нарушив основные принципы консервации. Гробницы покрыли камнем и оштукатурили, в процессе нанеся весомый урон другим объектам. Ранее четко видимые остатки стен и фундамента самого старого храма стали неразличимы, а некоторые части монастырского комплекса приобрели вид мощеных террас.


Бывшая обитель на мысе Ратац по-прежнему находится в собственности католической церкви. Любопытно, что хоть руины и расположены в општине Бар, но относятся они не к архиепархии Бара, а к Которской епархии.
Монастырь в настоящий момент все также заброшен и открыт для бесплатных посещений в любое время.


Аббатство стоит на возвышении, примерно в 30 метрах над водами Адриатики. Оно построено на самом краю мыса.
13

Чтобы попасть к достопримечательности, нужно совершить прогулку по небольшой рощице, состоящей, преимущественно, из хвойных деревьев. Хотя встречаются тут и другие виды, например - эвкалипт.
14



Проще всего зайти внутрь разрушенного монастыря, пройдя вдоль восточной стены. Тут есть широкая, хорошо расчищенная тропинка.


Вход в аббатство.

В настоящее время посетители попадают в недлинный широкий проход, из которого по короткой каменной лестничке получится подняться в наиболее доступную для осмотра часть комплекса.
18

Это, прежде всего, базилика в романо-готическом стиле. 
Крыша у нее отсутствует, стены имеют умеренную высоту, а внизу, вместо пола - ступени и остатки различных строений, заросшие травой. Так что ощущения, что ты оказался внутри храма, нет совсем. Однако факт остается фактом.
Базилика Св. Марии должна была заменить старую церковь и вместить в себя многочисленных паломников, посещающих сию процветающую обитель. Данный храм стал бы украшением и гордостью области. Планировалось, что это будет самое большое церковное здание не только при монастыре, но и во всей округе, включая Старый Бар. Однако возведение объекта никогда и не было закончено.


Есть основания полагать, что в первых фазах постройки базилики участвовали мастера, причастные к созданию Высоких Дечанов - одного из наиболее известных и значимых монастырей Сербской православной церкви.
Для возведения главного храма обители был выбран участок в южной зоне. Строительство начали в середине 14 века, хотя фундамент, вероятнее всего, был заложен гораздо раньше - в 1303 году.


На внешней стороне северной стены церкви размещена табличка с латинской надписью. На ней указан год начала строительства - 1347-й, и имя аббата, при котором оно осуществлялось - Павло Руджера.


К слову, это не единственная надпись, высеченная на стенах старого монастырского комплекса.




Длина храма составила 27,15 м, ширина - 11,25 м.
Согласно традиции христианской архитектуры, вход расположили на западе, а алтарь на востоке. Под алтарной частью архитектор запланировал крипту.
У церкви должно было быть три нефа, центральный - гораздо выше и более чем в два раза шире боковых. Каждый неф завершался апсидой.
Главная имеет квадратную форму.
24

Одно из ее классических узких окошек.


Средняя апсида предназначалась для размещения алтаря.
В наши дни эта часть храма используется католиками по назначению.
Стоит заметить, что христиане бенедиктинскую обитель не забывали никогда.
Турки не препятствовали проведению богослужений на руинах, и с 18 века разрушенное аббатство стало биконфессиональным местом - то есть, использовавшимся приверженцами двух конфессий: католиками и православными. 
26

Последние заняли монастырскую капеллу, причем, как говорится в документе 1750 года - без дозволения католиков и при помощи османов. Через некоторое время католики капеллу себе вернули, но, несмотря на это, православные продолжили приходить на Ратац.
Наиболее известной и почитаемой ценности монастыря - иконы Блаженной Девы Марии тут уже, конечно, не было. Еще в 1443-м она была перенесена из обители в церковь Святого Георгия на территории Старого Бара. Сделали это ради сохранности святыни - католики небезосновательно боялись нападения турок со всеми вытекающими последствиями.
В Ратац чудотворная икона больше никогда не вернулась. Изображение хранилось в храме Св. Георгия почти 13 десятилетий. В 1571 году, когда Старый Бар отошел к Османской империи, икона исчезла. Есть предположение, что ее перевезли в будванскую церковь Святой Марии, но какими-либо серьезными доказательствами это не подтверждается.
Тем не менее, мыс вновь привлекал верующих и даже опять превратился в цель для паломничества. Хотя, разумеется, уже не столь популярную, как прежде. Но в церковные праздники здесь собирались христиане не только со всей округи, а еще и из других мест Черногории, а также Албании и Далмации.
27

Про службы на мысе Ратац даже есть народное предание. 
В 19 веке католики из разных локаций Барской општины - поселка Шушань и области Спич, поспорили о том, кто первый должен проводить праздничные мессы на Ратце. Решили, что сначала служба будет у тех, кто многочисленнее. Верующих из Шушня было больше, однако спичане решили приходить вместе с православными и, таким образом, выиграли право первенства. Взамен за оказанную услугу спичанские католики уступили монастырскую капеллу братьям-православным.
Однако в 1860 году католический архиепископ Карло Потен на проповеди сказал резкие слова, задевшие верующих другой конфессии. Подводить простых прихожан-католиков православные не стали, а потому, как и прежде, дважды в год шли на службу к монастырю, но в богослужении уже не участвовали. До окончания мессы, как рассказывают, они просто стояли в тени оливы, а потом вместе с соседями возвращались домой. Так продолжалось в течение 5 лет.
Вообще, стоит заметить, что в те времена миряне, да и низшее духовенство, были более чем терпимы друг к другу. Православный вполне мог прийти на службу к католикам, и наоборот. По большей мере это было связано со смешанными браками - когда первая половина семьи у тебя принадлежит к одной конфессии, а вторая - к иной, поневоле научишься веротерпимости. 
Конфликты же, как правило, происходили из-за церковного начальства. Особенно часто неприятные ситуации возникали, когда церковным главой становился приезжий, который оказывался неспособен понять местную толерантность. Народное единство в случае с Ратцем разрушили католический архиепископ Потен, упомянутый выше - немец по происхождению, и православный митрополит Милентий Спандонидис - грек.
28

Вся история целиком не подтверждается никакими документами, но вполне вероятно, что она правдива. По крайней мере, часть ее несомненно основана реальных фактах - и общие богослужения, и инцидент с высказыванием Карло Потена точно были.
Также доподлинно известно, что совместные службы окончательно прекратились в 1865 году. Было решено, что теперь католики все вместе собираются на руинах аббатства дважды в год - на праздник Тела и Крови Христовых и Вознесение Девы Марии, и проводят Мессы в недостроенной базилике. А православные использовали капеллу, за которой уже прочно закрепилось название "православной", и только 3 июня, когда празднуется день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.
Эта традиция сохранилась и по сей день. Разве что теперь православные тоже стоят в базилике, делая свой временный алтарь перед католическим.
Капелла использовалась ими для литургии до 1893 года. Затем был выпущен запрет на сборы внутри здания, так как оно находилось в аварийном состоянии.
Некоторые христиане также периодически приходят сюда и вне богослужений, чтобы поставить свечу и помолиться. Они до сих пор относятся к данному месту с большим почитанием.


Боковые нефы базилики завершались гораздо меньшими по размеру полукруглыми апсидами, накрытыми конхами.
30

Апсида на юго-восточном углу здания.
31

Длинный и узкий оконный проем в ее центре.
32

Апсида с северо-восточной стороны.
33

Слева боковая апсида, справа - фрагмент средней.
34

Вид на северо-восточную апсиду из базилики.
35

Для возведения храма использовался камень двух цветов - светло-серый и розовый. Розовый добывали в каменоломне неподалеку, на Голом холме.
Из камня создавали аккуратные каменные блоки и укладывали их в чередующиеся горизонтальные ряды. Сейчас от времени стены потемнели, а вот когда-то они выглядели весьма контрастно.


Заросшие травой каменные ступени в центральном нефе базилики.
39

Стены изнутри.


41

В юго-западном углу, на наивысшей точке мыса, стояла капелла - та самая, которой впоследствии долго пользовались православные.
Внутри храм был расписан. Еще в начале 20 века, несмотря на долгие годы запустения и негативного влияния сырости, на камнях можно было увидеть штукатурку с фрагментами фресок. Более того, тогда капелла хоть и требовала срочной поправки, но имела гораааздо более высокие стены.
К сожалению, сегодня росписей не увидишь, а от стен осталось лишь несколько нижних каменных рядов.


Церковь возвели в романском стиле в конце 12 или начале 13 века.
Исследователи отмечают тут отличную строительную технику.


Это было прямоугольное здание с одним нефом и полукруглой алтарной апсидой.
С северной стороны к апсиде примыкали две гробницы. Места захоронения мы можем увидеть и сегодня.


Под основным помещением имелась крипта. Спуск в нее осуществлялся через апсиду, в которой было специальное круглое отверстие.


Дина капеллы 5,5 м, ширина - 3,2 метра.
При помощи мелких пилястр она была поделена на две травеи. Cвод был полукруглым. Крышу покрывали каменные плиточки.


Прямо внутри базилики ранее стояла еще одна церковь. Теперь от нее не сохранилось практически ничего.
Если базилика и капелла видны хорошо, то распознать остатки третьего храма для простого посетителя - задача, в общем-то, невыполнимая. Ежели  не знаешь, что здесь была еще одна церковь - точно не догадаешься, ведь и стены, и алтарная часть уничтожены. Остались только так, кусочки фундамента.
Находился объект на верхнем уровне базилики и частично ее лестнице.


Между прочим, это было самое старое здание монастыря. Дата возведения церкви неизвестна, специалисты колеблются между 9 и 11 веком (отсюда и расхождения в периоде основания аббатства). Есть версия, что ратачкий храм был взят за образец при создании церкви Святого Луки в Которе.
Это было однонефное здание с прямоугольным основанием. Его украшали шесть пилястр, пространство внутри делилось на четыре травеи. В центре располагался купол.
У храма наличествовало два входа - главный на западе и боковой с северной стороны. Внутри пол покрывали красные плиты, а на стенах красовались фрески в романском стиле.
В юго-восточном углу располагалась ризница, пристроенная позднее.
38

Монастырские постройки окружали каменные стены, выстроенные для защиты.


Когда-то это был самый настоящий автономный укрепленный город, пусть и характеризовавшийся достаточно скромными размерами.
Известно, что у бенедиктинцев имелся свой водопровод. Вода поступала из источника, расположенного на расстоянии примерно одного километра на восток от обители.
47

Еще комплекс имел клуатр - обнесенный стенами четырехугольный монастырский двор с большой аркадой в романском стиле. Появился он в тот же период, что и капелла - в 12 или 13 веке.
К слову, исследователи выделяют как минимум 6 этапов перестройки и расширения монастыря Святой Марии Ратачкой.
Клуатр оказался практически целиком уничтожен в годы Второй мировой войны.
48

Сейчас в бенедиктинском комплексе более-менее расчищен только вход, территория базилики и капелла. Хотя, конечно, и тут полно растительности, но она не препятствует осмотру.


Очень много здесь зопника, который даже украшает руины.




Низкие кустики.


Та часть аббатства, где ранее был клуатр и разного рода хозяйственные и жилые постройки, мало того, что сильно разрушена, так еще и скрыта в зарослях. Настолько густых, что даже зимой уцелевшие куски зданий видны плохо.


Растительность вплотную подобралась и к крепостной стене, тянущейся с западной стороны.
55

За ее серой каменной кладкой - обрыв.
56

Как раз эта часть монастыря, кстати, является одной из классных обзорных точек. 
Вот вид на окраину Сутоморе.
57

Пейзаж с горой Вельи Град.
58

Мыс Черный.
59

И просто море до самого горизонта.
60

Обратите внимание, какой внизу красивый берег.


Особенно, конечно, хороша яркая водичка.


Такая прозрачная, что в штиль получится порассматривать морское дно прямо с крепостных стен.


Прежде чем двинемся дальше, кусочек панорамы крупным планом.
Желто-красная скала - тот самый Голый холм. Именно там раньше была каменоломня аббатства, на которой добывали камень необычного розового оттенка. 
А ежели очень хорошо присмотреться, то на вершине холма, примерно в центре этого фото, получится разглядеть вытянутую серую постройку. Это крепость Табия.


Если пройти мимо капеллы, можно выйти на южный край мыса. На этом участке тоже немало красот.


Тут расположились высокие сосны, наполняющие воздух чудесным хвойным ароматом.
66

Под ними плещется все та же яркая водичка.




Интересно, что во времена бенедиктинцев сосен тут не было. Мыс долгое время украшали лишь постройки, а деревья на Ратце посадили черногорские школьники только в 20-х годах прошлого века.


70

71

Ранее где-то под комплексом была своя пристань для небольших судов. Однако ее уже давно разрушили.

.
73

Пляж возле обители. 
Его, к слову, облюбовали местные нудисты - в теплое время года здесь дикий пляж, на который приходят любители позагорать голышом.


В несезон же и на самих руинах, и возле них обычно очень тихо и спокойно.


76

От центра Бара до развалин монастыря получится дойти за 45-55 минут. C главного пляжа Сутоморе путь займет где-то минут 20-30.

Если пешие прогулки не привлекают - есть вариант доехать на автобусе. Лучше выбрать локальный транспорт - автобус компании "Mediteran express", следующий по маршруту "Stari Bar - Čanj". Цены и расписание ищите здесь.
При условии, что вы движетесь из Бара, выходить лучше на первой же остановке в Сутоморе (садитесь со стороны дверей, как только проедете желтую табличку с надписью "Sutomore" - готовьтесь на выход). От остановки придется немного прогуляться в обратном направлении, но непосредственно до входа в монастырь путь займет всего около 3-5 минут.

Адриатическая магистраль проходит прямо возле мыса, перед хвойным парком. Добирающиеся на автомобиле смогут бесплатно припарковать его в одном из карманов, на краю рощицы (справа, если ехать из Будвы и, соответственно, слева, когда движешься из Бара). От парковки до бывшего аббатства останется пройти всего минуту-другую пешочком.


Комментарии

Отправить комментарий