Монастырь Введения Пресвятой Богородицы чаще всего обозначают просто как "монастырь Завала" - по названию населенного пункта, в котором он находится. Этот мужской монастырь входит в Захумско-Герцеговинскую и Приморскую епархию Сербской православной церкви в Боснии и Герцеговине и является одним из самых старых ее монастырей.
Обитель расположилась на краю Попова поля, на горе Острог. Монастырский комплекс возвышается над всеми остальными домами деревни, но стоит не на вершине горы, а на ее склоне.
Добраться до деревни Завала в настоящий момент получится только на авто.
От Биоспелеологического музея Завалы монастырь отделяет чуть больше 150 метров, дойти до ворот комплекса можно буквально за пару минут.
Справа от врат находится большое мозаичное изображение Василия Острожского, или, как его нередко называют в Боснии и Герцеговине - святого Василия Острожского и Тврдошского. Снизу икону закрывает разросшийся куст розмарина, но лицо и верхнюю часть фигуры святого все еще отлично видно.
Василия Острожского поместили на этом почетном месте не просто из-за того, что он входит в число наиболее почитаемых святых Сербской православной церкви, но и потому, что когда-то, в самом начале своего жизненного пути, он провел в этой обители несколько лет.
Стоян Йованович, позже ставший известен как Василий Острожский, родился в селе Мрконичи, находящемся неподалеку от Завалы. В монастырь Введения Пресвятой Богородицы его отправили родители, боявшиеся девширме (принудительного набора в слуги султана мальчиков из немусульманских семей, живущих на территории Османской империи). Игуменом монастыря тогда был дядя будущего святого.
В Завале Стоян изучил религию и светские науки. После его отослали в Тврдош, еще один известный православный монастырь региона, где он принял постриг и новое имя.
У ворот висит табличка, согласно которой монастырь открыт по воскресеньям с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00, в остальные дни - с 5:00 до 8:00 и с 16:00 до 18:00.
Правда, во время нашего визита врата были распахнуты и в неурочное время, так что и мы, и другие туристы смогли беспрепятственно осмотреть весь комплекс.
Тем не менее, если вы действительно хотите посетить достопримечательность, лучше, конечно, не рисковать и, планируя поездку, подстроиться под официальные часы работы.
Возле ворот, в стене, ограждающей комплекс от склона горы, имеется несколько украшений. Вроде этого рельефа, изображающего все 14 стояний крестного пути.
Монастырь Введения Пресвятой Богородицы впервые упомянут в письменных источниках в 1514 году, но обитель в Завале существовала и до этого. Однако в каком году или хотя бы каком столетии она была основана - доподлинно неизвестно.
В народе сохранилось предание, что монастырь начался с храма, который построил в 4 веке первый христианский император - Константин Великий.
Также многие уверены, что в 13 веке при старой церкви уже точно действовал монастырь, вклад в обновление коего внес сербский король Стефан Драгутин. Из тех времен сохранилась монастырская печать, на которой значится 1271 год. Правда, ученые не считают ее достаточным доказательством существования Завальского монастыря.
Во время реставрационно-консерваторских работ 2001-2002 годов специалисты обнаружили, что нынешний храм стоит на месте церкви дороманского периода - 6-9 веков. Это подтверждает, что как минимум церковь была тут задолго до упоминания в документе начала 16 столетия.
Первое письменное свидетельство о реставрации монастырского храма относится к 1587 году. Впоследствии церковь, как и весь комплекс, еще не раз восстанавливали, поправляли, ремонтировали и консервировали.
Несмотря на то, что данная территория долгое время находилась под властью Османской империи, а турки, как известно, проповедовали другую религию, у православного монастыря в Завале в течение продолжительно периода дела шли неплохо.
С 16 века при монастыре действовала мастерская по переписыванию книг. В те времена обитель являлась главным культурно-образовательным центром всего района. Она также имела хорошие дружественные связи с другими сербскими монастырями.
Завальский монастырь владел и достаточно обширными виноградниками. Из архивов известно, что к 1811 году монастырь Введения Пресвятой Богородицы обладал огромным количеством плодородных земель Попова поля.
Религиозной общине монахов нелегко пришлось в период войн между венецианцами и турками. Венецианская республика на некоторое время заняла и Попово поле, и монастырь, но в 1714 году их прогнали с данной территории.
В 1722 году турки снесли монастырь. К счастью, его церковь уцелела.
В начале 19 века завальский игумен Исайя Шойич начал работы по восстановлению.
Это был период возрождения, продлившийся до Второй мировой войны.
В 1876 году монастырь Введения Пресвятой Богородицы был расширен. Десять лет спустя при монашеской обители открылась школа.
Монастырь серьезно пострадал в годы Второй мировой войны, была уничтожена вся коллекция ценных предметов, состоявшая в основном из подарков других монастырей и верующих.
После окончания войны большая часть имущества монастыря оказалась национализирована Югославией.
Серьезный урон обители был нанесен и во время Боснийской войны, в 1992 году. К счастью, церковь опять каким-то чудом уцелела, а вот остальные объекты были сожжены и разрушены.
Монахов и жителей деревни Завала прогнали из этих мест.
Уже в конце 90-х благодаря монаху Василию, ставшему настоятелем Завальского монастыря и управляющего им и по сей день, комплекс был возрожден. Здесь опять появились послушники, православные верующие, для многих из которых это место имеет большое сакральное значение, смогли приходить сюда на службы, а объекты, в том числе и церковь с ценными фресками, были спасены от дальнейшего обветшания или разрушения.
Сегодня весь монастырский комплекс выглядит весьма аккуратно и уютно. Не так давно были закончены работы по реставрации, видно, что сейчас за территорией и зданиями регулярно и старательно ухаживают.
В настоящий момент в обители живет 5 человек: архимандрит, иеромонах, трое монахов.
В монастыре Введения Пресвятой Богородицы возможно проведение обрядов крещения, для этой цели на территории построен симпатичный баптистерий.
Он был сделан уже в наше время, но благодаря оформлению отлично гармонирует с остальными постройками.
Главное сакральное сооружение на территории - это, конечно же, церковь. В этом монастыре она одна.
Внешне представляет собой совершенно невзрачное здание, но не стоит судить по первому впечатлению, главные красоты храма - не снаружи, а внутри. Узнать, что же в нем такого особенного, можно в этом посте.
Немного пониже церкви находится небольшое строение. Здание полностью сложено из известняка, каменные блоки связывает меж собой известняковый же раствор.
Сооружение не использовалось ни для проживания, ни для служб, а выполняло просто роль прохода к церкви.
Раньше лесенки во дворе не было, и к храму попадали именно через этот туннель. Он имеет длину 15 метров. Высота потолка здесь 1,8 м, а ширина прохода составляет примерно 1,7 м.
Сейчас через него по-прежнему можно выйти к храму. Также здесь повешена информационная таблица с рассказом о монастыре на нескольких языках (есть даже описание на русском), тут же можно приобрести свечи.
Между выходом из туннеля и зданием храма находится кладбище с каменными крестами. Захоронения тут немногочисленные и не очень старые, 19 века.
Кроме церкви, баптистерия, кладбища, туннеля и террасы в комплекс монастыря Завала входит несколько зданий, среди которых келейный корпус монахов и старая школа (ныне дом для размещения гостей обители), а также парочка пещер.
Одна из них находится прямо над церковью. Чтобы попасть к ней, нужно подняться по небольшой лесенке, расположенной слева от входа в храм.
Монахи превратили пещерку в капеллу и посвятили Василию Острожскому. Во время последнего обновления монастырской церкви службы проводились именно в ней.
В углублении установлены иконы Христа, Богоматери с младенцем и Василия Острожского, а также несколько распятий. Украшают алтарь живые цветы.
Вообще, на территории храма очень много живых цветов и на клумбах, и перед иконами, что свойственно обычно католическим церквям или женским монастырям, а не православным мужским обителям.
Если пойти дальше, можно будет подняться еще выше. Через каменную арку посетители попадают в верхнюю часть комплекса.
Здесь, рядом со звонницей, расположена обзорная площадка.
Звонница была построена значительно позднее храма, только в 1899 году. Необычно, что возвели ее не на здании церкви, а над ним, отдельно, на скале, из которой она словно бы вырастает.
Такой тип звонницы типичен для сербских храмов и называется "прялка". Сооружение сложено из камня, предназначено для размещения трех колоколов.
Сами колокола появились позднее, их подарили местные торговцы в 1926 году.
С площадки у звонницы простирается завораживающий вид на окрестности.
Горы, зеленые поля, извивающаяся змеей река Требишница, немногочисленные постройки где-то вдалеке...
Тишина, нарушаемая обычно только пением птиц и ощущение умиротворения, разлитое в воздухе, создают дополнительную атмосферу для созерцания природных красот.
В теплое время года картинка особенно яркая и красивая, вокруг - натурально цветущие склоны.
Весной на них можно увидеть ладанник,
маки, молочай, ирисы,
вьюны,
очиток.
В верхней части комплекса расположена еще одна, более старая часть монастырского кладбища.
Не подлежит сомнению, что некоторые надгробные памятники имеют очень почтенный возраст, однако на самих крестах никакой информации о годах захоронения не сохранилось, нужны серьезные археологические исследования, чтобы точно сказать, к какому веку они относятся. Пока работы по изучению проведены не были.
Пройдя еще дальше, можно вновь взглянуть на окрестности, но уже с чуть большей высоты.
Вид в сторону Ветреницы.
Звонница и пейзаж за ней.
Перед верхней смотровой площадкой находится еще одна пещера, но она достойна отдельного поста.
На территории монастыря запрещено курить.
Также гостей обители просят быть одетыми пристойно - в не слишком открытую одежду. Мужчинам рекомендуются брюки, а не шорты, женщинам - прикрытые плечи и штаны/джинсы или юбка не выше колена. Платков (чтобы закрыть плечи или ноги) для неподготовленных визитеров в монастыре пока нет. Покрывать голову от посетительниц женского пола не требуют.
За воротами монастырского комплекса, чуть ниже обители, имеется бесплатный туалет.
Парковка - под монастырем (бесплатная).
Съемка фото и видео не запрещена.
Комментарии
Отправить комментарий