Яйце. Церковь Св. Марии/мечеть Фетхия.

В городском пейзаже Яйце несомненной вертикальной доминантой является элегантная каменная башня, украшенная окнами-трифориями и увенчанная аккуратной пирамидальной крышей. Глядя на нее, вы скорее всего подумаете, что это колокольня церкви. Однако тут все не так-то просто.

Первоначально это действительно была колокольня католического храма, однако затем церковь преобразовали в мечеть, а башню переделали в минарет. Мусульмане использовали объект примерно то же количество лет, что и христиане, так что ныне достопримечательность чаще всего называют длинно, но зато корректно - и церковью, и мечетью.

Церковь Святой Марии (Crkva sv. Marije), она же мечеть Фетхия или мечеть Султана Сулеймана (Fethija/Sultan Sulejmanova džamija) ныне сильно разрушена, но все же имеет огромную ценность и считается важнейшим памятником духовной культуры. 
1

Здание входит в средневековый комплекс города. Оно находится в западной части Старого Яйце, возле других популярных туристических объектов: музея, катакомб и башни Медведь (рассказ о ней можно найти в посте, посвященном крепостным стенам города).
Как вы уже поняли, у этого сооружения долгая история.
Церковь возвели на данном участке, скорее всего, даже раньше Цитадели. Но год или хотя бы век основания храма сегодня остается загадкой - никаких документальных подтверждений не сохранилось, а мнения специалистов по сему вопросу расходятся. Одни говорят, что церковь стояла здесь уже в 12 веке, другие утверждают, что ее все же построили немного позднее - в 13 столетии.
2

Из-за того, что в облик храма неоднократно вносились изменения, а изображения или описания если и были, то до наших дней не дошли, невозможно утверждать, как он выглядел изначально. Но исследователи полагают, что это была простая однонефная базилика в романском стиле. Кому была посвящена первая церковь, ныне неизвестно.
В конце 14 века в Яйце приехали монахи из францисканского ордена. Они основали тут монастырь, а старый и заброшенный к тому моменту храм отремонтировали и освятили в честь Блаженной Девы Марии.
В первой половине 15 столетия, когда Яйце приобрел особое значение в Боснийском королевстве, церковь перестроили в готической стилистике.
На основе находок, сделанных археологами, можно заключить, что внутри она была расписана фресками и украшена скульптурами. 


В 1459 году Елена, дочь сербского деспота Лазара Бранковича, вышла замуж за наследника боснийского престола Степана Томашевича Котроманича. Среди прочего, в ее приданное входила частица мощей святого евангелиста Луки, которую она привезла с собой в Яйце и передала францисканской церкви Св. Марии.
В честь этого было решено построить рядом с храмом колокольню Святого Луки.
Она представляет собой классическую кампанилу - отдельно стоящую квадратную башню. Работы проводили местные мастера, прошедшие обучение в Далмации. При оформлении использовались поздняя готика (нижние уровни башни) и черты романского стиля (верхние этажи).
4

Высота колокольни составила чуть более 23-х метров.
Возвели ее с северо-восточной стороны храма. 
Красивая и высокая башня стала символом тех времен - олицетворением мощи и значения королевского града Яйце.
5

В 1461 году в церкви Святой Марии был коронован последний король Боснии, Степан Томашевич Котроманич.
А в 1527-м город вошел в состав Османской империи и уже через год турки переделали христианский храм в мечеть. Назвали ее в честь султана Сулеймана I Великолепного. Было у нее другое название - Фетхия.
Мусульманам здание служило до пожара 1832 года. Огонь уничтожил интерьер и крышу, в результате от мечети остались только наружные стены. Это был уже третий пожар в истории объекта. После него восстанавливать сооружение не стали.


Когда городом управляли австро-венгры, колокольне, превращенной турками в минарет, вернули оригинальный облик. Сделано это было в 1888 году, накануне визита кронпринца Рудольфа.
А четыре года спустя, в 1892-м, объект был провозглашен памятником культуры со стороны австро-венгерских властей. Это обезопасило его от перспективы сноса или очередной перестройки, но за реставрацию здания так никто и не взялся.
Правда, несколько раз проводились работы по консервации башни. 
Также было осуществлено и исследование церкви-мечети. В частности, в 60-х годах прошлого века археологи провели раскопки и обнаружили на территории храма захоронения. Предполагают, что ранее, еще до прихода турок, здесь хоронили горожан, имевших высокий статус. Возможно даже среди них оказались и родственники короля Степана Томашевича.
Ходят слухи, что кроме костей и гробов нашли еще немало золота, но оно было увезено "в Белград на дальнейшие исследования" и пропало. В Яйце остались только гробы.
7

Здание имеет два входа. 
У мечети портал был на северной стене. Он появился после большого пожара 1658 года. Именно тогда к зданию по бокам пристроили две стенки - это было крыльцо мечети.
8

Первоначально же вход находился с западной стороны.
9

От былого пышного декора осталось мало - только каменная пластика на входной арке, да и то, фрагментарно.


После пожара 17 века южная стена была снесена и построена заново со всеми необходимыми элементами для мечети. Ниша михраба в значительной мере разрушена, но все еще видна и сегодня - это углубление по центру стены.


Внутреннюю часть здания сегодня приходится рассматривать через решетки - несмотря на то, что Яйце является достаточно популярным местом среди туристов, национальный памятник по-прежнему закрыт, а ремонтными и реставрационными работами здесь и не пахнет.
В экс-Югославии исторические объекты обычно не восстанавливают либо потому, что нет денег, либо из-за проблем с документацией и споров о владении. Церковь-мечеть в Яйце - это второй случай.
12

Некоторое время назад, когда Яйце собирались выдвинуть в качестве кандидата в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, пошли разговоры о том, чтобы превратить бывший храм в мультимедийный центр.
Однако в этот момент исламская община потребовала вернуть здание, так как по кадастру именно она является владельцем участка и стоящего на нем сооружения. При том мусульмане заявляют, что в общем-то не против открытия центра - мол, они за восстановление и сохранение статуса национального памятника, а каким образом он будет использоваться после реставрации, решат вышестоящие лица - вопрос, как-никак, имеет значение не только для города, вот пусть им и занимаются не локальные власти.
Однако городская организация, управляющая достопримечательностями Яйце, передавать объект мусульманам отказалась.
Вскоре в спор вступили и католики. Они не только позиционируют себя как создателей комплекса и изначальных владельцев, но и отмечают, что в 16 веке храм не был куплен или подарен, мусульмане просто отняли его у францисканцев.
13

В итоге дело приобрело политический окрас, тяжбы тянутся и по сей день. А тем, кто не вовлечен в конфликт, остается только надеяться, что в обозримом будущем спор будет урегулирован и достопримечательность, пока не поздно, все-таки отреставрируют.


Комментарии