В 10 километрах от города Прозора - административного центра општины Прозор-Рама, стоит католический францисканский монастырь, который ныне называют исключительно по его локации - Рама-Шчит. Он находится в крайне живописном месте: на самом большом полуострове одного из наиболее красивых озер Боснии и Герцеговины.
Длительное время деревня Шчит располагалась на вершине холма у реки Рама. Однако в 1968 году, после строительства плотины и создания Рамского озера, вершина превратилась в полуостров. С землей он соединен 2-километровой дорогой, сделанной на искусственной насыпи. Полуостров сегодня застроен частными домиками (в некоторых из которых сдаются апартаменты), а главная роль отведена монастырскому комплексу.
Монашеская обитель в Шчите с давних времен выступает в качестве места средоточия религиозной жизни области. На своем долгом веку она пережила многоженство невзгод, но каждый раз вновь восставала из пепла (когда фигурально, а когда и буквально) в надежде на лучшие дни.
Точной даты основания монастыря Рама-Шчит нет, однако первые упоминания о обители францисканцев в этих местах встречаются уже в документах 15 столетия. После захвата территории турками монастырь в Шчите сразу не закрыли, но для него наступили достаточно непростые времена.
В 1557 году монастырь с церковью сожгли, несколько монахов было убито. Через некоторое время комплекс обновили и он продолжил функционировать.
В 1653 году монастырь, в тот период носивший имя Святого Петра, был ограблен. Однако он оправился и после этого, более того - францисканцы сумели открыть образовательное учреждение. Несмотря на регулярные неприятности, монастырь тогда креп и развивался. В этом отрезке его истории число послушников и монахов только росло.
В 1682 году случился очередной пожар. Рамские францисканцы взяли в долг деньги у бега Касумовича, а остаток суммы собрали пожертвованиями и за 3 года построили новый монастырь.
Долго он, правда, не простоял. В 1687-м на обитель напали уже венецианцы. Они выселили монахов и местных жителей католического вероисповедания в другие земли, а монастырь с церковью, как и многие жилые дома на Шчите, подожгли, дабы турки не могли их использовать.
Более века комплекс был совершенно заброшен.
Со второй половины 18 столетия на руинах старого францисканского монастыря стали периодически проводить службы. Через некоторое время он даже превратился в место паломничества.
В 1855 году началось восстановление монастыря в Шчите.
Вообще, с середины 19 века и до 80-х годов прошлого столетия практически постоянно велись какие-то работы.
Первым появилось здание для размещения монахов.
Потом была создана школа, долго строилась церковь, затем возвели новое здание монастыря. После проводилось восстановление храма, пострадавшего в годы Второй мировой, осуществлялись многочисленные достройки к новому монастырскому зданию и реставрация старого келейного корпуса.
На рубеже 20 и 21 веков также была облагорожена территория, у монастыря появилось собрание живописи и скульптур от современных художников.
Монастырский комплекс Рама-Шчит был провозглашен Национальным памятником Боснии и Герцеговины в 2006 году.
Сейчас здесь живут монахи и монахини, в обитель францисканцев на Рамском озере приезжают верующие из других мест. Посещают ее и туристы, для которых тут найдется немало интересного.
Уже сама территория вокруг монастырских зданий представляет интерес. Она обнесена оградой, у центральных ворот посетителей встречает бронзовый рельеф.
Это медальон "Францисканец с народом", изготовленный хорватским академическим скульптором Миле Блажевичем. Он выполнен по фотографии, сделанной в конце 19 века. Монах - это Боно Милишич, бывший настоятелем монастыря в те годы, когда сделали снимок. Его окружают прихожане в народной одежде.
Посвятили рельеф рамским мученикам, погибшим в 1557 году.
Незастроенную монастырскую землю можно разделить на несколько зон. Здесь есть аллея, ведущая к церкви.
Есть парк.
Аккуратный, маленький, достаточно ухоженный.
По сути, ничего особенного, но осенью, в солнечный день, тут весьма приятно прогуляться или немного посидеть.
Имеется и открытая зеленая лужайка.
Да, кстати, сколь уютным не выглядело бы то или иное место, стоит напомнить, что любого рода пикники на территории монастыря запрещены.
Так как обитель находится у самого озера, с ее территории, конечно же, открывается вид на водоем.
Может ракурсы здесь не самые впечатляющие, но, в качестве дополнения ко всему остальному, они подходят хорошо.
В нескольких точках парковую зону украшают большие скульптуры.
Памятник "Diva Grabovčeva" размещен у аллеи, ведущей к центральному входу храма, под высоким раскидистым деревом. Он был установлен на территории монастыря в 1997 году. Автором его является хорватский академический скульптор Кузьма Ковачич.
Дива Грабовчева - это девушка, жившая у реки Рама в 17 столетии, когда данные земли входили в состав Османской империи. Сама же Дива была по национальности хорваткой и исповедовала католицизм.
Говорят, что она была одной из самых красивых девушек на берегах Рамы (хоть по скульптуре, будем честны, этого и не скажешь). Но ее красота, как водится, не принесла ей счастья.
Как-то Дива вместе с другими девушками пошла к колодцу. Там ее увидел проезжавший мимо молодой бег, Тахир Копчич. Он сразу выделил Диву среди остальных и стал посещать эти места все чаще в надежде на встречу. Вскоре знатный юноша, имевший другую национальность, другую веру и другое положение в обществе, влюбился в Диву.
Спустя некоторое время Тахир-бег попросил прекрасную рамскую девушку стать его женой. Однако она отказалась. Семья поддержала Диву, так как не могла и помыслить о ее переходе в другую веру.
Копчич не захотел смириться с отказом и через некоторое время отправил своих посланников с дарами, дабы они от его имени сделали повторное предложение. Но посланцы получили тот же ответ от Дивы и ее семьи.
Тахир-бег, узнав о новом отказе, оказался во власти эмоций - он страдал от неразделенной любви, а в дополнение к этому и гордость его была сильно задета. Он решил украсть свою избранницу и жениться на ней против ее воли, подумав, мол, стерпится - слюбится.
Копчич нашел молодую селянку на склонах горы Вран, когда она пасла овец. Он попытался схватить Диву, но та сопротивлялась. В итоге дошло до трагедии - во время потасовки девушка была случайно убита ножом.
Правда, некоторые уверены, что Тахир-бег пытался изнасиловать Диву, а когда она стала противиться - убил ее намерено, от злости.
Но, как бы то не было, а Дива Грабовчева оказалась мертва. Похоронили ее там же, на склоне горы Вран.
Хорватские католики уверены, что Дива была столь непреклонна из-за того, что не хотела предавать свою веру, а потому почитают ее как мученицу.
Гроб рамской девушки является местом паломничества и подле него установлена такая же скульптура, как и во дворе монастыря Рама-Шчит.
Дива тут показана в момент умирания - когда ей уже нанесена рана ножом и она падает, возводя очи к небу.
На площади возле монастырской церкви, перед входом в Дом мира, стоит "Рамская мать" (Ramska majka) - работа уже упоминавшегося выше Миле Блажевича. Изготовлена в 1999 году. Выполнена из бронзы, имеет высоту 2,5 метра.
Изваяние изображает молодую женщину, одетую в народный костюм. В руках она держит младенца.
Тайная вечеря ("Posljednja večera") находится у восточной стены монастырской ограды. Это круговая композиция диаметром 308 см и высотой 170 см. Она была отлита из бронзы в Загребе в 2000 - 2001 годах.
Автор произведения, Кузьма Ковачич, изобразил Христа и апостолов не линейно, как это бывает обычно, а сидящими у круглого стола.
Композитор также намеренно оставил небольшое пространство прямо напротив Иисуса.
Так зритель может почувствовать себя частью этой группы, постояв меж апостолов, или просто детальнее рассмотреть скульптуру.
Христос намерено показан немного выше и крупнее, нежели остальные фигуры - это имеет символическое значение.
А вот и самая знаменитая скульптура монастыря, ставшая его символом - Рамский крест ("Ramski križ") Миле Блажевича.
Данная работа является попыткой выйти из рамок и совместить традиции с современным искусством.
Крест имеет высоту 4 метра, а его вес составляет 2 тонны. Создавался он в период с 1990 по 1996 год. После изготовления и доставки в монастырский комплекс, скульптуру установили на почетном месте, на небольшом природном возвышении.
Интересно, что позолоченная мини-копия Рамского креста была подарена Папе Римскому во время его визита в Сараево.
Крест украшен рельефом.
На стороне, обращенной к озеру, Иисус показан в роли судьи. Подле него размещены изображения евангелистов: слева в виде ангела апостол Матфей, наверху - телец, как традиционный символ святого Луки, а справа лев - апостол Марк, и орел - Иоанн Богослов.
На передней же стороне, повернутой к монастырскому комплексу, картинка боле традиционна. Основная роль тут отведена распятому Христу.
Его тесно обступили апостолы.
Также в левом конце горизонтальной перекладины креста изображен святой Архангел Михаил, а в правом рельеф показывает, как Иисуса кладут в гроб.
Постамент креста содержит отсылку к стечкам (средневековым надгробным памятникам). На рельефе изображены люди, танцующие коло.
Что касается разного рода построек на территории комплекса, то основными зданиями тут являются церковь Вознесения Блаженной Девы Марии, старый келейный корпус (ныне музей), новый монастырь и Дом мира.
Последний представляет собой трехэтажное здание с фасадом, выложенным из желтого камня и лишенным какого-либо декора. Это строгое и лаконичное строение.
Оно предназначено для деятельности благотворительной организации и проведения разного рода мероприятий.
В данном строении находятся комнаты для размещения 45 человек, несколько залов и капелла.
Интерес для простого туриста здесь может представлять разве что капелла. Она имеет достаточно скромные размеры, но именно в ней чаще всего проводятся будничные службы.
В алтарной зоне висит картина со сценой Тайной вечери.
Сбоку от алтаря размещено бронзовое изваяние. Это копия одного из апостолов, входящих в скульптурную композицию Кузьмы Ковачича - "Тайную вечерю", установленную снаружи, на лужайке.
На стене капеллы также расположен необычный рельеф, изображающий Богоматерь.
14 стояний крестного пути Иисуса тут, конечно, выглядят попроще и поскромнее, чем в храме. Как и все убранство капеллы в целом.
Но зато в каждом оконном проеме здесь поставлено витражное стекло.
Есть даже весьма и весьма похожее изображение Рамского озера.
Напротив алтаря находится самое большое, арочное окно.
На этом витраже показаны трудящиеся францисканцы. Над монахами парит голубь, олицетворяющий Духа Святого.
Автор всех витражей, алтарной картины и изображений стояний Крестного пути - хорватский академический художник Игор Рончевич.
Для удобства гостей у входа на монастырскую территорию висит карта. Под цифрами отмечены:
1. Информационный центр.
Тут можно получить справку, приобрести сувениры и купить билет в монастырский краеведческий музей.
2. Центр гребли.
3. Рельеф "Францисканец с народом".
4. Рамский крест.
5. Памятник рамским хорватам, погибшим во Второй мировой и Боснийской войнах.
6. Памятник Диве Грабовчевой.
7. Скульптура "Тайная вечеря".
8. Дом мира.
9. Туалеты (бесплатные).
10. Скульптура "Рамская мать".
11. Художественная галерея и маленькая книжная лавка.
12. Церковь Вознесения Блаженной Девы Марии.
13. Келейный корпус.
14. Запечатанный боковой вход в храм (дверь Богородицы).
15. Краеведческий (этнографический) музей.
16. Дом престарелых и немощных (в настоящий момент - строящийся).
17. Крестный путь в дубовой роще.
Про церковь, художественную галерею и отделения музея подробнее расскажу в следующих постах.
Длительное время деревня Шчит располагалась на вершине холма у реки Рама. Однако в 1968 году, после строительства плотины и создания Рамского озера, вершина превратилась в полуостров. С землей он соединен 2-километровой дорогой, сделанной на искусственной насыпи. Полуостров сегодня застроен частными домиками (в некоторых из которых сдаются апартаменты), а главная роль отведена монастырскому комплексу.
Монашеская обитель в Шчите с давних времен выступает в качестве места средоточия религиозной жизни области. На своем долгом веку она пережила многоженство невзгод, но каждый раз вновь восставала из пепла (когда фигурально, а когда и буквально) в надежде на лучшие дни.
Точной даты основания монастыря Рама-Шчит нет, однако первые упоминания о обители францисканцев в этих местах встречаются уже в документах 15 столетия. После захвата территории турками монастырь в Шчите сразу не закрыли, но для него наступили достаточно непростые времена.
В 1557 году монастырь с церковью сожгли, несколько монахов было убито. Через некоторое время комплекс обновили и он продолжил функционировать.
В 1653 году монастырь, в тот период носивший имя Святого Петра, был ограблен. Однако он оправился и после этого, более того - францисканцы сумели открыть образовательное учреждение. Несмотря на регулярные неприятности, монастырь тогда креп и развивался. В этом отрезке его истории число послушников и монахов только росло.
В 1682 году случился очередной пожар. Рамские францисканцы взяли в долг деньги у бега Касумовича, а остаток суммы собрали пожертвованиями и за 3 года построили новый монастырь.
Долго он, правда, не простоял. В 1687-м на обитель напали уже венецианцы. Они выселили монахов и местных жителей католического вероисповедания в другие земли, а монастырь с церковью, как и многие жилые дома на Шчите, подожгли, дабы турки не могли их использовать.
Более века комплекс был совершенно заброшен.
Со второй половины 18 столетия на руинах старого францисканского монастыря стали периодически проводить службы. Через некоторое время он даже превратился в место паломничества.
В 1855 году началось восстановление монастыря в Шчите.
Вообще, с середины 19 века и до 80-х годов прошлого столетия практически постоянно велись какие-то работы.
Первым появилось здание для размещения монахов.
Потом была создана школа, долго строилась церковь, затем возвели новое здание монастыря. После проводилось восстановление храма, пострадавшего в годы Второй мировой, осуществлялись многочисленные достройки к новому монастырскому зданию и реставрация старого келейного корпуса.
На рубеже 20 и 21 веков также была облагорожена территория, у монастыря появилось собрание живописи и скульптур от современных художников.
Монастырский комплекс Рама-Шчит был провозглашен Национальным памятником Боснии и Герцеговины в 2006 году.
Сейчас здесь живут монахи и монахини, в обитель францисканцев на Рамском озере приезжают верующие из других мест. Посещают ее и туристы, для которых тут найдется немало интересного.
Уже сама территория вокруг монастырских зданий представляет интерес. Она обнесена оградой, у центральных ворот посетителей встречает бронзовый рельеф.
Это медальон "Францисканец с народом", изготовленный хорватским академическим скульптором Миле Блажевичем. Он выполнен по фотографии, сделанной в конце 19 века. Монах - это Боно Милишич, бывший настоятелем монастыря в те годы, когда сделали снимок. Его окружают прихожане в народной одежде.
Посвятили рельеф рамским мученикам, погибшим в 1557 году.
Незастроенную монастырскую землю можно разделить на несколько зон. Здесь есть аллея, ведущая к церкви.
Есть парк.
Аккуратный, маленький, достаточно ухоженный.
По сути, ничего особенного, но осенью, в солнечный день, тут весьма приятно прогуляться или немного посидеть.
Имеется и открытая зеленая лужайка.
Да, кстати, сколь уютным не выглядело бы то или иное место, стоит напомнить, что любого рода пикники на территории монастыря запрещены.
Так как обитель находится у самого озера, с ее территории, конечно же, открывается вид на водоем.
Может ракурсы здесь не самые впечатляющие, но, в качестве дополнения ко всему остальному, они подходят хорошо.
В нескольких точках парковую зону украшают большие скульптуры.
Памятник "Diva Grabovčeva" размещен у аллеи, ведущей к центральному входу храма, под высоким раскидистым деревом. Он был установлен на территории монастыря в 1997 году. Автором его является хорватский академический скульптор Кузьма Ковачич.
Дива Грабовчева - это девушка, жившая у реки Рама в 17 столетии, когда данные земли входили в состав Османской империи. Сама же Дива была по национальности хорваткой и исповедовала католицизм.
Говорят, что она была одной из самых красивых девушек на берегах Рамы (хоть по скульптуре, будем честны, этого и не скажешь). Но ее красота, как водится, не принесла ей счастья.
Как-то Дива вместе с другими девушками пошла к колодцу. Там ее увидел проезжавший мимо молодой бег, Тахир Копчич. Он сразу выделил Диву среди остальных и стал посещать эти места все чаще в надежде на встречу. Вскоре знатный юноша, имевший другую национальность, другую веру и другое положение в обществе, влюбился в Диву.
Спустя некоторое время Тахир-бег попросил прекрасную рамскую девушку стать его женой. Однако она отказалась. Семья поддержала Диву, так как не могла и помыслить о ее переходе в другую веру.
Копчич не захотел смириться с отказом и через некоторое время отправил своих посланников с дарами, дабы они от его имени сделали повторное предложение. Но посланцы получили тот же ответ от Дивы и ее семьи.
Тахир-бег, узнав о новом отказе, оказался во власти эмоций - он страдал от неразделенной любви, а в дополнение к этому и гордость его была сильно задета. Он решил украсть свою избранницу и жениться на ней против ее воли, подумав, мол, стерпится - слюбится.
Копчич нашел молодую селянку на склонах горы Вран, когда она пасла овец. Он попытался схватить Диву, но та сопротивлялась. В итоге дошло до трагедии - во время потасовки девушка была случайно убита ножом.
Правда, некоторые уверены, что Тахир-бег пытался изнасиловать Диву, а когда она стала противиться - убил ее намерено, от злости.
Но, как бы то не было, а Дива Грабовчева оказалась мертва. Похоронили ее там же, на склоне горы Вран.
Хорватские католики уверены, что Дива была столь непреклонна из-за того, что не хотела предавать свою веру, а потому почитают ее как мученицу.
Гроб рамской девушки является местом паломничества и подле него установлена такая же скульптура, как и во дворе монастыря Рама-Шчит.
Дива тут показана в момент умирания - когда ей уже нанесена рана ножом и она падает, возводя очи к небу.
На площади возле монастырской церкви, перед входом в Дом мира, стоит "Рамская мать" (Ramska majka) - работа уже упоминавшегося выше Миле Блажевича. Изготовлена в 1999 году. Выполнена из бронзы, имеет высоту 2,5 метра.
Изваяние изображает молодую женщину, одетую в народный костюм. В руках она держит младенца.
Тайная вечеря ("Posljednja večera") находится у восточной стены монастырской ограды. Это круговая композиция диаметром 308 см и высотой 170 см. Она была отлита из бронзы в Загребе в 2000 - 2001 годах.
Автор произведения, Кузьма Ковачич, изобразил Христа и апостолов не линейно, как это бывает обычно, а сидящими у круглого стола.
Композитор также намеренно оставил небольшое пространство прямо напротив Иисуса.
Так зритель может почувствовать себя частью этой группы, постояв меж апостолов, или просто детальнее рассмотреть скульптуру.
Христос намерено показан немного выше и крупнее, нежели остальные фигуры - это имеет символическое значение.
А вот и самая знаменитая скульптура монастыря, ставшая его символом - Рамский крест ("Ramski križ") Миле Блажевича.
Данная работа является попыткой выйти из рамок и совместить традиции с современным искусством.
Крест имеет высоту 4 метра, а его вес составляет 2 тонны. Создавался он в период с 1990 по 1996 год. После изготовления и доставки в монастырский комплекс, скульптуру установили на почетном месте, на небольшом природном возвышении.
Интересно, что позолоченная мини-копия Рамского креста была подарена Папе Римскому во время его визита в Сараево.
Крест украшен рельефом.
На стороне, обращенной к озеру, Иисус показан в роли судьи. Подле него размещены изображения евангелистов: слева в виде ангела апостол Матфей, наверху - телец, как традиционный символ святого Луки, а справа лев - апостол Марк, и орел - Иоанн Богослов.
На передней же стороне, повернутой к монастырскому комплексу, картинка боле традиционна. Основная роль тут отведена распятому Христу.
Его тесно обступили апостолы.
Также в левом конце горизонтальной перекладины креста изображен святой Архангел Михаил, а в правом рельеф показывает, как Иисуса кладут в гроб.
Постамент креста содержит отсылку к стечкам (средневековым надгробным памятникам). На рельефе изображены люди, танцующие коло.
Что касается разного рода построек на территории комплекса, то основными зданиями тут являются церковь Вознесения Блаженной Девы Марии, старый келейный корпус (ныне музей), новый монастырь и Дом мира.
Последний представляет собой трехэтажное здание с фасадом, выложенным из желтого камня и лишенным какого-либо декора. Это строгое и лаконичное строение.
Оно предназначено для деятельности благотворительной организации и проведения разного рода мероприятий.
В данном строении находятся комнаты для размещения 45 человек, несколько залов и капелла.
Интерес для простого туриста здесь может представлять разве что капелла. Она имеет достаточно скромные размеры, но именно в ней чаще всего проводятся будничные службы.
В алтарной зоне висит картина со сценой Тайной вечери.
Сбоку от алтаря размещено бронзовое изваяние. Это копия одного из апостолов, входящих в скульптурную композицию Кузьмы Ковачича - "Тайную вечерю", установленную снаружи, на лужайке.
На стене капеллы также расположен необычный рельеф, изображающий Богоматерь.
14 стояний крестного пути Иисуса тут, конечно, выглядят попроще и поскромнее, чем в храме. Как и все убранство капеллы в целом.
Но зато в каждом оконном проеме здесь поставлено витражное стекло.
Есть даже весьма и весьма похожее изображение Рамского озера.
Напротив алтаря находится самое большое, арочное окно.
На этом витраже показаны трудящиеся францисканцы. Над монахами парит голубь, олицетворяющий Духа Святого.
Автор всех витражей, алтарной картины и изображений стояний Крестного пути - хорватский академический художник Игор Рончевич.
Для удобства гостей у входа на монастырскую территорию висит карта. Под цифрами отмечены:
1. Информационный центр.
Тут можно получить справку, приобрести сувениры и купить билет в монастырский краеведческий музей.
2. Центр гребли.
3. Рельеф "Францисканец с народом".
4. Рамский крест.
5. Памятник рамским хорватам, погибшим во Второй мировой и Боснийской войнах.
6. Памятник Диве Грабовчевой.
7. Скульптура "Тайная вечеря".
8. Дом мира.
9. Туалеты (бесплатные).
10. Скульптура "Рамская мать".
11. Художественная галерея и маленькая книжная лавка.
12. Церковь Вознесения Блаженной Девы Марии.
13. Келейный корпус.
14. Запечатанный боковой вход в храм (дверь Богородицы).
15. Краеведческий (этнографический) музей.
16. Дом престарелых и немощных (в настоящий момент - строящийся).
17. Крестный путь в дубовой роще.
Про церковь, художественную галерею и отделения музея подробнее расскажу в следующих постах.
Комментарии
Отправить комментарий