В последнее время мы нечасто куда-нибудь выбираемся, а потому каждую поездку я стремлюсь использовать по максимуму. И даже когда нашей основной целью является какой-нибудь праздник или фестиваль в другом городе, мы стараемся выехать пораньше, чтобы в свободное время успеть погулять и посмотреть что-нибудь новое или уже знакомое, но любимое.
Поэтому несмотря на то, что Зимний карнавал должен был начаться в 14:30, в Котор мы приехали рано утром. Сначала в планах было просто прогуляться по Старому городу, но совершенно неожиданно нас занесло к крепостным укреплениям. В итоге мы крайне интересно провели время, поднявшись по новой для нас тропе к вершине горы и Цитадели. Речь идет о южном участке крепостных стен, начинающемся от ворот Гурдич. Ему и будет посвящен данный пост.
Поэтому несмотря на то, что Зимний карнавал должен был начаться в 14:30, в Котор мы приехали рано утром. Сначала в планах было просто прогуляться по Старому городу, но совершенно неожиданно нас занесло к крепостным укреплениям. В итоге мы крайне интересно провели время, поднявшись по новой для нас тропе к вершине горы и Цитадели. Речь идет о южном участке крепостных стен, начинающемся от ворот Гурдич. Ему и будет посвящен данный пост.
Чтобы попасть на тропу, необходимо зайти на бастион Гурдич возле ворот. Во дворе жилого дома будет лестница наверх, с которой начинается пешая тропа. В дальнейшем примерно половину пути нужно будет проделать вдоль южной стены, а после - свернуть влево. На снимке красной линией отмечена большая часть маршрута.
Начало подъема, взгляд наверх.
Практически сразу над воротами расположена первая позиция - укрепление Зен, которое ранее носило название Св. Франьо (Святого Франциска), однако позднее стало известно как "Posto Zen".
Оно относится к 17 веку, было возведено в период Венецианского владычества.
Здесь еще ненамного выше, нежели на бастионе Гурдич, но Старый город Котора на мой взгляд прекрасен с любой высоты.
Вид на укрепление с тропы.
К слову, данный путь - еще один способ подняться на вершину бесплатно, так как билетеры сидят только в двух точках - у главного входа, что подле церкви Св. Марии Речной, и возле площади Салата. Хотя вполне возможно, что через некоторое время ситуация изменится, но вряд ли это случится скоро, так как она еще явно не готова к приему большого числа туристов и до основной дороги ей по ухоженности очень далеко, многие участки все еще выглядят довольно дикими. Но зато какими живописными!
Вот уже более 80 лет этот сектор фортификации никак не используется.
Выход на укрепление Св. Франьо. В стороне, на заднем плане, виднеется заброшенный домик. Хотели к нему подойти, но времени было мало, да и дорожка основательно заросла колючими кустами и травой.
Данное укрепление, как и позиция Зен, было построено еще в 17 веке. Оно расположено на высоте 60 метров над уровнем моря.
Сбоку от арки - лестница в никуда, она утыкается в стенку, а справа - обрыв.
Очаровательная башенка.
С позиции хорошо видно крепостные стены, вдоль которых нам предстоит подниматься к вершине.
Которский залив, прибрежная часть города и исторический квартал во всей красе.
Старый город чуть ближе. Среди красных черепичных крыш можно разглядеть известную Часовую башню и Наполеоновский театр - высокое здание песочного цвета - позади нее.
От укрепления Св. Франьо начинается путь, отмеченный на карте, висящей возле главного входа и обычно выдаваемой вместе с билетиком, как зона высокого риска. До Святого Франьо идет безопасный, синий маршрут. Однако на самом деле сложных участков и после практически нет, не считая маленького отрезочка под конец, где нужно пройти буквально пару шагов по узкой тропке рядом с обрывом без ограждений.
Да, тут есть фрагменты пути без ступеней и по большей части нет невысокой боковой стенки как на основной туристической тропе, но это едва ли делает восхождение на гору ощутимо более сложным. Мне даже показалось, что дорога тут более пологая, не считая одного отрезка опять же перед вершиной.
На этом, нетуристическом подъеме, скорее всего из-за полного отсутствия людей, некоторой заброшенности и потому, что его давно не реставрировали (все ресурсы сейчас тратятся на поддержание в порядке и восстановление основной дороги) мне удалось особенно остро осознать значимость этой крепости и прочувствовать дух старины, разглядывая кладку стен или потертые ступени.
Пока мы шли постоянно ловила себя на мысли - как же жаль тех, кто проходит только по одной, главной, самой простой дорожке, никуда не сворачивая и не заглядывая. Ведь они видят лишь часть которской фортификации, а вся остальная красота: тропинки, лестницы, стены, небольшие укрепления, новые конструкции за поворотами и виды с другого ракурса остаются скрытыми от их внимания. Такие дорожки позволяют почувствовать себя немного исследователем, порадоваться пусть маленьким, но неожиданным и прекрасным открытиям.
Хотя, с другой стороны я, конечно, понимаю, что большинство туристов приезжает в Черногорию в самые жаркие месяцы, когда даже основную тропу тяжко осилить из-за палящего солнца. А такие боковые пути, к тому же, летом зачастую сильно зарастают травой и сулят встречи со змеями, которые как раз любят подобные местечки.
Подходим к очередной позиции. Взгляд вверх, на небольшое здание у обрыва. К нему мы вернемся позже.
Самое крупное на нашем пути укрепление названо в честь Святого Степана (Св. Стефана).
Этот комплекс сооружений был возведен венецианцами в 17 веке. На верхнем уровне построена симпатичная башенка с арочным окном и полуразрушенной верхушкой. Под ней - арка и проход в маленькое помещение.
До наших дней укрепление неплохо сохранилось, хотя в паре мест и виднеются трещины.
На одной из стен - шикарный крылатый лев, геральдический символ Венецианской республики. К сожалению, зверь уже без морды.
Через амбразуры можно посмотреть на окрестности. Которский порт и центральная дорога вдоль берега моря видны как на ладони.
За обзорной площадкой находится двухэтажное строение, попасть в которое не представляется возможным. Когда местные работники расчищали путь, все срубленные ветки были сброшены ими в это здание, так что зайти туда теперь просто нереально. Но внутрь можно заглянуть поднявшись по лесенке чуть выше.
Вид на эту постройку с дороги.
Дальше приходится резко свернуть влево, так как идти вдоль западной стены становится невозможно. Хотя система укреплений там и идет до вершины горы, но дорога становится слишком крутой и опасной, да и ее уже многие годы никто не расчищал. Может теоретически там и можно пробраться, но на карте этот путь тоже никак не отмечен. Так что сворачиваем и идем вдоль другой, более низкой стены.
Тут мы подходим к домику, который было видно снизу.
Ранее он исполнял роль часовни. Внутри все очень просто, никаких украшательств.
Сбоку от часовни - изогнутая стена, заканчивающаяся тупиком, еще одна небольшая позиция.
Ведут к ней старые ступени, сложенные венецианцами.
С этой позиции можно взглянуть на часовню у обрыва с другого ракурса.
И в очередной раз полюбоваться панорамами. Вид на Доброту.
Прчань на противоположном берегу.
Потрясающие склоны Врмца.
Кусочек набережной. Кстати, именно здесь проводилось сожжение карнавальной куклы.
Дальше начинается тот самый довольно резкий и наименее удобный отрезок подъема. Как видно на этом снимке - временами приходится идти без лестницы, по камням, наваленным на земле.
Но вскоре снова появляются ступени.
Вид с лестницы.
Если посмотреть вниз, можно увидеть те участки крепости, которые уже пройдены. Например, укрепление Св. Степана.
И участок с домиком-часовней.
В определенный момент становится видно церковь Богородицы Здравие на основном туристическом маршруте.
И Малую крепость перед Цитаделью.
Путь до вершины горы почти пройден, но по дороге нам встречается еще пара укреплений.
Маленькое помещение. Не знаю, какую роль оно играло раньше, но ныне, в виду его близости к главной крепости, его, разумеется, превратили в подобие уборной.
Перед самой вершиной попадаются единственные более-менее свежие постройки.
К ним ведет современная бетонная лестничка.
Пройдя два небольших одноэтажных здания мы выходим прямо к крепости Св. Ивана на вершине, цели нашего восхождения.
Обратно можно спуститься также, либо по основному, туристическому маршруту. Подробнее о нем читайте здесь и здесь.
Какая красота! Если всё восстановить- ух!
ОтветитьУдалить