Порто Монтенегро. Подводные лодки и музей Морского наследия.

Прогулка по современному яхт-комплексу Порто Монтенегро в Тивате может стать не только интересной, но и познавательной, если заглянуть в северную часть поселения. Там находится музейный уголок, хранящий память о прошлом данной территории - тех временах, когда здесь располагалась военно-морская база с судостроительной верфью.

Главные экспонаты музея - две субмарины югославских времен, небольшая диверсионная P-912 "Una" и гораздо более внушительная P-821 "Heroj", установленные на большой площади. На сегодняшний это единственные доступные для осмотра подводные лодки в Черногории.

Подлодки типа "Уна" предназначались для доставки диверсионных групп на территорию противника, простых оперативных и тактических разведок, специальной курьерской службы, а также расстановки морских мин. 
Среди основных преимуществ данных субмарин числились высокая маневренность и бесшумность. Строили их для плаваний в устьях рек, на морском мелководье, а также вблизи защищенных гаваней. 
Всего югославский Военно-морской флот имел 6 таких подлодок. В настоящее время 1 из них ликвидирована - разрезана на металлолом, остальные нашли свое место в морских музеях на территории бывшей Югославии.

Производились подводные лодки этого типа в период с 1981 по 1989 годы на Судостроительной верфи объектов специального назначения в хорватском Сплите. Тиватская "Уна" P-912 была построена в 1984-м, использовалась до 1993 года.

Экипаж "Уны" в обычное время состоял из 6 человек, при необходимости проведения диверсионных операций команда уменьшалась до 4 человек и брала 6 диверсантов. 
С диверсионной группой судно могло находиться под водой самое большее 4 суток, а с экипажем в полном составе - 160 часов, то есть примерно 6,5 суток.
Максимальная надводная скорость подводной лодки такого типа достигала 7 узлов, а подводная - 8. Предельная глубина морского погружения "Уны"- 120 метров. Ее вес под водой равен 88 тоннам, на поверхности - 76 т. 
Длина корабля 18,8 м, а ширина - всего 2,7 м. За размеры эту субмарину прозвали "карманной подлодкой".

Дизель-электрические подводные лодки типа "Heroj" ("Герой") также строили на сплитской верфи объектов специального назначения. 
P-821 стала первой подлодкой в серии из трех таких кораблей, спроектированных инженером Жарко Алуевичем-Федже и Судостроительным институтом Загреба. Да и вообще, первой субмариной югославского производства. Хотя, тут стоит заметить, что некоторые детали закупались в других странах (СССР и Германии).

Строительство судна продолжалось 2,5 года. Оно сошло с верфи 21 августа 1967-го и после проведения испытаний его официально включили в состав ВМФ Югославии 10.09.1968г. На тот момент Р-821 была гордостью страны, одной из самых лучших для своего класса подводных лодок во всем Средиземноморье. 

C конца 60-х до конца 80-х эта субмарина, как и другие югославские корабли данного типа, активно использовалась для сбора информации. "Герою" P-821 давали миссии в международных водах Адриатического моря, а также в территориальных водах Италии и Албании.

Подлодка несла службу до 1991 года. 16 января 91-го ее доставили на капитальный ремонт в тиватский "Арсенал". Но ремонт так и не был осуществлен. В 2004 году судно официально сняли с вооружения. 

Долгое время подводная лодка стояла забытая и заброшенная, пока для нее не была избрана новая миссия - служить музейным экспонатом, быть памятником славного прошлого и интересной туристической достопримечательностью. 
К слову, это единственный выживший "Герой", два других корабля были пущены на металлолом.
Винт у P-821 "Heroj"

Вход в Р-821 расположен слева.
Посетители попадают сразу в головную часть судна, в первый из трех отсеков. По левую руку находится вооружение корабля - 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. Аппараты, кстати, советские. По признанию экскурсовода - "очень сложные в обслуживании и не дававшие адекватных результатов". Дальность торпед, выпущенных с подлодки "Герой", составляла 12 километров, а скорость - 40 узлов. 
Головная часть лодки P-821 "Heroj"

Рядом с торпедными аппаратами, прямо у двери, висит акваланг.

Акваланг у входа

Подводная лодка имеет длину 50,4 м. Ее ширина - 4,7 м, а высота - 9,75 м. Весит корабль под водой 706 тонн, на поверхности - 614 тонн. Надводная скорость "Героя" 15,3 узла, подводная - 9,8 узлов. Максимально Р-821 могла опускаться на 210 метров. 
Приборы в головной части

Первый отсек являлся не только местом расположения торпедных аппаратов и хранения запасных торпед, но и столовой (когда наступало время приема пищи с потолка опускали стол), а также командным пунктом. 
Тут стоял офицер, который должен был все контролировать. У него были собственные приборы, по которым он следил за курсом, глубиной погружения, скоростью, углом наклона и прочими важными параметрами.
Подлодка, по словам одного из ее бывших работников, "сегодня может показаться легкой и простой, однако, это очень сложное средство военной техники, чье обслуживание всегда требовало исключительно хорошей квалификации персонала".

Место рулевых.
Управление этой субмариной, кстати, и стало причиной ее названия. Первоначально подлодки нового типа обозначались в документах как "Projekt B-71" ("Проект B-71"). Как-то верфь в Сплите посетил командир югославского флота, адмирал Мате Еркович. Осмотрев строящееся судно он объявил: "Новая подводная лодка будет называться "Герой". Присутствующие очень удивились, потому как все ранее построенные югославские субмарины получали имена в честь известных рек государства - они назывались "Сава", "Сутеска", "Тара", "Неретва". А адмирал повернулся к главному конструктору, инженеру Жарко Алyевичу-Федже, и с улыбкой пояснил: "Феджиной подводной лодкой только герои смогут управлять!".
Место рулевых

Радиорубка корабля - тесное помещение, практически полностью заставленное различными приборами.
Внутри радиорубки

Ежегодно подлодка отправлялась на непродолжительный плановый ремонт в тивасткий "Арсенал", а каждые пять лет - на большой. По мере развития техники заменялось устаревшее оборудование. Поэтому в радиорубке представлены не оригинальные аппараты конца 60-х, а те, что были на момент последних плаваний субмарины.
 В радиорубке

Экипаж данной подводной лодки состоял из 28 человек. Капитан - единственный, у кого была отдельная каюта. Очень маленькая и тесная, но своя. Здесь в специальном сейфе хранились бортовой журнал и секретные документы, доступ к коим имел только капитан.
В этой каюте сейчас висит китель, принадлежавший Томиславу Драшковичу. Драшкович управлял судном совсем недолго, зато именно ему выпала честь стать первым капитаном P-821 и совершить пробный рейс. Интересно, что через несколько лет после службы на "Герое" Томислава исключили из партии и уволили из Югославской народной армии за... любовь к русской женщине. Наверху посчитали связь перспективного офицера военно-морского флота с гражданкой СССР нежелательной. Позднее Драшковича вернули в армию, но управление подлодкой после брака с русской ему так больше никогда и не доверили.
Рядом с капитанским кителем установлена табличка с перечислением имен всех, командовавших субмариной за годы ее службы.
Китель в капитанской каюте

Приборы в еще одном крошечном помещении первого отсека: старенький компьютер, над ним телефон.
Компьютер и телефон на подлодке

По соседству с ними сонар (гидролокатор) марки "Thomson". Эхолот и радар

Это был мой первый визит на подводную лодку и больше всего поразило то, как там мало места, особенно в небольших огороженных комнатках. Даже в каюте капитана практически не повернуться, а уж в жилом помещении, предназначенном для остальных служащих, и того теснее. Между узких коек - крошечный проход, трудно представить, как тут одновременно умещалось несколько взрослых мужчин. 
Койко-мест, кстати, было значительно меньше, чем членов экипажа - работали по вахтам, часть команды несла службу, а остальные в это время отдыхали.
Жилое помещение

Перед открытием музея
 в субмарине была проведена масштабная реставрация, обошедшаяся более чем в 100 000 евро и длившаяся 3,5 месяца. Руководил ею Райко Булатович - президент тиватской ассоциации "Podmorničar", капитан 88 югославской флотилии подводных лодок. 
Он проследил за тем, чтобы все восстановили в соответствии с последними годами активной службы корабля. Впоследствии Булатович рассказал, что в первые дни реконструкции не был уверен, что ее вообще удастся довести до конца, работы предстояло много. Лодка была практически пустой, а необходимые детали и приборы оказалось очень трудно найти. Тем не менее, все завершилось успешно, почти все отсутствующие фрагменты достали, а то, чего не хватало, в итоге успешно заменили аналогом.
Сейчас Райко проводит экскурсии для туристов и отвечает на их вопросы. 
Проход внутри подводной лодки

В отдельной витрине субмарины представлены медали, ордена, знаки отличия и фуражка, также принадлежавшие первому капитану P-821 и пожертвованные Томиславом Драшковичем для тиватской музейной коллекции.

Судно находилось в эксплуатации почти 23 года. На его счету 726 рабочих дней в море и максимальное число погружений среди всех подлодок Югославской народной армии - 910. Корабль успел пройти 46 659 морских миль, что эквивалентно двум кругосветным плаваниям.

Приборы в подлодке

Субмарина типа "Герой" могла пребывать под водой до 45 дней, однако подводные плавания P-821 никогда не длились более 10 дней. Вентили

Глубиномер на судне.

Второй отсек корабля машинный, а третий - моторный.  Центральный проход подлодки

В моторном размещены дизельные двигатели, вспомогательные двигатели, генератор и другие приспособления, используемые для производства электроэнергии и вентиляции. На корме подлодки

Возле машин установлена остальная часть коек для служащих, никак не огороженная от прочего пространства. Койки ставили везде, где только было немного свободного места, руководствуясь не соображениями комфорта, а необходимостью максимально использовать внутренние помещения.
Условия на подводных лодках были, несомненно, тяжелые. Брали сюда только лучших. Кандидаты проходили специальные тесты, доказывавшие их физическую выносливость и психологическую устойчивость. При этом работали тут не ради денег - зарплаты даже высшим чинам платили маленькие, служили потому, что это в те времена считалось престижным. Ради уважения, почета, любви к родине.
Койки в хвосте

На вопрос, как можно было спать в моторном отделении, среди шума приборов, Райко философски отвечает: "Человек ко всему привыкает". Еще на судне было очень жарко. На всю команду имелся всего один туалет - унитаз в хвостовой части корабля.Наушники

На выходе из лодки посетителей провожает скафандр.
Скафандр возле выхода

С 2018 года с подводными лодками в Порто Монтенегро соседствует моторный баркас BM-58 "Barbara". Это один из символов тиватского "Арсенала" и неотъемлемая часть новейшей морской истории региона. 
Судно построено из стали. Оно имеет водоизмещение 32 тонны. Его длинна составляет 20,95 м, ширина - 3,7 м, а высота - 3,3 м. Внутри размещен дизельный двигатель мощностью 165 лошадиных сил. Баркас мог развивать скорость до 10,3 узла.
Экипаж BM-58 состоял из 3 человек, однако при необходимости судно могло вместить 50 солдат с личным вооружением и от 3 до 4 тонн груза. 

Наряду с парусником "Jadran", "Barbara" входила в число старейших кораблей ВМФ СФРЮ. 
Она была построена в Германии студентами, обучавшимися кораблестроению. Баркас стал их дипломной работой. В Югославию "Barbara" попала вместе с другими судами, отданным в качестве репараций за Первую мировую войну.
Сначала она возила боеприпасы, а в середине 20 века была переоборудована в пассажирский корабль. "Барбара" совершала регулярные рейсы между Тиватом, Рисаном и Кумбором. Она служила как рабочим "Арсенала", так и другим жители Боки Которской. Интересно, что активно ей пользовались школьники, чтобы добраться от дома до места учебы.
Пассажирские перевозки баркас совершал вплоть до начала 2000-х годов! 
Спустя некоторое время после снятия с эксплуатации были проведены работы по реставрации и консервации, которые обошлись в 17 000 евро. По их окончанию судно было доставлено с места ремонта в Порто Монтенегро и заняло свое почетное место.

Кроме двух подлодок и баркаса на территории также размещены якоря

и некоторое вооружение.


На этой же площади находится Музей морского наследия Порто Монтенегро или, если переводить дословно, "Собрание морского наследия". Он находится в здании, которое при "Арсенале" занимала лесопилка.

Ранее музей размешался на обоих этажах дома, теперь же всю коллекцию, состоящую более чем из 300 предметов, переместили на нижний этаж. Там можно посмотреть некоторое корабельное оборудование, механизмы, документы, макеты кораблей. На верхнем этаже обычно устраиваются временные экспозиции. Посвящены они чаще всего не теме музея, а творчеству современных художников. 
Здание Музея морского наследия

На эти временные выставки вход бесплатный, а вот за осмотр постоянной музейной коллекции придется заплатить. 
Вход в музей Морского наследия стоит 2 €, а комплексный билет - посещение музея + визит на подводную лодку, обойдется в 5 €. Билета типа "только подлодка" нет.
Для детей от 5 до 14 лет предоставляется скидка 50%, малыши до 5 лет могут пройти бесплатно. Снимать фото и видео разрешается везде, за исключением зала постоянной экспозиции.
Часы работы музея: 
с 1.06 до 10.09: ежедневно с 9:00 до 22:00, обеденный перерыв с 12:30 до 15:30;
с 11.09 по 30.09: пн-сб с 10:00 до 20:00, вс - выходной;
с 1.10 до 1.06: пн-пт с 9:00 до 17:00,  сб с 13:00 по 17:00, вс - выходной.
Подводная лодка в Тивате допускается к осмотру только в сопровождении экскурсовода. Посетители запускаются каждые полчаса.

Ежегодно в начале апреля в этом музее Тивата проводится день открытых дверей. В честь Дня подводного флота все желающие приглашаются бесплатно осмотреть коллекцию музея и субмарину P-821 "Heroj". Обычно в течение всего рабочего дня там присутствует в качестве экскурсовода кто-нибудь из бывших служащих, в обязанности коего входит рассказывать основную информацию о подводной лодке и отвечать на вопросы посетителей.


P. S. Напомню, что в Тивате также есть городской музей. Публикации про него доступны по этим ссылкам:
 - Этнографическая выставка "Следы памяти";
 - Выставка "Этнографическое наследие Тивата".


Комментарии

Отправить комментарий