Столац. Река Брегава, мосты, мельницы и утки.

Брегава - главная природная достопримечательность города Столац. Мало того, что она интересна и красива сама по себе, вдоль реки настроено множество объектов: старых аутентичных домов, мостов и мельниц. По отдельности они не впечатляют ни масштабами, ни роскошью,  но в комплексе создают очень симпатичную и цепляющую картинку.

Более того, мельницы и мосты
 Стоца (да, это не опечатка, при склонении в названии города пропадает буква "л", а в родительном падеже "ц" и "а" меняются местами), как и сама река Брегава с водопадами Пене, Провалие и Бенат, признаны единым природно-архитектурным ансамблем и имеют статус национального памятника Боснии и Герцеговины. 


Подградский мост первым встречает путников, прибывших в город со стороны Мостара и Чаплины. Как и с большинством остальных мостов Стоца, точная дата строительства, а также имена заказчика и мастера неизвестны. Тем не менее, специалисты говорят, что Подградский мост возвели в начале 18 века.
Затем, в 1898 году, во времена правления Австро-Венгрии, его обновили и немного перестроили, чтобы увеличить длину. Сегодня она равна почти 26,5 м. Ширина моста составляет 4,8 м.
С названием все очевидно - конструкция стоит не только на бывшей городской окраине, но и под крепостью, называющейся Видошки град или просто Старый город.
Внешне это небольшой каменный мост, состоящий из двух сводчатых арок, ставших несимметричными после перестройки 19 века. Используется и пешеходами, и автомобилистами - старая конструкция и по сей день выдерживает не только машины, но и большие автобусы.


Здесь, как в относительно новой части города, нет интересной/красивой архитектуры, но вид с моста на воду завораживает. Русло у реки неширокое, однако Брегава покоряет не своим масштабом, а стремительностью и чистыми водами, в зависимости от освещения и дна выглядящими по-разному. Брегава может быть и серой, и коричневой, и голубой, и бирюзовой, и зеленой, и синей.
В холодное время года река достаточно полноводна, в засушливые летние месяцы мельчает.


Пройдя совсем чуть-чуть вперед, вы попадете к мосту у Подградской мечети. Мост тоже старый, каменный, но совсем низкий и утративший свой оригинальный вид после расширения в конце прошлого столетия. Теперь в этом мосте самое интересное не он сам, а то, что с него можно увидеть. И это, опять же, не столько архитектурные объекты (хотя с моста как раз обозревается и мечеть, и Подградский конак), сколько местные обитатели, а именно - уточки.




В Брегаве, по крайней мере, той части, что протекает через Столац, вообще очень много уток, а в этом районе города их наибольшая концентрация, потому что тут установлен утятник.


Птиц хватает как в воде,


так и на берегах.


Утки впечатляют не только количеством, но и разнообразием окрасов и видов.


Насмотревшись на птиц, можно двигаться дальше. Следующим на нашем пути, если идти по направлению к центру города, будет мост К Аде. Или мост К Острову. С названием тут все тоже понятно без лишних объяснений. Сам остров на некоторое время разделяет Брегаву на два рукава.



Точная дата возведения моста неизвестна, скорее всего он появился в конце 17 - начале 18 века. Мост связывал главную улицу с домами семей Любовица и Яшарбегович, построенными на островке. Использовался обитателями домов с острова, а потому на его середине раньше были установлены ворота.
Общая длина этого арочного моста составляет 13,7 м, ширина - 3,1 м. Арки расположены достаточно близко к воде, так как река тут спокойная и даже в периоды обильных осадков редко сильно поднимается в данном месте.


Вид с мостика в сторону центра.


Еще одна достопримечательность на этом участке пути - мельница, вернее, ее остатки. 
Раньше жизнь обитателей Стоца была очень тесно связана с рекой. Она не только давала очевидное - пресную воду, рыбу и места для купания, благодаря сильному течению и легкому доступу к берегу местные жители могли строить на Брегаве различные производственные сооружения. Раньше здесь мололи зерно, а также валяли шерсть, красили ткани и стирали большие и тяжелые вещи (ковры, одеяла, зимнюю одежду) в специальных емкостях, называемых бадань.
На берегах реки возводились жилые комплексы, места считались очень хорошими не только из-за живописности, но и потому, что у реки было легче всего разбивать сады и содержать огороды.
В 18 веке в Стоце работало 22 мельницы. С 16 века до первой половины 20 столетия именно они являлись основой местной экономики. Сюда приезжали молоть зерно со всей округи. После Второй мировой производство на Брегаве начало приходить в упадок. В 1992-1995 годах многие объекты были разрушены в ходе военных действий.
Некоторое время назад часть из них восстановили и они вновь работают, другие стоят заброшенными и в той или иной степени разрушенными. Данная мельница в Подграде как раз относится к последней категории. От сооружения до наших дней сохранился только нижний уровень.


В центре города, кстати, обустроена неплохая набережная. На одном рукаве, с той стороны, что выходит на центральную улицу, она выглядит более ухоженно.


По другую сторону острова берег смотрится более запущенно: вместо тротуарной плитки здесь трава, большинство лавочек на момент нашего визита оказались поломаны (и почему-то развернуты в "неправильную" сторону - лицом не к реке, а к дороге). Тем не менее, и здесь приятно пройтись, особенно в солнечный денек.






Утки встречаются не только в районе Подграда, но и на других участках реки. Иногда они выбираются из воды прямо на набережную.


Птицы толстые, раскормленные и достаточно непугливые, могут подпускать человека очень близко к себе.






В центральной части города, после водопада Бенат, построено два достаточно скучных моста. Они не самые новые в Стоце, но выглядят наиболее современными и неинтересными, так как их облик максимально прост и практичен, а для изготовления применялся преимущественно железобетон. Оба моста появились после Второй мировой войны.
Первым, если двигаться от Подграда (автобусной станции) будет Новый мост - его легко опознать по ограждению и фонарным столбам, выкрашенным в яркий синий цвет. Сегодня это главный автомобильный мост в городе.



Следующий за ним мост - Арочный. Если вы не знаете, как он выглядит и вам известно только название, то никогда не догадаетесь, что именно этот мост нарекли Арочным, ибо в городе есть мостики с гораздо более красивыми и ярко выраженными арками.

Арочный мост уже исключительно пешеходный.


Советую не заканчивать прогулку на центре города и, осмотрев расположенные там архитектурные достопримечательности, двигаться дальше, ибо впереди еще много, много всего интересного.


Ну вот хотя бы даже уже следующий, Верхний мост.

Выделяется среди прочих по нескольким причинам. Во-первых, он характеризуется асимметричностью и построен без соблюдения правил композиций: все арки разной ширины, четыре из них стоят в воде, а одна опирается на сушу. Во-вторых - считается самым старым мостом на Брегаве, хотя точная дата его возведения и неизвестна. Одни предполагают, что он появился еще в средние века, другие утверждают, что мост построили в 17 веке. В любом случае, он оказался наиболее крепким и до сих пор сохраняется в прекрасном состоянии.


Мост протянулся почти на 27 метров. Его ширина в среднем составляет 4 метра. Ограда у моста, как и он сам, каменная, толщиной 45 см. Проход выложен булыжником. Несмотря на то, что мостик небольшой, используют его не только пешеходы, но и машины.


С 70-х годов прошлого века Верхний мост также зовется Инат-чуприей. Или просто (чаще всего) Чуприей.
"Чуприя" в переводе на русский "мост". Инат - это крайняя степень упрямства, данным словом обычно обозначается противостояние ради противостояния. Инат рождается не из убеждений, а из желания что-то кому-то доказать и затем превращается в самоцель. 


С мостом связана следующая легенда, объясняющая необычное название. Однажды, во времена расцвета Стоца, на территории Османской империи, в каковую он тогда входил, вспыхнуло восстание. Правитель Стоца, имя коего история не сохранила, по приказу султана был вынужден уехать из своего города на подавление мятежа.
Как только он покинул Столац, из соседнего Любине пришел узурпатор по имени Тртак. Да пришел не один, а с немногочисленным, но свирепым отрядом. Умом он не отличался, но город взял. Силой. Защищать-то его особо некому было, почти все мужчины ушли на войну.
Осмотрел Тртак свои новые владения и решил построить мост, который станет самым большим в Стоце по количеству арок. Таким образом он хотел укрепить свою власть и доказать, что круче прошлого правителя. Ведь местным жителям Тртак совершенно не понравился, что неудивительно - тяжело быть под властью того, у кого в руках оружие, а в голове пусто. 


Мастера оказались в сложной ситуации: строить мост не хочется, так как узурпатор им не нравится, да и вдруг старый правитель вернется - тогда не поздоровится. А ослушаться Тртака страшно.
Уговаривали они, уговаривали Тртака передумать и изменить ТЗ, предлагали проекты красивых мостов, но с меньшим числом арок, а тот ни в какую не соглашается, из ината требует пятиарочный мост. Тогда и главный мастер решил поупрямиться, а заодно и подстраховаться от гнева старого властителя. Он выполнил заказ и построил мост с самым большим количеством арок, но специально сделал его нелепым и несуразным. Над мостом смеялся весь город, только Тртак ничего не понял, потому как был невежествен и вкуса не имел.
Прежний правитель, кстати, с войны все-таки приехал живым и невредимым и навел в Стоце порядок: Тртака прогнал, а создателей моста только выпорол. Несимметричную чуприю решил оставить - чего добру пропадать. Так она и стоит и по сей день.


Вид с Инат-чуприи.


Мельница у Чуприи, которую также называли по фамилии владельцев - мельницей Мехмедбашича или Бехметовой мельницей.
Имеет размеры 22 x 5,1 м. Стоит на 10 арках. Внутри установлено 9 мельничных колес и оборудовано небольшое помещение для мельника в самом конце здания.
Вообще, все мельницы в Стоце похожи, хоть и строились в разный период времени и не одним мастером. Но так как при их возведении использовались традиции местной архитектуры, а основным требованием была практичность, сходства меж ними получилось больше, чем различий.
Это длинные прямоугольные здания, как правило, построенные прямо на реке. C одной из длинных сторон расположены небольшие арки, как у моста. Стены мельниц складывали из светлого тесанного камня, а двускатные крыши покрывали каменными плитками - так же, как расположенном рядом Мостаре или черногорской горной деревеньке Жлиеби.


Завораживающая вода в Брегаве давала жизнь всем этим мельницам.


Еще один взгляд на Верхний мост. Про него часто с упреком или каким-то легким стыдом говорят, что он, мол, несуразен из-за своей несимметричности. А по мне, так мост смотрится весьма симпатично и открыточно.


Со следующим мостом после Инат-чуприи тоже связана легенда. Его называют мостом Сары Кашикович, Девичьим или еще Крешевачким мостом (по району Крешевац).

Достоверно известно, что мост построила Сара Кашикович в 1899 году (в интернете часто указывают 1896 год, но это, видимо, чья-то широко разошедшаяся ошибка, как часто бывает в сети. На табличке с моста годом строительства указан именно 1899-й). А вот из каких именно соображений Сара возводила мост - сейчас точно уже и не скажешь.
Есть две популярные истории, обе они начинаются одинаково: когда-то в Стоце, на правом берегу Брегавы, жила Сара Кашикович. Она не только происходила из обеспеченной семьи, но и была очень красива, так что о ней мечтало множество мужчин.
Среди них был и Салко Бузалько, живший по соседству с Сарой, только уже на другом берегу реки - левом. Девушка тоже полюбила Салко всем сердцем. Однако влюбленных разделяли не только воды Брегавы, но и разное вероисповедание. В глазах общества такой брак был невозможен, и ни родители Сары, ни родственники Салко ни за что не дали бы согласие на свадьбу. Молодые люди не смогли преодолеть чувства, а потому встречались тайно.


Дальше рассказывают разные варианты развития событий. Согласно одной версии легенды, Салко по ночам пробирался к Саре. Делал он это вплавь, чтобы его никто не видел. Благо река в этом месте неширока.
Парень, окрыленный страстью, плавал к возлюбленной вне зависимости от того, какова Брегава - глубока она или обмельчала, относительно спокойна или, напротив, бурно несет свои воды. И однажды Бузалько поплатился за свое безрассудство. Как-то ночью он не смог справиться с течением и погиб.
Сара очень горевала и в память о Салко построила мост. От их любви не осталось потомства, поэтому Кашикович увековечила чувства в камне.
Есть и менее трагичная версия истории: отец, узнав о чувствах Сары, запретил ей быть с Салко и быстренько выдал за другого человека, дабы помешать их любви. После замужества она больше не смела видеться со своим избранником.


Чтобы найти утешение, Сара окунулась в бурную деятельность, не ограничившуюся рутинными домашними обязанностями - через некоторое время девушка построила гостиницу "Evropa", на месте которой сегодня находится текия дервишей. Она возвела ее там, где раньше встречалась с Салко. Из окон отеля Сара постоянно смотрела на другую сторону реки и тосковала по любимому. Однажды она решила, что рядом следует соорудить мост, который бы связывал два берега и хотя бы так - если не физически, то образно, соединиться с Салко. 
Что гостиница, как и мост, принадлежала госпоже Кашикович - это тоже факт, не подлежащий сомнению. Также известно, что Сара не просто основала отель, но и долгие годы весьма успешно им управляла.
Скептики, кстати, говорят, что Девичий мост никакого отношения к трагической любви не имеет и был построен чисто из практических соображений - дабы связать владения госпожи Кашикович, разделенные рекой.
А местные романтики не только рассказывают легенды, но и называют Сарин мост "Мостом Любви" и верят, что молодые девушки могут встретить тут свою первую любовь.



Сегодня Сарин мост является классическим примером архитектуры региона. Состоит из одной каменной арки, поднимающейся над водой на 3,6 мМост исключительно пешеходный. Ширина полотна почти 1,9 м, а общая длинна моста - 12,5 м. Девичий мост считается самым большим мостом в стране, построенным для личных нужд.
Берега в этом месте имеют разную высоту, поэтому на левом пришлось построить небольшую каменную лестницу, ведущую на полотно. Так как и мост, и территория вокруг находились в частной собственности, в начале моста с обеих сторон были установлены калитки. Сейчас их убрали и пройти здесь может кто угодно.


С Сариного моста открывается вот такой пейзаж.


Рядышком, на другом рукаве Брегавы, получится увидеть еще один частный мостик.
Он очень миниатюрный, имеет четыре аккуратные арочки: две высокие, две низкие. Построен в соответствии с обычаями местной архитектуры из традиционных материалов, а потому выглядит более старым, чем Новый или Арочный мост. Хотя появился он совсем недавно - в 2018 году .
Автор сооружения - академический скульптор Мухарем Аянич. На мосте закреплено две таблички. На одной указана дата строительства и автор, на другой выбито посвящение Абиде и Шичиру Турковичам.


Мостик ничем не огорожен и зайти на него, как и на мост Сары Кашикович, может любой желающий. Вид с него открывается такой.


И такой, если смотреть в другую сторону. 
Здание с каменной крышей входит в комплекс Турковичей, о нем расскажу чуть ниже.


Перейдя по мостику Турковичей, можно выйти на небольшую лужайку с двумя маааленьки водопадиками-источниками. С противоположного берега, на котором расположен небольшой амфитеатр, она выглядит вот так.


Тут очень красиво, впрочем, как и почти на любом участке Брегавы в Стоце: прозрачная вода, утки, чистый воздух. В несезон - вообще красота, потому что фоном идут тишина и спокойствие.


На данном участке, между прочим, достаточно глубоко.


А еще здесь вода приобретает какие-то нереальные яркие оттенки.




Насладившись картинкой, стоит двигаться дальше. Ведь и здесь красоты не заканчиваются.


Комплекс Турковичей, о котором я упоминала ранее.

Турковичи - одна из известных семей Стоца, издавна проживавшая в этом населенном пункте и являвшаяся достаточно обеспеченной (по крайней мере, в прошлые годы) и влиятельной благодаря своему предприятию на реке Брегаве.
Прежде всего, тут мельница, использовавшаяся для помола зерна. 



Здание имеет длину 10,5 м и ширину 5,3 м. Построено на 5 арках. Как и в мельнице У Чуприи, в ней установлено 9 колес, плюс обустроено помещение для мельника. 


Этот образчик архитектуры Стоца и по сей день пребывает в достаточно хорошем состоянии.


Рядом, тоже на воде, стоит еще одно здание. Ранее его использовали для работ с сукном. Такие объекты в Стоце возводились по соседству с мельницей и 
принадлежали одной семье


Фрагмент мельницы с ее впечатляющей крышей.


Дальше можно увидеть комплекс семьи Бузалько и великолепный водопад Провалие, о них можно почитать в отдельном посте. А мы еще немного пройдемся вдоль Брегавы в сторону комплекса Беговина.




Картинка здесь уже немного другая, но пейзажи по-прежнему очень красивы, а берега - уютны.


Ну и цвет воды все так же завораживает и удивляет.


Вроде бы после нескольких лет жизни на Балканах мне пора уже привыкнуть к тому, что реки бывают не только грязными и тусклыми, а невероятно красочными и яркими: бирюзовыми, изумрудными, светло-зелеными и любых оттенков синего. А все равно каждый раз, когда вижу такую красавицу, как Брегава, прихожу в восторг.




Ну и конечно, стоит отдать должное прекрасному окружению реки. Дома за пределами центра зачастую выглядят скучно-современно, но их как-то не замечаешь благодаря не только Брегаве, но и общему фону: высоким горам и зелеными холмам.




В общем, настоятельно рекомендую не ограничиваться, как большинство туристов, кратким визитом с посещением пары самых известных точек, а,  если окажетесь в Стоце - с чувством и расстановкой прогуляться вдоль реки от одного конца города до другого. Оно того стоит.



Комментарии