Все, что нужно знать о автобусах в Черногории.

В каждой стране существуют свои особенности передвижения на общественном транспорте и, в частности, на автобусах, так что приезжим не всегда удается быстро сориентироваться и освоиться. В Черногории разобраться с автобусами, в общем-то, относительно просто, однако и тут имеются определенные нюансы. О многих из них я уже писала в статьях про транспорт, тем не менее, для большего удобства имеет смысл сгруппировать всю необходимую информацию и вынести отдельно - дабы тем, кто впервые оказался в Черногории и собирается в той или иной мере пользоваться автобусами, не приходилось выискивать по крупицам сведения в разных текстах.

Итак, что же нужно знать о автобусном сообщении в Черногории и как тут можно сэкономить на проезде?


- В Черногории есть два вида автобусов: междугородние и локальные.
Первые имеют достаточно длинный маршрут, захватывающий несколько крупных, по местным меркам, городов. На маленькие расстояния они не ездят. Поездки по одному направлению (скажем, Херцег Нови - Подгорица) осуществляют разные частные перевозчики. 
Междугородние автобусы на автостанции Подгорицы

Локальный транспорт ходит только внутри одной општины. Его задача - помогать перемещению людей внутри города и связывать центр муниципалитета с небольшими поселениями. Такие перевозки обычно реализовывает одна фирма, исключением является Подгорица - там этим занимается несколько компаний. 
Локальный автобус "Blue line" в которском муниципалитете


- Приобретение билетов.
При покупке от пассажира требуется только назвать пункт назначения и количество билетов, а водитель/кондуктор/кассир скажут сумму к оплате. 
Билеты в транспорте општины приобретаются только у кондуктора или водителя автобуса сразу после входа в салон.
Билеты на междугородние автобусы при посадке с остановки покупаются у водителя или кондуктора (если он есть, то сидит у дверей). При поездке с автостанции, как правило, разрешено брать билеты только в кассе. Автоматов по продаже автобусных билетов в Черногории на данный момент нет и не планируется.
Если на автобусной станции перед выходом к перронам установлен турникет, то билет из кассы будет необходимо предъявить сотруднику автовокзала для прохода на посадку.
Когда нужный вам автобус уже стоит у перрона, а водитель и кондуктор отсутствуют, внутрь заходить все равно можно (при условии, что у вас нет багажа, который следует сдать), билеты у пассажиров нередко проверяются уже после отправления со станции.
Компостировать билет нигде не требуется.
Выход к перронам на автостанции Котора


- Цены на билеты по одному направлению отличаются и зависят от фирмы-перевозчика.
В Черногории междугородние перевозки, как я уже писала выше, совершаются несколькими частными компаниями. И каждая из этих компаний вправе устанавливать свои тарифы. На не очень большие расстояния разница в цене может быть в диапазоне от 50 центов до 2 €.
Автобусные билеты


 - Стоимость поездки из пункта А в пункт Б не равна цене перемещения из Б в А.
Связано это тоже с ценовой политикой перевозчиков и сию особенность просто стоит принять и учитывать, планируя расходы.
Например, из Херцег Нови в Котор самый дешевый билет стоит 2 , а из Котора в Херцег Нови - 3 , из Бара в Будву минимальная цена поездки - 4 , а из Будвы в Бар - уже 4,5 €, максимальная стоимость путешествия из Цетине в Подгорицу - , а из Подгорицы в Цетине - 3,5 € и так далее.


- Билет туда-обратно стоит дешевле.
На автобусной станции можно приобрести сразу и обратный билет. В этом случае пассажир получает скидку. По-черногорски такой билетик называется "povratna karta" ("по́вратна ка́рта").
Так как чаще всего обратная поездка должна совершаться с тем же перевозчиком, то выгодно данное предположение в основном для тех, кто едет на большое расстояние или в другую страну. При короткой поездке скидка будет маленькая и вряд ли она оправдает вызванные неудобства - придется ехать не когда захочется, а в одно конкретное время, возможно также нужно будет отмечать билет на автостанции другого города и отдельно оплачивать право прохода на перрон.
А вот при продолжительной поездке покупка обратного билета определенно имеет смысл. Так, скажем, самый дешевый билет из Будвы в Белград стоит 23 , а из Белграда в Будву - 20,5 , итого: 43,5 . Минимальная цена же за комплект билетов туда-обратно - 34 €. Таким образом получается неплохая экономия. Да, стоимость билетов указана на текущий период и не включает сборы автостанций, но их придется платить что так, что так, а значит, размер сэкономленной суммы останется прежним.
Обратный билет вам выдается сразу, но, как правило, с открытой датой. Поэтому ехать назад в этот же или следующий день необязательно. Ограничение по времени возвращения зависит от конкретной линии и перевозчика, обычно оно составляет 30 дней, но может быть и больше. Точные условия по конкретному рейсу можно узнать у кассира, также они нередко указываются в самом билете.
Povratna karna


- Для детей существуют скидки на проезд.
Размер скидки и условия ее предоставления опять же определяются перевозчиком.
В большинстве локальных автобусов дети до 10-12 лет могут ездить бесплатно.
С междугородним транспортом все сложнее. Прикинуть сколько вы заплатите за малыша заранее довольно проблематично. Но, в любом случае, стоит каждый раз при покупке оговаривать, что вам нужен детский билет, если с вами едет ребенок.
Многие компании дарят право бесплатного проезда детям до 4-х лет, при условии, что они не занимают отдельного места. Впрочем, когда автобус неполный - никто не будет строго следить за соблюдением данного правила. Ребятишкам до 7 или даже до 9-10 лет дается скидка 50%Иные же фирмы предоставляют скидку всего 30% для детей до 6 лет, а далее потребуется покупать полный билет.
Лайфхак: приобретая билет не у кассира на станции, а непосредственно в автобусе, вы имеете шанс получить скидку, даже если она вам не полагается. Черногорцы любят детей, не только своих, но и чужих - это общепризнанный факт, поэтому велика вероятность, что когда водитель или кондуктор увидит вашего ребенка он по доброте душевной решит вовсе не брать за него денег и рассчитает только взрослых пассажиров. Проверено на собственном опыте. Чем младше выглядят дети - тем больше шанс проскочить. 


- Условия провоза багажа зависят от типа автобуса.
В междугородних автобусах багаж помещается в специальное отделение. Билет на одно багажное место стоит 1 €, он приобретается сразу вместе с пассажирскими билетиками.
В локальном транспорте заносить чемоданы разрешают прямо в салон и денег за провоз багажа, как правило, не берут.


- На автостанции билеты дороже, чем у водителя.
Каждый раз приобретая билет в кассе автобусной станции вы дополнительно оплачиваете сбор от 0,5 до 1 € (в зависимости от города комиссия может отличаться).
Кассы на автобусной станции Херцег Нови


При этом в большинстве городов сесть на автовокзале не покупая билет нельзя - без него вас просто не пропустят к перронам на посадку. Исключением является автостанция Херцег Нови, там не только разрешают садиться без билета в автобус, а, напротив, просят рассчитываться в салоне.
Покупка билета в кассе никаких привилегий не дает, даже туалет на большинстве черногорских автовокзалов для пассажиров платный, а залом ожидания может пользоваться любой. Так что если вы знаете, где в вашем городе есть автобусная остановка, на которой может взять пассажиров междугородний автобус - лучше садиться с нее, ибо это позволит немного сэкономить. В Которе, например, имеется остановка у ТЦ "Kamelija", с коей ездят почти все местные жители, когда им нужно воспользоваться междугородним транспортом (подробнее о ней я писала тут).
Остановка в Которе возле ТЦ "Kamelija"


Хотите сесть в междугородний автобус не на автостанции - обязательно махните рукой водителю.
Даже если вы стоите на санкционированной остановке с лавочкой, дорожной разметкой и знаком. Все равно, водитель междугороднего транспорта затормозит только при условии, что ему кто-то просигнализирует или будут пассажиры на выход (что, как вы понимаете, случается далеко не на каждом остановочном пункте).
Междугородний автобус в Рисане

Локальные автобусы должны на всех остановках тормозить сами, им махать не требуется.


- Иногда водители могут подбирать пассажиров не на остановках.
Правило не стопроцентное, но если так получилось, что вы еще не успели дойти до остановки, а нужный автобус как раз едет мимо - махните ему рукой. Вполне возможно, что он затормозит. Срабатывает как с локальным, так и с междугородним транспортом, а особенно это актуально для небольших населенных пунктов Боки Которской, где и остановки-то толком не везде размечены (Люта, Столив, Прчань и проч.).


 Вход в салон.
В междугородних автобусах вход и выход через одну и ту же дверь - первую. В транспорте, осуществляющем перевозки внутри города или муниципалитета, заходить позволяется только через одну дверь - ту, у которой написано "Ulaz" (первую или последнюю, в зависимости от модели автобуса), выходить - через остальные.
После расчета разрешается проходить в салон и занимать любые свободные места.
Даже если у вас куплен билет на автостанции и в нем указан номер сидения - располагаться можно где угодно, так как на эти места в билетах никто не обращает внимания, и не важно, как далеко вы едете - в соседний поселок или другую страну. Все садятся где хотят.
В салоне автобуса


- Остановки в автобусах не объявляются.
Ни в междугородних, ни в транспорте муниципалитета.
Тем не менее, если вы не знаете где выходить и боитесь проехать нужный населенный пункт - можете попросить водителя или кондуктора сообщить о вашей остановке. 
При условии, что требуется добраться до автостанции относительно крупного города: Херцег Нови, Котора, Тивата, Будвы, Бара, Улциня, Подгорицы - особо тревожиться не стоит, так как практически все автобусы заезжают на автовокзал, если он есть в городе, и хотя бы минуту-две стоят на нем.
Автобус на автостанции Будвы

Внутри города и в небольших поселках остановки только по требованию.


- Большинство водителей старается точно соблюдать расписание, но выходит у них это не всегда.
Пунктуальность локального транспорта зависит от општины. Так, например, в херцегновском муниципалитете неточности в отправлениях - что-то из ряда вон выходящее, а в тиватском и которском на некоторых линиях задержки в 5-20 минут, а то и больше, в порядке вещей.
Что касается междугородних автобусов, то с конечной они обычно отправляются строго по расписанию, а вот дальше возможны форс-мажоры. Летом бывают опоздания из-за пробок, вызванных узкими дорогами и большим количеством транспорта. В другое время года случаются задержки в связи с ремонтом дорог. Поэтому когда едете с конечной - однозначно приходите к времени в расписании. А если ваш город где-то на пути следования (Тиват или Будва, например), то стоит быть готовым к тому, что автобус придет с опозданием или чуть раньше. Такое происходит не каждый раз, но порой случается.

Пассажиры, ждущие междугородний автобус

Комментарии