Самый известный мост Стамбула
Значение Галатского моста (Galata Köprüsü по-турецки), расположенного в начале залива Золотой Рог, сложно переоценить, ведь он связывает оживленные стамбульские районы Эминёню и Каракёй - два транспортных узла, две части города, полные достопримечательностей и ежедневно посещаемые огромным количеством туристов.
Впрочем, Галатский мост не только выполняет практические функции, но и имеет колоссальное символическое значение.
Мост протянулся от исторического полуострова к району Пера. В первом раньше жило очень много мусульман, во втором обитали преимущественно христиане и евреи, торговцы и дипломаты. Исторический полуостров был средоточием османских традиций, Пера - кусочком Европы в Стамбуле. Таким образом, Галатский мост не просто помогал облегчить перемещение между двумя городскими районами, а играл роль связующего звена между Востоком и Западом.
Позднее его также стали называть мостом между новым и старым, прошлым и будущим - на южном берегу Золотого Рога оставались традиционные османские здания и сооружения времен Византии, в то время как на северном рос современный город.
Имеющий достаточно скромную архитектуру, Галатский мост вдохновлял многих творцов именно из-за своей культурной ценности и локации. Вот уже несколько десятилетий он входит в число наиболее часто попадающих в произведения искусства сооружений Стамбула. Его множество раз изображали на картинах и снимали на пленку, он становился местом действия в романах, пьесах и стихах.
Своей популярности Галатский мост не утратил и по сей день. Сейчас это место, где можно ощутить стамбульскую атмосферу, попробовать местный специалитет - балык-экмек, понаблюдать за местными жителями, ловящими рыбу, посмотреть чудесные панорамы и насладиться великолепным закатом.
Но - обо всем по порядку. Прежде чем познакомиться поближе с сегодняшним мостом, предлагаю сперва узнать о его прошлом.
История Галатского моста в Стамбуле
Первые мосты
До 19 века острой необходимости в строительстве моста не было - берег напротив исторического полуострова был гораздо меньше заселен, а Золотой Рог выступал в качестве естественной границы между мусульманским и христианским мирами. В повседневной жизни пересекались они не слишком часто, так что когда возникала нужда переправиться с одного берега на другой, жители и гости города вполне обходились лодками.
Однако рост Стамбула и развитие торговли все меняет. Возникает необходимость в постоянной, прочной и удобной связи между двумя берегами.
Сначала строится мост выше по течению, а в 1845 году появляется и первый мост в устье Золотого Рога. Работы по его возведению отплатила Безмиалем-султан - та самая, что заказала мечеть Долмабахче. Первым человеком, воспользовавшимся мостом, стал ее сын - султан Абдул-Меджид I.
Мост Безмиалем-султан был совсем непохож на нынешний. Он был полностью построен из дерева, из-за чего на нем, кстати, строго запрещалось курить. На мосту стояли стражники и по ночам он закрывался.
Интересно, что мост был бесплатным первые 3 дня, а потом от уплаты взноса были освобождены представители духовенства, пожарные, военные и сотрудники правоохранительных органов. Остальные платили налог. Плата взималась не только за людей и транспорт, но и за животных и грузы. Бесплатным для всех проход стал только в 1930 году. Но мост Безмиалем-султан до этого не дожил.
Разумеется, деревянная конструкция, стоящая на воде, не могла быть слишком долговечной. Поэтому в 1863 и 1875 годах мост перестраивался.
С мостом 1875 года сохранилось несколько неплохих фото.
Легендарный четвертый мост
А в 1910 году началось строительство очередного моста, на сей раз уже из современных материалов. Конструкция опиралась на понтоны и состояла из 12 отдельных частей, что делало ее подвижной - периодически находящиеся на мосту люди могли чувствовать покачивание.
Открылся четвертый мост в 1912 году. Оформлен он был в стиле Первого национального архитектурного движения - стиля, популярного в Турции в период между 1908 и 1930 годами.
Через несколько лет после открытия к мосту была добавлена трамвайная линия.
После того, как плату за проезд и проход убрали, мост превратился в культовую точку на карте города. Он стал местом, где билось сердце Стамбула.
Галатский мост играл роль популярной локации для встреч горожан и вообще, главного моста города. Когда говорили "мост", всегда было понятно, о каком именно мосте идет речь - о том, что соединяет Галату и Эминёню.
Изюминкой четвертого моста оказались находящиеся под дорожным полотном простенькие ресторанчики, быстро завоевавшие расположение стамбульцев. Именно тут некоторое время работал легендарный бар "Kemancı", связанный с развитием турецкой рок-музыки.
Кроме баров, кальянных и чайных на нижнем уровне Галатского моста размещались торговые точки. У его ограды продавали рыбу прямо с лодок, а на верхнем уровне моста в дневное время было множество уличных торговцев, предлагавших все на свете - от фруктов и щербета до лотерейных билетов и бритв.
На свободных участках стояли рыбаки с удочками, хотя вообще-то, ловить рыбу с моста было запрещено. Но это не останавливало ни тех, кто рыбачил, ни жаривших и продававших улов.
На понтонах часто ночевали бездомные.
А еще внизу размещалось отделение морской полиции.
В общем, Галатский мост был воплощением стамбульской атмосферы - яркой и контрастной.
Движение по мосту с годами становилось все более и более оживленным. Во второй половине 20 века им уже ежедневно пользовались тысячи людей и транспортных средств. А у нижней части моста высаживали и принимали пассажиров многочисленные паромы.
К концу 20 столетия возникла необходимость в перестройке моста. Расположенные близко друг к другу понтоны способствовали загрязнению Золотого Рога. Кроме того, конструкция начала ржаветь и ломаться, балки гнили, некоторые понтоны тонули, из-за чего мост стал ассиметричным. Понтоны приходилось часто менять и откачивать из них воду.
Замена моста оказалась очередным символом - вместе со старым Галатским мостом исчезла целая эпоха. Для многих возрастных жителей Стамбула тот, ушедший в прошлое мост, стал олицетворением ностальгии.
Новый Галатский мост
Возведение последнего на сегодняшний день, пятого моста, началось в 1987 году. Строили его прямо рядом с четвертым мостом (на этой фотографии 1992 года новый мост - слева).
В 1992 году на старом Галатском мосту вспыхнул пожар, причина которого и по сей день остается неизвестной. Вскоре после этого открылся современный, пятый мост.
Однако закончен он был только 2 года спустя, в 1994-м. Нынешний облик же моста сформировался еще позднее.
Сперва в 2003 году добавили рестораны, чтобы создать сходство с предшественником. Хотя, по словам местных жителей, прежняя атмосфера так и не вернулась.
Сейчас Галатский мост является скорее туристическим местом.
Впрочем, своей подлинности и аутентичности окончательно он не лишился. Например, на мосту остались рыбаки, стоящие вдоль перил с удочками. А вот расположенные внизу заведения теперь посещают преимущественно только приезжие.
В 2005 году в центре верхнего уровня также появилась трамвайная линия. Так Галатский мост стал одним из немногих в мире разводных мостов с трамвайными путями.
Название
Изначально мост называли мостом Валиде-султан. Довольно быстро появилось и народное название - Новый мост. Так мост в Эминёню отличали от другого, построенного чуть дальше. Также встречались названия: Большой мост, Голубиный мост, мост Новой мечети.
Свое нынешнее имя сооружение получило в честь исторического района Галата, у которого заканчивается северный конец моста.
Пятую версию стамбульцы до сих пор часто называют Новым Галатским мостом (Yeni Galata Köprüsü).
Архитектура Галатского моста
Галатский мост имеет ширину 42 м и длину 490 м. Его центральная часть разводная.
Как вы уже поняли, у моста два уровня.
Верхняя часть - основная, она служит для перемещения транспорта и пешеходов. Здесь есть тротуары, автомобильные полосы и рельсы, по которым ездит трамвай T1.
На нижнем уровне размещена пешеходная зона и рестораны, специализирующиеся преимущественно на рыбе и кальянах. Общая площадь зоны общепита составляет 6500 м².
К слову, из-за разводной конструкции перейти с одного берега на другой только по низу нельзя - подойдя к центру, нужно будет подняться по лестнице наверх, разводные 80 метров пройти по верхней части, и потом, при желании, опять спуститься на нижний уровень.
Виды с Галатского моста
С восточной стороны тут можно любоваться паромными причалами, оживленным движением водного транспорта и местом слияния залива Золотой Рог и пролива Босфор.
Здесь же открывается вид на Азиатский берег.
Также отсюда видно и знаменитую Новую мечеть.
С противоположной стороны моста можно посмотреть на другие достопримечательности исторического полуострова.
Прежде всего, внимание тут привлекает построенная на холме мечеть Сулеймание с четырьмя минаретами, расположенными на разных уровнях. Слева от нее виднеется несколько куполов. Те два из них, что ближе к зданию мечети - это гробницы Сулеймана Великолепного и его супруги Хюррем-султан.
Под мечетью Сулеймание стоит здание с одним большим куполом, в барабане которого размещены арочные окна. Это не очень впечатляющая снаружи, но невероятно эффектная внутри мечеть зятя Сулеймана Великолепного - Рустема-паши.
Внизу, в водах залива, вы можете увидеть стилизованные под старину кораблики, на которых готовят местный специалитет - балык-экмек (рыбу в хлебе).
Напротив всех этих достопримечательностей находится район Галата со своей визитной карточкой - Галатской башней. От западного ограждения моста вид на нее прекрасный.
Ну и, конечно же, здесь тоже получится понаблюдать за перемещениями паромов, лодок и катеров.
А еще увидеть расположенные глубже в заливе два следующих моста - Золотой Рог (на переднем плане, по которому едет метро) и построенный чуть ниже и дальше мост Ататюрка.
На закате залив часто действительно становится золотым. Галатский мост вообще одно из лучших легкодоступных мест в Стамбуле, чтобы насладиться завершением дня.
Кричащие чайки, кораблики и мечети с изящными минаретами - все это выглядит особенно чудесно в лучах заходящего солнца.
А после заката на мосту имеет смысл задержаться еще немного, потому что огни ночного города отсюда также смотрятся прекрасно.
Полезное инфо
Время работы и стоимость
Вход на Галатский мост по-прежнему бесплатный (также, как и проезд по нему).
Мост открыт круглосуточно, но раз в месяц его могут закрывать для движения как транспорта, так и пешеходов - для технического обслуживания.
Разводится Галатский мост обычно с 2:30 до 3:00 в ночь с понедельника на вторник в течение всего года, а также со среды на четверг во все месяцы, кроме летних.
Где находится Галатский мост?
Галатский мост построен неподалеку от места соединения залива Золотой Рог и пролива Босфор. Он связывает две европейских части города. У северной части моста расположен муниципалитет Бейоглу с районом Каракёй, у южной - муниципалитет Фатих с районом Эминёню (исторический полуостров).
Достопримечательности у южного конца Галатского моста (со стороны Эминёню):
• Новая мечеть - 250 м, ≈ 4 минуты пешком;
• Египетский рынок (Базар специй) - 240 м, ≈ 3 минуты пешком;
• Мечеть Рустема-паши - 300 м, ≈ 4 минуты пешком;
• Мавзолей Хатидже Турхан-султан - 350 м, ≈ 5 минут пешком;
• Банковский музей - 400 м, ≈ 6 минут пешком;
Достопримечательности у северного конца Галатского моста (со стороны Каракёя):
• Церковь Св. Григория Лусаворича (Просветителя) - 550 м, 8 минут пешком;
• Галатская башня - 600 м, ≈ 12 минут пешком;
• Церковь Св. Петра и Павла - 700 м, ≈ 12 минут пешком;
• Мечеть Кылыч Али-паши - 700 м, ≈ 11 минут пешком;
• Культурный центр "Tophane-İ Amire" - 850 м, ≈ 12 минут пешком;
• Фонтан Топхане (Махмуда I) - 900 м, ≈ 13 минут пешком;
• Стамбульский музей современного искусства - 1 км, 13 минут пешком.
Другие интересные места Стамбула смотрите в разделе Турция.
Как добраться до Галатского моста в Стамбуле?
1. Трамвай.
С обоих концов моста есть остановки трамвая T1: "Karaköy" и "Eminönü". От остановки Каракёй идти до входа на мост чуть ближе.
Также со стороны Эминёню находится конечная трамвая T5, ездящего из Эйюпсултана.
2. Паром.
У южного конца Галатского моста построены причалы Эминёню (Eminönü), у северного - Каракёй (Karaköy).
Причалы Эминёню расположены поближе к мосту.
С той стороны, где стоят стилизованные лодки, останавливается транспорт компании "Turyol", ездящий по линиям:
- "Üsküdar - Karaköy- Eminönü";
- "Kadiköy yeni (Çayirbaşi) - Karaköy - Eminönü";
- "Eminönü - Kadıköy - Adalar".
Другой, более популярный причал Eminönü, находится справа от южного конца моста. Там, под Новой мечетью, останавливаются городские паромы "Şehir Hatları".
Эминёню включен в маршруты:
- "Üsküdar - Karaköy - Eminönü";
- "Rumeli Kavağı - Eminönü";
- "Boğaz Hattı".
На стороне Каракёя также есть причалы этих компаний.
Справа, если вы стоите лицом к мосту и спиной к Галатской башне, размещен причал компании "Turyol", являющийся конечной для маршрутов:
- "Karaköy - Kadıköy";
- "Karaköy - Üsküdar".
С другой стороны (напротив Новой мечети и пристани Эминёню) находится причал Каракёй, который обслуживает следующие направления компании "Şehir Hatları":
- "Kadıköy - Karaköy - Eminönü";
- "Üsküdar - Karaköy - Eminönü";
- "Bostancı -Moda - Karaköy - Kabataş";
- "Haliç Hattı".
3. Автобус.
Со стороны Каракёя в 50-60 метрах от моста, на остановке "Karaköy", останавливаются автобусы №:
26, 26A, 28, 28T, 30D, 31E, 32, 33, 33B, 33E, 33ES, 33TE, 33Y, 35, 36KE, 36V, 38E, 46KT, 46Ç, 50E, 50P, 54E, 54TE, 66, 70D, 70FE, 70KE, 74, 74A, 77Ç, 78, 78H, 79E, 79GE, 80, 82, 90, 92, 92C, 93, 97A, 97GE, 99A, 146B, 336E, EM1, EM2.
Остановка "Eminönü" входит в маршруты точно тех же автобусов. До входа на мост от нее идти немного подольше.
4. Фуникулер.
Также стоит упомянуть, что в 150 метрах от северного конца моста находится станция фуникулера - знаменитый "Tünel".
Впрочем, он скорее актуален не чтобы добраться до Галатского моста, а как средство быстро подняться от него на улицу Истикляль.
Спланировать путешествие в Стамбул вам помогут сайты:Travelata - сервис по подбору пакетных туровAviasales - поиск дешевых авиабилетовCherehapa - лучшие страховкиHotellook - поисковик по отелям/хостелам/апартаментамЯндекс Путешествия - бронирование отелей с российской картыLocalrent - аренда авто по выгодным ценамIntui travel - трансферы для русскоговорящихWegotrip - аудиогидыRadical Storage - сеть камер хранения
Много интересной и полезной информации. Мост очаровывает.
ОтветитьУдалить