Яйце и его предания
Кое-какие байки я уже упоминала, рассказывая о достопримечательностях Яйце. Например, народную версию о возникновении имени башни Медведь в материале про крепостные стены, ворота и башни. Или веру некоторых горожан в то, что подземная церковь соединена тайным ходом с пещерой за Пливским водопадом в статье про катакомбы.
Однако про Яйце рассказывают и другие истории. В остальных постах для них места как-то не нашлось, поэтому было решено перевести, собрать и опубликовать их отдельно, специально для любителей городских легенд.
Под этим названием град у Пливского водопада фигурирует с 14 века - с первого упоминания в письменном источнике. Достоверных сведений о том, как оно дано, не сохранилось. Однако несколько догадок, ставших городскими байками, имеется.
Существует предание, что во время строительства крепости мастера добавляли в связующий раствор яйца, дабы он был крепче и лучше держал камни. Яиц использовали так много, что и само укрепление стали именовать "Яйцом". А за ним и город.
Некоторые уверены, что название пошло от облика холма, на котором стоит крепость и город под ней. Возвышение имеет яйцеобразную форму.
А вот другие утверждают, что Хрвое Вукчич Хрватинич перестраивал в 14 веке стоявшее ранее над Пливским водопадом укрепление, руководствуясь видом итальянской крепости Кастель-дель-Ово (Castel dell 'Ovo - то есть "Замок яйца" или "Замок Яйцо"). А потому и своим владениям дал такое же имя.
Однако про Яйце рассказывают и другие истории. В остальных постах для них места как-то не нашлось, поэтому было решено перевести, собрать и опубликовать их отдельно, специально для любителей городских легенд.
Почему город назван Яйце?
Многих интересует, откуда у города такое необычное название. Яйце переводится как "яйцо", "яичко". Что, конечно, является достаточно оригинальным именем для серьезного, укрепленного средневекового города.Под этим названием град у Пливского водопада фигурирует с 14 века - с первого упоминания в письменном источнике. Достоверных сведений о том, как оно дано, не сохранилось. Однако несколько догадок, ставших городскими байками, имеется.
Существует предание, что во время строительства крепости мастера добавляли в связующий раствор яйца, дабы он был крепче и лучше держал камни. Яиц использовали так много, что и само укрепление стали именовать "Яйцом". А за ним и город.
Некоторые уверены, что название пошло от облика холма, на котором стоит крепость и город под ней. Возвышение имеет яйцеобразную форму.
А вот другие утверждают, что Хрвое Вукчич Хрватинич перестраивал в 14 веке стоявшее ранее над Пливским водопадом укрепление, руководствуясь видом итальянской крепости Кастель-дель-Ово (Castel dell 'Ovo - то есть "Замок яйца" или "Замок Яйцо"). А потому и своим владениям дал такое же имя.
Казнь на водопаде
Рассказывают, что однажды Хрвое Вукчич Хрватинич (ну, тот самый, за которым ныне закрепился титул основателя Яйце) сбросил своего неприятеля с Пливского водопада.Согласно легенде, как-то поехал он на венгерско-хорватский совет. Там у Хрвое по некоему вопросу завязался спор с хорватским дворянином - Павао Чупором Мославачки. Конфликт разгорался все сильнее, и в какой-то момент Мославачки во всеуслышание заявил, что у Хрвое голос, как у вола. Хрватинич оскорбился и запомнил эти слова.
Через несколько лет в одной из битв Хрвое удалось взять в плен Павао Чупора.
Хрватинич привез его в Яйце, приказал своим солдатам убить вола, а потом велел привязать к нему пленника.
После этого Мославачки притащили к тому месту, где Плива с огромной высоты падает в Врбас. Хрвое крикнул: "Вот тебе вол!" и сбросил врага вниз. Тот, конечно, умер.
Теоретически, это вполне может быть правдой. В 1415 году действительно произошла битва, в которой Павао Чупор потерпел поражение от войска Хрватинича. Дальнейшая судьба хорватского дворянина осталась неизвестна. Историки выдвигают два предложения - либо Мославачки попал в плен и погиб в заточении где-то на территории Османской империи (в той битве выступавшей союзником Хрвое Вукчича), либо его убил сам герцог Хрватинич.
Смерть последнего боснийского короля
О смерти Степана Томашевича, последнего короля Боснии, у уроженцев Яйце тоже найдется небольшая история.Известно, что король Степан заранее узнал, что в Яйце идет большая и сильная турецкая армия, взявшая к тому моменту уже несколько крепостей и городов и успевшая убить при этом немало важных боснийских дворян. Томашевич бежал из города, в прямом смысле сжигая за собой мосты.
После короткой осады турки заняли Яйце, а там один из местных жителей продал местонахождение своего короля.
25 мая 1463 года османская армия добралась к крепости, в которой укрылся Степан Томашевич. Правитель Боснии сдался под условием, что ему сохранят жизнь. Но турки нарушили свое обещание.
Это все исторические факты.
А вот дальше в народе добавляют, что султан Мехмед II хотел, чтобы Томашевич страдал не только на этом свете, но и на том. Поэтому он сказал королю, что похоронит его в месте, которое будут видеть все жители города, но он оттуда не увидит никого и не сможет любоваться своей столицей.
И так и поступил, отправив Степана, как ему казалось, в посмертное изгнание.
Гроб короля, к слову, не забыли, по нему даже называется местность возле города. А в 1888 году из-под надгробия извлекли скелет. Ныне останки хранятся в францисканском монастыре Яйце.
Легенды про завоевание Яйце
Взятие города венграми
После убийства Степана Томашевича турки правили в Яйце недолго. Уже в следующем году город перешел к венграм. Люди объясняют это завоевание предательством.Возле Яйце находилось поселение, жители которого сначала перешли в ислам, но когда услышали, что к городу движется венгерская армия, стали колебаться и в итоге переметнулись на другую сторону. Селяне не только отвели военных в крепость, но и сделали это в правильное время - когда турки все были заняты, совершая свою большую пятничную молитву - джума-намаз. Мусульман поубивали, крепость и город заняли.
Когда же Яйце вновь стал частью Османской империи в 1527-м, было введено строгое правило - всегда закрывать ворота, пока идет пятничная молитва.
Покорение Османской империи
Поговаривают, что турки получили Яйце также не в честной битве, а при помощи обмана.Они долго и безрезультатно осаждали город. А потом решили пойти на хитрость: сделали вид, что сдаются и уходят. Но перед тем оставили возле города одежду, к которой прикасались больные чумой.
После того, как неприятель скрылся, жители Яйце подобрали оставленные вещи, предполагая, что там может быть что-то ценное. Так они принесли заразу внутрь укрепленного города, многие заболели и вскоре умерли.
Защищать Яйце стало практически некому и быстро вернувшиеся турки взяли его, не подняв и меча.
Рождению истории поспособствовал внешний вид сооружения - конструкция из металлических деталей очень уж напоминала жителям Яйце парижскую "Железную леди", вот они и сделали такой вывод. И стали делиться им со всеми, в том числе и с гостями города.
Эйфелев мост
Горожане когда-то любили рассказывать, что у них есть очень ценный мост, который сделан из деталей, оставшихся после строительства Эйфелевой башни. Говорили они это про пешеходный мост возле Пливского водопада.Рождению истории поспособствовал внешний вид сооружения - конструкция из металлических деталей очень уж напоминала жителям Яйце парижскую "Железную леди", вот они и сделали такой вывод. И стали делиться им со всеми, в том числе и с гостями города.
Сейчас всерьез это уже никто не заявляет, потому как опровергнуть сие утверждение стало очень просто. А вот раньше, когда найти информацию было гораздо труднее и для этого требовалось приложить куда больше усилий, байка была весьма популярна.
Легенда про Эсме-султанию и ее мечеть
Ну и конечно, говоря о легендах Яйце, нельзя не рассказать самую известную на сегодняшний день историю - про создание центральной мечети города, которую называют Чаршийской или (гораздо чаще) мечетью Эсме-султании. Вернее, тут речь идет даже о нескольких историях.Эсма-cултания является реальной исторической личностью. Это дочь султана Ахмеда III, вышедшая замуж за Мехмеда-пашу Мухсиновича, дважды назначавшегося на пост наместника Боснии - в период с 1760 по 1763 год и с 1770-го по 1772-й.
Начинаются все повествования одинаково: однажды Эсме-cултания серьезно заболела.
Мост и мечеть
Согласно первой легенде, султан, обеспокоенный состоянием дочери, стал посылать к ней лекарей со всего царства. Однако никто не знал, как помочь, и Эсме с каждым днем становилось все хуже.Когда надежда на выздоровление почти угасла, султания встретилась с ходжей (святым). И он сказал, что как только Эсма построит мост и мечеть, болезнь уйдет сама. Вот только мост нужно было возвести не абы где, а там, где одна река соединяется с другой, падая с большой высоты. А мечеть должна стоять рядом с cим удивительным местом.
Когда Эсме сообщили о находке, она тут же сняла одну из своих сережек, приказала продать ее и на вырученные деньги возвести мост и мечеть. Сережка была столь дорога, что полученных средств с лихвой хватило на все затраты. На сдачу еще и третий мост построили. После этого султания быстро поправилась.
Иногда рассказывают, что Эсма, заболев и не получив помощи у лекарей, пошла просить совет у астрологов. Те сказали ей примерно то же, что и ходжа: про особенное место, реки, мост и мечеть. Вот только когда место нашли, дочке османского султана пришлось продать не одну лишь серьгу, а все свои украшения.
Но по сути, это просто немного другой вариант первой легенды.
Камни на месте любви, ненависти и молитвы
А есть и такая история: заболев и не найдя лекарства, Эсма, бывшая на тот момент уже женой Мехмеда-паши Мухсиновича и проживавшая в Боснии, обратилась к местной знахарке, пользовавшейся большим уважением. А та сказала султании, что она не поправится, пока не поставит камень на камень там, где люди любят, ненавидят и молятся. Давать подробные инструкции и более ясные советы целительница отказалась.
Эсма вернулась домой и долго думала над словами знахарки, однако не могла понять, как же ей нужно в точности поступить. Так бы дочь султана наверное и не нашла ответа, если б через некоторое время не поступила к ней на службу девушка по имени Халима. Услышав предсказание знахарки, новая служанка тут же предложила объяснения.
Во-первых, нужно построить мост там, где река разъединяет два сердца. Это будут камни в месте, где люди любят.
Также необходимо возвести и второй мост, но уже у тех берегов реки, где кто-то враждует. Вода сможет унести все плохое, а мост соединит людей. Это будут камни в месте ненависти.
И наконец, требуется построить мечеть на участке, где люди уже молились.
Эсма сочла слова Халимы разумными и именно так и сделала.
Сначала она нашла влюбленных, живущих на разных берегах Врбаса и построила мост, дабы они могли встречаться и не было препятствий их любви.
Эсма вернулась домой и долго думала над словами знахарки, однако не могла понять, как же ей нужно в точности поступить. Так бы дочь султана наверное и не нашла ответа, если б через некоторое время не поступила к ней на службу девушка по имени Халима. Услышав предсказание знахарки, новая служанка тут же предложила объяснения.
Во-первых, нужно построить мост там, где река разъединяет два сердца. Это будут камни в месте, где люди любят.
Также необходимо возвести и второй мост, но уже у тех берегов реки, где кто-то враждует. Вода сможет унести все плохое, а мост соединит людей. Это будут камни в месте ненависти.
И наконец, требуется построить мечеть на участке, где люди уже молились.
Эсма сочла слова Халимы разумными и именно так и сделала.
Сначала она нашла влюбленных, живущих на разных берегах Врбаса и построила мост, дабы они могли встречаться и не было препятствий их любви.
Второй мост возвели у владений двух братьев, которых разделила ссора.
А потом в чаршии султания встретила старца, который каждый день молился о строительстве мечети. Там и было третье место для камней, которые сложились в прекрасную Чаршийскую мечеть.
Реальные факты
Как все было на самом деле уже никто не знает, ибо это дела давно минувших дней, а о Эсме-султании в архивных документах сохранилось крайне мало информации. Впрочем, хотя бы часть первой легенды никак не сходится с историческими фактами - султан Ахмед III умер, когда Эсме было всего 4 года, так что искать лекарей, способных ее исцелить, он уже никак не мог.Сама Эсме прожила после создания мечети еще много лет. Известно, что она умерла в 1788 году, а вот точный год возведения здания не сохранился до наших дней, ясно лишь, что произошло это в 60-70 годах 18 столетия. Так что если женщина и правда строила мечеть ради выздоровления - видимо, помогло.
Комментарии
Отправить комментарий