Подводная лодка P-821 "Heroj" в Порто Монтенегро. Музей морского наследия.

Прогулка по современному яхт-комплексу Порто Монтенегро в Тивате может стать не только интересной, но и познавательной, если заглянуть в северную часть поселения. Там находится музейный уголок, хранящий память о прошлом данной территории - тех временах, когда здесь располагалась военно-морская база с судостроительной верфью.
Главные экспонаты музея - две подводные лодки югославских времен, небольшая диверсионная P-912 "Una" и гораздо более внушительная P-821 "Heroj", установленные на большой площади.
Подводные лодки P-912 "Una" и P-821 "Heroj"

Подводные лодки типа "Уна" предназначались для доставки диверсионных групп на территорию противника, простых оперативных и тактических разведок, специальной курьерской службы, а также расстановки морских мин. Среди основных преимуществ данных субмарин числились высокая маневренность и бесшумность. Строили их для плаваний в устьях рек, на морском мелководье, а также вблизи защищенных гаваней. Всего югославский Военно-морской флот имел 6 таких подлодок. В настоящее время 1 из них ликвидирована - разрезана на металлолом, остальные нашли свое место в морских музеях на территории бывшей Югославии.
Производились подводные лодки этого типа в период с 1981 по 1989 годы на Судостроительной верфи объектов специального назначения в хорватском Сплите. Тиватская "Уна" P-912 была построена в 1984-м, использовалась до 1993 года.
Экипаж "Уны" в обычное время состоял из 6 человек, при необходимости проведения диверсионных операций команда уменьшалась до 4 человек и брала 6 диверсантов. С диверсионной группой судно могло находиться под водой самое большее 4 суток, а с экипажем в полном составе - 160 часов, то есть примерно 6,5 суток. Максимальная надводная скорость подводной лодки такого типа достигала 7 узлов, а подводная - 8. Предельная глубина морского погружения "Уны"- 120 метров. Ее вес под водой равен 88 тоннам, на поверхности - 76 т. Длина корабля 18,8 м, а ширина - всего 2,7 м. За размеры эту субмарину прозвали "карманной подлодкой". Подлодка P-912 "Una"

Дизель-электрические подводные лодки типа "Heroj" ("Герой") также строили на сплитской верфи объектов специального назначения. P-821 стала первой подлодкой в серии из трех таких кораблей, спроектированных инженером Жарко Алуевичем-Федже и Судостроительным институтом Загреба. Да и вообще, первой субмариной югославского производства. Хотя тут стоит заметить, что некоторые детали закупались в других странах - СССР и Германии.
Строительство судна продолжалось 2,5 года. Оно сошло с верфи 21 августа 1967-го и после проведения испытаний его официально включили в состав ВМФ Югославии 10.09.1968г. На тот момент Р-821 была гордостью страны, одной из самых лучших для своего класса подводных лодок во всем Средиземноморье. C конца 60-х до конца 80-х эта субмарина, как и другие югославские корабли данного типа, активно использовалась для сбора информации. "Герою" P-821 давали миссии в международных водах Адриатического моря, а также в территориальных водах Италии и Албании.
Подлодка несла службу до 1991 года. 16 января 91-го ее доставили на капитальный ремонт в тиватский "Арсенал". Но ремонт так и не был осуществлен. В 2004 году судно официально сняли с вооружения. Долгое время подводная лодка стояла забытая и заброшенная, пока для нее не была избрана новая миссия - служить музейным экспонатом, быть памятником славного прошлого и интересной туристической достопримечательностью. К слову, это единственный выживший "Герой", два других корабля были пущены на металлолом.
Подлодка P-821 "Heroj", вид снизу

Вход в 
Р-821 расположен слева.
Посетители попадают сразу в головную часть судна, в первый из трех отсеков. По левую руку находится вооружение корабля - 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. Аппараты, кстати, советские. По признанию экскурсовода - "очень сложные в обслуживании и не дававшие адекватных результатов". Дальность торпед, выпущенных с подлодки "Герой", составляла 12 километров, а скорость - 40 узлов. 
Головная часть лодки P-821 "Heroj"

Рядом с торпедными аппаратами, прямо у двери, висит акваланг.

Акваланг у входа

Подводная лодка имеет длину 50,4 м. Ее ширина - 4,7 м, а высота - 9,75 м. Весит корабль под водой 706 тонн, на поверхности - 614 тонн. Надводная скорость "Героя" 15,3 узла, подводная - 9,8 узлов. Максимально Р-821 могла опускаться на 210 метров. 
Приборы в головной части

Первый отсек являлся не только местом расположения торпедных аппаратов и хранения запасных торпед, но и столовой (когда наступало время приема пищи с потолка опускали стол), а также командным пунктом. Тут стоял офицер, который должен был все контролировать. У него были собственные приборы, по которым он следил за курсом, глубиной погружения, скоростью, углом наклона и прочими важными параметрами.
Подлодка, по словам одного из ее бывших работников, "сегодня может показаться легкой и простой, однако, это очень сложное средство военной техники, чье обслуживание всегда требовало исключительно хорошей квалификации персонала".
Пульт управления погружением

Место рулевых.
Управление этой субмариной, кстати, и стало причиной ее названия. Первоначально подлодки нового типа обозначались в документах как "Projekt B-71" ("Проект B-71"). Как-то верфь в Сплите посетил командир югославского флота, адмирал Мате Еркович. Осмотрев строящееся судно он объявил: "Новая подводная лодка будет называться "Герой". Присутствующие очень удивились, потому как все ранее построенные югославские субмарины получали имена в честь известных рек государства - они назывались "Сава", "Сутеска", "Тара", "Неретва". А адмирал повернулся к главному конструктору, инженеру Жарко Алyевичу-Федже, и с улыбкой пояснил: "Феджиной подводной лодкой только герои смогут управлять!".
Место рулевых

Радиорубка корабля - тесное помещение, практически полностью заставленное различными приборами.
Внутри радиорубки

Ежегодно подлодка отправлялась на непродолжительный плановый ремонт в тивасткий "Арсенал", а каждые пять лет - на большой. По мере развития техники заменялось устаревшее оборудование. Поэтому в радиорубке представлены не оригинальные аппараты конца 60-х, а те, что были на момент последних плаваний субмарины.
 В радиорубке

Экипаж данной подводной лодки состоял из 28 человек. Капитан - единственный, у кого была отдельная каюта. Очень маленькая и тесная, но своя. Здесь в специальном сейфе хранились бортовой журнал и секретные документы, доступ к коим имел только капитан. В этой каюте сейчас висит китель, принадлежавший Томиславу Драшковичу. Драшкович управлял судном совсем недолго, зато именно ему выпала честь стать первым капитаном P-821 и совершить пробный рейс. Интересно, что через несколько лет после службы на "Герое" Томислава исключили из партии и уволили из Югославской народной армии за... любовь к русской женщине. Наверху посчитали связь перспективного офицера военно-морского флота с гражданкой СССР нежелательной. Позднее Драшковича вернули в армию, но управление подлодкой после брака с русской ему так больше никогда и не доверили.
Рядом с капитанским кителем установлена табличка с перечислением имен всех, командовавших субмариной за годы ее службы.
Китель в капитанской каюте

Приборы в еще одном крошечном помещении первого отсека: старенький компьютер, над ним телефон.
Компьютер и телефон на подлодке

По соседству с ними сонар (гидролокатор) марки "Thomson". Эхолот и радар

Это был мой первый визит на подводную лодку и больше всего поразило то, как там мало места, особенно в небольших огороженных комнатках. Даже в каюте капитана практически не повернуться, а уж в жилом помещении, предназначенном для остальных служащих, и того теснее. Между узких коек - крошечный проход, трудно представить, как тут одновременно умещалось несколько взрослых мужиков. Койко-мест, кстати, было значительно меньше, чем членов экипажа - работали по вахтам, часть команды несла службу, а остальные в это время отдыхали.
Жилое помещение

Перед открытием музея
 в субмарине была проведена масштабная реставрация, обошедшаяся более чем в 100 000 евро и длившаяся 3,5 месяца. Руководил ею Райко Булатович - президент тиватской ассоциации "Podmorničar", капитан 88 югославской флотилии подводных лодок. Он проследил за тем, чтобы все восстановили в соответствии с последними годами активной службы корабля. Впоследствии Булатович рассказал, что в первые дни реконструкции не был уверен, что ее вообще удастся довести до конца, работы предстояло много. Лодка была практически пустой, а необходимые детали и приборы оказалось очень трудно найти. Тем не менее, все завершилось успешно, почти все отсутствующие фрагменты достали, а то, чего не хватало, в итоге успешно заменили аналогом.
Сейчас Райко проводит экскурсии для туристов и отвечает на их вопросы. 
Проход внутри подводной лодки

В отдельной витрине субмарины представлены медали, ордена, знаки отличия и фуражка, также принадлежавшие первому капитану P-821 и пожертвованные Томиславом Драшковичем для тиватской музейной коллекции.Медали в витрине

Судно находилось в эксплуатации почти 23 года. На его счету 726 рабочих дней в море и максимальное число погружений среди всех подлодок Югославской народной армии - 910. Корабль успел пройти 46 659 морских миль, что эквивалентно двум кругосветным плаваниям.

Приборы в подлодке

Субмарина типа "Герой" могла пребывать под водой до 45 дней, однако подводные плавания P-821 никогда не длились более 10 дней. Вентили

Глубиномер на судне. Глубинометр

Второй отсек корабля машинный, а третий - моторный.  Центральный проход подлодки

В моторном размещены дизельные двигатели, вспомогательные двигатели, генератор и другие приспособления, используемые для производства электроэнергии и вентиляции. На корме подлодки

Возле машин установлена остальная часть коек для служащих, никак не огороженная от прочего пространства. Койки ставили везде, где только было немного свободного места, руководствуясь не соображениями комфорта, а необходимостью максимально использовать внутренние помещения.
Условия на подводных лодках были, несомненно, тяжелые. Брали сюда только лучших. Кандидаты проходили специальные тесты, доказывавшие их физическую выносливость и психологическую устойчивость. При этом работали тут не ради денег - зарплаты даже высшим чинам платили маленькие, служили потому, что это в те времена считалось престижным. Ради уважения, почета, любви к родине.
Койки в хвосте

На вопрос, как можно было спать в моторном отделении, среди шума приборов, Райко философски отвечает: "Человек ко всему привыкает". Еще на судне было очень жарко. На всю команду имелся всего один туалет - унитаз в хвостовой части корабля.Наушники

На выходе из лодки посетителей провожает скафандр.
Скафандр возле выхода

Напротив подлодок расположен Музей морского наследия или, если переводить дословно, "Собрание морского наследия". Он находится в здании, которое при "Арсенале" занимала лесопилка.Музей морского наследия

Ранее музей размешался на обоих этажах дома, теперь же всю коллекцию, состоящую более чем из 300 предметов, переместили на нижний этаж. Там можно посмотреть некоторое корабельное оборудование, механизмы, документы, макеты кораблей. На верхнем этаже обычно устраиваются временные экспозиции. Посвящены они чаще всего не теме музея, а творчеству современных художников. 
Здание Музея морского наследия

На эти временные выставки вход бесплатный, а вот за осмотр постоянной музейной коллекции придется заплатить. Вход в музей стоит 2 €, а комплексный билет - посещение музея + визит на подводную лодку, обойдется в 5 €. Билета типа "только подлодка" нет.
Для детей от 5 до 14 лет предоставляется скидка 50%, малыши до 5 лет могут пройти бесплатно. Снимать фото и видео разрешается везде, за исключением зала постоянной экспозиции.
Часы работы музея: 
с 1.06 до 10.09: ежедневно с 9:00 до 22:00, обеденный перерыв с 12:30 до 15:30;
с 11.09 по 30.09: пн-сб с 10:00 до 20:00, вс - выходной;
с 1.10 до 1.06: пн-пт с 9:00 до 17:00,  сб с 13:00 по 17:00, вс - выходной.
Осмотр субмарины возможен только в сопровождении экскурсовода, посетители запускаются каждые полчаса.
Вид на Музей морского наследия

Ежегодно в начале апреля в музее проводится день открытых дверей. В честь Дня подводного флота все желающие приглашаются бесплатно осмотреть коллекцию музея и субмарину P-821 "Heroj". Обычно в течение всего рабочего дня там присутствует в качестве экскурсовода кто-нибудь из бывших служащих, в обязанности коего входит рассказывать основную информацию о подводной лодке и отвечать на вопросы посетителей.

Комментарии

  1. очень хороший отчет!
    однако я, как несостоявшийся подводник, всё же поправлю ;-)
    "Аппараты, кстати, советские. По признанию экскурсовода - "очень сложные в обслуживании и не дававшие адекватных результатов". - экскурсовод говорил глупости! советские торпедные аппараты были просты и безотказны, а результаты чаще зависели от правильности расчетов штурмана.
    "... членов экипажа - работали по сменам" - правильнее "по вахтам"
    "подлодок Югославской народной армии" - в армии подлодок быть не может, они все на флоте ;-)
    "Сюда нанимались ..." - рядовой состав служил по призыву, офицеры - по распределению. никто не на лодки нанимался.
    "посетителей провожает скафандр" - вот в таком скафандре о-о-о-очень давно я пролезал как раз через такие же торпедные аппараты как на Герое :-)

    и еще одно.
    после 1945 года название завода в Тивате изменили. он перестал быть "Арсеналом", и стал "имени Савы Ковачевича"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про аппараты не спорю, вполне вероятно, что все было, как вы говорите, просто процитировала господина Булатовича, бывшего командира этой подлодки.

      По поводу народной армии - так ВМФ же входил в структуру ЮНА. То есть, в составе народной армии были сухопутные войска, ПВО и ВМФ, таким образом, разве нельзя утверждать, что все, что принадлежало флоту - по большему счету было собственностью ЮНА, частью коей он являлся?

      Про название я уже писала в посте про ПМ. "Сава Ковачевич" - официальная формулировка, которая так и не прижилась, "Арсеналом" завод по-прежнему называют не только в народе, но и в местных СМИ, а также на официальных сайтах ТО, поэтому мне показалось логичным использовать фактическое название, а не официальное.

      Остальное - огрехи моего перевода, поправлю.

      Удалить
    2. вот ведь в паре "Арсенал - Ковачевич", вы выбрали неофициальное название, а ФЛОТ задвинули в армию, мотивируя это официальной структурой ;-)
      ... все моряки немедленно обиделись!!! ;-)

      Удалить

Отправить комментарий