Церковь Вознесения Блаженной Девы Марии на полуострове Шчит.

Церковь Вознесения Блаженной Девы Марии (Crkva Uznesenja Blažene Djevice Marije) - сердце монастыря Рама-Шчит. Это и композиционное ядро обители, и центр духовной жизни, причем не только монастыря, но и всего района. Ведь в храм кроме монахов и монахинь с полуострова Шчит приходит еще и значительная часть католиков, живущих на берегах Рамского озера (а их тут немало). 
Здесь они получают первое причастие, венчаются, крестят детей, празднуют Пасху и Рождество, участвуют в воскресных богослужениях. Однако нас, как туристов, интересует не жизнь местного прихода, а ценность храма как объекта искусства. На этом и остановимся подробнее.


Хоть у монастыря на полуострове Шчит и долгая история, но от старых, оригинальных зданий к нашим дням практически ничего не осталось. Слишком уж часто обитель поджигали и разрушали.

Новая история монастыря Рама-Шчит началась в середине 19 века, когда францисканцы вернулись в эти земли. Сперва у монахов появился келейный корпус, потом школа, а полноценной церкви все никак не было. Основной причиной промедления выступало то, что общине католиков требовалось разрешение от османских властей на ее строительство, а получить его не всегда оказывалось просто.

Тем не менее, в конце концов разрешение выдали, и в 1873 году начались работы по возведению монастырского храма. 
1

Однако из-за проблем с финансированием и само строительство заняло еще немало времени.
Правда, когда данные территории вошли в состав Австро-Венгрии, францисканцам стало полегче. Они даже получили пожертвования от австрийского императора Франца Иосифа I и Марии Анны Савойской, супруги императора Фердинанда I.
Основные работы закончили только в 1881 году, а оформление экстерьера и интерьера произошло и того позже - его начали лишь в 1893-м. Центральный алтарь был установлен в 1903 году. Только после этого прошло тожественное освящение церкви.
1-1

Во время Второй мировой, в 1942 году, храм подожгли. В огне были уничтожены ценные архивные документы, картины, предметы сакрального искусства. Пострадало и само здание.
Реконструкция церкви началась только 14 лет спустя, в 1956-м. Внешние работы закончили за 10 лет. Восстанавливать храм помогали местные жители - кто-то вносил пожертвования, кто-то работал физически.
Несмотря на то, что первоначально и церковь, и монастырь были посвящены святому апостолу Петру, новый храм назвали в честь Вознесения Блаженной Девы Марии, так как культ Богоматери становился все шире. Еще одной причиной переименования стала память о чудотворной иконе Богородицы, некогда принадлежавшей данному монастырю, а позднее перенесенной в другую обитель францисканцев.


Церковные колокола разместились в 40-метровой башне, благодаря которой храм и, соответственно, монастырь, заметны издали. 
Два верхних уровня колокольни с каждой стороны украшены арочными окнами. Завершается она относительно невысокой пирамидальной крышей, увенчанной крестом.
3

Башня находится у южной, алтарной стены церкви.
Слева и справа от колокольни расположены две ризницы, пристроенные в 60-х годах прошлого столетия.
4

Церковь Вознесения Блаженной Девы Марии представляет собой трехнефную базилику. За образец были взяты храмы Италии.
5

Окна церкви украшают красивые витражные окна.
12

Центральный фасад с главным входом - северный. При помощи горизонтальных карнизов он разделен на 4 уровня.


Эта стена выложена из тщательно отшлифованных блоков светлого камня. Все дополнительные, декоративные элементы: оконные и дверные проемы, карнизы, пилястры выполнены из того же материала.


С восточной стороны находится еще один вход, которым, правда, никогда не пользуются. Дверь запечатана и неслучайно. Это символический жест, который выражает желание остановить отъезды местных жителей в крупные города, оставаться на Рамском озере.
Здесь в арочном проеме установлена бронзовая дверь, украшенная рельефами с обеих сторон. Она является творением скульптора Кузьмы Ковачича.
С внешней стороны на двери размещена большая композиция с фигурой девушки по центру.  


Это Дива Грабовчева - та самая местная героиня, которую католики почитают как мученицу и каковой установлен памятник на территории монастыря (того же автора, кстати).
Фигура Дивы находится в небольшом углублении, напоминающем горную пещеру. Так скульптор изобразил открытый гроб, в коем лежит убитая турецким бегом Дива. 
Местонахождение и положение ее тела являются олицетворением перехода из одного мира в другой. Так что дверной проем, как место входа и выхода, для размещения данной скульптуры подошел идеально.
14

Рельефы с обеих сторон двери связывают три кусочка муранского стекла, вставленные в верхнюю часть бронзовой плиты. Внутри каждого из них размещен предмет, изготовленный из чистого золота: крест, якорь и сердце. На фото их не видно, но они там есть. Это символы веры, надежды и любви.
Золотые фигурки сделал ювелир Франьо (Франциск) Родич.
15

С обратной стороны размещен лик Богоматери, что логично: Дива Грабовчева и Дева Мария - две женщины, наиболее почитаемые католиками в Боснии и Герцеговине. 
15-1

Дева Мария изображена на иконе, которую держат в руках францисканцы. Тут стоит напомнить, что ранее у Рамского монастыря имелась чудотворная икона, но после того, как монахов прогнали с данной территории, они перенесли ее в другой католический монастырь, в хорватском городе Синь. Там она и осталась и позднее даже получила имя Богоматери Синьской. Эту историю и решил показать скульптор.
15-2

В церкви хранится отлитая дополнительно такая же скульптура Девы Марии. Францисканцев по бокам здесь уже нет, но лик Богоматери полностью совпадает с тем, что на двери. 
Данный рельеф украшен полудрагоценными камнями: топазами, гранатами, аквамаринами. Их подарил ювелир Родич.
Голову Богородицы окружает корона. Тут 11 звезд, отлитых из серебра и покрытых позолотой. Роль двенадцатой звезды играет топаз.
16

Внешне храм постарались восстановить примерно в том же виде, как было в конце 19 века. Детали изменили, а колокольню и вовсе сделали повыше и иначе оформили, но в целом общая картинка очень похожа. А вот внутренне убранство было полностью изменено.
При первом же взгляде на интерьер появляется осознание, что это новая церковь с произведениями современного сакрального искусства. Историей здесь и не пахнет.
Внутренне оформление храма велось с 1967 по 1969 годы.


В алтарной части, в конце среднего нефа, написана картина "Мария - покровительница рамского народа". Она создана художником из Загреба Йосипом Биффелем. Изображение занимает площадь 72 м² .
В его верхней части показана Дева Мария в обществе четырех святых монахов-францисканцев. 
Слева от Богоматери написан Франциск Ассизский, разговаривающий с волком. Рядом с ним Никола Тавелич - первый хорватский святой, мученик, живший в 14 веке. В руке он держит большое распятие. Художник изобразил Тавелича стоящим в пламени - это отсылка к тому, как погиб Никола.
Справа от Девы Марии святой Антоний. Он стоит на мече, который пытается выхватить человек. И, наконец, крайний справа - Анджео Звиздович. Тот самый, скульптура которого установлена в францисканском монастыре Фойницы. В одной руке у него крест, в другой - документ от султана, позволивший францисканцам жить в Фойнице по законам своей веры. У ног его боснийская семья.


В нижней части картины показаны местные жители в народных одеждах и члены монашеского ордена. Один из них держит макет новой монастырской церкви.
Любопытно, что Биффель изобразил людей, стоящими на костях своих предков.


Как уже упоминалось выше, у храма три нефа. Они разделены при помощи двух рядов квадратных столбов.
Ширина центрального нефа равна 7,7 м, боковых - 4,95 м.
20 копия

Картины, размещенные в боковых нефах, принадлежат кисти того же художника и также посвящены Деве Марии. Их площадь составляет 27 м².
22

Слева от алтаря написана сцена рождения Девы Марии.
21

Справа изображено сошествие Святого Духа на Богоматерь и апостолов.
23

У южной стены церкви - то есть, над входом, расположены хоры.
24

Они расписаны в технике "граффито" все тем же Йосипом Биффелем.
Биффель вообще приложил руку практически ко всем важным предметам внутреннего убранства и сформировал общую концепцию.
25

Изображение 14 стояний крестного пути являются неотъемлемой частью интерьера любого католического храма.


Здесь они представлены в виде картин, написанных в технике "масло на холсте".
31

Под каждой размещено простенькое распятие с номером стояния.
32

Автор этих полотен тоже Йосип Биффель.
33

Он написал их в 1967 году специально для данной церкви.
34

Витражи, разумеется, выглядят изнутри гораздо интереснее, и при посещении храма нельзя не уделить им отдельное внимание.
35 копия

Витражные окна появились в церкви позднее всего остального - только в 1987 году.
36

Они были изготовлены по чертежам хорватского скульптора Йосипа Поляна.
37

38

В каждом из окон размещена одна сцена Нового завета.
40

41

42

Также стоит отметить роспись со Святой Терезой. Его поместили в арочную нишу в западной стене.
43

Есть у храма и боковой алтарь, посвященный святому Франциску. На нем установлена скульптура, а чуть повыше висит картина, написанная Любо Лахом.
44

А так выглядит конфессионал церкви или, проще говоря, исповедальня.
26

Как правило, по будним дням Мессы проходят в 7:30 в монастырской капелле.
Богослужения в храме свершаются в воскресенье в 8:30 и 11:00. 
Но и в остальное время, особенно если речь идет о туристическом сезоне, церковь обычно открыта с утра до вечера. Вход свободный.


Комментарии