Столац: Османская архитектура, церкви, концлагерь.

Столац - город достаточно нераскрученный с туристической точки зрения, что, на самом деле, удивительно. Расположен он всего в 33 километрах от популярного среди туристов Мостара. Столац, конечно, городок небольшой и пока без особой туристической инфраструктуры, но это лишь вопрос времени и желания местных жителей. При том потенциал у него огромный. 

Одна только река с нереальным цветом воды, жирными утками, старыми мельницами, каменными мостами и водопадами чего стоит! Или крепость Видошки град, впечатляющая и очень продолжительной историей, и масштабами. А еще в окрестностях Стоца много объектов из древней истории и средневековья. А в самом городе восстановлено немало образчиков традиционной архитектуры османского периода. Преимущественно о них и пойдет речь сегодня. Ну и плюс о еще парочке интересных сооружений.


Начну, как и в экскурсии по Б
регаве, обзор с района Подград, куда в первую очередь прибывают все туристы, пользующиеся общественным транспортом. Ведь именно там находится автостанция. 

Центром Подграда является мечеть. Она имеет много имен, самое очевидное и популярное - Подградская. Однако есть и другие названия: мечеть На Мейдане, мечеть Малой чаршии, мечеть Хаджи Салиха Буры, Зулфикар-капитанова мечеть и мечеть Али-паши Ризванбеговича.
Все наименования становятся понятны, если посмотреть на историю: одни объясняются старыми названиями локации, другие пошли от имен людей, приложивших руку к строительству или поддержанию мечети.


Территория между мечетью и Подградским мостом раньше называлась Мейдан. Во времена Османской империи тут продавался скот, сельскохозяйственная продукция и другие товары. Здесь же был ряд ремесленных мастерских, из-за чего район также прозвали Малой чаршией.
Первую мечеть в Подграде построил Салих Буро из Мостара в 1732 или 1733 году (с постройками из турецкого периода часто трудно определить год григорианского календаря, так как в документах или на табличках указывался только год по Хиджре. Не зная числа и месяца, перевести его точно на григорианский календарь невозможно).
Со временем первая мечеть обветшала и частично разрушилась, поэтому в 1812/1813 году Али-паша Ризванбегович по поручению своего отца, Мехмеда Зулфикар-капитана, возвел на этом месте новое здание. В 1890/1891 году Мехмед Али-паша Ризванбегович отреставрировал Подградскую мечеть - нанял мастера и дал деньги, чтобы тот подлатал крышу и восстановил минарет.


Мечеть Малой чаршии сложена из блоков известняка, добытого в карьерах возле Стоца. Оконные проемы верхнего этажа украшены каменными решетками с геометрическими узорами. Здесь такие окна называются транзены.
Минарет поднимается на высоту 18 м. Башня имеет 16 углов, оформлена весьма скромно.
Сама мечеть достаточно высока, у нее три уровня. Необычно, что на нижнем находились магазины с отдельными входами. Доходы от торговли шли на содержание Подградской мечети.


В 1993 году, во время Боснийской войны, мечеть Хаджи Салиха Буры взорвали. Камень от разрушенного религиозного сооружения растащили по соседним участкам, выбросили в Брегаву и сухое русло реки Радимли.
В 2003 году Подградская мечеть объявлена Национальным памятником БиХ (Боснии и Герцеговины/Херцеговины). В наши дни здание полностью восстановлено, официальное открытие отреставрированного сооружения произошло 24.7.2010 г.
За мечетью находится маленькое мусульманское кладбище.


Напротив мечети, также на берегу реки, стоит Подградский конак - то есть, постоялый двор. На сегодняшний день уже бывший.
На его первом этаже были обустроены кухня, столовая и хозяйственные помещения, а на втором, собственно, располагались комнаты для постояльцев. Здание использовалось по прямому назначению до конца Первой мировой. Сейчас отреставрированный дом занимает организация "Forum mladih".


Если пройтись от Подградской мечети в противоположную от центра сторону, по левой стороне в парке можно будет увидеть заброшенное здание. Его никто никогда не включает в список достопримечательностей, но о нем, по-моему, нельзя не упомянуть. Это внешне ничем непримечательный дом, в котором еще относительно недавно происходили страшные вещи.
До войны в здании располагалась больница, специализировавшаяся на лечении заболеваний костей. Летом 1993 года Совет обороны Хорватии (сокращенно - NVO: Hrvatsko vijeće obrane) держал тут пленных бошняков-мусульман. Это была тюрьма, в которой заключенных подвергали физическому и психологическому насилию. Некоторые боснийцы были замучены до смерти. Выживших переправили в другие концентрационные лагеря.


Вообще, в 90-е в Стоце произошло много ужасных событий, он стал одной из площадок военных действий в том страшном межэтническом конфликте.
Город раньше украшало множество красивых и исторически важных зданий, однако в ходе столкновений практически все они были в той или иной степени разрушены. И чаще всего не случайно, а намерено, жестоко, с ненавистью. Пример с Подградской мечетью - не исключение, а правило. Сломать сооружение было мало, камень из руин выкидывали, вывозили за пределы города. Но, конечно, отвратительное обращение с архитектурой - ничто по сравнению с тем, что делали с живыми людьми.
В 1992 - 1993 годах велись бои за город. По итогу хорваты прогнали из Стоца всех живших в нем сербов и боснийцев. Когда страсти улеглись, многие приехали обратно. На момент переписи 2006 года в городе жило 7 044 хорвата, 4 041 босниец, 495 сербов.
Обстановка в Стоце местами все еще напряженная. В городе большое количество боснийских и хорватских флагов, народ до сих пор помечает территорию. В государственных учреждениях имеет место сегрегация. Например, дети из мусульманских и христианских семей учатся отдельно - одни занимаются в здании школы в первую смену, другие - во вторую, при этом никак не пересекаясь. Столачкая школа - одна из 50 школ БиХ, где внутри одного здания существует такое разделение.
В новостях и в последние годы изредка мелькали сообщения о том, что кто-то закидал камнями мечеть, поджег здание времен Османской империи, исписал католический крест в Верхнем городе граффити.
Правда, такие инциденты случаются редко. Не все хотят враждовать. Есть примеры того, как здание, построенное мусульманами или христианами восстанавливают все горожане, вне зависимости от вероисповедания и национальности. 

Столац потихоньку восстает из руин, однако на некоторых домах в городе, даже стоящих на главных улицах, и сейчас видны следы обстрелов.


Католический духовно-пасторальный центр Требиньско-Мрканского епископства видно издалека благодаря высокой башне с часами. Он стоит в самом центре города, на перекрестке. Одна из его сторон обращена к главной автомобильной дороге, другая - к реке. По соседству находятся здание мэрии и Городская чаршия.


Духовно-пасторальный центр занял уже имевшееся здание - бывший Торговый дом "Stočanka". Здание было повреждено в 90-х во время военных действий. В 2011 году дом выкупила Католическая церковь. Он был отремонтирован и переоборудован для новой цели, и вскоре здесь открылся духовно-культурный центр.
Тогда же была построена 33-метровая колокольня с крестом на крыше. На ее фасаде со всех четырех сторон размещены циферблаты. Внутри башни установлены колокола, заказанные в знаменитой литейне "Grassmayr".



Справа от центра находится уже упомянутая выше Городская чаршия.
Чаршия - название района, типичного для городов Османской империи. В нем находились ремесленные мастерские и торговые точки. Именно чаршия была сердцем города, его самым оживленным участком.
В Стоце в чаршии же располагалась главная площадь, на которой зачитывались для народа императорские приказы, публично распродавалось движимое и недвижимое имущество, призывались на войну мужчины и так далее.


Часовая башня - еще один обязательный элемент старого города, которым долгое время владели турки. Так что и в Стоце есть своя Башня с часами или Сахат Кула. 
Точная дата ее возведения неизвестна, скорее всего это произошло во второй половине 17 века. За образец были взяты романо-готические кампанилы Далмации.
До Первой мировой войны башня показывала время "а ла турка" (полночь всегда была в час заката) и сообщала о нем звоном размещенного наверху колокола. За часы отвечал муэдзин из Чаршийской мечети, стоящей всего в нескольких метрах от башни.
В 1917 году австро-венгерские власти сняли с Сахат Кулы колокол и переплавили его для военных нужд, а в 30-х годах прошлого столетия башню и вовсе снесли.



Реконструкция Часовой башни стала возможна благодаря пожертвованиям обычных людей - мусульман, православных и католиков Боснии и Герцеговины, а также граждан Хорватии, Черногории, Сербии. 
Не менее тяжело, чем собрать деньги, было получить разрешение на восстановление. Сбор документов занял 3 года, еще 2 велось строительство. И вот наконец в 2013 году, в День государственности Боснии и Герцеговины (25 ноября), Сахат Кула была торжественно открыта.
С самого первого этапа все работы велись под наблюдением Комиссии по сохранению национальных памятников БиХ, благодаря чему башня была с точностью воспроизведена. Только часы теперь показывают время "а ла франка" - то есть в привычном нам, европейском формате.
Над входом в Сахат Кулу разместили табличку с надписью.
Для посещений башня, к сожалению, закрыта.


Чаршийская мечеть - главная в Стоце. Была построена еще в 1519 году. Она входила в топ-3 самых старых мечетей Боснии и Герцеговины. А еще являлась одной из самых больших мечетей своего времени.
Деньги на возведение первой мечети Стоца дал султан, а потому официально она зовется Царской (Императорской) и мечетью Султана Селима Явуза.
Мечеть строилась местными мастерами из камня, добытого в окрестностях Стоца. Толщина ее стен составляла около 90 см.
Чаршийскую мечеть специально поставили в низшей точке на месте пересечения нескольких путей, в небольшой долине. А уж вокруг нее формировалось поселение. Здания выстраивались главным фасадом к мечети.
Дабы богослужебное сооружение турок было заметно издалека, у мечети возвели высокий минарет.Он поднимается почти на 26 метров. Башня минарета имеет 12 граней.
В 1788 году Царская мечеть была обновлена.
К концу 19 века чаршия начала приходить в упадок, а вместе с ней и мечеть. Но в 1938 году крышу первого мусульманского богослужебного здания починили, а минарет был перестроен мастером с хорватского острова Корчула.
В 1952 году мечеть внесена в список Памятников культуры.


Долгие годы считалось, что Чаршийская мечеть возведена на месте христианского храма. Причем одни утверждали, что это был православный монастырь с кладбищем, другие говорили, что там стояла католическая церковь.
В 1993 году мечеть, как и вся Чаршия, была снесена хорватами. Камни от зданий грузовиками вывозили в русла рек Брегава и Радимля.
Уже в 2000 году стали вестись серьезные разговоры о восстановлении Царской мечети. Но перед этим было решено провести исследования (в основном потому, что католики сильно протестовали против реконструкции мечети и утверждали, что там должен быть их храм). Специалисты не нашли никаких подтверждений того, что Чаршийская мечеть стояла на фундаменте церкви. Правда, ни католиков, ни православных это особо не убедило - и те, и другие по-прежнему придерживаются мнения, что в данном районе до прихода турок находился их храм.
Тем не менее, Царская мечеть была отстроена заново и стала первым восстановленным Национальным памятником на территории Стоца. Открытие отреставрированного здания прошло в августе 2003-го.
Мечеть Султана Селима Явуза активно используется верующими и сегодня. Несколько раз в день здесь можно услышать призывы на молитву и увидеть мусульман, стекающихся в мечеть.


На площади перед Чаршийской мечетью установлен фонтан для ритуального омовения (шадраван).
Он был построен в 1909 году на деньги Хаджи-Салиха Бехмена. Затем разрушен в 90-х и восстановлен вместе с мечетью.
Представляет собой чашу, из которой вода вытекает в расположенный под ней в бассейн. Верующие не зачерпывают воду из бассейна, а просто открывают один из восьми кранов, вмонтированных в стенку ниже.
Над фонтаном поставлена шатровая крыша, покрытая каменными плитками. Ее поддерживают восемь же деревянных столбов, меж которыми размещены арки.


Дом Шарича находится также в Городской чаршии, справа от мечети (если стоять лицом к входу). Здание было построено в 1147 году по Хиджре - то есть, в 1734 либо 1735 году григорианского календаря.
Шаричи входят в число самых старых и самых знаменитых мусульманских семейств не только Стоца, но и всей Герцеговины. Представители этой фамилии занимали важные посты и были весьма богаты. Они построили в городе немало зданий. Одно из наиболее значимых - дом Исмаил-капитана Шарича, бывшего сначала воеводой в Любине, а с 1731 по 1761 год состоявшего на должности главного военачальника Стоца. Он заселился в дом сразу после его постройки и прожил в нем до самой смерти.
С 1963 года в доме Шарича была расположена художественная галерея Бранко Шотры. Шотра - югославский художник, родившийся в деревне Козице в окрестностях Стоца. Был ректором белградской Академии искусств и художественным критиком.
В галерее хранилась преимущественно его графика, всего 92 работы. Плюс в фонде имелось небольшое количество картин других авторов. Периодически в галерее устраивались временные выставки, а сама она представляла работы своего фонда в выставочных залах иных городов страны.
Дом подожгли 26 июля 1993 года, несмотря на то, что еще в 1952 году он был объявлен Культурным памятником. Хранящиеся в нем произведения конфисковали и увезли в неизвестном направлении. Некоторые работы Шотры ныне безвозвратно утеряны.
Потом здание восстановили. Сейчас оно используется городским оркестром Стоца. Имеет статус Национального памятника БиХ.
В Доме Шарича два этажа. На фасаде, со стороны, обращенной к мечети, размещен эркер с окнами в деревянных рамах - 4 на широкой стороне, и по одному с боковых сторон. На создание таких арочных окон местных жителей вдохновили готические дворцы расположенного неподалеку хорватского Дубровника.
Между эркером и углом здания находится интересный элемент - ниша, имеющая размеры 50x25x20 см. В нее каждый вечер с наступлением темноты помещали светильник, разгонявший ночной мрак для прохожих. Известно, что таким способом уличного освящения, поддерживаемым благодаря богатым горожанам Стоца, пользовались до конца 19 века, а появился он не позднее 1734 года.


Чуприйская мечеть, также известная как мечеть Хаджи-Алии Хаджисалиховича, построена на левом берегу Брегавы возле Инат-чуприи, в двух-трех минутах ходьбы от Городской чаршии. 
Раньше мечеть, Чуприя и стоящий рядом хаммам являлись ядром небольшого района, который местные называли Хаммам-махала, Хаджи-Алийина махала или просто Чуприя, по мосту. Это была еще одна, уже третья чаршия Стоца.


Чуприйская мечеть построена в 18 веке. Возводилось здание на деньги уроженца Стоца, военного Хаджи-Алии Хаджисалиховича. Заказчик так и не увидел своей мечети - он служил в Каире, пока она строилась, да там и умер около 1734 года, не дождавшись окончания работ. Мечеть Хаджи-Алии была достроена в ближайшие пару лет.
В 1765/1766 году ее расширил некий Хаджи-Мехмед. В этом месте Брегава нередко выходила из берегов и затапливала все строения Чуприи, не щадя и мечеть. Вполне возможно, что данная перестройка была произведена именно из-за ущерба, нанесенного наводнением.
В августе 1993 года, во время Боснийской войны, Чуприйская мечеть была заминирована. После взрыва камни разрушенного здания собрали и выбросили в русло реки Радимли.В 2010 году мечеть Хаджи-Али полностью восстановили.
С 2003-го она входит в число Национальных памятников Боснии и Герцеговины.



Центральный фасад Чуприйской мечети обращен к реке. От улицы ее ограждает каменный забор. Интересно, что в комплекс включены и три высоких кипариса, растущих во дворе. Они также охраняются законом. 
Высота минарета этой мечети чуть больше 18 метров. Он имеет черетыхугольное основание, а у самой башни 12 сторон. 
Крыша мечети покрыта каменными плитками, а поддерживают ее деревянные балки. Такой способ кровельной конструкции использовался здесь еще до прихода турок.


Практически напротив Чуприйской мечети, между Арочным и Верхним мостом стоит еще один нацпамятник Боснии и Герцеговины - Дом на Луке. Назван по своему местоположению - район, в котором он построен, носит имя Лука.
Дом на Луке - вакуф Хатиджи Хайдарбегович. Вакуфом у мусульман называется имущество, безвозмездно переданное на религиозные или благотворительные цели. 
Дом возвели в конце 17 или начале 18 века, точная дата строительства не дошла до наших дней. Здание имеет 2 этажа, представляет собой классический пример городского жилья времен Османской империи в данном регионе. Кроме, собственно, дома в комплекс входит дворик, сад и летняя кухня. С трех сторон территория была огорожена высокой каменной стеной, и сегодня сохранившейся на некоторых участках. С четвертой стороны дом обращен к реке. На ней построен небольшой эркер с пятью стрельчатыми окнами.
В 1993 году комплекс был серьезно поврежден, однако сейчас уже полностью восстановлен благодаря финансовой поддержке Евросоюза.
Вход на территорию нынче закрыт, но хороший вид на достопримечательность открывается с Инат-чуприи.


А если посмотреть с моста в другую сторону, на левом берегу реки можно увидеть текию дервишей, построенную на месте отеля "Европа" - того самого, что основала Сара Кашикович и который присутствует в легендах о следующем после Инат-чуприи, Сарином мосте. 
Деньги на текию дал шейх Халил Хулиси Накшибенди, из-за чего официально она именуется Накшибендийской. Кроме достаточно большого трехэтажного здания, в комплекс включен сад с миниатюрными мостиками, зелеными лужайками и подстриженными кустиками. Все очень красиво, аккуратно и во все том же османском архитектурном стиле.


Дальше по реке, недалеко от комплекса Беговина, находится церковь Вознесения Христова, которую в городе чаще всего называют просто Православной церковью. Еще одно название - церковь на Полюбе. 
Храм расположен практически на окраине города. Зато благодаря позиции - на склоне холма, над жилыми домами, и наличию колокольни его видно издалека.
Церковь была построена к 1870 году. Интересно, что часть денег дал 32-й султан Османской империи Абдул-Азиз. Остальное собрали сами верующие.
Думаю, уже никто не удивится, если я скажу, что храм был серьезно поврежден в Боснийской войне.
В 2002 году начались работы по восстановлению здания, от которого на тот момент остались только голые стены. К сожалению, кое-что было утеряно безвозвратно - например, иконы 18 века.
В октябре 2003 года прошло торжественное открытие церкви. Это еще один пример достопримечательности, отреставрированной благодаря не государству, а народу. И, опять же, пожертвования делали не только православные, но и католики с мусульманами.


Главный католический храм, названный в честь пророка Илии, расположен на другом конце города, также на окраине СтоцаАвтором проекта стал чешский архитектор Максимиллиан Давид, определивший вид многих важных зданий в Мостаре. Архитектурный стиль церкви - романский с элементами готики.
Храм Святого пророка Илии построен на месте часовни 1865 года. Его строительство начали в 1901 году, а уже в 1902-м внутри прошла первая месса. Однако полностью работы были завершены только к 1912 году.
В 1937-м у церкви появились колокола.
Здание пострадало в ходе военных действий, было полностью восстановлено к 2010 году.
Это одна из немногих церквей Герцеговины, имеющих орган (первый был поставлен здесь в 1965-м, уничтожен в 1993 году. В 2011-м из Германии доставлен и установлен новый).
Сейчас службы в храме проходят ежедневно. В воскресенье богослужения свершаются в 8:00, 9:30 и 11:00, с понедельника по субботу: в мае в 18:30, в октябре в 18:00, в остальные месяцы в 7:00. Мессы проводятся на хорватском языке.


Комментарии