Никшич. Собор Св. Василия Острожского.

Собор в Никшиче (Saborna crkva u Nikšiću) или храм Святого Василия Острожского (Hram Svetog Vasilija Ostroškog ) - это главная православная церковь Никшича и одна из его центральных достопримечательностей.

Комиссией специалистов было установлено, что данный объект:
- свидетельствует о социальных явлениях и культурном развитии в определенный период;
- представляет уникальный образец творчества своего времени;
- обладает художественной и эстетической ценностью;
- связан с важными историческими личностями;
- имеет исключительное значение для городского пейзажа и облика Никшича,
а потому храм был причислен к числу культурных памятников Черногории и поставлен под защиту государства.

Собор расположен в центре города, прямо у дворца короля Николы. 
Храм находится на возвышении и к его главному входу ведет длинная лестница. Она создавалась не только по практическим соображениям, но и должна была подчеркнуть величественность и масштабность всего сооружения.
В конце лестницы посетителей ждет ровная площадка с церковью, окруженной соснами. Деревья были высажены только после завершения строительства, но за прошедшие 120 лет они успели сильно вырасти. Их яркая зелень ныне круглый год служит дополнением к белокаменному собору.
3 

Под входной лестницей лежит площадь, названная в честь Шако Петровича - военачальника и первого губернатора Никшича после освобождения от турок (а еще кузена короля Николы I Петровича Негоша). В ее центре находится круглая клуба с колонной, которую венчает статуя Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом. 

Бронзовую скульптуру, которую иногда называют "Никшичкая Богородица", подарил городу российский скульптор Вячеслав Клыков в 2003 году. Высота памятника (без постамента) составляет три метра.
5 

Собор Св. Василия Острожского возводился по инициативе князя Николы Петровича Негоша, который после освобождения Никшича от турок с энтузиазмом занялся его развитием. Красивая величественная церковь должна была стать олицетворением набожности черногорского правителя, а заодно и его подданных. 
Впрочем, были и другие причины для возникновения храма. Строительство большой православной церкви было задумано сразу же после основания Захумско-рашской епархии, просуществовавшей с 1978 по 1931 год. Административным центром ее назначили Никшич, а значит, в городе надлежало возвести епископский дворец и собор. 
6 

Тем не менее, к работам достаточно долго не могли приступить из-за отсутствия денег. Подготовка к строительству была начата лишь в 1886 году и поначалу процесс шел очень медленно.
По предложению дворцового архитектора Йосипа Сладе для возведения собора был отведен холм Петрова голова. Выбор пал на него, во-первых, из-за близости городского кладбища, а во-вторых - потому, что подобная локация позволила бы новому храму занять доминирующее положение.
В 1988 участок начали подготавливать к строительству. Однако затем наступили тяжелые годы и все было приостановлено. 
7 

К созданию церкви удалось вернуться лишь четыре года спустя. В 1892 году был представлен проект, разработанный русским архитектором Михаилом Тимофеевичем Преображенским. Его отправил на помощь братской Сербской православной церкви Священный синод РПЦ.
Это была не единственная помощь Русской православной церкви. Синод выделил на строительство храма в Никшиче 75 тысяч рублей (что в пересчете на нынешний курс составило бы более полумиллиона евро). Денежную поддержку оказала также царская семья Романовых. 
В июле 1895 года на праздничной церемонии князем Николой Петровичем был заложен первый камень в основание собора. 

Возведение храма велось в период с апреля по октябрь, в холодные месяцы стройка останавливалась. Предметом гордости было то, что за все время не произошло ни одного несчастного случая, ни один работник не пострадал. 
Кстати, по свидетельствам, простым рабочим платили зерном, подаренным Россией. Еще в возведении церкви были задействованы солдаты, но труд военных не оплачивался.
Основной материал для создания собора добывали на расположенной поблизости каменоломне. Перед тем, как остановиться именно на этом камне, было взято несколько образцов горных пород из Никшича и его окрестностей. Их отправили на экспертизу в Россию, а по получению результатов был выбран наилучший материал.
После добычи солдаты доставляли камень к Петровой голове, выстраиваясь в живую цепь. В дальнейших работах с камнем принимали участие мастера из Боки Которской, а также с знаменитого хорватского острова Корчула и из Италии. 
9 

Основные строительные работы были завершены в 1899 году. В августе 1900-го прошло торжественное освящение собора.
На церемонии присутствовал Никола I Петрович с сыном Мирко; будущий король Сербии Петр I Караджордевич с двумя сыновьями; русские, греческие, черногорские дипломаты. Согласно изданию "Glas Crnogorca", всего в тот день у храма собралось порядка 12 тысяч человек, что по тем временам и для той Черногории (население которой было более чем в два раза меньше нынешнего) являлось весьма внушительной цифрой. На открытие церкви приехали люди из других городов страны, а также верующие из Боснии и Герцеговины.
Святым покровителем собора избрали Василия Острожского - одного из наиболее почитаемых святых Сербской православной церкви. Кроме того, храм было решено посвятить памяти черногорцев и герцеговинцев, погибших в войнах с турками в 1875-1880 годах. Так он стал символом свободной Черногории и борьбы ее народа за независимость.

Более тридцати лет церковь играла почетную роль главного храма Захумско-рашской епархии.
После ее упразднения объект 70 лет был просто главной церковью Никшича, а с 2001 года, когда была основана новая, Будимлянско-Никшичская епархия Сербской православной церкви, храм Св. Василия Острожского вновь приобрел почетную роль епархиального собора. Это звание он носит и по сей день.

Церковь спроектирована в виде вписанного креста. У нее одна одна апсида и купол, покоящийся на высоком барабане.
Длина храма составляет 33 метра, ширина 23 метра, а высота - 34 м. 
Преображенский, создавая проект, взял за основу традиционную храмовую архитектуру Черногории. Он даже специально приехал в Никшич, чтобы ознакомиться с местными особенностями и увидеть своими глазами участок, на котором будет стоять собор.
Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить, что храм весьма отличается от своих локальных собратьев. 

Прежде всего, благодаря нарочито крупному, массивному оформлению, имеющему черты русского модерна. 
У церкви высокие двери, огромные арочные окна, даже лестницы выделяются шириной, а их ограждение местами поражает величиной каменных блоков. А большие каменные каменные кресты на фасаде - и вовсе уникальный декор для местных церквей. 
Три распятия на западной стене имеют наиболее впечатляющий размер и украшены резьбой, остальные же поменьше и попроще.

У собора три входа. Боковые двери находятся с северной и южной сторон.
Они оформлены достаточно просто, их главное украшение - иконы в люнетах. На юге разместили святого Петра Цетиньского, на севере (на фото) расположено изображение святого Саввы Сербского.
15 

Центральный вход традиционно для храмов Сербской православной церкви сделан в западной стене.

Как раз над ним находится храмовая звонница. Ее высота составляет 14 метров, длина 5,3 м, а ширина 3,6 м. Венчает конструкцию позолоченный крест высотой 1,6 м. 
Внутри башенки висит 5 колоколов, отлитых в Италии. Их подарил собору Петр Караджорджевич. Самый большой колокол имеет высоту 1,15 м, диаметр 1,22 м и вес 1200 кг.  
13

Над бифорием звонницы установлены часы. Они появились значительно позднее остальных декоративных элементов, только в 1926 году. Это был подарок от часовщика Павле Пантелича из сербского Земуна. 
Диаметр циферблата равен 2,36 м.


Украшением порталу служит вырезанный в камне орнамент, а в люнете размещено изображение святого покровителя церкви.
17 

В проеме установлены деревянные двери, выкрашенные в белый цвет и украшенные золотыми крестами.
18 

Вид на вход с обратной стороны.
19 

Внутри пространство собора поделено на три нефа. Самый большой, центральный, завершается алтарем, сделанным в апсиде. От глаз туристов и верующих он отделен алтарной перегородкой - иконостасом.
20 

Внутреннее убранство храма не поражает роскошью или богатством. Интерьер может показаться даже простоватым, хотя, на самом деле, тут имеется немало красивых предметов, выполненных мастерами своего дела.
21 

В дневное время церковь отлично освещается благодаря солнцу, проникающему сквозь большие окна, а в вечерние часы включают старые люстры, свисающие с потолка.
22 

Первоначально предполагалось, что собор будет расписан фресками.
Князь Никола Петрович Негош хотел, чтобы их нанес живописец Урош Предич. Однако художник отказался, увидев объем работ, и стены церкви так и остались практически голыми. Их просто выкрасили белой краской, а в некоторых местах развесили библейские сцены в золотых рамах.
23 

На северной и южной стенах имеется напоминание о том, что это мемориальный храм. Здесь, над стасидиями, висит 35 табличек, изготовленных из меди. На них перечислены имена павших воинов, всего 3075 человек.

При оформлении церкви широко использовалось дерево. Из него, например, выполнен клиросный аналой и три стасидии подле него.
25 

А также все киоты.
26 

Они сделаны из одинакового дерева, оформлены в едином стиле и украшены ажурной резьбой.

Справа от алтаря стоит епископский трон.
28 

Он также сделан из дерева, а в качестве декора использованы резьба и позолота.
29 

Деталь оформления.
30 

Особое место в храме занимают два относительно новых каменных киота, размещенных по обеим сторонам от иконостаса.
В тот, что справа, помещена икона Богородицы с младенцем Христом,
31 

а в левом - Василий Острожский.
32 

Самая важная часть внутреннего убранства собора - иконостас, появилась в 1899 году. Это еще один подарок храму, в данном случае - от греческого мецената Андреаса Сингроса, решившего помочь Сербской православной церкви в Черногории. 
Вся алтарная перегородка выполнена из белого мрамора, лишь столбы у Царских врат и пара фрагментов подле них изготовлены из другого сорта камня. Ступени перед иконостасом также сделаны из мрамора.
Установкой перегородки занимались два греческих мастера, специально приехавших для исполнения этой задачи из Афин.
Ширина иконостаса составляет 8,5 м. В наивысшей точке его высота достигает 8 метров. 
33 

Позолоченные Царские врата создал монах из Подгорицы Василие Джиновски. Они имеют высоту 3,35 м и ширину 1,3 м. 
34 

Боковые двери немного ниже - их высота равна 3,15 м, и сильно уже - всего 90 см. 
35 

В самой верхней зоне иконостаса размещена сцена Тайной вечери.
В нижнем ряду находятся 4 престольные иконы, а над ними, посередине - еще 15 изображений. Три иконы, размещенные над Царскими вратами, имеют чуть большую величину. По обоим сторонам от них висит еще по 6 изображений размерами 80 на 34 см.  
Все иконы для алтарной перегородки собора Святого Василия Острожского были написаны русскими мастерами.

Соборный храм Никшича открыт для посещений ежедневно с 8 утра до 8 вечера.
Вход для всех свободный. 


Комментарии

  1. Храм шикарный! Снаружи выглядит очень круто! Жаль, что не получилось расписать внутри, было бы вообще бесподобно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, согласна, с фресками на стенах было, бы, конечно, гораздо эффектнее!

      Удалить

Отправить комментарий