Которский лапидарий (Kotorski lapidarijum), являющийся частью организации "Музеи Котор" (Muzeji Kotor), расположен на площади Кино в Старом городе, в церкви Святого Михаила.
Этот романо-готический храм и сам по себе является достопримечательностью. Впервые он упоминается в 1166 году. Тогда церковь находилась в составе бенедиктинского аббатства.
Однако храм существовал на этом месте задолго до монастыря и первой записи в документе. Благодаря проведенным в 80-х годах прошлого века археологическим и архитектурным работам стало известно, что изначально тут стояла трехнефная базилика. Скорее всего, ее возвели в 6 веке.

Позднее на смену ей пришла романская церковь, украшенная рельефами. Точная дата создания второго храма неизвестна, ясно только, что построили его, самое позднее, в 11 столетии.
Нынешний вид здание приобрело в конце 14 либо начале 15 века. Теперь оно представляет собой однонефный храм с полукруглой апсидой и высоким сводом. Он имеет ту же ширину, что и вторая церковь, но сократился в длину. Для постройки частично использовался материал от более старого объекта.
Из архивов известно, что у южной стены храма проходила одна из главных улиц средневекового Котора. Впоследствии город неоднократно менял свой облик, так что сегодня церковь Святого Михаила оказалась запрятана среди домов в стороне от наиболее оживленных улиц.
Ее западный фасад выходит на площадь Кино; к восточному вплотную примыкает кафе; у южного теперь находится узкий дворик; а у северного - короткая улочка. На фото вид как раз на северную стену.

Алтарная часть церкви, согласно традиции, размещена на востоке, портал на западе. Над входом в середине 15 столетия была пристроена звонница типа "прялка" на два колокола, но позднее ее разрушили и так и не восстановили.
В начале 19 века, в период французской оккупации, наполеоновские войска использовали храм в качестве склада. При этом была проведена его грубая адаптация под новые функции: алтарь вынесли, старые окна заложили и пробили новые, в здании сделали второй этаж установкой межэтажного перекрытия.
Только в 1980-1989 годах были осуществлены работы по реконструкции объекта, во время которых ему постарались вернуть тот вид, который был до прихода французов. В ходе реставрации каменные плиты с рельефами, размещенные в верхней части западной стены, были заменены на копии. Оригиналы для сохранности поместили в лапидарий.

Важную роль в интерьере церкви играли фрески. До наших дней чудом дошли их фрагменты.
Большая часть изображений датируется 15 веком. Автор фресок доподлинно неизвестен, но приписывают их местной знаменитости, Ловро Добричевичу - наиболее значимому готическому живописцу в этой части Адриатики.

В наилучшем состоянии пребывает роспись с восточной стены. Центральное место тут занимает фреска Христос Пантократор, написанная внутри конхи.

В прошлом веке во время исследований храма был обнаружен каменный декор (парапетные плитки, столбики, фрагменты алтарной перегородки) с рельефами дороманского периода. Находки выставлены внутри лапидария.
Здесь же представлен кусочек старого строения с небольшим фрагментом храмовой живописи (сохранились нижние части фигур святых).

После реставрации возвращать здание церкви не стали, а вместо этого со временем превратили его в музей.
Коллекция лапидария начала формироваться еще в 1906 году. С 1896 по 1907 год в соборе Святого Трифона проводились масштабные работы, благодаря которым были обнаружены фрагменты более старого храма. Их собрали и представили общественности во вскорости открытом музее. Тогда он размещался в церкви Богоматери Розария.
Там лапидарий благополучно оставался до окончания Второй мировой войны. А после 1945 года начались постоянные переезды с места на место.

Собрание каменной пластики какое-то время хранилось: в бастионе Рива возле Северных ворот, в церкви Святого Михаила, в подвале бывшей венецианской казармы. Пару лет часть экспонатов была представлена на площади Оружия, а затем всю коллекцию переместили в подвальное помещение Морского музея.
После большого землетрясения 1979 года некоторые предметы выставляли на площади возле церкви Св. Марии Речной, помещали в бастион Гурдич, церквях Св. Духа и Св. Павла.
Все эти многочисленные переезды, а также периодическое отсутствие надлежащей защиты, негативным образом сказались на коллекции - часть ценных камней потерялась, разбилась, была украдена или испорчена вандалами. В то же время, после работ по изучению и реконструкции романских храмов Старого города (церкви Св. Анны, Св. Марии Речной, Св. Павла и, собственно, Св. Михаила) собрание, напротив, обогатилось новыми экспонатами.
В начале 21 века часть музея наконец обосновалась в церкви Святого Михаила. Некоторую долю находок поместили на хранение в закрытые для визитов помещения, а оставшиеся предметы передали в другие места, например, Городской музей Пераста и Морской музей Котора.
В 2004 году лапидарий Котора официально распахнул свои двери для посетителей.
Сейчас в нем представлены не только фрагменты храмов, предшествовавших нынешним церквям Святого Михаила и Святого Трифона, но и кусочки многих других старых зданий Котора, а также старинные каменные плиты, найденные в иных поселениях муниципалитета.
В постоянной экспозиции лапидария имеются экспонаты античности и раннего христианства. Кроме того, в выставку включен каменный декор дороманского, романского и готического периодов, эпох ренессанса и барокко. 

Музей совсем маленький, однако ценители смогут найти в нем весьма ценные экспонаты.
Одним из его наиболее значимых предметов является иллирийский надгробный памятник, изготовленный в 3 веке. Он был случайно обнаружен в 1935 году на лугу под домом Мато Чучковича в рисанском районе Стара Сланица.

Рельеф с рыбами, украшающий нижнюю часть надгробия, крупным планом.

Также стоит отдельно выделить портрет Домициана, последнего римского императора из династии Флавиев. Скульптура датируется 1 веком.

Изображение Агнца Божьего из раннехристианского периода.
Это как раз оригинальный камень, ранее размещавшийся на фасаде церкви и замененный копией при реставрации.

А вот гораздо более молодая плита. Тут в камне вырезан символ венецианской республики - лев Святого Марка, держащий герб которского провидура Лоредана. Рельеф был создан в 18 веке.

Здесь на переднем плане - барочное изображение рыцарского шлема.
Как и в прочих классических лапидариях, значительную часть экспозиции составляют камни с надписями.


И узорами.


Также в храме представлено и несколько красивых капителей, относящихся к разным периодам (от античности до барокко) и принадлежавших различным зданиям.



Как уже говорилось ранее, помещение церкви весьма скромное по размерам и не способно вместить все имеющие экспонаты. Чтобы как-то решить проблему нехватки места, часть камней выставили в крошечном огороженном дворике, с южной стороны.

Здесь, прямо на стене, размещены достаточно крупные образцы.

Один из экспонатов - надгробная плита знатного семейства. К сожалению, она сломана на две части, но зато на ней прекрасно сохранился весь рельеф.
Однако преимущественно тут представлены другого рода предметы. Это декоративные элементы, размещавшиеся на фасадах домов.



Городской лапидарий Котора работает с 8:00 до 14:00.
Для детей до 12 лет вход стоит 1 €.
Стандартный взрослый билет обойдется в 3 €.
Если вас 5 и более человек, с каждого взрослого возьмут всего 2 €, так как группам предоставляется скидка.
Также существует возможность приобретения комбинированного входного билета.
Есть билет в церковь Св. Павла (там размещаются временные выставки, сам храм интереса не представляет) и лапидарий, его стоимость составляет 4,5 €.
Также имеется общий билет во все учреждения организации "Музеи Котор" за 12 €. Он дает право прохода в лапидарий, церковь Св. Павла, Городской музей Пераста и Римские мозаики в Рисане.
Фото- и видеосъемка на любые устройства в лапидарии запрещена.
Все фотографии интерьера храма и экспонатов, размещенные в данном посте, предоставлены организацией "Музеи Котор".
P.S. Напротив Которского лапидария находится музей Кошек, рассказ о нем можно найти по этой ссылке.
Комментарии
Отправить комментарий