Стамбул: железнодорожный музей.

Музей Сиркеджи 

Железнодорожный музей TCDD на вокзале Сиркеджи (тур. TCDD Sirkeci Garı Demiryolu Müzesi), гораздо более известный просто как Стамбульский железнодорожный музей (İstanbul Demiryolu Müzesi) по размерам совсем небольшой (по правде говоря, он является одним из самых маленьких в Стамбуле по площади), но если вы окажитесь рядом - сюда определенно имеет смысл зайти. 

Музей хоть и придерживается узкой тематики, но его коллекция весьма разнообразна и потому интересна разным категориям туристов. Здесь будет что посмотреть и детям, и любителям старой техники, и тем, кого привлекают собрания антикварных вещиц, красноречиво свидетельствующих о жизни своих прежних владельцев и хранящих дух прошлого.

Еще одно преимущество Стамбульского железнодорожного музея - он весьма удобен для посещения. Рядом есть остановки общественного транспорта и находится музей на историческом полуострове, возле таких известных туристических объектов как дворец Топкапы, Айя София и Новая мечеть. Более того, здание, в котором разместилась экспозиция - само по себе выдающаяся достопримечательность.

А вишенкой на торте является то, что вход в музей бесплатный.


История Железнодорожного музея Сиркеджи

Железнодорожный музей открыли в сентябре 2005 года на историческом вокзале Стамбула - Сиркеджи. Том самом, который был конечной станцией на маршруте самого известного в мире поезда - Восточного экспресса.

Уже в следующем, 2006 году, музей посетило 52 774 человека (31 153 из которых были иностранцами).  

К открытию Стамбульского железнодорожного музея была сформирована коллекция из 287 предметов, датируемых 19 и 20 веками. Со временем их число выросло, в основном благодаря подаркам от бывших железнодорожников или их семей. Сейчас в музее Сиркеджи представлено порядка 600 экспонатов.

Однако, несмотря на то, что размер выставки увеличился, пространство, занимаемое ею, сократилось. Сперва музей размещался в большом зале, но впоследствии то помещение отвели под аренду, а экспонаты перенесли в бывшее Бюро по туризму. Ныне вся коллекция умещается на площади 145 м².


Экспонаты Стамбульского железнодорожного музея

Значительная часть выставки в музее Сиркеджи посвящена работникам компании "Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları" (Государственные железные дороги Турецкой Республики, чаще всего используется аббревиатура TCDD). 

Вот, например, форма железнодорожника.
Форма железнодорожника 

Личные вещи проводников.
Часы 

Дисковый жезл.

Фуражки 20 века.

Сумка проводника поезда. Датируется 1930 годом.
Перед сумкой, кстати, размещена фотография с мужчиной, которому она принадлежала, его дочерью Тюркан и другими девушками, отправлявшимися в Германию учиться на медсестер. Тюркан после обучения вернулась в Турцию и стала работать в госпитале Государственных железных дорог. Именно она и передала сумку отца музею.

А тут представлен рожок 1908 года, при помощи которого главный проводник объявлял об отправлении.
Под ним лежит компостер со старым билетом.

Другой компостер 20 века. 

Документ для пригородных поездок. 

Витрина с удостоверениями железнодорожников.

Книги, по которым обучались будущие работники. 

Небольшой, но важный кусочек экспозиции рассказывает о том, что железнодорожная станция Стамбула стала синонимом интенсивной трудовой миграции из Турции в страны Европы, и, особенно, Германию. 

В годы после Второй мировой войны там, по понятным причинам, наблюдался значительный дефицит рабочей силы. 31.10.1961 между ФРГ и Турцией был подписан договор, положивший начало массовому переселению турок. 

Оно продолжалось более полувека. Как итог - 60% пустующих мест было заполнено турецкими рабочими, а среди немецких иммигрантов турки сегодня занимают первое место.

Главным экспонатом, свидетельствующем о данной странице истории, является старый дорожный чемодан. На него прикреплены фотографии переселенцев. Они отправлялись в Германию со стамбульского вокзала на Германском экспрессе (также известном под именем "Стамбульский экспресс"). Прибывал поезд на Мюнхенский вокзал, все путешествие занимало около трех дней.

Рядом лежит чемодан с оригинальными наклейками легендарного Восточного экспресса, почти век курсировавшего между Парижем и стамбульским вокзалом Сиркеджи. 

Восточный экспресс был детищем бельгийского инженера Жоржа Нагельмакерса. В основе лежала идея создать такой поезд, в котором европейская аристократия и богачи смогут путешествовать на большие расстояния с привычным комфортом. В 1983 году она была воплощена в жизнь.

Затея оказалась успешной, Восточный экспресс быстро начал пользоваться спросом. Он превратился в синоним роскоши, его принялись именовать "Мадонной поездов" и "Дворцом на колесах". 

Среди наиболее известных пассажиров экспресса оказались австрийский император Франц-Иосиф I, британская королева Елизавета II, французский президент Шарль де Голль, английская писательница Агата Кристи... Последней был создан детективный роман "Убийство в Восточном экспрессе". Он стал одним из многих произведений с Восточным экспрессом в качестве места действия.

Кроме чемодана в экспозиции есть памятная медаль с последнего рейса Восточного экспресса, случившегося в 1977 году; билет; фото; постеры; схема движения и посуда, принадлежавшая компании CIWL (Compagnie Internationale des Wagons-Lits) - оператору поезда.
Серебро из "Восточного эскпресса"

На столовом серебре сделана гравировка с двумя буквами компании - W и L.

Имеется в музее и небольшое собрание разного оборудования, использовавшегося на станциях Турецких железных дорог. 
В него входит несколько телефонов,
Телефонный аппарат 

калькуляторы 20 века,


печатные машинки, 

радиоприемник марки "Philips",

коммутатор, 

телеграфы. 
 
Телеграф 

Есть несколько экспонатов из вокзалов.
На фото - колокол с старой аббревиатурой вокзала Хайдарпаша (CFOA - Chemins de fer Ottomans d'Anatolie), расположенного на Азиатской стороне города.
Станционный колокол 

Изразцовая печь 1890 года, использовавшаяся для отопления зала ожидания на вокзале Сиркеджи. 
Обратите внимание, сколь хороша решетка в нижней части печи.
Изразцовая печь 

Огромные перронные часы с этого же вокзала. 
Перронные часы 

Турецкий флаг 1930 года, принадлежавший полицейскому участку вокзала Сиркеджи.

Еще в музее можно посмотреть презентацию вагона-ресторана Курталанского экспресса, ездившего с стамбульского вокзала Хайдарпаша в расположенный на востоке страны город Курталан.

Но самым монументальным экспонатом, несомненно, является кабина машиниста пригородного поезда. 

Это знаменитый Е8000, с которого началась история электропоездов Турции. По совместительству он стал первым в мире агрегатом, использующим электрификацию 25 000 вольт и 50 Гц.

В музее представлена кабина номера 8027.
Электропоезд Е8000 

Привезти полностью головной вагон не представлялось возможным (для него попросту не было места), поэтому решено было разрезать его и выставить для обозрения наиболее интересную часть - с органами управления.
Кабина машиниста 

Трогать внутри ничего нельзя, но в кабину разрешается подняться.
В кабине машиниста электропоезда 

Это позволяет рассмотреть пульт машиниста во всех подробностях.

Данный тип поездов ездил из Сиркеджи в Халкалы с 1955 по 2010 год. 

Еще Железнодорожный музей Стамбула может похвастаться довольно обширной коллекцией таблиц. 
Среди них есть разного рода знаки и предупредительные надписи,
Информационные таблички 

а также таблички с номерами и названиями, некогда размещавшиеся на поездах.
Таблички с поездов 



Нашлось место и для железной дороги с набором игрушечных поездов. Она была произведена в начале 20 века фирмой "Hornby".

Несколько макетов, сделанных в стамбульской мастерской.

 
Кроме экспонатов, связанных непосредственно с поездами и железными дорогами, в музее Сиркеджи есть возможность увидеть предметы, принадлежавшие железнодорожным школам и больницам TCDD.
Вот аптечка первой помощи, датируемая 1930 годом.

Набор для подбора линз в очках. 

Бутылки из-под перекиси водорода.
Бутылки из-под перекиси водорода 
 
Пианино, привезенное из железнодорожного санатория Якаджик.
Туда оно попало в 1957 году. А изготовлен инструмент был в 1910-м на фабрике в немецком Гамбурге. 
Пианино из бывшей больницы 

Имеются в витринах и другие вещички, не слишком уникальные, но придающие музею некую особую уютность и атмосферность:
ключи,
 
Коллекция ключей 

принадлежности для письма,

сухие красители и чистящие порошки,

пузатый флакон в окружении ламп и инструментов.
Коллекция старых предметов в железнодорожном музее

По соседству с ним представлена керосиновая лампа.
Керосиновая лампа 

И еще парочка приборов.



Для планирования поездки в Стамбул вам могут пригодиться эти сайты:
Aviasales 👉  дешевые авиабилеты
Cherehapa 👉  поиск самых выгодных страховок
Hotellook 👉  сравнение цен на отели и хостелы
Островок 👉  бронирование гостиниц с российских карт 
Intui travel 👉  трансферы для русскоговорящих 
Localrent 👉  поисковик по компаниям проката авто
Tripster 👉 необычные экскурсии по Стамбулу
Wegotrip 👉  аудиогиды на русском языке
Airalo / DrimSim 👉  электронные SIM-карты с интернетом
Radical Storage 👉  сеть камер хранения 

 


Посещение Железнодорожного музея Сиркеджи

Как уже говорилось выше, вход в Стамбульский железнодорожный музей бесплатный.

Открыт он со вторника по воскресенье с 9:30 до 17:00.
Последних посетителей запускают в 16:45.
По понедельникам и в праздничные дни музей на вокзале Сиркеджи не работает.

Съемка фото и видео внутри не запрещена.

Время осмотра зависит от вашего уровня интереса к экспонатам, но в среднем на посещение уходит 15-30 минут.

У большинства выставленных предметов имеются пояснительные таблички с надписями на турецком и английском языках.

Брошюр и аудиогидов на входе вы не найдете, но есть другая опция - воспользоваться аудиогидом от izi.travel. У экспонатов музея имеется несколько наклеек с номерами и QR-кодами. Аудиогид доступен на турецком и английском языках, его можно скачать или слушать онлайн. 

Где конкретно находится Стамбульский железнодорожный музей?

Железнодорожный музей расположен в южной части Европейской стороны Стамбула, в муниципалитете Фатих. Вокзал Сиркеджи, в котором он находится, размещен между двумя крайне популярными локациями - Эминёню и Султанахметом.
 
Если вы заходите со стороны улицы Sirkeci İstasyon, то после выхода к путям надо свернуть направо и чуть-чуть пройти вперед.

При условии, что вы воспользовались входом с улицы Ankara (его можно узнать по надписи "Marmaray Sirkeci İstasyonu", он справа от туристического информационного офиса), нужно пройти зал с кассами и выйти к перронам. После поверните налево.

Достопримечательности рядом с Стамбульским музеем железных дорог:
• Мечеть Хобиар - 350 м, 4 минуты пешком.
• Новая мечеть - 600 м, 7 минут пешком.
• Тюрбе Абдул-Хамида I - 280 м, 4 минуты пешком.
• Тюрбе Хатидже Турхан-султан - 500 м, 6 минут пешком.
• Египетский рынок (Базар специй) - 550 м, 7 минут пешком.
• Галатский мост - 650 м, 8 минут пешком.
• Банковский музей - 450 м, 6 минут пешком.
• Музей почты - 300 м, 5 минут пешком.
• Музей истории науки и техники в исламе - 650 м, 8 минут пешком.
• Музей Древнего Востока - 900 м, 12 минут пешком.
Парк Гюльхане - 600 м, 7 минут пешком.

Как добраться до Железнодорожного музея Сиркеджи на общественном транспорте?

1. Электричка
Учитывая, что музей расположен на железнодорожном вокзале, самый очевидный способ - сесть на электричку (Marmaray). Это прекрасный вариант для тех, кто находится на Азиатской стороне Стамбула или добирается из юго-западной части города.
Выходить следует на станции "Marmaray Sirkeci İstasyonu".


2. Трамвай.
Отлично подойдет и трамвай 1-й линии.
Им, например, могут воспользоваться желающие попасть к стамбульскому железнодорожному музею из районов Топхане, Баезид или Лалели.
Нужная остановка называется "Sirkeci". 
От нее до входа в музей буквально минута пешком.


3. Паром. 
От парома до Железнодорожного музея Стамбула идти чуть подальше, чем с трамвая или электрички, но, в целом, путь все равно относительно короткий.
Из Эминёню до музея Сиркеджи пешком около 7 минут.

Причал "Eminönü" - одна из самых популярных паромных станций.
Она входит в следующие маршруты городской компании "Şehir Hatları":
- "Kadıköy - Karaköy - Eminönü";
- "Boğaz Hattı";
- "Rumeli Kavağı - Eminönü";
- "Üsküdar - Karaköy - Eminönü";
- "Ortaköy - Beşiktaş - Eminönü";
- "Kabataş - Adalar".

Еще дальше имеется причал компании "Turyol" с тем же названием - "Eminönü".
Он является конечной для линий:
- "Eminönü - Kadıköy - Adalar";
- "Kadıköy Çayırbaşı - Karaköy - Eminönü";
- "Üsküdar - Karaköy - Eminönü".

От причала паромов "Turyol" дойти до входа в Железнодорожный музей получится где-то за 10 минут.


4. Автобус.
На маршруте автобуса BN1, ездящего из района Халкалы в Эминёню, есть остановка "Sirkeci". От нее до железнодорожного вокзала порядка 5 минут пешком.

Ну и за 10-13 минут реально дойти до музея от остановок перед Галатским мостом. Они расположены на несколько разной удаленности от моста, но все называются "Eminönü".
Доехать можно на автобусах:
26, 26A, 31E, 32, 33, 33B, 33E, 33ES, 33TE, 33Y, 35, 36CE, 36KE, 37E, 38E, 44B, 46Ç, 47, 47E, 47K, 47N, 47Ç, 48E, 50E, 54E, 54TE, 66, 70D, 70FE, 70KE, 74, 74A, 77Ç78, 78H, 79E, 79GE, 80, 82, 90, 92, 92С, 93, 97A, 97GE, 99, 99A, 99Y, 146B, 336, 336E, 399B, 399C, EC1, EM1, EM2.


Комментарии

  1. Ну надо же, столько раз мимо проходили и не знали. Спасибо! Надо сходить.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий