Стамбул: Галатский мост.

Самый известный мост Стамбула

Значение Галатского моста (Galata Köprüsü по-турецки), расположенного в начале залива Золотой Рог, сложно переоценить, ведь он связывает оживленные стамбульские районы Эминёню и Каракёй - два транспортных узла, две части города, полные достопримечательностей и ежедневно посещаемые огромным количеством туристов. 

Впрочем, Галатский мост не только выполняет практические функции, но и имеет колоссальное символическое значение. 


Мост протянулся от исторического полуострова к району Пера. В первом раньше жило очень много мусульман, во втором обитали преимущественно христиане и евреи, торговцы и дипломаты. Исторический полуостров был средоточием османских традиций, Пера - кусочком Европы в Стамбуле. Таким образом, Галатский мост не просто помогал облегчить перемещение между двумя городскими районами, а играл роль связующего звена между Востоком и Западом.

Позднее его также стали называть мостом между новым и старым, прошлым и будущим - на южном берегу Золотого Рога оставались традиционные османские здания и сооружения времен Византии, в то время как на северном рос современный город.


Имеющий достаточно скромную архитектуру, Галатский мост вдохновлял многих творцов именно из-за своей культурной ценности и локации. Вот уже несколько десятилетий он входит в число наиболее часто попадающих в произведения искусства сооружений Стамбула. Его множество раз изображали на картинах и снимали на пленку, он становился местом действия в романах, пьесах и стихах. 

Своей популярности Галатский мост не утратил и по сей день. Сейчас это место, где можно ощутить стамбульскую атмосферу, попробовать местный специалитет - балык-экмек, понаблюдать за местными жителями, ловящими рыбу, посмотреть чудесные панорамы и насладиться великолепным закатом.

Но - обо всем по порядку. Прежде чем познакомиться поближе с сегодняшним мостом, предлагаю сперва узнать о его прошлом.


История Галатского моста в Стамбуле

Первые мосты

До 19 века острой необходимости в строительстве моста не было - берег напротив исторического полуострова был гораздо меньше заселен, а Золотой Рог выступал в качестве естественной границы между мусульманским и христианским мирами. В повседневной жизни пересекались они не слишком часто, так что когда возникала нужда переправиться с одного берега на другой, жители и гости города вполне обходились лодками.           

Однако рост Стамбула и развитие торговли все меняет. Возникает необходимость в постоянной, прочной и удобной связи между двумя берегами.

Сначала строится мост выше по течению, а в 1845 году появляется и первый мост в устье Золотого Рога. Работы по его возведению отплатила Безмиалем-султан - та самая, что заказала мечеть ДолмабахчеПервым человеком, воспользовавшимся мостом, стал ее сын - султан Абдул-Меджид I.

Мост Безмиалем-султан был совсем непохож на нынешний. Он был полностью построен из дерева, из-за чего на нем, кстати, строго запрещалось курить. На мосту стояли стражники и по ночам он закрывался. 

Интересно, что мост был бесплатным первые 3 дня, а потом от уплаты взноса были освобождены представители духовенства, пожарные, военные и сотрудники правоохранительных органов. Остальные платили налог. Плата взималась не только за людей и транспорт, но и за животных и грузы. Бесплатным для всех проход стал только в 1930 году. Но мост Безмиалем-султан до этого не дожил.

Разумеется, деревянная конструкция, стоящая на воде, не могла быть слишком долговечной. Поэтому в 1863 и 1875 годах мост перестраивался. 

С мостом 1875 года сохранилось несколько неплохих фото.


Легендарный четвертый мост

А в 1910 году началось строительство очередного моста, на сей раз уже из современных материалов. Конструкция опиралась на понтоны и состояла из 12 отдельных частей, что делало ее подвижной - периодически находящиеся на мосту люди могли чувствовать покачивание. 

Открылся четвертый мост в 1912 году. Оформлен он был в стиле Первого национального архитектурного движения - стиля, популярного в Турции в период между 1908 и 1930 годами.

Через несколько лет после открытия к мосту была добавлена трамвайная линия.


После того, как плату за проезд и проход убрали, мост превратился в культовую точку на карте города. Он стал местом, где билось сердце Стамбула. 

Галатский мост играл роль популярной локации для встреч горожан и вообще, главного моста города. Когда говорили "мост", всегда было понятно, о каком именно мосте идет речь - о том, что соединяет Галату и Эминёню.


Изюминкой четвертого моста оказались находящиеся под дорожным полотном простенькие ресторанчики, быстро завоевавшие расположение стамбульцев. Именно тут некоторое время работал легендарный бар "Kemancı", связанный с развитием турецкой рок-музыки. 

Кроме баров, кальянных и чайных на нижнем уровне Галатского моста размещались торговые точки. У его ограды продавали рыбу прямо с лодок, а на верхнем уровне моста в дневное время было множество уличных торговцев, предлагавших все на свете - от фруктов и щербета до лотерейных билетов и бритв.
1950 год


На свободных участках стояли рыбаки с удочками, хотя вообще-то, ловить рыбу с моста было запрещено. Но это не останавливало ни тех, кто рыбачил, ни жаривших и продававших улов.
На понтонах часто ночевали бездомные. 
А еще внизу размещалось отделение морской полиции. 
В общем, Галатский мост был воплощением стамбульской атмосферы - яркой и контрастной. 

Движение по мосту с годами становилось все более и более оживленным. Во второй половине 20 века им уже ежедневно пользовались тысячи людей и транспортных средств. А у нижней части моста высаживали и принимали пассажиров многочисленные паромы.


К концу 20 столетия возникла необходимость в перестройке моста. Расположенные близко друг к другу понтоны способствовали загрязнению Золотого Рога. Кроме того, конструкция начала ржаветь и ломаться, балки гнили, некоторые понтоны тонули, из-за чего мост стал ассиметричным. Понтоны приходилось часто менять и откачивать из них воду. 

Замена моста оказалась очередным символом - вместе со старым Галатским мостом исчезла целая эпоха. Для многих возрастных жителей Стамбула тот, ушедший в прошлое мост, стал олицетворением ностальгии.

Новый Галатский мост

Возведение последнего на сегодняшний день, пятого моста, началось в 1987 году. Строили его прямо рядом с четвертым мостом (на этой фотографии 1992 года новый мост - слева).


В 1992 году на старом Галатском мосту вспыхнул пожар, причина которого и по сей день остается неизвестной. Вскоре после этого открылся современный, пятый мост. 

Однако закончен он был только 2 года спустя, в 1994-м. Нынешний облик же моста сформировался еще позднее. 

Сперва в 2003 году добавили рестораны, чтобы создать сходство с предшественником. Хотя, по словам местных жителей, прежняя атмосфера так и не вернулась.


Сейчас Галатский мост является скорее туристическим местом. 
Впрочем, своей подлинности и аутентичности окончательно он не лишился. Например, на мосту остались рыбаки, стоящие вдоль перил с удочками. А вот расположенные внизу заведения теперь посещают преимущественно только приезжие. 

В 2005 году в центре верхнего уровня также появилась трамвайная линия. Так Галатский мост стал одним из немногих в мире разводных мостов с трамвайными путями.



Название

Изначально мост называли мостом Валиде-султан. Довольно быстро появилось и народное название - Новый мост. Так мост в Эминёню отличали от другого, построенного чуть дальше. Также встречались названия: Большой мост, Голубиный мост, мост Новой мечети.

Свое нынешнее имя сооружение получило в честь исторического района Галата, у которого заканчивается северный конец моста. 
Пятую версию стамбульцы до сих пор часто называют Новым Галатским мостом (Yeni Galata Köprüsü).


Архитектура Галатского моста

Галатский мост имеет ширину 42 м и длину 490 м. Его центральная часть разводная. 

Как вы уже поняли, у моста два уровня. 
Верхняя часть - основная, она служит для перемещения транспорта и пешеходов. Здесь есть тротуары, автомобильные полосы и рельсы, по которым ездит трамвай T1.


На нижнем уровне размещена пешеходная зона и рестораны, специализирующиеся преимущественно на рыбе и кальянах. Общая площадь зоны общепита составляет 6500 м². 


К слову, из-за разводной конструкции перейти с одного берега на другой только по низу нельзя - подойдя к центру, нужно будет подняться по лестнице наверх, разводные 80 метров пройти по верхней части, и потом, при желании, опять спуститься на нижний уровень.


Виды с Галатского моста

Верхняя часть моста, кроме всего прочего, выполняет функцию хорошей обзорной площадки.


С восточной стороны тут можно любоваться паромными причалами, оживленным движением водного транспорта и местом слияния залива Золотой Рог и пролива Босфор.


Здесь же открывается вид на Азиатский берег.


Также отсюда видно и знаменитую Новую мечеть.
 

С противоположной стороны моста можно посмотреть на другие достопримечательности исторического полуострова. 

Прежде всего, внимание тут привлекает построенная на холме мечеть Сулеймание с четырьмя минаретами, расположенными на разных уровнях. Слева от нее виднеется несколько куполов. Те два из них, что ближе к зданию мечети - это гробницы Сулеймана Великолепного и его супруги Хюррем-султан.

Под мечетью Сулеймание стоит здание с одним большим куполом, в барабане которого размещены арочные окна. Это не очень впечатляющая снаружи, но невероятно эффектная внутри мечеть зятя Сулеймана Великолепного - Рустема-паши.

Внизу, в водах залива, вы можете увидеть стилизованные под старину кораблики, на которых готовят местный специалитет - балык-экмек (рыбу в хлебе).


Напротив всех этих достопримечательностей находится район Галата со своей визитной карточкой - Галатской башней. От западного ограждения моста вид на нее прекрасный.


Ну и, конечно же, здесь тоже получится понаблюдать за перемещениями паромов, лодок и катеров.
А еще увидеть расположенные глубже в заливе два следующих моста - Золотой Рог (на переднем плане, по которому едет метро) и построенный чуть ниже и дальше мост Ататюрка.


На закате залив часто действительно становится золотым. Галатский мост вообще одно из лучших легкодоступных мест в Стамбуле, чтобы насладиться завершением дня.

Кричащие чайки, кораблики и мечети с изящными минаретами - все это выглядит особенно чудесно в лучах заходящего солнца.


А после заката на мосту имеет смысл задержаться еще немного, потому что огни ночного города отсюда также смотрятся прекрасно.
        

Полезное инфо

Время работы и стоимость 

Вход на Галатский мост по-прежнему бесплатный (также, как и проезд по нему).

Мост открыт круглосуточно, но раз в месяц его могут закрывать для движения как транспорта, так и пешеходов - для технического обслуживания.

Разводится Галатский мост обычно с 2:30 до 3:00 в ночь с понедельника на вторник в течение всего года, а также со среды на четверг во все месяцы, кроме летних.
 

Где находится Галатский мост?

Галатский мост построен неподалеку от места соединения залива Золотой Рог и пролива Босфор. Он связывает две европейских части города. У северной части моста расположен муниципалитет Бейоглу с районом Каракёй, у южной - муниципалитет Фатих с районом Эминёню (исторический полуостров).

Достопримечательности у южного конца Галатского моста (со стороны Эминёню):
• Новая мечеть - 250 м, ≈ 4 минуты пешком;
• Египетский рынок (Базар специй) - 240 м, ≈ 3 минуты пешком;
 Мечеть Рустема-паши - 300 м, ≈ 4 минуты пешком;
 Мавзолей Хатидже Турхан-султан - 350 м, ≈ 5 минут пешком;
 Банковский музей - 400 м, ≈ 6 минут пешком;
• Тюрбе султана Абдул-Хамида I - 500 м, ≈ 7 минут пешком;
 Железнодорожный музей - 700 м, ≈ 10 минут пешком.

Достопримечательности у северного конца Галатского моста (со стороны Каракёя):
• Церковь Св. Григория Лусаворича (Просветителя) - 550 м, 8 минут пешком;
Галатская башня - 600 м, ≈ 12 минут пешком;
Церковь Св. Петра и Павла700 м, ≈ 12 минут пешком;
Мечеть Кылыч Али-паши - 700 м, ≈ 11 минут пешком;
• Культурный центр "Tophane-İ Amire" - 850 м, ≈ 12 минут пешком;
• Фонтан Топхане (Махмуда I) 900 м, ≈ 13 минут пешком;
Мечеть Нусретие - 1 км, ≈ 14 минут пешком;
• Стамбульский музей современного искусства - 1 км, 13 минут пешком.


Другие интересные места Стамбула смотрите в разделе Турция.

Как добраться до Галатского моста в Стамбуле?

1. Трамвай.
С обоих концов моста есть остановки трамвая T1: "Karaköy" и "Eminönü". От остановки Каракёй идти до входа на мост чуть ближе.

Также со стороны Эминёню находится конечная трамвая T5, ездящего из Эйюпсултана.


2. Паром.
У южного конца Галатского моста построены причалы Эминёню (Eminönü), у северного - Каракёй (Karaköy).

Причалы Эминёню расположены поближе к мосту.
С той стороны, где стоят стилизованные лодки, останавливается транспорт компании "Turyol", ездящий по линиям: 
- "Üsküdar - Karaköy- Eminönü";
- "Kadiköy yeni (Çayirbaşi) - Karaköy - Eminönü";
- "Eminönü - Kadıköy - Adalar".

Другой, более популярный причал Eminönü, находится справа от южного конца моста. Там, под Новой мечетью, останавливаются городские паромы "Şehir Hatları".
Эминёню включен в маршруты:
- "Üsküdar - Karaköy - Eminönü";
- "Rumeli Kavağı - Eminönü";
- "Boğaz Hattı".


На стороне Каракёя также есть причалы этих компаний.
Справа, если вы стоите лицом к мосту и спиной к Галатской башне, размещен причал компании "Turyol", являющийся конечной для маршрутов:
- "Karaköy - Kadıköy";
- "Karaköy - Üsküdar".

С другой стороны (напротив Новой мечети и пристани Эминёню) находится причал Каракёй, который обслуживает следующие направления компании "Şehir Hatları":
- "Kadıköy - Karaköy - Eminönü";
- "Üsküdar - Karaköy - Eminönü";
- "Bostancı -Moda - Karaköy - Kabataş";
- "Haliç Hattı".


3. Автобус.
Со стороны Каракёя в 50-60 метрах от моста, на остановке "Karaköy", останавливаются автобусы №:
26, 26A, 28, 28T, 30D, 31E, 32, 33, 33B, 33E, 33ES, 33TE, 33Y, 35, 36KE, 36V, 38E, 46KT, 46Ç, 50E, 50P, 54E, 54TE, 66, 70D, 70FE, 70KE, 74, 74A, 77Ç, 78, 78H, 79E, 79GE, 80, 82, 90, 92, 92C, 93, 97A, 97GE, 99A, 146B, 336E, EM1, EM2.

Остановка "Eminönü" входит в маршруты точно тех же автобусов. До входа на мост от нее идти немного подольше.


4. Фуникулер.
Также стоит упомянуть, что в 150 метрах от северного конца моста находится станция фуникулера - знаменитый "Tünel". 
Впрочем, он скорее актуален не чтобы добраться до Галатского моста, а как средство быстро подняться от него на улицу Истикляль.

Спланировать путешествие в Стамбул вам помогут сайты:
Travelata - сервис по подбору пакетных туров
Aviasales - поиск дешевых авиабилетов
Cherehapa - лучшие страховки
Hotellook - поисковик по отелям/хостелам/апартаментам
Яндекс Путешествия - бронирование отелей с российской карты
Localrent - аренда авто по выгодным ценам 
Intui travel - трансферы для русскоговорящих 
TripsterSputnik - русскоязычные экскурсии по Стамбулу
Wegotrip - аудиогиды
Airalo, DrimSim - онлайн-магазины SIM-карт
Radical Storage - сеть камер хранения


Комментарии

  1. Много интересной и полезной информации. Мост очаровывает.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий