Осмотрев первый и подвальный этажи Краеведческого музея при монастыре Рама-Шчит, двигаемся далее.
На втором этаже в первую очередь стоит отметить небольшое отделение, которое легко проскочить мимо. Оно расположено отдельно от основного просторного зала, проход внутрь неприметный, а сама комната плохо освещена, так что сначала и непонятно, что в ней тоже находится выставка.
Этот темный закуток - келья монаха Иеронима Владича, оставленная в память о тех временах, когда данное здание использовалось в качестве келейного корпуса.
Маленькая комната демонстрирует нам, как жил типичный монах-францисканец в Боснии и Герцеговине.
На втором этаже в первую очередь стоит отметить небольшое отделение, которое легко проскочить мимо. Оно расположено отдельно от основного просторного зала, проход внутрь неприметный, а сама комната плохо освещена, так что сначала и непонятно, что в ней тоже находится выставка.
Этот темный закуток - келья монаха Иеронима Владича, оставленная в память о тех временах, когда данное здание использовалось в качестве келейного корпуса.
Маленькая комната демонстрирует нам, как жил типичный монах-францисканец в Боснии и Герцеговине.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840934242_6e5dafcfda_c.jpg)
В углу находится узкая деревянная кровать с старым постельным бельем и тонкими одеялами. Над ней висит распятие и икона Богородицы. Интересно, что в данном случае это изображение той самой иконы, которая ранее хранилась в Рамском монастыре.
![2](https://live.staticflickr.com/65535/49840095563_8e7e31d274_c.jpg)
В холодное время года помещение отапливалось благодаря небольшой печи. Рядом с ней стоит деревянный сундук, украшенный резьбой и росписью.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840632536_2a20c67b79_c.jpg)
Важное место занимает письменный стол, за которым монах работал и читал.
![4](https://live.staticflickr.com/65535/49840095058_a54d62ff1c_c.jpg)
Записи, сделанные более века назад.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840933257_74f4e3d990_c.jpg)
![7](https://live.staticflickr.com/65535/49840631596_c87c23f4f0_c.jpg)
Шкафа в келье не было - белье хранилось в сундуке, часть немногочисленных одеяний монаха вешалась просто на крючки.
Вот, собственно,и все убранство.
![6](https://live.staticflickr.com/65535/49840933002_e468728d1a_c.jpg)
На втором этаже имеется презентация еще одной комнаты, но она уже является частью центрального зала. Тут за стеклом представлен фрагмент дома зажиточного рамского семейства.
Установленные в нем манекены изображают сцену свадьбы.
Это брачующиеся.
![30](https://live.staticflickr.com/65535/49840626916_671973a807_c.jpg)
Кум и подруга невесты одеты, на первый взгляд, сходным образом, но детали нарядов разнятся. Туристы могут легко отличить их от жениха и его избранницы по флягам в руках.
![31](https://live.staticflickr.com/65535/49840927617_287ae6d2cf_c.jpg)
Детали комнаты: стоящие на полу небольшой сундучок, покрытый узорами, и пасхальные яйца в деревянных мисках.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840626591_a445993d81_c.jpg)
Большая же часть выставки на данном уровне музея посвящена текстилю. Именно эта экспозиция занимает почти весь зал.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840094103_cef525da3e_c.jpg)
Долгое время рамляне самостоятельно и шили одежду, и создавали предметы для дома: постельное белье, пледы, подушки, коврики, полотенца.
Ткани они также изготавливали сами. В дело шли конопля, хлопок, лен, кожа, шерсть. Все сырье было из региона: растения выращивали на местных полях, кожу и шерсть получали от своего скота.
![9](https://live.staticflickr.com/65535/49840932382_569491d017_c.jpg)
В музее представлен производственный процесс практически от первого до последнего этапа. Экспозиция составлена линейно.
![10](https://live.staticflickr.com/65535/49840630976_c4a9a45862_c.jpg)
Перед посетителями предстают не просто инструменты - каждая фаза наглядно проиллюстрирована благодаря манекенам.
![11](https://live.staticflickr.com/65535/49840931962_3b1290f301_c.jpg)
Женщина, занятая вязанием. У ее ног лежат уже готовые изделия.
![20](https://live.staticflickr.com/65535/49840091443_494f7f4266_c.jpg)
Девушка с веретеном. Такие компактные конструкции нередко брали с собой когда шли пасти скот и, таким образом, совмещали два полезных дела.
![21](https://live.staticflickr.com/65535/49840628571_163ac04a8d_c.jpg)
Здесь продемонстрирована начальная стадия работы с коноплей - после вымачивания и сушки растения, волокна отделяют от стеблей.
![12](https://live.staticflickr.com/65535/49840931747_d3cf6484e9_c.jpg)
Дальнейшая обработка волокна.
![13](https://live.staticflickr.com/65535/49840931567_d4167098fa_c.jpg)
Процесс создания нитей.
![14](https://live.staticflickr.com/65535/49840630111_8de16fe43e_c.jpg)
Прялки были разные - от самых примитивных конструкций до более сложных приспособлений.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840931052_2d7f2f2908_c.jpg)
Финальные стадии производства тканей требовали уже более громоздких устройств, поэтому, как правило, они располагались в отдельном помещении и использовались всей деревней.
![16](https://live.staticflickr.com/65535/49840629601_0d79f8c556_c.jpg)
Основным материалом для изготовления оборудования служило дерево.
![17](https://live.staticflickr.com/65535/49840930582_3c4b071cc6_c.jpg)
Завершается ряд старым ткацким станком.
![18](https://live.staticflickr.com/65535/49840091898_016200928f_c.jpg)
Фрагмент экспозиции за дамой, занятой работой на станке. На деревянных крючках висит всякая всячина: ножницы, пряжа, веревки, мешочки, четки.
![19](https://live.staticflickr.com/65535/49840628921_754eaf081a_c.jpg)
Разные виды уже готового полотна выставлены в специальной витрине. На фото вошла лишь часть образцов.
"Mišalina" - это ткань, в основе которой смесь хлопка и конопли.
"Melez" - полотно, имеющее основу из конопли и хлопковый уток.
"Uzvod" также является конопляной тканью с примесью хлопка.
"Nogavice" - чисто хлопковое полотно, украшенное нитями другого цвета.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840089788_e05b16b543_c.jpg)
За стеклом представлены и многочисленные образцы домашнего текстиля и готовой одежды. Вот рубашки, декорированные разнообразной вышивкой.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840929112_b1b0bfe5b3_c.jpg)
Женские шапочки.
![25](https://live.staticflickr.com/65535/49840090543_670b0dccab_c.jpg)
Изделия из шерсти: кофты, шапки, разнообразные рукавицы и носки.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840090353_681ec90645_c.jpg)
Верхняя одежда.
Основными цветами в костюме рамского жителя, вне зависимости от времени года и сезона, были белый, красный и черный.
![27](https://live.staticflickr.com/65535/49840928387_9beb179768_c.jpg)
Обувь.
![](https://live.staticflickr.com/65535/49840090028_c267cbf4e2_c.jpg)
Разумеется, когда-то все шилось вручную. Потом стало возможно приобретение швейных машинок, сильно упростивших процесс и ускоривших производство.
![22](https://live.staticflickr.com/65535/49840929487_9d929cbf21_c.jpg)
Достать их, конечно, здесь было не так-то просто и бедные семьи позволить себе такое не могли. Но пара оригинальных швейных машин, некогда стоявших в рамских домах, все же нашлась и заняла свое место в экспозиции.
![23](https://live.staticflickr.com/65535/49840090933_051ac687b7_c.jpg)
Заключительный пост о музее с обзором естественно-научной выставки под крышей дома читайте тут.
Очень интересная экспозиция! Мне про текстиль понравилось - близкая для меня тема.
ОтветитьУдалить