Крепость Траште.

Основное инфо про форт Траште в Черногории

Крепость Траште (черног. tvrđava Trašte) находится на высоте 255 метров над уровнем моря, в черногорской исторической и географической области Грбаль (Grbalj). Ее построили над заливом Траште, по которому укрепление и получило свое название.

Это один из самых молодых фортов Черногории. Он был создан австро-венгерской армией незадолго до ее ухода с данных территорий. Но, несмотря на это, фортификация все же успела поучаствовать в сражениях.
1

Военный комплекс на Грабовце

Крепость достаточно часто обозначают и как Грабовац. Это более популярное у черногорцев название, однако оно не совсем верное. Хоть возвышенность, на которой возвели укрепление, действительно называется Грабовац, но первоначально форт фигурировал под именем Траште, а Грабовцем называлась расположенная рядом с ним база пехоты. 

Вообще, на этом холме был создан целый военный комплекс, состоящий из различных построек. Так, например, по дороге к крепости можно увидеть цистерну для сбора воды. 

А прямо перед фортом разместилась оборонительная позиция. 
6

Она сделана чуть ниже крепости и ко входу в нее ведет короткий спуск.

Внизу находится простое прямоугольное помещение с множеством узких бойниц. Все они обращены на север, в сторону Боки Которской.
8

А вот и сам форт. 


История крепости Траште

В 1906 году военныe корабли Австро-Венгрии переместили из Котора в Тиват. Это потребовало дополнительного укрепления области, до того игравшей второстепенную роль. Также австро-венгры опасались высадки неприятеля в заливе Траште. Исходя из этого, специальная комиссия приняла решение о создании большого и сильного форта на холме Грабовац.

Возведение фортификации заняло не слишком много времени - работы велись в период с 1907 по 1909 год. Ее построили на месте более старого и меньшего по размерам военного укрепления. 

Несмотря на то, что изначально форт был весьма мощным и входил в число самых современных укреплений, спроектированных и оборудованных в соответствии с последними тенденциями, уже два года спустя после завершения строительства, в 1911-м, пошли разговоры о том, чтобы обновить или вовсе снести его. 

Однако в 1912 году началась Первая Балканская война и крепость было решено пока не трогать.
11

Затем форт Траште принял участие в Первой мировой войне.
Осенью 1914 года на укрепление совершила нападение артиллерия Черногории. Однако стрельба велась из малокалиберных орудий и ущерб оказался причинен достаточно скромный.

После Первой мировой фортификация была заброшена. Вот уже более века она никак не используется.

Сегодня форт доступен для бесплатного осмотра круглый год в любое время суток.


Архитектура крепости Траште

Вид снаружи

С такого ракурса Траште напоминает форт Врамац. Но, на самом деле, у этих двух укреплений масса отличий и внешним видом центральных фасадов их сходство, по большей части, и ограничивается.

При строительстве форта Траште использовались обычные для тех времен и такого типа сооружений материалы: металл, бетон, камень. С внешней стороны никакой отделки не было, как и декоративных элементов - здание возводилось исключительно для практических целей, а не для красоты.

Немного деталей с фасада: бойница.

Оконный проем на втором этаже.

Остатки крепления для водосточной трубы.

Объект относится к типу вкопанных в землю крепостей. Крыша находится практически на том же уровне, где изначально была земля. Для этого часть скалы была взорвана.

Основной вход в крепость ничем не закрыт. Широкий проем расположен в конце северной стены.
17

В начале 2000-х тут еще стояли двустворчатые металлические ворота, а на окнах рядом были решетки и ставни. Все это, к сожалению, украли сборщики металла.

Внутри крепости Траште - северное крыло

Вообще, если снаружи укрепление выглядит хорошо сохранившимся, то внутри, по большей части, картина весьма печальная.

Форт сильно разрушен, часть его пребывает в аварийном состоянии.

Практически все перекрытия между первым и вторым этажом обвалились, так как технология, по которой они строились, оказалась недолговечной (на балки укладывались достаточно тонкие гофрированные листы железа и после заливались бетоном).  

К сожалению, крепость продолжает рассыпаться буквально на глазах - с каждым годом уцелевших фрагментов межэтажных перекрытий становится все меньше.

Основу укрепления составляют два практически одинаковых по длине крыла, соединяющихся под углом в 90 градусов. У каждого из них были свои, четко определенные функции.

Первое, прямоугольное двухэтажное строение, стоящее на северной стороне участка, предназначалось для размещения солдат. В нем были казармы и необходимые для жизни хозяйственные помещения.
23

В его восточной части (слева от входа в форт) расположена разрушенная кухня.
24

Вернее, пищу готовили на втором этаже.
В нижнем же помещении, ныне заваленном обломками,

находился туалет и душ. Характерные отверстия получится увидеть и теперь.

Взгляд снизу вверх на печь.

Мимо туалета можно было пройти в капонир.

Он предназначался для защиты входа в укрепление.

Казармы размещались и на первом, и втором этаже. Они представляли собой просторные помещения с двумя прямоугольными окнами, обращенными на север.

Комнаты связывал между собой общий коридор.
31

Известно, что когда крепостью еще пользовалась армия Австро-Венгерской империи, ее гарнизон состоял из 5 офицеров и более 14 десятков солдат.
32

Боевая часть форта

Второе крыло форта Траште состояло только из верхнего этажа и имело исключительно боевые функции. 

Основное вооружение крепости размещалось под бронированными панцирями - куполами, установленными на крыше. Подобные можно увидеть в фортах Луштица и Кабала.

Всего куполов для орудий было четыре, плюс один, чуть меньшего размера и другой формы, стоял над дозорным пунктом (на фото он на небольшом возвышении справа).

Каждый из орудийных металлических панцирей весит 16 тонн. Все они были изготовлены на заводе Шкода.
35

Перед гарнизоном крепости ставилась задача оборонять залив Траште, а также контролировать проход в Тиватский залив по суше.
При необходимости военные должны были защитить тиватские доки и территорию вокруг них.

Выход к орудиям осуществлялся через второй этаж укрепления. Туда вела лестница, расположенная напротив центрального входа.
Подъем цел до сих пор, но площадка, на которую выводят ступени, большей частью уже обрушилась.
36

Участок очень опасный и ходить здесь крайне не рекомендуется.
37

Тем не менее, если исхитриться и аккуратно перешагнуть на следующие ступеньки, они приведут в крепкую часть здания, не несущую угрозы.
Это длинный темный коридор.
38

Из него можно попасть в небольшие помещения, дополнительно связанные меж собой.
39

Они использовалась в качестве складов боеприпасов.
40

Тут же, по левую сторону коридора, расположены и подъемы к площадкам, на которых ранее стояли орудия.
41

Из-за высокой влажности купола внутри обильно покрыты ржавчиной. Но детали конструкции по прежнему целы и хорошо видны.


Все панцири, защищавшие орудия, абсолютно идентичны как снаружи, так и внутри.
44


Взгляд на коридор из дальнего конца боевого отделения.

Как раз тут, в конце, с правой стороны от прохода, находится длинная лестница с высокими ступенями. 
47

Она ведет нас на смотровую точку.
48

Здесь, как вы помните, находится еще один купол, чуть меньшего диаметра. Ржавчина не пощадила и его.
49

Пехотная база Грабовац

Что касается ближней обороны - в фортификационном комплексе имелись пулеметы, установленные на базе Грабовац.

И здесь мы подходим к главной особенности укрепления - подземному ходу, связывающему форт Траште с пехотной базой Грабовац. Для черногорских крепостей это достаточно уникальная деталь.

Вход в туннель находится также на втором этаже, но с другой стороны - в конце жилого крыла. Подъема к нему сохранилось, но при желании вскарабкаться сюда реально.
50

Туннель позволял военным быстро и безопасно перемещаться из одного здания в другое, не подвергаясь опасности обстрела со стороны неприятеля. 
51

Никаких источников дневного света в подземном проходе нет, в значительной его части не видно даже выход в конце. Раньше он освещался электричеством, но сегодня, конечно же, это все не работает. 

Всего прогулка по туннелю занимает в районе 5-7 минут. 
53

Он выводит к точке, на которой ранее стоял пулемет.

Когда-то круглое отверстие снаружи было закрыто металлом, но ныне здесь можно увидеть лишь остатки крепления. 

База Грабовац имеет весьма скромные размеры. У нее всего один этаж и единственное просторное помещение.

Постройка также вкопана в землю и находится на одном уровне с поверхностью холма. Крыша сооружения, специально спроектированная так, чтобы защитить солдат в случае нападения на них с воздуха, была дополнительно замаскирована камнями и растительностью.

Арочный проход в базу - вид с улицы.
58

А вот вход в еще одну небольшую военную постройку, расположенную поблизости.

Вид внутри нее.
59

Возвращаемся от пехотной базы к крепости по верху холма. Определить направление легко - его указывают вентиляционные отверстия в земле и насыпь из камней, да и сам форт видно издали.

Крыша - виды с крепости Траште

Тропа в конце концов выводит на крышу укрепления, давая шанс еще раз насладиться окрестностями.

Это лучшая видовая точка всего комплекса.
Вот пейзаж на юге.

Тот самый залив Траште, который должна была защищать крепость.

Вид на комплекс "Luštica Bay".

Бока Которская.

Не забываем про горные склоны.


И еще немного крупных планов. Тиватский залив с островом Цветов.

Взгляд в сторону херцегновской ривьеры.

Пейзаж с расположенным неподалеку монастырем Святого Архангела Михаила.



Как добраться до форта Траште/Грабовац?

Автомобиль

Тем, кто добирается авто, проще всего приехать со стороны Лешевичей (от солончака дорога гораздо хуже). Через Лешевичи большая часть пути асфальтирована и только финальные 800 метров - макадам. Но даже этот отрезок относительно нормальный, обычный городской автомобиль проезжает его легко.

Лучше всего проложить в приложении с картами маршрут к укреплению, так как нужный поворот с основной дороги не отмечен никакими указателями.

Теоретически возможно доехать на машине прямо ворот форта. Но дальше дорога становится сильно хуже, так что если у вас не внедорожник и вы бережно относитесь к автомобилю - разумнее будет оставить его у разрушенного здания с красными надписями-указателями.

От здания до входа в крепость останется пройти минут 10-15 по легкой дороге, достаточно плавно поднимающейся на вершину холма. На протяжении всего пути вас будут сопровождать хорошие пейзажи.

Найти машину для аренды в Черногории по выгодным ценам и у надежных прокатчиков можно через этот поисковик:

Пешие маршруты

До фортификации имеются пешие маршруты от Тиватского солончака, Бигово и Пржно (не путать с поселком возле Будвы - в данном случае под Пржно имеется в виду пляж "Plavi horisonti" - Голубые горизонты). 

На фото - указатель на здании перед подъемом к крепости (тут она обозначена как Грабовац). Время указано если идти нормальным шагом, периодически делая короткие остановки. 
То есть: от Солончака до форта получится дойти примерно за 90 минут, от Биговы за 80 минут, от пляжа "Голубые горизонты" (Pržno) - за 70.

Изображение с маршрутами от Солончака и Голубых горизонтов есть в посте с картами Луштицы.

Автобус 

Рядом с укреплением автобусы не ходят, поэтому тем, у кого нет личного транспорта, нужно приготовиться к довольно продолжительной прогулке.

В сезон из Тивта на пляж Голубые горизонты ходит локальный автобус "Blue line". Оттуда, как говорилось выше, есть маркированный пеший маршрут.

В остальные месяцы нужно сесть на автобус, следующий по маршруту "Тиват-Радовичи" или "Тиват-Крашичи" (расписание - по этой ссылке). 
Выходить удобнее на первой остановке в Джурашевичах. Оттуда придется идти пешком примерно 70 минут. 
Можно выйти и на остановку раньше, возле солончака, она называется "Кружни ток". Но от нее путь станет дольше где-то минут на 10.

Из Котора в настоящий момент в Бигово с понедельника по субботу ходит локальный автобус, и на нем можно было бы подъехать достаточно близко к фортификации. Но уж больно неудачное у него время отправления. Из Котора всего один рейс в день, в 13:50. А в сторону Котора из Бигово автобус уходит только рано утром, в 7:09.

Есть вариант доехать на междугороднем автобусе до поворота на Бигово/Лешевичи с Адриатической магистрали. От поворота путь пешком займет в районе полутора часов. Если вы движетесь из Херцег Нови/Котора - нужен автобус, едущий в Будву. Если из Будвы - по направлению к Тивту или Котору.


Комментарии