Монастырь Дайбабе.

Дайбабе - главный монастырь Подгорицы

Да́йбабе (Manastir Dajbabe) одна из самых молодых монашеских обителей Черногории, которая, тем не менее, имеет важное значение для православных верующих. 

Это, несомненно, главный монастырь Подгорицы и ее ближайших окрестностей и место, напрямую связанное с одним из святых Сербской православной церкви - Симеоном Дайбабским.

Для туристов же, смотрящих на христианские объекты не с точки зрения религии, а как на культурные объекты, монастырь будет интересен тем, что старая часть его церкви представляет собой подземную пещеру, расписанную фресками. 

Изображения, правда, были нанесены любителем, но это, пожалуй, делает монастырский храм только еще более уникальным.
Икона Св. Симеона в монастыре Дайбабе


История черногорского монастыря Дайбабе

Датой основания монастыря считается 1897 год, когда он был освящен знаменитым митрополитом Митрофаном Баном.

Создал монастырь и его первым настоятелем стал Симеон Попович (годы жизни 1890—1941), канонизированный в 2010 годуСимеон купил землю на собственные деньги и потратил все свое наследство на строительство монастыря. Изначально обитель состояла из небольшой церквушки в пещере и скромной избы, которую затем заменил келейный корпус.

Вскоре после открытия монастырь Дайбабе начал превращаться в христианский центр района. Людей привлекала история необычного монастырского храма, обустроенного в найденной Симеоном пещере. Но еще больше интересовала их личность настоятеля. Уже при жизни его называли "святым монахом". 

Когда обитель стали активно посещать верующие, возникла необходимость в увеличении площади церкви. Тогда на пожертвования к пещере была пристроена входная часть с двумя колокольнями в виде квадратных башен. Работы над ней были завершены в 1908 году.

После смерти Симеон был похоронен тут же, внутри пещеры, и паломников стало еще больше. Храм стал славиться как место исцелений.

В настоящий момент комплекс имеет статус действующего монастыря и входит в Черногорско-Приморскую митрополию Сербской православной церкви. Обитатели его немногочисленны - по информации с сайта митрополии, постоянно здесь живет всего 2 послушника, 2 монаха, да их настоятель - русский архимандрит Данило Ишматов.

С 1950 года монастырь Дайбабе имеет статус культурного памятника II категории.
Колокольня монастырской церкви

Легенда о возникновении монастыря

Несмотря на то, что обитель основана относительно недавно, в ее истории есть не только факты, но и легенды. Главные из которых касаются создания монастыря. 

По преданию, возник он благодаря Божьему Промыслу. А началось все с молодого пастуха из ближайшей деревни по имени Петко. 

Есть несколько версий истории, но самая популярная такая.

Однажды, когда Петко, как обычно, пас овец на Дайбабской горе, ему было послано божественное видение. Юноша увидел человека с посохом в руке, который не назвал своего имени, но сказал, что он святой, ученик Саввы, и что когда-то он был епископом этих земель. Как потом решили монахи и священники это, скорее всего, был Иларион - первый Зетский епископ. 

Саввин ученик приказал пастуху отогнать овец в сторону, так так это святое место. По его словам, в период раненого христианства тут была церковь-катакомба, которую позднее закопали. 

Также он признался, и что его мощи покоятся здесь. Святой рассказал Петко, что вообще-то он был похоронен на юге Черногории в 13 веке. Но три столетия спустя жители тех мест были вынуждены бежать от османов. Покидая родные места, они забрали свои главные христианские реликвии, среди которых были и останки святого епископа. Добравшись до горы Дайбабе, люди спрятали мощи в одной из пещер, чтобы потом вернуться за ними. Но сделать это им так и не удалось. 

На прощание мужчина посоветовал Петко пойти в монастырь и поведать монахам о этой встрече, чтобы они пришли и открыли святыню. И сделали тут церковь.
У храма монастыря Дайбабе

Молодой пастух пытался рассказать о том, что с ним случилось, но ему никто не верил. Пока он не пришел в монастырь Острог. 

Там Петко познакомился с иеромонахом Симеоном, которому и пересказал свое видение, а также объяснил, как выглядел святой. Юноша ниоткуда не мог знать, как одевался епископ в 13 веке, тем не менее, он в точности описал соответствующую одежду. Это окончательно убедило Симеона и он отправился в Дайбабе.

Монах нанял в деревне пару мужчин и начал раскопки. На том месте, которое указал Петко человек из видения, вскоре была обнаружена пещера в форме креста. Симеон решил, что это божий знак, и остался в Дайбабе. Тем более что его и до этого привлекала идея отшельнической жизни и келий в пещерах. Он проникся ей во время обучения в Киеве, а пребывание в Остроге только еще больше укрепило его в стремлении к этому.   

Пастух Петко, кстати, позднее тоже стал монахом.

А мощи Илариона так и не были найдены. Симеон некоторое время продолжал искать их, однако, по легенде, ему однажды привиделся тот же святой, что и Петко. Он велел монаху прекратить поиски, так как еще не пришло время, и пояснил, что его останки откроют только тогда, когда все сербы будут освобождены.




Архитектура

Церковь монастыря Дайбабе

Сердцем комплекса является монастырская церковь, посвященная Успению Пресвятой Богородицы. Официально, между прочим, и сам монастырь называется так же. 

Симеон построил притвор открытого типа, но несколько лет назад эта часть храма, расположенная между колокольнями, была застеклена.
По обеим сторонам от входа появились мозаичные иконы. Справа - изображение Иисуса Христа,
Мозаика на стене церкви

слева - Богородицы.
Изображение Богородицы на фасаде храма

В притворе сейчас работает церковная лавка. 
Из него через невысокий проход, расположенный напротив дверей, можно пройти в старый храм.

Симеон сильно изменил естественный облик пещеры. 

Во-первых, он расширил ее. Хотя в итоге пещера все равно осталась довольно узкой и низкой.
Она имеет длину 21,5 м: 2,5 м занимает алтарь, 10 м нартекс с основной частью церкви, а оставшиеся 9 м - коридор. 
Ширина разнится в зависимости от участка, но в среднем она составляет около 2,5 м. Максимальная высота достигает 3 метров.
Проход в церкви монастыря Дайбабе

Во-вторых, все свободное пространство основатель монастыря Дайбабе покрыл росписью. Он был самоучкой, но искренне желал украсить свой храм наилучшим образом.
Роспись церкви монастыря Дайбабе

Откровенно говоря, с эстетической точки зрения его фрески имеют невысокую ценность. 
Однако для верующих лики, написанные рукой святого человека, много значат. Они ценят роспись за то, что Симеон вкладывал в нее всю душу и таким образом выражал любовь к Богу.
Фреска на стене монастырской церкви в Дайбабе

Над оформлением церкви, которую сам Симеон называл "подземным домом Царицы Небесной", монах трудился до самой смерти. 

В настоящий момент многие изображения сильно повреждены. 
Произошло это из-за высокой влажности в пещере и дыма свечей. Кроме того, немалую роль сыграло и то, что изначально они наносились с нарушением правил фрескописи.
Роспись в капелле монастырской церкви

Стены пещерного храма украшают не только фрески, но и многочисленные иконы

Коллекция довольно разнообразна - тут есть изображения разных стилей и временных периодов.
Икона в храме монастыря Дайбабе

Некоторые из икон, кстати, тоже написаны кистью монаха-основателя.
Икона Богородицы на стене церкви

Иконостас церкви выполнен их дерева и оформлен довольно просто. Оригинальная алтарная перегородка не сохранилась, а нынешняя была сделана монахами из известного сербского монастыря Высокие Дечаны.
Алтарь церкви монастыря Дайбабе

Иконы и фрагменты фресок над ракой с мощами святого Симеона Дайбабского, помещенными сюда для поклонения еще в 1996 году.
Иконы над мощами Св. Симеона

Из подземного храма имелся небольшой тайный ход, связывающий его с кельей Симеона. В настоящий момент для осмотров он закрыт.

Еще к центральной части церкви примыкают два ответвления, формирующих боковые капеллы и создающие ту самую крестообразную форму. 
Особенно интересно помещение с южной стороны, которое лежит ниже основного нефа. На фото - вход в него.
Роспись над входов в капеллу

Он же, но с обратной стороны.
Выход из капеллы

Пространство здесь декорировано в той же манере.
Алтарь в капелле церкви

Стены и свод расписаны фресками.

Поскольку основание храма имеет неправильную форму, его убранство не могло соответствовать обычному иконографическому расположению. Тем не менее, в южной капелле все довольно традиционно: в углублении, играющем роль алтаря, мы видим классическую фреску Богородицы, а на потолке - Пантократора. 

На стенах Симеон писал фигуры святых отцов, отшельников, пророков. Среди них есть и местные святые, такие, как Петр Цетиньский и святой Савва.
Конечно же, были тут изображены и ангелы.

Фрагмент фрески в алтарной части капеллы крупным планом.

Вдоль стен несколько хаотично расставлены иконы.
Иконы внутри храмовой капеллы

На них представлены Богородица, распятый Христос,
Икона крупным планом

люди, причисленные к лику святых.
Иконы в капелле

Имеется и пара изображений самого Симеона Дайбабского.
Коллекция храмовых икон

Здесь же выставлена наиболее ценная в монастырской коллекции чудотворная икона Иерусалимской Матери Божьей. 
Ее в 1915 году привез в обитель Симеона Дайбабского иеромонах из Скопья (первоначально планировалось, что на время, но обстоятельства сложились иначе и икона осталась в черногорском монастыре насовсем).
Богородица с Христом

Еще одна реликвия монастыря Дайбабе - русская плащаница, на которой изображен снятый с креста Иисус. Говорят, что она принадлежала семье Романовых и что вышивали ее российская императрица и ее дочь. 

Как именно плащаница попала в монастырь до конца неясно - по одной версии Симеон получил ее в подарок от своего духовника при рукоположении в Киево-Печерской Лавре, по другой плащаницу даровал обители сам император Николай II.
Русская плащаница

Плащаница лежит на раке с мощами другого настоятель монастыря - Душана Радовича. Их перенесли сюда после того, как было обнаружено, что и спустя 9 лет после захоронения тело священника осталось нетленными. 
Плащаница в церкви монастыря Дайбабе

Комплекс

Некоторое время назад территория монастыря Дайбабе начала меняться. 
У комплекса появилось ограждение с тремя арочными проходами. 
Вход в монастырь Дайбабе

По обеим сторонам от новых монастырских ворот расположили мозаики. 
Одна изображает покровительницу монастыря,
Мозаичное изображение Богородицы перед входом в монастырь

вторая - его основателя.

Вид в сторону ворот от церкви.

Тут, за оградой, было обустроено что-то вроде небольшой зоны для отдыха и прогулок: расставлены фонари и несколько скамеек. В теплое время года картинку украшают скромные цветочные клумбы и дикие цветы среди травы. 
Вид в сторону ворот монастыря Дайбабе

Постройки комплекса окружают вечнозеленые деревья.
Перед монастырем, к слову, было высажено солидное число олив. Они есть и на склоне под монастырем, 
Дорога к монастырю Дайбабе

Местность возле монастыря

но особенно много их на земле за ограждением. 

Из-за маслиновых ветвей простирается неплохой вид на окрестности.

Здесь же, на мирных лужайках среди олив, находится монастырское кладбище.
Надгробие на территории монастыря


Самое заметное на сегодняшний день изменение монастыря (если не считать переделки фасада притвора) - это появление так называемой капеллы Романовых.

Основная ее часть была построена в 2018 году. Построена незаконно - то есть без разрешения со стороны властей и согласования с Управлением по защите культурных памятников Черногории.

По заявлению СПЦ, ни посвящение капеллы русской царской семье, ни ее классический русский стиль, чуждый для этих мест, с национальностью настоятеля обители никак не связаны.

Несмотря на протесты некоторых специалистов и то, что капелла очевидно нарушила аутентичный облик монастырского комплекса, сносить ее по итогу не стали. Был запущен процесс легализации.
Капелла Романовых

Капелла относится к открытому типу. 
Под куполом, поддерживаемым 6 каменными колоннами, установлена огромная каменная плита. На ней вырезано изображение Романовых.
Изображение Романовых в капелле

Роспись купола выполнил Александр Чашкин.

В то же время перед капеллой было сделано гумно с длинной каменной скамьей. Она имеет и пару особо выделенных мест с более высокими спинками.
Сегодня это основная площадка для собраний перед монастырем.
Скамья возле капеллы


Информация для посещения монастыря Дайбабе в Черногории

Монастырь Дайбабе открыт в течение всего года с утра до вечера.
В летнее время его можно посетить ежедневно с 7:00 до 20:00.

Вход бесплатный. 

Фото и видеосъемка внутри церкви запрещена.

Где именно находится монастырь Дайбабе?

Обитель расположена за пределами города, примерно в 5 км от центра Подгорицы. 
Монастырский комплекс построен в Чемовском поле, на краю Зетской равнины, на юго-западном склоне склоне Дайбабской горы. 
Он стоит возле деревни Дайбабе, по которой и получил имя. 

Как добраться до монастыря Дайбабе из Подгорицы?

1. АВТОБУС.
Единственный вид общественного транспорта, способный доставить туристов и верующих к монастырю - это автобус.

Вариант A.
До деревни Дайбабе из Подгорицы есть маршрут №26 ("Podgorica - Dajbabe - Botun"), его расписание выложено в публикации "Пригородные автобусы Подгорицы".


Вариант Б.
На 26-й автобусной линии не слишком много отправлений, поэтому кому-то, возможно, пригодится другой, чуть более сложный и требующих больших затрат времени способ: доехать до остановки на магистральной дороге Подгорица-Петровац, а потом пройтись пешком порядка 20-30 минут.

Если вы движетесь из Подгорицы, остановка будет сразу после автомобильного кольца, возле "Voli". Ее координаты: 42.394482, 19.238749.
До туда вас должны довезти маршруты: №22 (Podgorica - Mataguži), №23-24 (Podgorica - Bijelo Polje), №27 (Podgorica - Gostilj), №28 (Podgorica - Golubovci - Ponari). 
Расписания - во всей той же публикации про пригородные автобусы. Автобус в Подгорице

Дорога к монастырю будет нетрудная (без перепадов высот и резких подъемов), но и не слишком увлекательная. Путь проходит по открытой местности, так что если ваша поездка приходится на жаркие месяцы - избегайте дневных часов, когда солнце печет особенно сильно, и отдавайте предпочтение утру или вечеру.


Сесть в пригородные автобусы можно напротив автовокзала Подгорицы или с других остановок на маршруте, проезд оплачивается непосредственно в салоне.


2. ТАКСИ.
Поездка из центра города до монастыря, скорей всего, обойдется в 10-12 € (в одну сторону).
Телефоны смотрите в посте "Такси Подгорицы".


3. ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Мотоцикл, велосипед, авто. 
Что касается последнего, то на машине реально доехать до самых ворот монастыря Дайбабе. 
Дорога несложная, без серпантинов, опасных участков и прочего, прямо до обители проложен асфальт.
Перед монастырем имеется бесплатная парковка.

Найти в аренду авто в Подгорице или других городах Черногории по выгодной цене можно через этот поисковик:

Другие полезные сервисы для планирования отдыха:
Cherehapa - страховки по лучшим ценам
Aviasales - дешевые авиабилеты
Intui travel - трансферы с русскоговорящими водителями
Hotellook - поисковик по отелям/хостелам/апартаментам
Островок - бронирование отелей с российской карты
Searadar - аренда яхт
Tripster - необычные экскурсии
Airalo и DrimSim - SIM-карты для туристов


Публикации о прочих интересных местах страны вы найдете в этом разделе сайта.


Комментарии