Краеведческий музей Шчита. 2 этаж.

Осмотрев первый и подвальный этажи Краеведческого музея при монастыре Рама-Шчит, двигаемся далее. 


На втором этаже в первую очередь стоит отметить небольшое отделение, которое легко проскочить мимо. Оно расположено отдельно от основного просторного зала, проход внутрь неприметный, а сама комната плохо освещена, так что сначала и непонятно, что в ней тоже находится выставка.
Этот темный закуток - келья монаха Иеронима Владича, оставленная в память о тех временах, когда данное здание использовалось в качестве келейного корпуса.

Маленькая комната демонстрирует нам, как жил типичный монах-францисканец в Боснии и Герцеговине.


В углу находится узкая деревянная кровать с старым постельным бельем и тонкими одеялами. Над ней висит распятие и икона Богородицы. Интересно, что в данном случае это изображение той самой иконы, которая ранее хранилась в Рамском монастыре.
2

В холодное время года помещение отапливалось благодаря небольшой печи. Рядом с ней стоит деревянный сундук, украшенный резьбой и росписью.


Важное место занимает письменный стол, за которым монах работал и читал.
4

Записи, сделанные более века назад.


Книжная полочка.
7

Шкафа в келье не было - белье хранилось в сундуке, часть немногочисленных одеяний монаха вешалась просто на крючки.
Вот, собственно,и все убранство.
6

На втором этаже имеется презентация еще одной комнаты, но она уже является частью центрального зала. Тут за стеклом представлен фрагмент дома зажиточного рамского семейства.
Установленные в нем манекены изображают сцену свадьбы.

Это брачующиеся.
30

Кум и подруга невесты одеты, на первый взгляд, сходным образом, но детали нарядов разнятся. Туристы могут легко отличить их от жениха и его избранницы по флягам в руках.
31

Детали комнаты: стоящие на полу небольшой сундучок, покрытый узорами, и пасхальные яйца в деревянных мисках.


Большая же часть выставки на данном уровне музея посвящена текстилю. Именно эта экспозиция занимает почти весь зал.


Долгое время рамляне самостоятельно и шили одежду, и создавали предметы для дома: постельное белье, пледы, подушки, коврики, полотенца.
Ткани они также изготавливали сами. В дело шли конопля, хлопок, лен, кожа, шерсть. Все сырье было из региона: растения выращивали на местных полях, кожу и шерсть получали от своего скота.
9

В музее представлен производственный процесс практически от первого до последнего этапа. Экспозиция составлена линейно.
10

Перед посетителями предстают не просто инструменты - каждая фаза наглядно проиллюстрирована благодаря манекенам.
11

Женщина, занятая вязанием. У ее ног лежат уже готовые изделия.
20

Девушка с веретеном. Такие компактные конструкции нередко брали с собой когда шли пасти скот и, таким образом, совмещали два полезных дела.
21

Здесь продемонстрирована начальная стадия работы с коноплей - после вымачивания и сушки растения, волокна отделяют от стеблей.
12

Дальнейшая обработка волокна.
13

Процесс создания нитей.
14

Прялки были разные - от самых примитивных конструкций до более сложных приспособлений.


Финальные стадии производства тканей требовали уже более громоздких устройств, поэтому, как правило, они располагались в отдельном помещении и использовались всей деревней.
16

Основным материалом для изготовления оборудования служило дерево.
17

Завершается ряд старым ткацким станком.
18

Фрагмент экспозиции за дамой, занятой работой на станке. На деревянных крючках висит всякая всячина: ножницы, пряжа, веревки, мешочки, четки.
19

Разные виды уже готового полотна выставлены в специальной витрине. На фото вошла лишь часть образцов.

"Mišalina" - это ткань, в основе которой смесь хлопка и конопли.
"Melez" - полотно, имеющее основу из конопли и хлопковый уток.
"Uzvod" также является конопляной тканью с примесью хлопка.
"Nogavice" - чисто хлопковое полотно, украшенное нитями другого цвета.


За стеклом представлены и многочисленные образцы домашнего текстиля и готовой одежды. Вот рубашки, декорированные разнообразной вышивкой.


Женские шапочки.
25

Изделия из шерсти: кофты, шапки, разнообразные рукавицы и носки.


Верхняя одежда.

Основными цветами в костюме рамского жителя, вне зависимости от времени года и сезона, были белый, красный и черный.
27

Обувь.


Разумеется, когда-то все шилось вручную. Потом стало возможно приобретение швейных машинок, сильно упростивших процесс и ускоривших производство.
22

Достать их, конечно, здесь было не так-то просто и бедные семьи позволить себе такое не могли. Но пара оригинальных швейных машин, некогда стоявших в рамских домах, все же нашлась и заняла свое место в экспозиции.
23


Заключительный пост о музее с обзором естественно-научной выставки под крышей дома читайте тут.


Комментарии

  1. Очень интересная экспозиция! Мне про текстиль понравилось - близкая для меня тема.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий