Многие удивятся, но самый большой христианский храм Боки Которской расположен отнюдь не в Которе или каком-либо другом известном городе залива, богатом на достопримечательности, а в тихом поселении Прчань, не особо избалованном вниманием туристов. Церковь Рождества Блаженной Девы Марии, которую местные чаще всего называют просто храмом Богородицы - совершенно нераскрученная достопримечательность, каковую мало кто включает в свой маршрут изучения Боки Которской. И напрасно, ведь данное строение выделяется не только размерами, но и своим шикарным внешним видом.
Вообще, Прчань - симпатичный поселок, но достаточно скромный, там совершенно не ожидаешь увидеть подобное сооружение. Оттого значительнее производимый церковью эффект - монументальность, масштаб и в то же время изящество оформления впечатляют еще сильнее на общем фоне. Уверена, в том же Старом городе Котора этот храм смотрелся бы далеко не так сильно.
Вообще, Прчань - симпатичный поселок, но достаточно скромный, там совершенно не ожидаешь увидеть подобное сооружение. Оттого значительнее производимый церковью эффект - монументальность, масштаб и в то же время изящество оформления впечатляют еще сильнее на общем фоне. Уверена, в том же Старом городе Котора этот храм смотрелся бы далеко не так сильно.
Отчасти церковь Рождества Блаженной Девы Марии выглядит столь выразительно из-за хорошо продуманного пространства вокруг. В частности, крайне удачно оформлен подход к храму - к зданию ведет длинная каменная лестница с элегантной балюстрадой. Она была построена в 1913 году по проекту Милана Карловаца.
Благодаря ей церковь, декорированная в стилях барокко и ренессанса, становится похожа на настоящий дворец.
Перед финальным отрезком подъема в нише установлена статуя Христа. Сама ниша весьма гармонично вписывается в общий ансамбль, ведь она оформлена в той же стилистике, что и фасад храма.
Возведение храма Богородицы было задумано в конце 18 века, в период расцвета Прчаня. Многие местные жители тогда успешно занимались морским делом и могли позволить себе тратить деньги не только на личные нужды, но и вкладывать часть средств в какие-то общественно-полезные/богоугодные дела, развитие своего городка.
Строить церковь решили по нескольким причинам. Одной из них стало желание покрасоваться перед соседями и приезжими. Роскошный просторный храм должен был стать визитной карточкой городка, всем своим видом свидетельствующей о том, как богаты и добродетельны жители Прчаня. Вообще, стоит заметить, что такой образ мышления был далеко не редкостью в те времена. Вот, например, колокольня церкви Св. Николая в Перасте - та, которая до сих пор остается самой высокой в Боке Которской - возводилась из тех же соображений. Или церковь Св. Евстафия в Доброте перестраивалась отчасти по этому же.
Еще одним немаловажным фактором стал рост числа жителей и окончательное переселение из Верхнего Прчаня вниз. Ходить наверх в старую приходскую церковь было не особо удобно, католикам нужно было новое большое здание, способное вместить всех верующих и расположенное в Нижнем Прчане.
Храм построили практически в центре набережной Прчаня. Это его архитектурная доминанта, по которой поселок легко узнаваем.
Церковь находится на небольшом возвышении, поэтому с ее лестницы открывается вид на море и противоположный берег залива. Картинку обрамляют пышные кроны пальм.
Центральный фасад обращен к морю. Он отличается особенным богатсвом оформления. Здание здесь щедро украшено окном-розой, дорическими и коринфскими полуколоннами, карнизами и скульптурами.
При строительстве старались ответственно подходить к каждому аспекту и обращать повышенное внимание на любые мелочи, что становится заметно при ближайшем рассмотрении.
Для некоторых работ использовался материал из Стрпа, Лепетане и других расположенных неподалеку мест, однако декоративные элементы и большая часть фасада выполнены из ценного корчульского камня, широко известного на побережье Адриатического моря благодаря своему красивому цвету и высокому качеству. Над обработкой камня трудились как профессионалы из региона, так приезжие мастера. Среди них были и каменотесы с Корчулы, в число коих вошел искусный мастер Марко Форетич. Он работал над храмом в Прчане непрерывно аж 16 лет - с 1791 по 1807 год.
В нишах по обеим сторонам от центрального входа расположены крупные статуи христианских апостолов. Слева от дверей - апостол Петр.
Справа - апостол Павел.
Предполагалось, что здание украсят еще 4 статуи, однако несмотря на то, что на фасаде сделаны постаменты для них (по два наверху фронтона и два по углам ниже) скульптуры так и не были установлены по причине недостатка денег.
В наши дни здание, как и прежде, принадлежит католической церкви.
Храм числится действующим. До 2021 года он долгое время был закрыт, но теперь на время сезона его открывают для бесплатных посещений с 12:00 до 18:00.
Зайти внутрь непременно стоит, потому как интерьер впечатляет, особенно благодаря великолепным витражам. В хорошую погоду солнечные лучи, проходящие сквозь цветные стеклышки, окрашивают стены и пол храма в яркие цвета, создавая совершенно сказочное впечатление.
В церкви Рождества Блаженной Девы Марии есть на что посмотреть и кроме витражей. В ней хранятся произведения прославленных местных художников и скульпторов. Также именно там сейчас находится почетный флаг "Merito navale", полученный мореплавателем Иво Визиным от австрийского императора в 1859 году.
Крайне интересен антипендиум центрального алтаря, состоящий из 173 драгоценных заветных пластинок местных мореплавателей. Дополняют ценную коллекцию церковная утварь из серебра и золота.
На одном из мраморных алтарей размещена чудотворная икона Девы Марии - "Прчаньская Богородица" (15 или 16 век, неизвестный автор), ранее находившая в старой приходской церкви из Верхнего Прчаня.
Часть ценностей была перенесена из старой приходской церкви.
Внутри храма установлен орган.
Посмотрим церковь с других сторон, чтобы оценить ее с новых ракурсов.
Длина храма составляет 35 метров, ширина 23 метра. Высота вместе с куполом - 31 метр. Здание спроектировано как трехнефная базилика, имеющая форму латинского креста. Церковный купол венчает фонарь, украшенный барочными валютами.
Церковь Рождества Блаженной Девы Марии является чемпионом по размеру не только в Боке Которской, но и вообще в этой части адриатического побережья (к слову, она даже больше чем Кафедральный собор Дубровника).
В оплате строительства храма Богородицы активное участие приняли местные судовладельцы. Они договорились, что будут отдавать на это дело половину своего чистого дохода, а также бесплатно привозить камень с далматинского острова Корчула (современная Хорватия). Начиная строительство горожане (в то время Прчань считался городом, это сейчас его статус понизили до поселка городского типа - городского поселения) рассчитывали, что уже в 1802 году церковь откроет свои двери для верующих.
Однако планы прчаньских жителей реализовались немного не так, как им хотелось. Судовладельцы и прочие заинтересованные лица, стоявшие у истоков проекта, так и не смогли никогда побывать на службе в храме, в постройку коего они вложили столь много средств и сил.
Возведение церкви началось 5 мая 1789 года и продлилось более 120 лет. По преданию, одна лишь перевозка корчульского камня с острова, расположенного в 150 морских милях от Прчаня, заняла почти целый век.
Разумеется, не все 120 лет велись активные работы. Столь долгий срок строительства обусловлен не только сложностью и масштабностью проекта, но и большими перерывами, возникавшими из-за неблагоприятных политических и экономических обстоятельств. Самый долгий из них продлился 60 лет (1807 - 1867 годы).
Основные работы были завершены в 1909-м, однако в последующие годы были доделаны еще многие элементы, так что датой окончания строительства скорее стоит называть 1913 год. В 1909 году церковь была открыта для богослужений, но торжественно освятили ее только спустя 4 года, как раз в 1913-м.
В 1917 году в австрийском Инсбруке были заказаны великолепные красочные витражи. Деньги на них дали известные и уважаемые старые семьи Сбутега, Визин, Верона и Лукович.
Интерьер храма формировался всю первую половину 20-го столетия.
Даже после того, как эпоха парусников подошла к концу и процветание местных жителей стало постепенно заканчиваться вместе с ней, уроженцы Прчаня все равно продолжили по мере сил жертвовать деньги на возведение церкви, задуманной еще в прошлом веке. Свой вклад в завершение строительства внесло правительство Австро-Венгрии. Однако более 80% от всей суммы было вложено все-таки обитателями Прчаня.
Впрочем, кое-кто отдавал не только деньги, но и свои жизни. Так, например, доподлинно известно, что три человека погибло при несчастном случае уже в самом начале работ.
Сперва перед прчаньскими жителями стоял выбор - строить копию венецианской церкви Джезуати Джорджио Массари или возводить свой приходской храм по оригинальному проекту. В итоге предпочтение отдали последнему варианту, главным образом потому, что цена за чертежи венецианской церкви была слишком высока.
Так архитектором храма Богородицы стал Бернардино Макаруцци из Венеции, ученик Джорджио Массари. В основном он занимался реконструкциями и реставрациями, церковь в Прчане - один из наиболее крупных и впечатляющих объектов, над которым архитектор поработал самостоятельно.
Интересно, что Макаруцци ни разу не посетил стройку в Прчане. Более того, создавая проект здания он даже не знал, на каком участке оно будет построено (в то время на примете имелась пара разных мест, нынешнюю локацию на небольшом возвышении выбрали незадолго до начала строительных работ). Соответственно, он не мог полностью согласовать внешний вид и концепцию сооружения с ландшафтом и окружающей средой. На практике из-за этого возникали определенные трудности, которые приходилось решать местному мастеру. Однажды одному из прорабов даже пришлось ехать в Венецию, дабы Макаруцци помог исправить сделанные ошибки.
Таким образом в ходе строительства первоначальный проект был несколько изменен. Что-то было усовершенствовано в соответствии с имеющимися условиями, что-то пришлось менять из-за осложнений с финансированием.
Так, например, в плане Макаруцци были две колокольни, однако в связи с возникшими экономическими проблемами от них пришлось отказаться.
Значительные изменения в план внес архитектор Антон Менгело. Благодаря ему у церкви появился величественный купол, без которого ее теперь невозможно представить.
В некоторых местах на стенах здания сегодня можно увидеть архитектурные чертежи, что очень необычно.
Так как возведение башен-колоколен пришлось отменить, для церкви построили отдельно стоящую звонницу. Она расположена за храмом и в настоящее время ее очень легко не заметить, так чаще всего большую часть сооружения закрывают кроны деревьев. Но в этой запущенности ее особая прелесть.
Данная постройка, правда, по стилю не особо вписывается в общую композицию. Это достаточно классическая для местной архитектуры звонница (которую здесь называют "прялка") на три колокола. Колокола по-прежнему на месте. Наверху - маленький крестик.
К звоннице ведет каменная лестница с покосившимися перилами. Они основательно оплетены плющом. Впрочем, как и сами ступени, и низ звонницы.
За церковью имеется еще одна интересность - достаточно высокая полукруглая стена.
Ее кирпичную кладку украшают гербы бокельских семейств.
Изредка они чередуются с другими декоративными элементами, оставшимися от старых построек.
Среди прочего сюда добавили даже каменное окно-розу.
Возвращаемся к центральному входу.
Пространство перед храмом - террасу и лестницу - заполняют бюсты почитаемых исторических личностей, так или иначе связанных с Прчанем.
Дон Нико Лукович (1887 - 1970) - католический священник, писатель, культурный и научный деятель, меценат. Родился и умер в Прчане.
Дон Нико был большим знатоком истории и культуры Боки Которской, всеми силами старался развивать бухту как туристическое место, написал путеводитель по Боке. Он проводил экскурсии для всех приезжавших в Боку Которскую известных и влиятельных лиц того времени. Лукович был гидом у Иосифа Броза Тито, Никиты Хрущева, Гамаля Насера, Аристотеля Онассиса, Марии Каллас, Элеоноры Рузвельт.
Нико Лукович внес весомый вклад в формирование интерьера церкви Рождества Блаженной Девы Марии, собрал для нее большую коллекцию ценных полотен. Также именно он решил поставить перед храмом памятники известным людям. Позднее и его бюст появился возле церкви. Автор скульптуры - Петар Палавичини.
Один из первых памятников, установленных перед храмом Богородицы - бюст Йосипа Юрая Штросмайера (1815 - 1905). Это католический епископ, политик, писатель, культурный деятель, меценат. Одна из самых ярких личностей в Хорватии 19 века. Основатель Хорватской (ранее - Югославянской) академии наук и искусств и Хорватского университета в Загребе.
Франо Учелини-Тиче (1847 - 1937) - которский епископ, очень почитавшийся жителями Боки Которской. Активно проповедовал мир, единство и братство среди католиков и православных, сербов и хорватов. Жил очень скромно, а все сэкономленные деньги вкладывал в добрые дела. Учелини-Тиче предпринял немало усилий для того, что храм Богородицы был наконец-то достроен и открыт для прихожан. Именно он освятил церковь в 1913 году.
Бюст Учелини-Тиче поставил его ученик, Нико Лукович, в 1952 году.
Андрия Змаевич (1624 - 1694) - барский архиепископ, сербский примас, писатель, теолог. Родился и умер в Перасте.
Петр II Петрович Негош (1813 - 1851) не нуждается в представлении для тех, кто хоть немного знаком с историей Черногории, ведь это ее самый известный и почитаемый правитель. Он провел несколько важных реформ, благодаря ему Черногория стала более независимым и современным государством. Негош также был митрополитом, философом и одним из наиболее выдающихся сербских поэтов.
Он очень любил Прчань и периодически приезжал сюда отдыхать.
На террасе перед церковью размещены не только бюсты, но и несколько каменных скамей, которые практически всегда находятся в тенечке, даже в самые солнечные дни.
Панорамного обзора с террасы нет, но пейзажи здесь все равно весьма недурны.
Между пальмовыми ветвями можно поразглядывать старые домики Прчаня с черепичными крышами, величественные горы и крошечные здания в поселениях на противоположном берегу.
Или просто полюбоваться морем, воды которого периодически бороздят кораблики.
Церковь Рождества Блаженной Девы Марии защищена законом, имеет статус памятника культуры 1 категории.
О других храмах Прчаня можно почитать здесь.
В церкви Рождества Блаженной Девы Марии есть на что посмотреть и кроме витражей. В ней хранятся произведения прославленных местных художников и скульпторов. Также именно там сейчас находится почетный флаг "Merito navale", полученный мореплавателем Иво Визиным от австрийского императора в 1859 году.
Крайне интересен антипендиум центрального алтаря, состоящий из 173 драгоценных заветных пластинок местных мореплавателей. Дополняют ценную коллекцию церковная утварь из серебра и золота.
На одном из мраморных алтарей размещена чудотворная икона Девы Марии - "Прчаньская Богородица" (15 или 16 век, неизвестный автор), ранее находившая в старой приходской церкви из Верхнего Прчаня.
Часть ценностей была перенесена из старой приходской церкви.
Внутри храма установлен орган.
Посмотрим церковь с других сторон, чтобы оценить ее с новых ракурсов.
Длина храма составляет 35 метров, ширина 23 метра. Высота вместе с куполом - 31 метр. Здание спроектировано как трехнефная базилика, имеющая форму латинского креста. Церковный купол венчает фонарь, украшенный барочными валютами.
Церковь Рождества Блаженной Девы Марии является чемпионом по размеру не только в Боке Которской, но и вообще в этой части адриатического побережья (к слову, она даже больше чем Кафедральный собор Дубровника).
В оплате строительства храма Богородицы активное участие приняли местные судовладельцы. Они договорились, что будут отдавать на это дело половину своего чистого дохода, а также бесплатно привозить камень с далматинского острова Корчула (современная Хорватия). Начиная строительство горожане (в то время Прчань считался городом, это сейчас его статус понизили до поселка городского типа - городского поселения) рассчитывали, что уже в 1802 году церковь откроет свои двери для верующих.
Однако планы прчаньских жителей реализовались немного не так, как им хотелось. Судовладельцы и прочие заинтересованные лица, стоявшие у истоков проекта, так и не смогли никогда побывать на службе в храме, в постройку коего они вложили столь много средств и сил.
Возведение церкви началось 5 мая 1789 года и продлилось более 120 лет. По преданию, одна лишь перевозка корчульского камня с острова, расположенного в 150 морских милях от Прчаня, заняла почти целый век.
Разумеется, не все 120 лет велись активные работы. Столь долгий срок строительства обусловлен не только сложностью и масштабностью проекта, но и большими перерывами, возникавшими из-за неблагоприятных политических и экономических обстоятельств. Самый долгий из них продлился 60 лет (1807 - 1867 годы).
Основные работы были завершены в 1909-м, однако в последующие годы были доделаны еще многие элементы, так что датой окончания строительства скорее стоит называть 1913 год. В 1909 году церковь была открыта для богослужений, но торжественно освятили ее только спустя 4 года, как раз в 1913-м.
В 1917 году в австрийском Инсбруке были заказаны великолепные красочные витражи. Деньги на них дали известные и уважаемые старые семьи Сбутега, Визин, Верона и Лукович.
Интерьер храма формировался всю первую половину 20-го столетия.
Даже после того, как эпоха парусников подошла к концу и процветание местных жителей стало постепенно заканчиваться вместе с ней, уроженцы Прчаня все равно продолжили по мере сил жертвовать деньги на возведение церкви, задуманной еще в прошлом веке. Свой вклад в завершение строительства внесло правительство Австро-Венгрии. Однако более 80% от всей суммы было вложено все-таки обитателями Прчаня.
Впрочем, кое-кто отдавал не только деньги, но и свои жизни. Так, например, доподлинно известно, что три человека погибло при несчастном случае уже в самом начале работ.
Сперва перед прчаньскими жителями стоял выбор - строить копию венецианской церкви Джезуати Джорджио Массари или возводить свой приходской храм по оригинальному проекту. В итоге предпочтение отдали последнему варианту, главным образом потому, что цена за чертежи венецианской церкви была слишком высока.
Так архитектором храма Богородицы стал Бернардино Макаруцци из Венеции, ученик Джорджио Массари. В основном он занимался реконструкциями и реставрациями, церковь в Прчане - один из наиболее крупных и впечатляющих объектов, над которым архитектор поработал самостоятельно.
Интересно, что Макаруцци ни разу не посетил стройку в Прчане. Более того, создавая проект здания он даже не знал, на каком участке оно будет построено (в то время на примете имелась пара разных мест, нынешнюю локацию на небольшом возвышении выбрали незадолго до начала строительных работ). Соответственно, он не мог полностью согласовать внешний вид и концепцию сооружения с ландшафтом и окружающей средой. На практике из-за этого возникали определенные трудности, которые приходилось решать местному мастеру. Однажды одному из прорабов даже пришлось ехать в Венецию, дабы Макаруцци помог исправить сделанные ошибки.
Таким образом в ходе строительства первоначальный проект был несколько изменен. Что-то было усовершенствовано в соответствии с имеющимися условиями, что-то пришлось менять из-за осложнений с финансированием.
Так, например, в плане Макаруцци были две колокольни, однако в связи с возникшими экономическими проблемами от них пришлось отказаться.
Значительные изменения в план внес архитектор Антон Менгело. Благодаря ему у церкви появился величественный купол, без которого ее теперь невозможно представить.
В некоторых местах на стенах здания сегодня можно увидеть архитектурные чертежи, что очень необычно.
Так как возведение башен-колоколен пришлось отменить, для церкви построили отдельно стоящую звонницу. Она расположена за храмом и в настоящее время ее очень легко не заметить, так чаще всего большую часть сооружения закрывают кроны деревьев. Но в этой запущенности ее особая прелесть.
Данная постройка, правда, по стилю не особо вписывается в общую композицию. Это достаточно классическая для местной архитектуры звонница (которую здесь называют "прялка") на три колокола. Колокола по-прежнему на месте. Наверху - маленький крестик.
К звоннице ведет каменная лестница с покосившимися перилами. Они основательно оплетены плющом. Впрочем, как и сами ступени, и низ звонницы.
За церковью имеется еще одна интересность - достаточно высокая полукруглая стена.
Ее кирпичную кладку украшают гербы бокельских семейств.
Изредка они чередуются с другими декоративными элементами, оставшимися от старых построек.
Среди прочего сюда добавили даже каменное окно-розу.
Возвращаемся к центральному входу.
Пространство перед храмом - террасу и лестницу - заполняют бюсты почитаемых исторических личностей, так или иначе связанных с Прчанем.
Дон Нико Лукович (1887 - 1970) - католический священник, писатель, культурный и научный деятель, меценат. Родился и умер в Прчане.
Дон Нико был большим знатоком истории и культуры Боки Которской, всеми силами старался развивать бухту как туристическое место, написал путеводитель по Боке. Он проводил экскурсии для всех приезжавших в Боку Которскую известных и влиятельных лиц того времени. Лукович был гидом у Иосифа Броза Тито, Никиты Хрущева, Гамаля Насера, Аристотеля Онассиса, Марии Каллас, Элеоноры Рузвельт.
Нико Лукович внес весомый вклад в формирование интерьера церкви Рождества Блаженной Девы Марии, собрал для нее большую коллекцию ценных полотен. Также именно он решил поставить перед храмом памятники известным людям. Позднее и его бюст появился возле церкви. Автор скульптуры - Петар Палавичини.
Один из первых памятников, установленных перед храмом Богородицы - бюст Йосипа Юрая Штросмайера (1815 - 1905). Это католический епископ, политик, писатель, культурный деятель, меценат. Одна из самых ярких личностей в Хорватии 19 века. Основатель Хорватской (ранее - Югославянской) академии наук и искусств и Хорватского университета в Загребе.
Франо Учелини-Тиче (1847 - 1937) - которский епископ, очень почитавшийся жителями Боки Которской. Активно проповедовал мир, единство и братство среди католиков и православных, сербов и хорватов. Жил очень скромно, а все сэкономленные деньги вкладывал в добрые дела. Учелини-Тиче предпринял немало усилий для того, что храм Богородицы был наконец-то достроен и открыт для прихожан. Именно он освятил церковь в 1913 году.
Бюст Учелини-Тиче поставил его ученик, Нико Лукович, в 1952 году.
Андрия Змаевич (1624 - 1694) - барский архиепископ, сербский примас, писатель, теолог. Родился и умер в Перасте.
Петр II Петрович Негош (1813 - 1851) не нуждается в представлении для тех, кто хоть немного знаком с историей Черногории, ведь это ее самый известный и почитаемый правитель. Он провел несколько важных реформ, благодаря ему Черногория стала более независимым и современным государством. Негош также был митрополитом, философом и одним из наиболее выдающихся сербских поэтов.
Он очень любил Прчань и периодически приезжал сюда отдыхать.
На террасе перед церковью размещены не только бюсты, но и несколько каменных скамей, которые практически всегда находятся в тенечке, даже в самые солнечные дни.
Панорамного обзора с террасы нет, но пейзажи здесь все равно весьма недурны.
Между пальмовыми ветвями можно поразглядывать старые домики Прчаня с черепичными крышами, величественные горы и крошечные здания в поселениях на противоположном берегу.
Или просто полюбоваться морем, воды которого периодически бороздят кораблики.
Церковь Рождества Блаженной Девы Марии защищена законом, имеет статус памятника культуры 1 категории.
О других храмах Прчаня можно почитать здесь.
Замечательное место!!! Спасибо автору за подробную историю.
ОтветитьУдалить